Социальное управление:сущность, функции, разновидности, связи с социальной работой

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 05:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – теоретическое обоснование социального управления в связях с социальной работой.

Задачи исследования:

Определить сущность и содержание социального управления;
Выяснить функции и принципы социального управления;
Выявить методы социального управления для эффективности управления социальной работой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. 5
2. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. 10
Целеполагание. 11
Прогнозирование. 12
Организация. 13
Мотивация. 17
3. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. 19
Общесистемные принципы: 19
Организационно-технологические и кибернетические принципы. 21
Конкретные (частные) принципы. 23
4. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 35

Работа содержит 1 файл

Социальное управление сущность,функции.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

    При дальнейшем анализе системы управления необходимо выделить следующие ее компоненты. Кроме объекта и субъекта управления, организационных и управленческих отношений и соответствующих видов деятельности в нее входят функции управления.

     

 

2. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ.

    Функции управления – это виды деятельности органов управления и должностных лиц, с помощью которых они воздействуют на управляемый объект.

    Выполнение  функций может рассматриваться  применительно к должности (функции  работника, должностного лица), подразделению (функции отдела, службы и т.д.), органу управления (функции министерства, госкомитета др.)

    Функции управления отражают разделение, специализацию  и кооперацию управленческого труда, как по горизонтали, так и по вертикали.

    Функции подразделяются на два вида – общие (основные) и конкретные (специализированные, специальные).

    Впервые общие функции выделил А.Файоль (1841-1925). В качестве основания классификации  он взял фактор времени, и функции  в его классификации были представлены как последовательные этапы: предвидение, распорядительство, согласование, контроль.

    В настоящее время  эти этапы  представлены в виде системы функций  трехзвенного управления:

    • предварительное управление – целеполагание, прогнозирование, планирование;
    • оперативное управление – организация, руководство, мотивация;
    • заключительное управление – контроль, учет, анализ.

Наиболее проблемные для управления социальной работой такие функции как: целеполагание, прогнозирование, организация, мотивация. Рассмотри их более подробно.

Целеполагание.

    Это начальный момент управления, в который  устанавливаются цели управления на определенный период и разрабатываются  механизмы достижения этих целей.

    Конкретные  цели управления социальной работой  формируются на основе анализа потребностей всех слоев общества в социальной защите. Причем процесс управления социальной работой лишь тогда будет полным, непрерывным, когда он будет представлен во взаимодействии ближайших и долгосрочных, тактических и стратегических целей. В качестве стратегической цели может выступить наиболее полное удовлетворение потребностей всех слоев населения в социальной защите на базе передовых достижений мировой науки и научно-технического прогресса.

    Тактической целью на данном этапе развития нашего общества является удовлетворение потребностей наиболее нуждающихся в социальной защите слоев населения с учетом возможностей экономики.

    Несмотря  на известное противоречие между  ближайшими и долгосрочными интересами людей, социальный закон взаимодействия конкретных целей управления состоит  в том, сто стратегическая цель не может быть достигнута в ущерб тактической цели.

    С другой стороны, если на первый план выдвигаются  тактические, сиюминутные цели, в ущерб стратегическим, это тормозит развитие социальной работы.

    Стратегические  и тактические цели социальной работой, главные направления ее развития могут быть изложены в основополагающем документе: концепции социальной работой и целевой модели управления социальной работой.

Прогнозирование.

    Прогнозирование социальной работой  - одна из главных  функций социального управления – это научно аналитический этап социального планирования, основа для составления перспективных, текущих и оперативных планов социальной работы.

    Прогнозирование социальной работы -  это выработка обоснованного суждения, предсказания в формах, видах, объемах и масштабах ее в будущем, о ее возможных вариантах и сроках решения социальных проблем клиентов.

    Программно-целевой  критерий предполагает разделение прогнозирования  социальной работы на поисковое и  нормативное.

    Поисковое прогнозирование – это предсказание возможного будущего развития социальной работы.

    Нормативное прогнозирование – это определение  возможных путей развития социальной работы и тех ресурсов, которые  необходимы для достижения поставленных целей.

    По  времени упреждения прогнозирование социальной работы, может быть:

    оперативным (с упреждением на месяц);

  • краткосрочным (от месяца до года);
  • среднесрочным (от года до 5 лет);
  • долгосрочным (от 5 лет до 15 лет);
  • дальнесрочным (свыше 15 лет).

    Качество  прогнозирования во многом зависит от используемых методов получения прогнозных оценок. Эти методы делятся на качественные и количественные.

    Наиболее  эффективными качественными методами прогнозирования являются методы массовых и специализированных экспертных оценок с использованием дельфийской техники.

    Количественные  методы прогнозирования дают более  достоверные оценки.

    При прогнозировании социальной работы могут быть использованы аналитические, трендовые, регрессионные и факторные  модели. В нормативном прогнозировании могут успешно применяться сетевые модели.

    Например, с использованием метода прогнозирования  в префектурах города Москвы была внедрена компьютерная техника в  управлениях социальной защиты населения, что позволило улучшить качество работы, а переход на безбумажную обработку пенсионных документов способствовал выявлению исправлению ошибок, сокращению сроков обработки лицевых счетов. 1

Организация.

    Эффективность деятельности социальных служб существенным образом зависит от типа используемой организационной структурой управления.

    Под организационной структурой управления  (ОСУ)  социальной работой понимается  совокупность элементов органа управления и устойчивых связей между ними, обеспечивающая ее целостность, сохранение основных свойств при различных  внутренних и внешних изменениях.

    Основные  требования к ОСУ:

    • минимальное число звеньев и уровней управления;
    • четкое распределение функций;
    • устойчивость;
    • непрерывность;
    • оперативность и гибкость управления.

Основные типы ОСУ, используемые при управлении социальной работой:

    • функциональные;
    • дивизиональные;
    • проектные и матричные;
    • линейные структуры.

Самые простые  могут быть использованы на нижних уровнях управления однотипной деятельностью.

    Для управления разнотипными видами социальной работы на нижних уровнях применяются функциональные организационные структуры управления, на верхних – дивизиональные.

    Проектные структуры лучше применять при  управлении новыми или кратковременными видами социальной работы.

    Наиболее  прогрессивными являются матричные ОСУ.

    Матричные ОСУ могут быть использованы при проектировании и совершенствовании органов социальной защиты, научно-исследовательских и проектных учреждениях.

    При создании эффективной системы социальной защиты населения важнейшим условием является структурное совершенствование  на различных уровнях управления социальной работой.

    Основной  государственный  орган в области  социальной защиты населения  в Российской Федерации  и автономных республиках – Министерство труда и социального развития.

    Его функции:

    • разработка положения по основам федеральной политики для нуждающихся в государственной помощи;
    • анализ и прогнозирование уровней жизни различных категорий населения;
    • подготовка рекомендаций для разработки различных региональных программ по:
      • организации обслуживания и обеспечения пособиями;
      • социальному обслуживанию;
      • медико-социальной экспертизе, реабилитации инвалидов и оказанию протезно-ортопедической помощи;
      • социальной помощи семье и детям;
      • международному сотрудничеству.

    Исполнительными органами управления социальной работой  на региональном уровне, органов социальной защиты краев, областей, автономных образований, комитетов управления, отделов департамента социальной защиты населения в составе местных администраций являются такие учреждения социального обслуживания, как:

    • центр, обеспечивающий оказание социально-экономической, медико-социальной, правовой помощи населению;
    • центр или отделение, осуществляющие социальную помощь на дому, отделение дневного пребывания лиц пожилого возраста и инвалидов;
    • центр, осуществляющий социальную реабилитацию несовершеннолетних;
    • центр помощи детям, оставшимся без родителей;
    • социальные гостиные и т.д.

    Областным управлением здравоохранения совместно  с ТТФ ОМС в 1997 году  был издан  приказ № 77/103 «О совершенствовании  контроля качества медицинской помощи  и экспертизы временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждения Томской области».

    Для решения споров по вопросам медицинской  экспертизы, с учетом представительства  заинтересованных учреждений была сформирована экспертная комиссия, в состав которой вошли представители от департамента здравоохранения, департамента социальной защиты, фонда социального страхования и др.2

    В течение 2003 года в общественных работах  приняло участие 154 безработных инвалида. В 2003 году Департаментом федеральной  государственной службы занятости по Томской области совместно с органами местного самоуправления проводилась работа по организации временного трудоустройства детей с ограниченными возможностями (включая детей-инвалидов в возрасте от 14 до 18 лет).

      Возможность работать в период летних каникул и в свободное от учебы время получили дети из детских домов, школ-интернатов, специальных (коррекционных) школ на условиях софинансирования из федерального, областного, местных бюджетов в г. Томске, Бакчарском, Зырянском, Кожевниковском, Томском, Первомайском, Асиновском, Чаинском, Колпашевском районах (Уртамской, Крыловской, Моряковской, Бассандайской и др. специальных школах-интернатах). 3

    В социальных организациях (предприятиях, научных институтах, вузах) имеются  различные организационные структуры по оказанию социальной помощи населению: администрация, профсоюзы различные органы самоуправления трудовых коллективов.

    Социальная  помощь населению может оказываться  также негосударственными организациями, которые имеют свою структуру управления, свои учредительные документы (устав, Положение и др.), в которых указываются их права и обязанности, состав и функции органов управления.

Мотивация.

      Мотивация – это совокупность  внутренних и внешних движущих  сил, которые побуждают человека к деятельности, задают ее границы и формы, а также придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение личных целей или целей организации.

    Мотивация труда работников социальных служб  имеет важное значение в повышении  эффективности управления социальной работой.

    На  сегодняшний день разработано много  теорий мотивации, которые можно  поделить на две категории: содержательные и процессуальные.

    Содержательные  теории мотивации.

    Основаны  на идентификации тех внутренних потребностей, которые заставляют действовать людей так, а не иначе.

    В основе как содержательных теорий мотивации, так и процессуальных, лежат такие  понятия, как потребность и вознаграждение.

    Потребности – ощущение человеком недостатка чего-либо. Могут быть первичными (потребности в пище, воде, одежде, безопасности и т.д.) и вторичными – психосоциальными (успех, уважение, власть и т.д.).

Информация о работе Социальное управление:сущность, функции, разновидности, связи с социальной работой