Социально-экономический мониторинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:59, контрольная работа

Описание работы

Современный этап развития общества характеризуется резким возрастанием роли и значения информации в управлении социально экономическими процессами. Наличие полной своевременной и достоверной информации о процессах, происходящих в различных отраслях и сферах жизнедеятельности города, является необходимым условием организации эффективного управления его развитием. В то же время перед муниципальными органами власти и управления стоят проблемы:
- эффективной организации сбора информации ввиду огромного количества показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования;
- объективной оценки происходящих в городе изменений;
- прогнозирования развития социально-экономических процессов;
- своевременной разработки регулирующих воздействий, направленных на поддержку позитивных и ослабление негативных тенденций.
Решение этих проблем обеспечит организация в городе системы мониторинга социально-экономического развития

Содержание

Введение 3
1. Организация сбора информации по социально-экономической тематике 4
2. Система мониторинга как информационно-аналитическая база 11
3. Социально-экономический мониторинг систем местного самоуправления 14
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Работа содержит 1 файл

батова Натаха 2.docx

— 45.61 Кб (Скачать)

Содержание

Введение            3

1. Организация  сбора информации по социально-экономической  тематике   4

2. Система мониторинга  как информационно-аналитическая база             11

3. Социально-экономический  мониторинг систем местного самоуправления           14

Заключение                     17

Список использованной литературы                 18

 

    Введение

     Современный этап развития общества характеризуется  резким возрастанием роли и значения информации в управлении социально  экономическими процессами. Наличие  полной своевременной и достоверной  информации о процессах, происходящих в различных отраслях и сферах жизнедеятельности города, является необходимым условием организации  эффективного управления его развитием. В то же время перед муниципальными органами власти и управления стоят  проблемы:

     - эффективной организации сбора  информации ввиду огромного количества  показателей, характеризующих социально-экономическое  положение муниципального образования;

     - объективной оценки происходящих  в городе изменений;

     - прогнозирования развития социально-экономических  процессов;

     - своевременной разработки регулирующих  воздействий, направленных на  поддержку позитивных и ослабление  негативных тенденций.

     Решение этих проблем обеспечит организация  в городе системы мониторинга  социально-экономического развития

     Одним из основных правил стратегического  планирования является оценка. Оценка должна непрерывно сопровождать реализацию планов и проектов чтобы сделать возможным их текущую корректировку.

  1. Организация сбора информации по социально экономической  тематике

     Этап  сбора и обработки информации для органов местного самоуправления в условиях реального самоуправления приобретает чрезвычайное значение. В условиях самоуправления это не просто сбор информации для осуществления  статистической отчетности. Информация становится реальным инструментом управления. Поэтому вопросам информационного  обеспечения органов местного самоуправления должно уделяться самое пристальное  внимание. Экономить на оборудовании и подготовке кадров в сфере информации нецелесообразно.

     Прежде  чем рассматривать этап сбора  и обработки информации, необходимо осветить несколько общих моментов, связанных с работой органов  местного самоуправления в сфере  информации. В современных условиях основным и, по-видимому, единственным “предметом”, с которым работают органы местного самоуправления, является информация, а “продукцией” их работы являются принимаемые решения и  иные официальные документы.[1,c.18]

     Информацию, которую необходимо собирать, обрабатывать и хранить, можно условно разбить  на две части: информация для внутреннего  использования (внутри муниципального образования) и для внешнего использования  в соответствии с нормативно-правовыми  актами, например, по программам сбора  информации для государственных  и статистических служб.

     Для целей комплексного социально-экономического развития наибольший интерес представляет информация для внутреннего потребления, т.е. та информация, которая не запрашивается  в ежегодной отчетности органами государственной власти.

     Муниципальные информационные службы находятся в  самом начале своего становления  в новом своем качестве - в условиях реального самоуправления, поэтому  к настоящему времени не наработан  еще опыт в этой сфере, который  мог бы стать общим достоянием.

     Под информационными системами мы понимаем не только традиционные (телефонные сети, разного рода совещания, планерки, оперативки и др.) и становящиеся традиционными (компьютеры и программное обеспечение, компьютерные сети, факсимильная связь, электронная почта и др.), но и  системы информационных потоков, связывающих  органы местного самоуправления и население  муниципального образования.

     Депутаты  не могут рассматриваться в качестве универсального механизма связи  органов местного самоуправления с  населением муниципального образования. Поэтому должны быть установлены  надежные каналы связи с местным  сообществом не только посредством депутатов, но и иными средствами (средствами массовой информации, опросами общественного мнения и др.).

     Должна  быть создана надежная и понятная каждому жителю система обнародования  решений органов местного самоуправления, система сбора и обработки  информации о реакции населения  на принятые решения.

     Таким образом, одна из важных задач, которую  необходимо решить, - это налаживание  прямой и обратной связи с населением муниципального образования. Без надежной обратной связи с местным сообществом  нельзя рассчитывать на успех при  разработке и реализации программ развития муниципального образования.

     Развитие  системы прямой и обратной связи  органов местного самоуправления с  местным сообществом может быть осуществлено как на основе развития официальных “каналов” связи, устанавливаемых  по инициативе органов местного самоуправления (официальные издания, бюллетени, выступления  руководителей в средствах массовой информации и др.), так и путем  развития общественных движений и организаций, которые являются своеобразными  информационными каналами для связи  с определенными группами населения. Общественные организации, осуществляющие свою деятельность в масштабе муниципального образования, необходимо всячески поощрять. Надо стремиться к тому, чтобы, например, каждое общественное движение имело свой печатный орган. Необходимо всячески поддерживать критиков и оппонентов, так как именно эта наиболее активная часть способствует принятию обоснованных решений. [1,c.46]

     Многие  могут не согласиться с необходимостью обнародовать решения, замерять общественное мнение и т.д., ссылаясь на то, что  это приводит к излишним затратам. Это уже не покажется столь  очевидным, когда приблизятся очередные  выборы органов местного самоуправления и население, неудовлетворенное  состоянием дел (а точнее, раздраженное отсутствием достоверной информации о том, что было предпринято, что  можно было сделать, а что не удалось), проголосует за смену местной  элиты. Возможно это будет справедливое решение, однако есть основания предположить, что решение жителей было реакцией на отсутствие достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления.

     Подводя итоги, следует сказать, что органы местного самоуправления должны самым  серьезным образом подойти к  созданию надежной и гибкой системы  сбора и обработки информации.

     Одной из первых программ развития муниципального образования должна стать программа  становления и развития информационного  обеспечения самоуправления муниципального образования. Обеспечив себя надежной информационной основой, органы местного самоуправления могут смело приступать к разработке реальных (т.е. реализуемых программ развития).

     Особое  место в работе с информацией  занимает процесс сбора и обработки  информации в целях разработки программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Этот процесс не должен носить пассивный  и случайный характер, информация должна собираться целенаправленно. Встает вопрос, какую информацию необходимо собирать для использования в  процессе разработки программы комплексного социально-экономического развития. Главная  задача предварительного этапа сбора  информации заключается в том, чтобы  на основе ее можно было достаточно точно сформулировать цели развития муниципального образования.[2,c.53]

     На  основе полученной на этом этапе информации должны быть определены наиболее перспективные направления развития экономической основы комплексного развития муниципального образования.

     Систему наблюдения, оценки и прогноза экономической  и социальной обстановки, складывающейся на территории региона (города) в настоящее  время определяют, как мониторинг.

     Главная цель функционирования системы мониторинга  состоит в обеспечении органов  управления полной, своевременной и  достоверной информацией о процессах, протекающих в различных сферах экономики, о складывающейся социальной ситуации.

     Основными задачами являются:

     1) организация наблюдения. Получение  достоверной и объективной информации  о протекании на территории  социально-экономических процессов;

     2) оценка и системный анализ  получаемой информации, выявление  причин, вызывающих тот или иной  характер протекания экономических  процессов;

     3) обеспечение в установленном  порядке органов управления, предприятий,  учреждений и организаций независимо  от их подчиненности и форм  собственности, граждан информацией,  полученной при осуществлении  социально-экономического мониторинга;

     4) разработка прогнозов развития  социально-экономической ситуации;

     5) подготовка рекомендаций, направленных  на преодоление негативных и  поддержку позитивных тенденций,  доведение их до сведения соответствующих  органов управления и власти.

     Основные  принципы организации сбора информации по социально экономической тематике:

     1) целенаправленность – вся система  рационального мониторинга должна  быть ориентирована на решение  конкретных управленческих задач;

     2) системный подход – рассмотрение  региона как подсистемы более  крупной общественной системы  исследование связей его с  другими территориальными звеньями;

     3) комплексность – мониторинг отдельных  сфер и направлений развития  региона должен осуществляться  во взаимосвязи друг с другом; необходимо осуществлять последовательное  решение всей совокупности задач  мониторинга по каждому из  его направлений;

     4) непрерывность в наблюдении за  объектом;

     5) периодичность снятия информации  о происходящих изменениях;

     6) сопоставимость применяемых показателей  мониторинга во времени и другие.

     Структура мониторинга (или наиболее важные направления) включает:

     - мониторинг качества жизни населения,

     - мониторинг вклада региона в  решение межтерриториальных и  федеральных проблем,

     - мониторинг хода реформ на  территории,

     - мониторинг социально-экономического  потенциала и эффективности его использования.

     Информационный  фонд социально-экономического мониторинга  должен представлять собой систематизированные  многолетние данные об экономической  и социальной обстановке, складывающейся в районе в разрезе, например, основных направлений мониторинга, нормативно-справочные материалы, сведенные в статистические регистры и базы данных.

     Информационной  основой регионального социально-экономического мониторинга могут служить базы данных федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления, учреждений, организаций; специализированные базы данных наблюдения за состоянием здоровья и физического развития населения, за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия и среды обитания человека, и т.п., данные государственной статистической отчетности, материалы обследований, программ, проектов и т.п.

     Мониторинг  качества жизни населения включает в себя:

     1) мониторинг здоровья. Индикаторами  состояния здоровья населения  являются средняя продолжительность  жизни; смертность, в том числе  детская и материнская; число  новорожденных, нуждающихся в  реабилитации.

     Мониторинг  здоровья населения должен осуществляться совместно с экологическим мониторингом, мониторингом уровня медицинского обслуживания, нормальных условий жилья, питания, отдыха.

     Основные  направления экологического мониторинга  связаны с оценкой состояния  поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, почвенного покрова, воздействия шумового и радиационного фонов на окружающую среду.

Информация о работе Социально-экономический мониторинг