Социальное управление:сущность, функции, разновидности, связи с социальной работой

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 05:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – теоретическое обоснование социального управления в связях с социальной работой.

Задачи исследования:

Определить сущность и содержание социального управления;
Выяснить функции и принципы социального управления;
Выявить методы социального управления для эффективности управления социальной работой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. 5
2. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. 10
Целеполагание. 11
Прогнозирование. 12
Организация. 13
Мотивация. 17
3. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. 19
Общесистемные принципы: 19
Организационно-технологические и кибернетические принципы. 21
Конкретные (частные) принципы. 23
4. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 35

Работа содержит 1 файл

Социальное управление сущность,функции.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

Министерство  Образования Российской Федерации

Московский  Государственный Социальный Университет

Филиал  в г. Томске 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине: «Теория социальной работы»

тема: «Социальное управление: сущность, функции, разновидности, связи с социальной работой». 
 
 

                                                                           

                                                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ. 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ.

    Социальная  работа не мыслима без такого компонента, как управление.

    Оно включает в себя оценку состояния  объекта, планирование, выработку и  принятие решения, учет и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание кадров социальной работы.

    Все эти управленческие действия выполняют  абсолютно все социальные работники, независимо от того, относятся ли они  к управленческим или практическим социальным работникам.

      Чтобы управление социальной работой шло успешно, социальным работникам необходимы знания не только в сфере своей непосредственной деятельности, но и во многих других областях общественной жизни, зачастую далеко отстоящих от социальной работы.

    Необходимо  хорошо представлять социальную структуру  общества, систему управления страной и конкретно социальной работой.

    Необходимо  подчеркнуть, что управление социальной работой имеет дело с особой категорией людей нуждающихся в поддержке, не способных зачастую жить без посторонней  помощи.

    Управление  социальной работой является необходимым условием для функционирования любой социальной организации, под которой понимается группа из двух человек и более, деятельность которых координируется для достижения поставленных целей.

    Процесс управления социальной работой предполагает определенную организационную структуру, под которой понимается совокупность всех органов управления и устойчивых связей между ними, обеспечивающих ее целостность, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях.

    Организационная структура управления в целом и в социальной работе в частности должна содержать минимальное число звеньев и уровней управления, обеспечивать четкое распределение функций, устойчивость, непрерывность, оперативность и гибкость управления.

    Главное условие эффективности системы социальной защиты населения – структурное совершенствование деятельность различных уровней органов социальной работы.

    Объекты социального управления в социальной работе -  социальные работники, сотрудники, вся система взаимоотношений, складывающаяся между людьми в процессе социальной защиты населения.

    Субъекты  социального управления – руководители социальных служб и формируемые ими органы управления, наделенные управленческими функциями.

    Субъект управления, объект управления и существующие между ними разнообразные связи составляют систему управления, в частности систему управления по оказанию социальной помощи населению.

    Область исследования – теория социальной работы и социальное управление.

    Проблема  – необходимость совершенствования социального управления различными методами для эффективности социальной работы.

    Цель  исследования – теоретическое обоснование социального управления в связях с социальной работой.

    Задачи  исследования:

  1. Определить сущность и содержание социального управления;
  2. Выяснить функции и принципы социального управления;
  3. Выявить методы социального управления для эффективности управления социальной работой.

 

    1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ.

   Социальное  управление – это осуществление определенного воздействия на общество для достижения необходимых последнему целей.

    Необходимость социального управления обусловлена, прежде всего фактом разделения труда  в группах людей, в крупных  коллективах, в масштабе государства, а также необходимостью его кооперации. Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом общего труда, существования и развития общества.

    Ключевое  понятие управления – воздействие. Оно осуществляется в технических и биологических системах. Сразу уточним, что нас интересует такое воздействие, которое осуществляется в социальных системах и может быть понято как воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние.

    В зависимости от объема, содержания и направленности меняется содержание самого понятия  управления.

    В государственном управлении управленческая деятельность тесно связана с  государственной властью, однако первое и отличительное свойство социального  управления состоит в том, что это – процесс целенаправленного воздействия управляющей системы на управляемую для достижения ее эффективного функционирования и развития.

    Цель  управления – желаемое, возможное и необходимое состояние системы, которое должно быть достигнуто. Определение целей управления – главный и начальный этап управления.

    Целеполагание – процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта  на основе анализа общественных потребностей в продукции, услугах, качестве социальных связей исходя из реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.

    Следует отметить, что в социальных системах воздействие субъекта управления на объект не только не является стихийным, случайным, бессознательным, но, напротив, стремиться к максимальной строгости, экономичности, целесообразности и последовательности.

    Содержание  социального управления в основном, главном определяется качеством  целеполагания, которое, в свою очередь, обусловлено тем, насколько в  поставленных целях наиболее точно  и полно выражены коренные потребности и интересы всего общества (экономические, социальные, политические, духовно-культурные), его отдельных социальных групп, определяющие мотивы поведения людей.

    Многие  ученые, занимающиеся управлением, главным  средством воздействия одного человека на другого называют возбуждение его активности путем стимулирования его деятельности (политической, экономической, моральной и т.д.).

    Известно, что источником активности являются стимулы.

    Стимулы могут быть: внешними внутренними, позитивными  и негативными, объективными и субъективными, материальными и духовными, осознанными и неосознанными. Но в любом случае стимул – это источник пробуждения человеческой энергии. Поэтому, создавая ту или иную систему стимулирования, т.е. предоставления каких-либо жизненных гарантий по результатам активных действий в соответствии с поставленной целью, можно эффективно управлять социальными процессами, социальным поведением.

    Таким образом, стимулы неразрывно связанны с целеполаганием, но в еще большей  мере к нему имеет отношение мотив.

    Мотивация к деятельности –  это качественно иной способ стимулирования активности, который включает все сущностные силы личности: ценности, идеалы, мировоззрение, направленность человека и т.п. Поэтому, очень важно подчеркнуть, что в связи с подъемом творческих сил личности необходимо все более полное использование человеческого фактора, ресурса личности управления.

    Именно  интеллектуальные систему управления, состоящие из творческих индивидуальностей, мотивированных к управленческой деятельности, способны достигать наилучших результатов в управлении общественными делами, обеспечивать упорядоченность и высокий уровень организации социальных систем.

    Поэтому управление – это особый вид профессиональной деятельности, который не сводится только к достижению целей системы, организации, но и представляет собой средство поддержания целостности любой сложной социальной системы, ее оптимального функционирования и развития.

    Феномен управления тесно связан с понятием социальная организация.

    В течение многих веков управление из бессознательной деятельности превратилось в обычай, традицию, общественный институт с помощью устойчивой социальной структуры, которая из поколения в поколение передавала навыки управления.

    Таким образом, социальное управление – во многом продукт социальных организаций.

    Управленческое  воздействие осуществляется в процессе управленческой деятельности - одной  из разновидности человеческой деятельности вообще.

    Управленческая  деятельность призвана обслуживать  реализацию целей и функций управления, обеспечивать подготовку и проведение в жизнь управленческих решений. Ее можно определить как набор (совокупность) выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей, навыков, умений, способов, средств, целесообразных поступков и действий человека в сфере управления.

    Управленческая  деятельность отличается интеллектуальным содержанием, поскольку всегда направлена на выработку, принятие и практическую реализацию управленческих решений, призванных изменять состояние и течение  общественных процессов, уровень использования социальных ресурсов общества. Она должна адекватно отражать социальную действительность, раскрывать имеющиеся ресурсы, находить средства и резервы, выбирать оптимальные способы совершенствования социальных систем и перевода их на новый уровень.

    Во  многом, управленческая деятельность информационна, потому что связана с получением, осмыслением, систематизацией, хранением, выдачей социальной, и, прежде всего управленческой, информации.

    Управленческая деятельность в основе своей и посвящена поиску, отбору, переработке, анализу социальной информации.

    В процессе управленческой деятельности субъекты управления, органы управления, управляющие, и каждый человек вступают в управленческие отношения, которые  можно разделить на связанные с целеполаганием, анализом информации, постановкой целей и организацией их достижения.

    Организационные отношения – необходимые элемент механизма управления и имеют свою внутреннюю структуру, в которой выделяют отношения централизма и самостоятельности, субординации и координации, ответственности, соревнования и др.

    Организационные отношения подразделяются на вертикальные, горизонтальные, формальные и неформальные.

    При организационных отношениях в процессе взаимодействия с коллективами людей  имеет место специализация по определенным предметам, содержанию и видам работ, что требует кооперации для комплексной реализации компетенции органа управления и целом – функций управления.

    Формальное  построение органа по подразделениям и должностям создает лишь внешнюю логическую схему для организационной деятельности, которая каждый раз – с учетом свойств конкретных людей – должна быть соотнесена с неформальной (отношения между людьми и социальными группами).

    Но  следует отметить, что неформальные отношения в организаторской деятельности нередко не учитываются, поскольку руководители полагаются на собственную волю или близкое окружение. В результате, управленческая деятельность зачастую теряет свой потенциал, снижается ее эффективность.

    Особо актуален вопрос о неформальных  коллективных отношениях в крупных социальных организациях, в обществе в целом, где морально-психологические и нравственные регуляторы приобретают все большее значение.

    Следует отметить, что помимо субординации типа «руководитель – подчиненный» существуют отношения координации между находящимися на одном иерархическом уровне членами организации, направленные на взаимное согласование действий исходя из совместных задач руководства или исполнения.

    Следует отметить и более конкретную систему  управления, которая подразделяется на две основные подсистемы: управляющую и управляемую, каждая из которых может рассматриваться как относительно самостоятельная с присущими ей особенностями. Они имеют многоуровневую, иерархическую структуру.

Информация о работе Социальное управление:сущность, функции, разновидности, связи с социальной работой