Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 05:42, курсовая работа
Цель исследования – теоретическое обоснование социального управления в связях с социальной работой.
Задачи исследования:
Определить сущность и содержание социального управления;
Выяснить функции и принципы социального управления;
Выявить методы социального управления для эффективности управления социальной работой.
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. 5
2. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. 10
Целеполагание. 11
Прогнозирование. 12
Организация. 13
Мотивация. 17
3. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. 19
Общесистемные принципы: 19
Организационно-технологические и кибернетические принципы. 21
Конкретные (частные) принципы. 23
4. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 35
Министерство Образования Российской Федерации
Московский Государственный Социальный Университет
Филиал
в г. Томске
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Теория социальной работы»
тема:
«Социальное управление: сущность, функции,
разновидности, связи с социальной работой».
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Социальная работа не мыслима без такого компонента, как управление.
Оно включает в себя оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решения, учет и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание кадров социальной работы.
Все эти управленческие действия выполняют абсолютно все социальные работники, независимо от того, относятся ли они к управленческим или практическим социальным работникам.
Чтобы управление социальной работой шло успешно, социальным работникам необходимы знания не только в сфере своей непосредственной деятельности, но и во многих других областях общественной жизни, зачастую далеко отстоящих от социальной работы.
Необходимо хорошо представлять социальную структуру общества, систему управления страной и конкретно социальной работой.
Необходимо подчеркнуть, что управление социальной работой имеет дело с особой категорией людей нуждающихся в поддержке, не способных зачастую жить без посторонней помощи.
Управление социальной работой является необходимым условием для функционирования любой социальной организации, под которой понимается группа из двух человек и более, деятельность которых координируется для достижения поставленных целей.
Процесс управления социальной работой предполагает определенную организационную структуру, под которой понимается совокупность всех органов управления и устойчивых связей между ними, обеспечивающих ее целостность, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях.
Организационная структура управления в целом и в социальной работе в частности должна содержать минимальное число звеньев и уровней управления, обеспечивать четкое распределение функций, устойчивость, непрерывность, оперативность и гибкость управления.
Главное условие эффективности системы социальной защиты населения – структурное совершенствование деятельность различных уровней органов социальной работы.
Объекты социального управления в социальной работе - социальные работники, сотрудники, вся система взаимоотношений, складывающаяся между людьми в процессе социальной защиты населения.
Субъекты социального управления – руководители социальных служб и формируемые ими органы управления, наделенные управленческими функциями.
Субъект управления, объект управления и существующие между ними разнообразные связи составляют систему управления, в частности систему управления по оказанию социальной помощи населению.
Область исследования – теория социальной работы и социальное управление.
Проблема – необходимость совершенствования социального управления различными методами для эффективности социальной работы.
Цель исследования – теоретическое обоснование социального управления в связях с социальной работой.
Задачи исследования:
Социальное управление – это осуществление определенного воздействия на общество для достижения необходимых последнему целей.
Необходимость социального управления обусловлена, прежде всего фактом разделения труда в группах людей, в крупных коллективах, в масштабе государства, а также необходимостью его кооперации. Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом общего труда, существования и развития общества.
Ключевое понятие управления – воздействие. Оно осуществляется в технических и биологических системах. Сразу уточним, что нас интересует такое воздействие, которое осуществляется в социальных системах и может быть понято как воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние.
В зависимости от объема, содержания и направленности меняется содержание самого понятия управления.
В государственном управлении управленческая деятельность тесно связана с государственной властью, однако первое и отличительное свойство социального управления состоит в том, что это – процесс целенаправленного воздействия управляющей системы на управляемую для достижения ее эффективного функционирования и развития.
Цель управления – желаемое, возможное и необходимое состояние системы, которое должно быть достигнуто. Определение целей управления – главный и начальный этап управления.
Целеполагание
– процесс обоснования и
Следует отметить, что в социальных системах воздействие субъекта управления на объект не только не является стихийным, случайным, бессознательным, но, напротив, стремиться к максимальной строгости, экономичности, целесообразности и последовательности.
Содержание социального управления в основном, главном определяется качеством целеполагания, которое, в свою очередь, обусловлено тем, насколько в поставленных целях наиболее точно и полно выражены коренные потребности и интересы всего общества (экономические, социальные, политические, духовно-культурные), его отдельных социальных групп, определяющие мотивы поведения людей.
Многие ученые, занимающиеся управлением, главным средством воздействия одного человека на другого называют возбуждение его активности путем стимулирования его деятельности (политической, экономической, моральной и т.д.).
Известно, что источником активности являются стимулы.
Стимулы могут быть: внешними внутренними, позитивными и негативными, объективными и субъективными, материальными и духовными, осознанными и неосознанными. Но в любом случае стимул – это источник пробуждения человеческой энергии. Поэтому, создавая ту или иную систему стимулирования, т.е. предоставления каких-либо жизненных гарантий по результатам активных действий в соответствии с поставленной целью, можно эффективно управлять социальными процессами, социальным поведением.
Таким образом, стимулы неразрывно связанны с целеполаганием, но в еще большей мере к нему имеет отношение мотив.
Мотивация к деятельности – это качественно иной способ стимулирования активности, который включает все сущностные силы личности: ценности, идеалы, мировоззрение, направленность человека и т.п. Поэтому, очень важно подчеркнуть, что в связи с подъемом творческих сил личности необходимо все более полное использование человеческого фактора, ресурса личности управления.
Именно интеллектуальные систему управления, состоящие из творческих индивидуальностей, мотивированных к управленческой деятельности, способны достигать наилучших результатов в управлении общественными делами, обеспечивать упорядоченность и высокий уровень организации социальных систем.
Поэтому управление – это особый вид профессиональной деятельности, который не сводится только к достижению целей системы, организации, но и представляет собой средство поддержания целостности любой сложной социальной системы, ее оптимального функционирования и развития.
Феномен управления тесно связан с понятием социальная организация.
В течение многих веков управление из бессознательной деятельности превратилось в обычай, традицию, общественный институт с помощью устойчивой социальной структуры, которая из поколения в поколение передавала навыки управления.
Таким образом, социальное управление – во многом продукт социальных организаций.
Управленческое воздействие осуществляется в процессе управленческой деятельности - одной из разновидности человеческой деятельности вообще.
Управленческая деятельность призвана обслуживать реализацию целей и функций управления, обеспечивать подготовку и проведение в жизнь управленческих решений. Ее можно определить как набор (совокупность) выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей, навыков, умений, способов, средств, целесообразных поступков и действий человека в сфере управления.
Управленческая деятельность отличается интеллектуальным содержанием, поскольку всегда направлена на выработку, принятие и практическую реализацию управленческих решений, призванных изменять состояние и течение общественных процессов, уровень использования социальных ресурсов общества. Она должна адекватно отражать социальную действительность, раскрывать имеющиеся ресурсы, находить средства и резервы, выбирать оптимальные способы совершенствования социальных систем и перевода их на новый уровень.
Во многом, управленческая деятельность информационна, потому что связана с получением, осмыслением, систематизацией, хранением, выдачей социальной, и, прежде всего управленческой, информации.
Управленческая деятельность в основе своей и посвящена поиску, отбору, переработке, анализу социальной информации.
В процессе управленческой деятельности субъекты управления, органы управления, управляющие, и каждый человек вступают в управленческие отношения, которые можно разделить на связанные с целеполаганием, анализом информации, постановкой целей и организацией их достижения.
Организационные отношения – необходимые элемент механизма управления и имеют свою внутреннюю структуру, в которой выделяют отношения централизма и самостоятельности, субординации и координации, ответственности, соревнования и др.
Организационные отношения подразделяются на вертикальные, горизонтальные, формальные и неформальные.
При организационных отношениях в процессе взаимодействия с коллективами людей имеет место специализация по определенным предметам, содержанию и видам работ, что требует кооперации для комплексной реализации компетенции органа управления и целом – функций управления.
Формальное построение органа по подразделениям и должностям создает лишь внешнюю логическую схему для организационной деятельности, которая каждый раз – с учетом свойств конкретных людей – должна быть соотнесена с неформальной (отношения между людьми и социальными группами).
Но следует отметить, что неформальные отношения в организаторской деятельности нередко не учитываются, поскольку руководители полагаются на собственную волю или близкое окружение. В результате, управленческая деятельность зачастую теряет свой потенциал, снижается ее эффективность.
Особо актуален вопрос о неформальных коллективных отношениях в крупных социальных организациях, в обществе в целом, где морально-психологические и нравственные регуляторы приобретают все большее значение.
Следует отметить, что помимо субординации типа «руководитель – подчиненный» существуют отношения координации между находящимися на одном иерархическом уровне членами организации, направленные на взаимное согласование действий исходя из совместных задач руководства или исполнения.
Следует отметить и более конкретную систему управления, которая подразделяется на две основные подсистемы: управляющую и управляемую, каждая из которых может рассматриваться как относительно самостоятельная с присущими ей особенностями. Они имеют многоуровневую, иерархическую структуру.