Социальное управление:сущность, функции, разновидности, связи с социальной работой

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 05:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – теоретическое обоснование социального управления в связях с социальной работой.

Задачи исследования:

Определить сущность и содержание социального управления;
Выяснить функции и принципы социального управления;
Выявить методы социального управления для эффективности управления социальной работой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. 5
2. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. 10
Целеполагание. 11
Прогнозирование. 12
Организация. 13
Мотивация. 17
3. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. 19
Общесистемные принципы: 19
Организационно-технологические и кибернетические принципы. 21
Конкретные (частные) принципы. 23
4. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 35

Работа содержит 1 файл

Социальное управление сущность,функции.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

    Социальные  методы управления – связаны со способами достижения социальных целей общества не только экономической, организационно-административной мотивацией человеческого поведения, но и непосредственно: через постановку  социальных целей, повышения качества жизни, укрепление социальных организаций, повышение социальной зрелости общества, его отдельных структур, и в первую очередь, управленцев.

    Будучи  основными, социальные методы выступают  и как комплексные, но в этом комплексе  в соответствии с требованиями объективных  закономерностей (возрастания роли социального) они во много определяют содержательный аспект управления и задают вектор развития всем другим методам воздействия.

    Например, наряду с экономическим стимулированием, сегодня широко используется стимулирование творческим трудом, большей социальной защищенностью, качеством социального  воздействия, чувством социальной сопричастности к делам фирмы и т.п.

    Социальные  методы управления включают социально-психологические  способы и приемы воздействия  на процесс формирования и развития коллектива, на процессы, протекающие  внутри него. Данные методы основаны на использовании социально-психологического механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят формальные и неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений, социальные потребности и другие социально-психологические аспекты.

    Социально-психологические  методы управления – прежде всего эти методы отличаются своей мотивационной характеристикой, определяющей направление воздействия.

    Среди способов мотивации выделяют следующие:

    • внушение;
    • убеждение;
    • подражание;
    • вовлечение;
    • принуждение и понуждение;
    • побуждение и др.

    Социально-психологические  методы применяются для обеспечения  растущих социальных потребностей человека, его всестороннего гармоничного развития и повышения на этой основе трудовой активности личности и эффективности  в деятельности коллективов.

    Психологические методы управления – главным образом направлены на регулирование отношений между людьми, путем оптимального подбора и расстановки персонала.

    К таким методам относятся методы комплектования малых групп, гуманизации  труда, профессионального обучения и отбора.

    Методы  комплектования малых групп позволяют  определить оптимальные количественные и качественные отношения между  работниками с учетом психологической  совместимости.

    К методам гуманизации труда относят  использование психологического воздействия цвета, музыки, исключение монотонности в работе, расширение творческих процессов и т.д.

    Методы  профессионального обучения и отбора направлены на профессиональную ориентацию и подготовку людей, которые по своим  психологическим характеристикам наиболее соответствуют требованиям выполняемой работы.

    Таким образом, в целом к социальным и методам относятся способы управляющего воздействия, опирающегося на объективные законы развития и законы психологии.

    Объектом  здесь являются социальные и психологические процессы на уровне населения, производственного коллектива или его структурного звена, отдельного работника.

    Экономические методы управления – представляют собой способы достижения экономических целей управления (средств) на основе реализации требований экономических законов.

      Иными словами, под экономическими  методами понимается экономический  расчет, основанный на сознательном  использовании всей системы экономических  законов и категорий рыночной  экономики. 

    Из  экономических методов управления выделяют метод экономического стимулирования.

      Он представляет собой метод  управления, опирающийся на экономические  интересы работников, т.е. на формирование  доходов предприятия, организаций,  а также каждого работника  в зависимости от личного вклада.

    Сама  система экономического стимулирования есть совокупность разрабатываемых  и осуществляемых мероприятий, направленных на усилие заинтересованности персонала  и каждого работника в получении возможно более высокой прибыли.

    Экономическое стимулирование опирается на следующие принципы:

    • взаимосвязь и согласование целей экономического стимулирования с целями развития организации;
    • дифференциация экономического стимулирования, направленная на реализацию необходимых изменений в структуре производства;
    • сочетание экономического стимулирования с другими методами мотивации;
    • сочетание экономического стимулирования с экономическими санкциями, предусматривающими материальную ответственность организаций и отдельных работников.

    Организационно-административные методы – базируются на власти, дисциплине и ответственности.

    Организационно-административное воздействие осуществляется в следующих  основных видах:

    • прямое административное указание – имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам, воздействует на конкретно сложившуюся ситуацию;
    • установление правил, регулирующих деятельность подчиненных (нормативное регулирование), выработка стандартных процедур административного воздействия;
    • разработка и внедрение рекомендаций по организации и совершенствованию тех или иных процессов, подвергаемых организационно-административному воздействию;
    • контроль и надзор за деятельностью организаций и отдельных работников.

    Основная  форма реализации и применения организационно-административных методов – это распорядительство и оперативное вмешательство в процесс управления с целью координации его участников для выполнения поставленных перед ним задач.

    При использовании данного метода возникают  организационные отношения, которые  составляют часть механизма управления. Реализуется одна из важнейших функций управления – функция организации.

    Задача  организационно-административной деятельности состоит в координации действий подчиненных.

    Следует отметить, что ни одни из экономических  методов не сможет заработать без  организационно-административного воздействия, обеспечивающего четкость, дисциплинированность и порядок на производстве.

    Организационно-административные методы опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность.

    В тоже время, нельзя административные методы отождествлять с волевыми и субъективными методами руководства, т.е. администрированием.

    Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие  на управляемый объект на основе приказов, распоряжений, оперативных указаний, а также на систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т.д.

    В рамках организации возможны следующие  формы проявления организационно-административных методов:

    • обязательное предписание (приказы, запреты и т.д.);
    • договорные методы (консультация, разрешение компромисса);
    • рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение).

    Организационно-административные методы отличает от других четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний;

    Их  невыполнений рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания (в основном методы принуждения, которые сохраняют свое значение до тех пор, пока труд не превратится в первую жизненную потребность).

    Самоуправление – процесс превращения человека, трудового коллектива из объекта управленческой деятельности в ее субъект.

    Это особый вариант организации управления, когда каждый из них сам решает вопросы в пределах отведенных полномочий, распределения ресурсов, трудовых функций и совместного заработка.

    Это может быть ассоциация трудящихся, регулирующих реальное соединение работников со средствами производства и распределение  по труду.

    Иными словами, складывается новый тип  социально-экономических отношений  между равноправными субъектами в процессе их совместной трудовой деятельности по поводу управления.

    Именно  на этом уровне самоуправление вырабатываются те направления и способы его  дальнейшего развития и углубления, которые могут быть распространены и на более  «высокие» ступени  управления.

    Коллективная  материальная и моральная заинтересованность побуждает все субъекты управления участвовать в обсуждении всех аспектов общественной деятельности, принятии и реализации управленческих решений  на коллективной основе.

    Самоуправление  предусматривает не только выбор  и самостоятельное принятие субъектом  управления тех или иных решений, но и их обязательное выполнение.

    Каждый  член коллектива несет личную ответственность  за выполнение решений. С одной стороны, самоуправление предполагает определенную самостоятельность организационно-хозяйственных звеньев учреждения по отношению к высшим органам управления, т.е. наделение правом принимать самостоятельные решения по ряду вопросов, а с другой – полную самостоятельность.

    Одно из противоречий самоуправления в организации  - это усиление экономической власти администрации на разных уровнях при расширении самостоятельности в определенных ее формах.

    В целом, очень важно понять, что  возможности использования различных  методов управления неразрывно связаны  с саморазвитием социальных систем, которые все в большей мере становятся субъектами управления, решают все большее количество назревших вопросов на основе самоуправления.

    Важно отметить, что использование сложной  техники управления, нацеленной на саморазвитие управляющей системы, возможно:

    1. с помощью совокупности методов;
    2. с наполнением их научным содержанием, прежде всего социальным проектирование.

    Одной из важнейших задачи современной  системы управления является создание наиболее благоприятных условий для реализации возможностей управляемой системы через использование разных методов управляющего воздействия, расширение прав и ответственности разных субъектов самоуправление.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    Можно сделать вывод, что к числу  наиболее актуальных проблем социального управления, относятся:

    • проблемы повышения профессиональной компетентности руководителей социальной сферы;
    • совершенствования моделей управления, межличностного общения;
    • обучение современным методам моделирования и прогнозирования, способам принятия социальных управленческих решений и учета социальных последствий в процессе их реализации;
    • преодоления социальных конфликтов и противоречий, стрессов и т.д.

    Социальное  управление приобретает все более  важное значение в качестве ядра, основного метода всей социальной работы.

    Необходимо  учитывать, что до сих пор  среди  ученых  и специалистов нет единой точки зрения относительно того, отличается ли управление в социальной сфере  от управления в предпринимательстве или промышленности.

    Среди важнейших профессиональных качеств руководителя любого уровня  следует особо выделить умение принимать обоснованные социальные управленческие решения в рамках своей компетентности и способности творчески, с высокой эффективностью претворять их в жизнь.

    Становится  очевидным, что роль управления как  особого рода деятельности, социального  института в жизни общества чрезвычайно  велика.

    От  качества управления во много зависит  состояние многочисленных отношений, возникающих между различными субъектами в обществе и государстве. Особенно в управлении социальной работой.

Информация о работе Социальное управление:сущность, функции, разновидности, связи с социальной работой