Социальное взаимодействие социального работника и клиента

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 01:02, курсовая работа

Описание работы

Для того чтобы определить роль социального работника в оказании помощи людям, которые нуждаются в социальной помощи, нужно определить, что сама по себе представляет профессия социального работника. Помощь людям? Это всё правильно, но этого не достаточно. Что бы помогать людям не обязательно быть социальным работником. Здесь должно быть что-то ещё. Думаю, этот вопрос связан как-то с государством.

Содержание

Введение
1. Подготовка специалистов по социальной работе
2. Необходимые компоненты профессионализма в деятельности социального работника
3. Клиенты социальных работников. Потенциальные проблемы индивида
4. Взаимодействие ценностных систем клиента и социального работника
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Взаимодействие соц работника и клиента.docx

— 33.29 Кб (Скачать)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине: Профессиональное становление социального работника

 

Социальное  взаимодействие социального работника  и клиента

 

 

 

 

 

Подготовила: Ковалева Л.Л.

студентка  группы11/291з

факультет социальная работа.

Проверила: Приступа Е.Н.,

доктор педагогических наук,

профессор кафедры социальной

 работы МГПИ

 

 

 

 

Москва  2012 г.

 

Содержание.

Введение

1. Подготовка специалистов по социальной работе

2. Необходимые компоненты профессионализма в деятельности социального работника

3. Клиенты социальных работников. Потенциальные проблемы индивида

4. Взаимодействие ценностных систем клиента и социального работника

Заключение 

Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Для того чтобы определить роль социального работника в оказании помощи людям, которые нуждаются в социальной помощи, нужно определить, что сама по себе представляет профессия социального работника. Помощь людям? Это всё правильно, но этого не достаточно. Что бы помогать людям не обязательно быть социальным работником. Здесь должно быть что-то ещё. Думаю, этот вопрос связан как-то с государством. Профессиональное самоопределение социального работника связанно с его гражданским самоопределением. Его отношение к тому, что происходит в обществе, во власти, в законодательстве. Например, другим представителям помогающих профессий, психологам, врачам, педагогам совсем не обязательно иметь гражданскую позицию.

Институт социальной работы нужен государству и создан им для выполнения сугубо утилитарной  функции – поддержания гомеостаза в обществе. Помогающая функция государства  является вторичной и побочной. Социальный работник – «слуга двух господ». С одной стороны он служит людям – помогая справиться с конкретной проблемой, и это есть помогающая сторона социальной работы; с другой стороны, он служит государству, через оказание помощи его гражданам, тем самым снижая в обществе уровень социальной напряжённости. С другой стороны, он выполняет общественную задачу – в конечном итоге сохраняя равновесие в обществе. При этом он работает в тех рамках, которые ему задаёт государство. Он работает ДЛЯ людей и НА государство.

 

 

 

 

 

 

 

1. Социальное взаимодействие социального работника и клиента

Проблеме подготовки специалистов по социальной работе уделяется  в настоящий момент большое внимание, что обусловлено практической необходимостью поддержки различных категорий  нуждающихся, количество которых в  настоящее время значительно  увеличилось. На сегодняшний день сложилась  многоуровневая система подготовки и переподготовки социальных работников. Но на практике, как отмечают исследователи, нередки случаи разочарования в  профессии, эмоциональные и психологические  срывы и, что самое важное, недостаточная  эффективность профессиональных взаимоотношений  социальных работников с клиентами.

В связи с этим возникает необходимость формирования у студентов, обучающихся по специальности  «социальная работа» навыков  эффективного взаимодействия с клиентами. Одним из условий такого эффективного взаимодействия является установление положительного отношения между  социальным работником и клиентом. Поэтому особую значимость приобретают  знания о механизме идентификации  социального работника с клиентом и путях формирования умений устанавливать  оптимальную идентификацию у  студентов, обучающихся по специальности  «социальная работа».

Типология общения социального  работника и клиента может  включать в себя такие компоненты, как общение в условиях социальной службы, общение по месту жительства, в квартире, где проживает клиент, в сельской или городской общине, на производстве, в трудовом коллективе, личностный тип общения (прежде всего  в семье). Следовательно, в общении  и взаимодействии социального работника  и клиента учитываются как  личностный, эмоциональный, психологический, так и функционально-рулевой тип  общения. Социологический анализ социального  взаимодействия работника и клиента  позволяет понять, что в этом процессе, с одной стороны, происходит обмен  материальными и духовными ценностями, а с другой стороны, реализуются  внутренние силы клиента. Тип общения, как правило, является отражением социальной рефлексии на социальные эксклюзии и конкретные ситуации, в которых находится не абстрактный, а реальный клиент социальной службы со своими проблемами.

Профессиональный социальный работник в отличие от непрофессионала  всегда взаимодействует с клиентом в соответствии с рекомендациями специалистов в области социальной диагностики, социальной профилактики или социальной реабилитации, социального  патронажа или социальной терапии. Профессионал при любых обстоятельствах  творчески применяет методы социальной работы, учитывая специфику своего клиента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Необходимые  компоненты профессионализма в  деятельности социального работника

Идентификация как  социально-психологическое явление  является необходимым компонентом  профессионализма в деятельности социального работника;

Таким образом, можно  сделать выводы, что:

1. Умение устанавливать  оптимальный уровень идентификации  социальных работников с клиентами  необходимо формировать в период  профессионального обучения.

2. Идентификация  - это единство трех составляющих  и взаимосвязанных компонентов  - когнитивного, эмоционального и  поведенческого;

3. Идентификация  не зависит от особенностей  темперамента, который является  устойчивым образованием в структуре  личности, так как имеет физиологическую  основу; идентификация же является  единицей сознания и относится  к динамическим характеристикам  личности.

4. Личностные качества  будущих социальных работников  влияют на уровень идентификации  с клиентами. Студентам, устанавливающим  оптимальный уровень идентификации  с клиентами, свойственны качества  личности: осознание своих индивидуальных  особенностей, отличных от индивидуальных  особенностей других людей; уважение  по отношению к себе и признание  ценности других; принятие на  себя ответственности за происходящее; умение контролировать свое эмоциональное  состояние и эмоциональное состояние  других, установление отношений  взаимодействия.

5. Студентам с  высоким уровнем идентификации  свойственны качества, препятствующие  установлению оптимального уровня  идентификации с клиентами: плохое  знание своих психологических  особенностей и своих клиентов, низкая самооценка; неумение контролировать  свое эмоциональное состояние;  внешний локус контроля; дивергенция  основных составляющих функционального  состояния (самочувствия, активности, настроения), сильная психоэмоциональная реакция на нагрузки, низкая работоспособность.

6. Студентам с  низким уровнем идентификации  свойственны качества, мешающие  установлению оптимального уровня  идентификации с клиентами: отсутствие  навыков рефлексии; отрицательное  отношение к клиентам, неумение  контролировать свое эмоциональное  состояние, внешний локус контроля, низкая активность в процессе  профессиональной деятельности.

Виды  социальных услуг.

Основными видами социальных услуг являются:

1) социально-бытовые,  направленные на поддержание  жизнедеятельности граждан в  быту;

2) социально-медицинские,  направленные на поддержание  и улучшение здоровья граждан;

3) социально-психологические,  предусматривающие коррекцию психологического  состояния граждан с целью  их социальной адаптации;

4) социально-педагогические, направленные на профилактику  отклонений в поведении и аномалий  личного развития клиентов социальных  служб, формирование у них позитивных  интересов, в том числе в  сфере досуга, организацию их  досуга, оказание содействия в  семейном воспитании детей;

5) социально-экономические,  направленные на поддержание  и улучшение жизненного уровня;

6) социально-правовые, направленные на поддержание  или изменение правового статуса,  оказание юридической консультационной  помощи, защиту прав и законных  интересов граждан;

7) социально-реабилитационные, направленные на социально-средовую, социально-культурную, социально-бытовую  адаптацию и восстановление социального  статуса граждан»;

Типы  учреждений социального обслуживания:

1) стационарные  учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых  и инвалидов, специальные дома-интернаты  для престарелых и инвалидов,  психоневрологические интернаты,  детские дома-интернаты для умственно  отсталых детей, дома-интернаты  для детей с физическими недостатками);

2) социальные  приюты для детей и подростков;

3) социально-реабилитационные  учреждения для взрослых инвалидов;

4) комплексные  центры социального обслуживания  населения;

5) реабилитационные  центры для детей и подростков  с ограниченными возможностями;

6) центры  социальной адаптации для лиц  без определенного места жительства  и занятий;

7) территориальные  центры социальной помощи семье  и детям;

8) социально-реабилитационные  центры для несовершеннолетних;

9) геронтологические  центры;

10) центры  социально-психологической помощи  населению

Благополучие общества, прежде всего  это благополучие его членов. Социальные и психологические проблемы, возникающие в процессе человеческого бытия в современном сложно структурированном обществе, не могут быть решены только на основе самодеятельной взаимопомощи. Эти проблемы должны стать предметом деятельности специально подготовленных профессионалов – социальных работников.

В настоящее время социальная работа рассматривается как профессиональная деятельность по оказанию помощи отдельным  людям, группам  или локальным сообществам в целях усиления или восстановления их способности к социальному функционированию.

 

 

 

 

3. Клиенты социальных работников. Потенциальные проблемы индивида

     Клиентами социальных работников могут быть: отдельный человек; семья; группа; сообщество людей или организация. Функции социальной работы во многом связаны с оказанием разнообразной социальной, психологической и педагогической помощи в любых обстоятельствах, где она только может понадобиться. Сюда относятся: различные кризисные ситуации; коррекция социальных девиаций; семейные проблемы и многое другое.

         В каждой ситуации, где нужна помощь, социального работника интересует актуальная или потенциальная проблема индивида. Задача социальной работы – помочь людям достичь более эффективного социального функционирования.

Социальная работа как практическая деятельность реализуется через  взаимодействие социального работника  с индивидом или некой общностью  людей. Очевидно, что основные задачи социального работника в процессе оказания помощи непосредственно определяются необходимостью организовать и структурировать  ситуацию взаимодействия с клиентом таким образом, чтобы достичь  взаимосогласованных целей и  эффективных результатов социальной помощи. Профессиональная деятельность социальных работников может включать множество аспектов социально-правового  и психологического планов. Основным способом взаимодействия социального  работника с клиентом становится консультирование. В процессе консультирования для построения адекватных профессиональных действий и коммуникаций на передний план выходят ценностные и этические  аспекты.

Социальные работники на протяжении длительного времени проявляли  явное стремление к ценностному  самоопределению и особое внимание к ценностной рефлексии.

На ранних этапах становления профессии  социального работника часто  представляли как человека, который  из христианских побуждений «делает  добро» и оказывает необходимые услуги, выступая в качестве морального агента общества. Долгое время социальная работа рассматривалась, главным образом, как своеобразная прикладная социальная и этическая философия, ищущая научно-рациональные основы и методы совершенствования социального порядка. Социальные работники надеялись, что, используя научно обоснованные теории и методы, смогут реализовать гуманистические идеалы в обществе, оставаясь при этом добросовестными функционерами, обеспечивающими повседневную практику системы социальной поддержки и помощи в сложной и иерархичной системе общественного разделения труда. Частично это оказалось возможным благодаря операционализации общефилософских и этических императивов профессии в систему практических принципов.

Информация о работе Социальное взаимодействие социального работника и клиента