Социальное взаимодействие социального работника и клиента

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 01:02, курсовая работа

Описание работы

Для того чтобы определить роль социального работника в оказании помощи людям, которые нуждаются в социальной помощи, нужно определить, что сама по себе представляет профессия социального работника. Помощь людям? Это всё правильно, но этого не достаточно. Что бы помогать людям не обязательно быть социальным работником. Здесь должно быть что-то ещё. Думаю, этот вопрос связан как-то с государством.

Содержание

Введение
1. Подготовка специалистов по социальной работе
2. Необходимые компоненты профессионализма в деятельности социального работника
3. Клиенты социальных работников. Потенциальные проблемы индивида
4. Взаимодействие ценностных систем клиента и социального работника
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Взаимодействие соц работника и клиента.docx

— 33.29 Кб (Скачать)

В то же время довольно долго проблемы ценностной регуляции социальной и  психологической помощи находились на периферии профессиональной рефлексии. Это объяснялось стремлением  социальных работников к построению объективной и безоценочной в  морально- этическом плане практики, ориентированной на классические идеалы научности. Такой подход – реакция  на патерналистский морализм, характерный  для первых социальных работников и  филантропов, действовавших в рамках благотворительных организаций. Работники, занимавшиеся благотворительностью на начальных этапах становления профессии, были склонны возлагать вину за бедность, нищету, социальные девиации на дефекты  нравственного сознания (например, на недостаток трудолюбия), присущие бедным, и полагали, что они нуждаются, в первую очередь, в моральном перевоспитании.

Позднее профессиональная система  ценностных ориентаций и этических  принципов деятельности социальных работников стала предметом широкого обсуждения. Профессиональное сообщество социальных работников пришло к пониманию  того, что любая модель социальной работы, включающая в себя реальную практику социальной помощи и консультирования, обязана сознательно определить свою ценностную позицию в контексте основных общечеловеческих ценностей добра, пользы, свободы, ответственности, блага. Причем речь должна идти даже не столько о человеческой позиции социального работника и не о ценностной рефлексии уже сделанного, сколько о том, что ценностная установка должна стать имманентной самому процессу социальной помощи.

В своей основе социальная работа предстает как нормативная деятельность. Она непосредственно связана  с нравственными ценностями и  социальными нормами, с поведением человека, которое может быть социально  одобряемым или неодобряемым, «хорошим » или «плохим», агрессивным и  девиантным или конформным и правопослушным. Процесс оказания помощи почти всегда призван содействовать клиенту  сделать этический выбор и  принять ценностные решения, сформировать свою нравственную волю и целостность.

Социальный работник при этом может  утверждать, что он не навязывает своих  ценностей клиентам. Однако беседа с клиентом в социальной работе полна  нормативных и предписывающих утверждений, моральных суждений, которые должны направлять клиента к выбору «правильного»  решения проблемы. Как отмечает Э. Штудт: «…правильно это или нет, но социальные работники невольно внушают  клиентам, что нуклеарная семья должна быть независимой от расширенной  семьи, что семейная жизнь должна быть более центрирована на детях, чем на родителях и т.д.» Общение социальных работников с клиентами – это «этический дискурс», диалог о должном, возможном и желательном.

 

 

 

 

 

 

Этические принципы социальной работы

Этические принципы социальной работы определяются базовыми ценностями демократического общества, важнейшие из которых, как  отмечают У. Фридлендер и Р. Эпт это:

1) твердая вера в ценность, достоинство  и творческие возможности каждого индивида;

2) вера в несомненное право  каждого иметь собственное мнение  и убеждения, свободно их выражать  и воплощать в жизнь в той  степени, в которой это не ущемляет прав других людей;

3) непоколебимая убежденность в  неотъемлемом и неотчуждаемом  праве каждого человека делать  свой выбор и действовать на  его основе в рамках меняющегося  и развивающегося, но при этом  стабильного общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Взаимодействие ценностных систем клиента и социального работника

Нормативно-ценностная природа социальной работы проявляется, например, в том, каким образом клиенты невольно включаются в систему профессиональных ценностных ориентаций. Социальный работник, работая с клиентом, неизбежно  транслирует ему свои ценностные установки и свое понимание проблем. По сути, социальный работник предлагает клиенту осознать себя и свое психологическое  пространство в системе таких  категорий, как тревожность, агрессия, конфликт, чувство вины, мотив. В  свою очередь он должен суметь увидеть  и принять базовые ценности клиента, нормы его культуры и субкультуры  и уметь вести диалог с клиентом в терминах его культурного окружения. Поэтому особую важность в социальной работе имеет процесс взаимовлияния ценностных систем.

Имманентная морально-этическая природа  консультирования в социальной работе проявляется в том, как клиент аккультурируется к принятию системы  ценностей социальной работы, в рамках которой определяется и интерпретируется его проблема. Постановка индивида или группы в позицию клиента  означает начало нормированного взаимодействия с социальным работником, в ходе которого проситель становится клиентом. По сути, это предполагает, что клиент включается в контекст ценностей, суждений, допущений, теоретических представлений  и, в некоторых случаях, профессионального  языка социальной работы. Возможно, что клиент скорее будет обращаться в новую веру, чем включаться в  открытое договорное и осознанное общение. Но в этом случае различия взглядов и точек зрения социального работника  и клиента могут оказаться  слишком значительными. Тогда процесс  работы имеет мало шансов на успех.

Рефлексия – профессиональное качество социального работника

С. Халлек выделил несколько наиболее часто встречающихся видов профессиональной лжи социальных работников

Ложь как нравственность

1. Ложь как особая нравственность  взрослых. Взрослые демонстрируют,  что обладают более высокими  морально-нравственными качествами, так как не делают предосудительных  вещей или, по крайней мере, не демонстрируют свои пороки. На самом деле, взрослые просто  более умело скрывают свои  негативные качества.

Ложь как благо 

2. Ложь как необходимость принять  помощь от профессионала, поскольку  «…мы это делаем для твоего  же блага. Мы просто хотим  тебе помочь». Социальный работник  представляет определенный социальный  заказ, который, чаще всего,  в отношении подростка подразумевает  необходимость сделать его поведение  социально приемлемым. Он не должен  притворяться, что действует только  на основе симпатии и чувства  долга. 

Ложь как конфиденциальность

3. Ложь как конфиденциальность. «Расскажи мне, что случилось,  это останется между нами».  Социальный работник не имеет  право скрывать значимую информацию  от людей и организаций, вовлеченных  в процесс работы. Профессионально  честным будет прямо сказать  подростку о том, кто, кроме  социального работника, сможет  получить доступ к материалам  и информации, полученной в ходе работы и общения с ним.

Ложь как вознаграждение

4. Ложь как вознаграждение за  конформность. «Сделай, это в твоих  же интересах. Тебе станет проще  жить». То, что требуют от подростка,  часто отвечает интересам общества, но может противоречить его  личностным потребностям и запросам.

Ложь как отказ от ограничений

5. Ложь как отказ от ограничений.  «Ты сможешь все, если захочешь».  Многие подростки могут иметь  ограниченный потенциал. Убеждая,  что все возможно, социальный  работник может подтолкнуть подростка  к постановке заведомо не реалистичных целей и амбиций.

Ложь безграничной помощи

6. Ложь безграничной помощи. «Доверься  мне, и все будет хорошо. Я  буду всегда тебе помогать».  Подросток должен знать и понимать, что контакт с социальным работником  ограничен рамками профессиональных  функций. Социальный работник  не обязан стать другом и  предлагать подлинную эмоциональную близость.

Ложь как принятие

7. Ложь безусловного принятия. «Ты  нравишься мне, но не твое  поведение». Базовый принцип гуманистического  подхода в воспитании: оценивать  в категориях «нравится – не  нравится» можно только поведение,  но не личность – она всегда  внеценна и не может быть  предметом оценочных суждений. Подросток  должен чувствовать безусловное  принятие со стороны взрослых. Однако реальность такова, что,  работая с подростками, трудно  не испытывать в определенных  ситуациях гнев, раздражение, обиду  и злость. В этих ситуациях  социальный работник, считая, что  испытывать такие эмоции по  отношению к подростку есть  признак профессиональной некомпетентности, несоответствия высоким гуманистическим  идеалам профессии, может стремиться  подавить или неосознанно рационализировать  их и переносить свои чувства  на другие объекты (например  на родителей подростка). Профессионально  честным в этой ситуации будет  дать понять подростку валентность,  знак своих эмоций, в пределах  возможностей профессиональной  этики и отрефлексировать их. Гнев тоже может быть частью  терапевтической и педагогической  ситуации, поводом для интенсификации и углубления взаимодействия.

Предложенная С. Халлеком классификация  должна помочь заинтересованному в  личностном и профессиональном развитии социальному работнику, эта классификация  – хороший повод для развития рефлексии.

Ценностные дилеммы

Признание ценностной сущности социальной помощи привело к расширению осознания  и большей честности в понимании  того, что же действительно происходит в процессе оказания помощи людям. Но, как оказалось, последовательная ценностная профессиональная рефлексия приводит к неприкрытым противоречиям и столкновениям в системе моральных и этических установок, с которыми социальные работники имеют дело в своей повседневной деятельности.

Часто человек обращается к социальному  работнику, осознавая нравственные аспекты своих проблем. Он приносит к нему свое чувство вины, стыда, возмущения или ущемленности. Он обращается со своей любовью и ненавистью, со своим неблагополучием, которое  могло стать результатом девиантного  или конформного поведения, со своим  неприятием существующего порядка  вещей. Он приносит свой опыт существования  в обществе, которое провоцирует  эти ценностно-нравственные конфликты  и дилеммы, не дает человеку возможностей для нравственно честного, ответственного существования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Социальным работникам необходимо связать воедино многие, часто  противоречивые требования, возложенные  на него профессией. Это становится источником многочисленных ценностных дилемм и противоречий в профессиональной деятельности. Одним из центральных  противоречий такого рода для социального  работника является необходимость  быть инструментом одновременно и социального  контроля, и социального изменения. Социальный работник сталкивается с  зачастую трудно разрешимыми противоречиями между интересами личности и общества. Ему приходится искать баланс между поощрением самореализации и самодетерминации клиента и ограничением его свободы в контексте социальной ответственности; между терпимостью (даже снисходительностью) и принуждением; между формальным долгом перед бюрократической системой и потребностью клиента в той или иной помощи; между правами детей и родителей, мужа и жены.

Социальные работники предлагают людям помощь в связи со сложными нравственными вопросами и затруднениями, переплетенными с социально-экономическими реалиями их жизни и деятельности в обществе. Они выступают одновременно трансляторами норм и их реформаторами, расширяя рамки толерантности по отношению к тем, кто не соответствует  общепринятой социальной норме, к тем, кто просто «иной». Многие из их диагностических  выводов предстают как этические  суждения, оценивающие личность, поведение, межличностные отношения. Очевидно, что социальных работников нужно  учить делать такие суждения эксплицитно  и брать за это ответственность.

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.,2004.

2. Варга А. Профессиональный отбор социальных работников: принципы и методы / Профессионально-этические нормы социальной работы. - М., 2003. 3. Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы // Российский журнал социальной работы. - 2005. - № 1.

4. Зимняя И.А. Профессиональные роли и функции социального работника (общие проблемы подготовки специалиста) // Российский журнал социальной работы. - 2005. - № 1.

5. Зимняя И.А. Функционально-ролевой репертуар и методы социальной работы // Российский журнал социальной работы. - 2006. -№ 1.

6. Курбатов В.И.  Поручник И.Ф. Теория и практика общения (коммуникативная профессиограмма социального работника) // Российский журнал социальной работы. - 2005. - № 1.

7. Лaвpeненкo И.М. Личность и профессиональная деятельность социального работника (международный опыт) // Российский журнал социальной работы. - 2006.-№2.

Информация о работе Социальное взаимодействие социального работника и клиента