Социально-экономический мониторинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:59, контрольная работа

Описание работы

Современный этап развития общества характеризуется резким возрастанием роли и значения информации в управлении социально экономическими процессами. Наличие полной своевременной и достоверной информации о процессах, происходящих в различных отраслях и сферах жизнедеятельности города, является необходимым условием организации эффективного управления его развитием. В то же время перед муниципальными органами власти и управления стоят проблемы:
- эффективной организации сбора информации ввиду огромного количества показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования;
- объективной оценки происходящих в городе изменений;
- прогнозирования развития социально-экономических процессов;
- своевременной разработки регулирующих воздействий, направленных на поддержку позитивных и ослабление негативных тенденций.
Решение этих проблем обеспечит организация в городе системы мониторинга социально-экономического развития

Содержание

Введение 3
1. Организация сбора информации по социально-экономической тематике 4
2. Система мониторинга как информационно-аналитическая база 11
3. Социально-экономический мониторинг систем местного самоуправления 14
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Работа содержит 1 файл

батова Натаха 2.docx

— 45.61 Кб (Скачать)

     Мониторинг  уровня медицинского обслуживания населения  предполагает оценку его обеспеченности амбулаторно-поликлиническими учреждениями и стационарной сетью, соответствии численности медперсонала принятым нормам, наличие и доступность  лекарств, медикаментов.

     Мониторинг  уровня обеспеченности жильем предполагает помимо оценки обеспеченности, оценку уровня благоустройства жилья, характера  заселения, соответствия современным  планировочным и гигиеническим  требованиям.

     Основным  показателем качества питания населения  является обеспечение им необходимого количества килокалорий и граммов  белка. В рамках мониторинга необходимо провести оценку потребления населением основных продуктов питания по следующим  группам: мясо и мясопродукты в пересчете  на мясо, сахар, масло растительное, картофель, овощи и бахчевые, хлебные  продукты. Также необходимо оценить  насыщенность местного рынка продуктами питания по объему и ассортименту, качество реализуемых товаров, доступность (пространственную и финансовую) продуктов  питания.

     При мониторинге сферы рекреации  и досуга оценивают уровень физкультурного движения, уровень и тенденции  развития городских зон массового  отдыха, условия для проведения мероприятий  рекреационного характера и доступность  этих мероприятий. Среди основных индикаторов, характеризующих уровень физкультурной  работы и возможности рекреационной  сферы в городе, можно указать  число коллективов физкультурников, объем реализации платных услуг  населению, состояние материально-технической  базы объектов физкультуры и спорта, измерение мощности (вместимости) объектов оздоровительного отдыха.

     2) мониторинг уровня жизни. Используются следующие индикаторы: определение индекса жизни (индекса потребительских цен) – изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в текущем периоде и его стоимость в базовом периоде. Оценка доходов населения предполагает рассмотрение реальных общих доходов населения, реальных располагаемых доходов, личных доходов, средних доходов и средней зарплаты.

     Реальные  общие доходы населения есть личные доходы с добавлением стоимости  бесплатных или предоставляемых  на льготной основе услуг с поправкой  на изменение потребительских цен.

     Реальные  располагаемые доходы населения  определяются как личные доходы с  поправкой на изменение потребительских  цен.

     Личные  доходы населения – все виды денежных и натуральных доходов, полученных трудящимися в виде вознаграждения за работу по найму, от индивидуальной трудовой деятельности, денежные поступления  из общественных фондов потребления. Личные располагаемые доходы определяются как личные доходы за вычетом налогов, обязательных платежей и добровольных взносов населения в общественные организации.

     Денежные  доходы населения включают все поступления  финансовых средств населению от предприятий, безналичные перечисления и суммы, удерживаемы в уплату налогов, стоимость продуктов и  услуг, предоставляемых населению  в счет причитающихся ему денежных доходов.

     Средний доход и средняя заработная плата  работников начисляется исходя из суммы  средств, направленных на потребление  в расчете на одного занятого.

     Важнейшим показателем уровня жизни населения  являются покупательная способность  средней заработной платы, потребительские  расходы населения, объем денежных сбережений населения, величина накопленного имущества.

     Покупательная способность средней заработной платы определяется через количество товаров и услуг, которые потребитель  сможет приобрести на среднюю заработную плату.

     При мониторинге уровня жизни населения  необходимо также оценить состояние  и уровень изношенности объектов ЖКХ, обеспеченность населения услугами бытового характера, наличие и доступность  этих услуг, которые потребитель  сможет приобрести на среднюю заработную плату 

     В период перехода к рыночной экономике  особое значение приобретает оценка уровня жизни социально незащищенных слоев населения. Поэтому мониторинг уровня жизни населения должен включать в себя оценку показателя реальной покупательной способности средней  пенсии (пособий, стипендий).

     3) мониторинг образа жизни горожан. Он непосредственно связан с оценкой уровня занятости населения, обеспечения общественного порядка и личной безопасности поддержанию благоприятного социально-психологического климата в обществе.

     Мониторинг  уровня занятости населения включает в себя помимо определения количественных и качественных показателей рынка  труда, определение структуры занятости  по отраслям экономики, выявление динамики структуры отраслей.

     Мониторинг  обеспечения общественного порядка  предполагает определение уровня преступности, числа совершенных преступлений, числа лиц, совершивших преступления.

     Мониторинг  социального самочувствия населения  проводится с целью выявления  отношения населения к уровню своего материального благополучия, состояния здоровья , степени личной безопасности, ходу экономических реформ готовности и способности активно адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности, политическим свободам и т.д. Оценка этих показателей производится на основе ответов горожан на вопросы социологических исследований.[5,c.140]

     Социальная  напряженность в обществе является одной из важнейших составляющих мониторинга образа жизни населения. Индикаторами социальной напряженности  являются: чувства, настроения по поводу действующих способов удовлетворения потребностей, распределения благ, чувства, настроения по поводу деятельности институтов, отвечающих за обеспечение  способов реализации потребностей и  интересов, готовность социальных групп  защищать и отстаивать свои основные потребности и интересы.

     Выход России на внешний рынок, развитие интеграционных процессов в Западной Европе и  в мире вообще, требуют от России принятия общемировых оценок уровня жизни населения, в частности, стандарта  покупательной способности –  единицы паритета покупательной  способности, позволяющей сбалансировать различия в уровне цен.

     Мониторинг  социально-экономического потенциала региона позволяет оценить возможности, резервы, территории при задействовании всего комплекса разного рода ресурсов, имеющихся в регионе. Выделяют базовый ресурсный потенциал  региона и блок обеспечивающих потенциалов  социально-экономического развития региона.

     Блок  ресурсных потенциалов включает в себя

     1) природно-ресурсный потенциал – определяется количеством и качеством запасов ресурсов, условиями добычи и транспортировки

     2) экономико-географический потенциал – определяется протяженностью путей сообщения, их пропускной способностью, близостью территории к сырьевым, продовольственным и ресурсным базам, возможностями отдыха и организации различных видов туризма свободными площадями и др.

     3) демографический потенциал – определяется общей численностью населения, его поло-возрастным составом, динамикой роста (убыли) населения, миграционными процессами.

     Блок  обеспечивающих потенциалов объединяет локальные потенциалы, которые призваны способствовать реализации базовых  ресурсных потенциалов и включает в себя следующие потенциалы:

     1) трудовой потенциал – определяемый образовательным, квалификационным, профессиональным составом рабочих кадров, занятостью в разрезе отраслей и сфер хозяйства;

     2) производственный потенциал – определяемый структурой и объемом производства, величиной и эффективностью использования фондов

     3) научно-инновационный потенциал – определяемый величиной и качеством фундаментального и прикладного научного задела;

     4) социально-инфраструктурный потенциал, характеризуемый резервами расширения номенклатуры и качества выполняемых услуг. Повышения их доступности;

     5) бюджетный потенциал – определяемый величиной местных налогов и сборов, отчислениями от общефедеральных налогов и налогов субъектов РФ, поступлений от приватизации государственной собственности, сдачи муниципального имущества в аренду и других.

     6) инвестиционный потенциал – определяемый количеством привлеченных средств отечественных и зарубежных инвесторов.

     Отдельно  выделяют потенциал преобразования. Индикаторами этого потенциала могут  быть полнота и глубина разработки проекта тех или иных изменений, готовность региона (социально-психологическая, правовая организационная, техническая, информационная, научно-методическая и т.п.) к практической реализации намечаемых трансформаций.

  1. Система мониторинга как  информационно аналитическая  база

     Так как под мониторингом социально-экономической  ситуации в регионах Российской Федерации  понимается специально организованная и постоянно действующая система  учета (статистической отчетности), сбора, анализа и распространения информации, проведения дополнительных информационно-аналитических  обследований (опросы населения и  т.п.) и оценки (диагностики) состояния, тенденций развития и остроты  общерегиональных ситуаций и конкретных региональных проблем, данная система  является основной информационной базой  социально-экономических показателей  региона.

     Главная задача регионального мониторинга  состоит в создании надежной и  объективной основы для выработки  обоснованной государственной политики регулирования территориального развития и для определения её приоритетов.

     Система регионального мониторинга должна стать информационно аналитической  базой для решения следующих  задач:

     1. обоснование целей и приоритетных  задач государственной региональной  политики в Российской Федерации; 

     2. предупреждение кризисных региональных  ситуаций и региональных конфликтов;

     3. оценка результативности деятельности  федеральных органов, территориальных  органов федеральных министерств  и ведомств;

     4. обоснование мер государственной  поддержки отдельных территорий, разработка системы прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и отдельных территорий;

     5. подготовка ежегодных государственных  докладов о региональной социально-экономической,  национально-этнической и политической  ситуации и о приоритетных  направлениях региональной политики  в Российской Федерации. 

     Для достижения этих задач система регионального  мониторинга должна обеспечить учет, сбор, анализ и распространение информации правового, экономического, социального  и политического характера на уровне федеральных округов, экономических  районов, субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований (города и районы).

     Предметом регионального мониторинга являются региональные ситуации и региональные проблемы, описываемые количественными  и качественными, статическими (одномоментными) или динамическими (за несколько  периодов) параметрами.[6,c.187]

     Под региональной ситуацией понимается общее состояние региональной среды, то есть состояние природно-климатического, пространственного, социально-демографического, экономического, экологического, природно-ресурсного, общественно-политического, культурно-исторического, национально-этнического потенциалов  территории. Региональная ситуация характеризуется совокупностью количественных (редко - качественных) показателей, характеризующих состояние или динамику функционирования каждого из указанных потенциалов территории, а также различными комбинациями этих показателей. Неотъемлемой частью индикаторов региональных ситуаций являются внутрирегиональные пропорции (например, соотношение социального и экономического, природно-ресурсного и экологического потенциалов), баланс которых отражает степень устойчивости, внутренней самодостаточности каждой территории, а также характеристики нормативно-правовых (федеральных, региональных, местных) регуляторов территориального развития.

Информация о работе Социально-экономический мониторинг