Социальное творчество

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Задачи моей работы заключаются в следующем:
1. Рассмотреть возникновение и сущность социального творчества, его типы и уровни.
2. Выделить наиболее важные черты творческой личности в соответствии с книгой А.Матейко «Условия творческого труда».
3. Также рассмотреть воздействие научно-технического прогресса на творчество, возможные пути решения проблемы творческого характера труда.
4. Проанализировать роль социальных инноваций в современной творческой деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Понятие социального творчества…………………………………….5
1.1.Возникновение и сущность социального творчества……………………...5
1.2. Типы и уровни творчества………………………………………………....11
Глава 2. Черты творческой личности по А. Матейко………………………....15
Глава 3. Научно-технический прогресс в социальном творчестве…………..19
3.1. Пути решения проблемы творческого характера труда………………….19
3.2. Социальные инновации как генератор развития трудового
потенциала……………………………………………………………….……..21
Заключение…………………………………………………………………...….23 Список использованной литературы…………………………………….…….25

Работа содержит 1 файл

курсовая 2.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

     Реальный  созидательный труд выступает в  единстве двух   взаимодействующих процессов: процесса репродуктивности – повторения стандартов, образцов и процесса продуктивности – создания нового (новых приёмов работы, конструкторских и технологических решений, обширной сферы рационализаторства и изобретательства). А общепринятое понимание творческого труда как перманентного инновационного процесса выражает, скорее лишь его сущность, его идею. Репродуктивность отражает воспроизведение форм и стандартов трудовой деятельности, безусловное выполнение всех необходимых нормативов и регламентаций, всего того, что уже достигнуто в процессе культурно-исторического развития.               Продуктивность, в свою очередь, предполагает создание нового, обогащение человеческой практики и сущностных сил самого человека. Характер взаимодействия этих процессов в условиях стабильного развития экономики позволяет говорить о возможности достижения гармонии между ними, отражающей созидательный характер труда. Мера соотношения объёмов стандартизированной и новаторской деятельности может быть различной для разных видов труда, но, чем глубже человек реализует в нём свой творческий потенциал, свои личностные качества, чем самоотверженнее он работает, тем более творческим становится его труд [9, с.207].

     Инновационая  деятельность начинается с осознания  противоречия в системе «субъект – внешняя среда» и с формирования цели деятельности, способной его разрешить. Для ее успеха важно, чтобы целеполагание не только содержало описание цели, но и включало критерии, позволяющие оценить результаты инновационной деятельности. По существу, действию предшествует его идеальная модель. Инновационное мышление (по сравнению с научным) как форма инновационной деятельности в современной экономике характеризуется интегративностью с практикой, поскольку главный ее субъект изначально ориентируется на коммерчески эффективное решение. [11]

     В отличие от других видов творческой деятельности (научная, художественная, изобретательская и др.), для которых  характерен неочевидный результат  и высокая значимость его эмоциональной  оценки, инновационная деятельность ориентируется на рационально оцениваемые действия, позволяющие обеспечить уверенно прогнозируемый результат, реально зависящий от состояния внешней среды, в том числе от наличных ресурсов. Доминирующим субъектом инновационной деятельности в условиях рыночной экономики становится творческая личность, определяющая динамизм развития производства и выступающая как движущая сила изменений, нарушающих равновесие экономической системы. Творческий человек становится как бы персонифицированной экономической властью, вносящей элемент случайности в традиционные формы и методы производства, тогда как другие хозяйствующие субъекты, наоборот, стремятся к ее равновесию. Помимо воздействия на производственную сферу, инновационная деятельность влияет на эффективность процессов реализации продукции (новые технологии продвижения товара и предоставления коммерческих услуг). Предметом инноваций могут быть также методы и процедуры подготовки и принятия решений.

     Без осуществления государственной  политики, направленной на концентрацию имеющегося научно-технического и технологического потенциала страны и создание отечественной  инновационной системы, а также  включения белорусских партнеров  в международные организации, координирующие  новейших технологий, Беларусь не сможет выйти на качественно новую стадию общественного развития - стадию информационных сообществ - и успешно интегрироваться в мировую экономику. Наша страна в руках каждого человека, только сплоченный, творческий труд общества в целом станет главным толчком развития и дальнейшего процветания нашей страны. 
 
 
 
 

3.2.СОЦИАЛЬНЫЕ  ИННОВАЦИИ КАК  ГЕНЕРАТОР РАЗВИТИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

     Потребность в социальных инновациях возникла в конце XIX – начале XX века в связи с необходимостью осмысления методологии внедрения новых форм мотивации и стимулирования трудовой деятельности, преодоления психологического сопротивления людей нововведениям. В XXI веке инновационное развитие все чаще связывается с креативностью – способностью субъекта к инновационной деятельности, выдвижению новых идей, принципов и механизмов их реализации, имеющих полезный научно-технический, технологический или социальный эффект. Креативность составляет основу инновационного потенциала общества.

     В современном обществе социальные государства ориентированы на пополнение и развитие трудового потенциала, внедрение инновационных технологий, воспроизводство социального и человеческого потенциала.

     Одним из главных генераторов такого развития и могут стать социальные инновации. Именно они и формируют инновационную среду, которая способствует информационному, социальному, научно-техническому развитию всего общества. «Многие исследователи, позиция которых представляется обоснованной» - обозначил А.Б.Докторович, - «определяют и трактуют инновационную деятельность как деятельность, нацеленную на такое преобразование всего комплекса личностных средств субъекта, которое обеспечивает не только адаптацию к быстроменяющейся социальной реальности, но и возможность активного творческого воздействия на неё».

     Инновационная деятельность генерирует не только развитие научно-технической и экономической  сфер общества, но и творческий потенциал  самого индивида, что способствует развитию талантливых работников, и  тем самым развивает человеческий трудовой потенциал.

     Повсеместное  развитие в современном обществе массовой культуры, конечно же, негативно  влияет на развитие творческого потенциала индивидов, т.к. элементы и ценности этой культуры ориентированы на удовлетворение материальных потребностей, и не ведут к созидательной деятельности. Но существует и альтернативная – инновационная культура творчества, которая и формируется инновационными процессами, и в то же время создает инновационную творческую среду и трудовой потенциал.[7] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Современное мировое общество интенсивно переходит  к инновационной модели экономики, творческий труд становится всё более  актуален, так как в основе любой  инновации лежит индивидуальное творчество субъекта, именно оно даёт первые плоды качественного преобразования всех сфер жизнедеятельности, а без творчества невозможна  эффективная производственная деятельность.

      Труд  человека может выступать как  творчество в любой сфере: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной, политической и других – там, где создаётся, изобретается нечто новое. Творчество невозможно без удовлетворения духовных потребностей индивида и зачастую движимо именно этими потребностями, удовлетворением, получаемым непосредственно от самой деятельности, возможностью самовыражения и самосовершенствования личности. С развитием человеческого общества  и цивилизации проходило  ряд последовательных фаз в своём развитии и творчество, обретая своё реальное бытие, отражая характер взаимодействия субъекта с окружающим миром.

Творческие  возможности человека являются мерилом  и условием поступательного социального  прогресса. Именно творческие личности предоставляют человечеству новые, неизвестные ему ранее возможности, определяют направление и результаты совместной социальной деятельности, предназначают дальнейшее развитие мировой цивилизации.     Развитие творчества, а также внедрение инноваций очень важно для устойчивого развития и процветания экономики, ведь оно никогда не будет достигнуто с помощью создания огромной массы однообразных идей, тогда как одно новое, правильное нововведение может поднять её на новый уровень.

Творческая  личность является доминирующим субъектом  инновационной деятельности в условиях рыночной экономики, выступает как  движущая сила изменений, нарушающих равновесие экономической системы, необходимых для дальнейшего поступательного развития общества и цивилизации.

        У каждого есть способность  создавать и вносить новое,  и начать усовершенствования  нужно с исследований своих убеждений. 
    Ограничивающее убеждение зачастую мешает людям развивать способы творческого мышления – его надо менять на убеждения, которые будут поддерживать и поощрять, расширять свои взгляды на проблемы.  
Только благодаря научно-техническому прогрессу, общественному таланту и трудолюбию наша страна может стать ещё более мощной, экономически могучей и независимой.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Альтшуллер, Г.С. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности/ Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин.–  Минск: Беларусь, 1994.- 479 с.
  2. Белякович, Н.Н. Социология творчества/ Н.Н. Белякович. – Минск: Эдит ВВ, 2004.- 224 с.
  3. Бехтель, М. Будущее труда. Размышления, взгляды, перспективы/ М.Бехтель. – Москва, 2000.
  4. Коршун, В.К. Материал в помощь лектору: «Творческий труд – характерная черта советского образа жизни»/ В.К. Коршун. – Минск, 1978.
  5. Матейко А. Условия творческого труда/ А. Матейко. – Москва: Мир,1970.- 304 с.
  6. Паршаков, Е.А. Экономическое развитие общества (концепция кооперативного социализма)/ Е.А. Паршаков. – Запорожье: Дикое поле, 1997.- 264 с.
  7. Социальные инновации и развитие.[Электронный ресурс]. – 2009. - Режим доступа: http://iee.org.ua/files/alushta/40-doktorovich-soc_innov_i_razv.pdf. - Дата доступа: 8.06.2010.
  8. Соколова Г.Н. Культура труда в социальном развитии рабочего класса: опыт социологического исследования/ Г.Н. Соколова. – Минск: Наука и техника, 1984.- 220 с.
  9. Соколова Г.Н. Социология труда: Учебник/ Г.Н. Соколова. – Минск: Вышэйшая школа, 2002.- 315 с.
  10. Экономико-социологический словарь / Г.Н. Соколова [и др.]; под науч. ред. Г.Н. Соколовой. – Минск: ФУАинформ, 2002.- 448 с.
  11. Личное творчество. Суть творческой инновации// NLP-SYSTEM [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: http://nlp-system.com/lichnoe_tvorchestvo.php. - Дата доступа: 16.04.2010.
  12. Иванов, Г.И. Уровни творчества/ Г.И. Иванов//ТРИЗ, обучение, проблема, творчество, идея, задача [Электронный ресурс]. – 2000-2009.- Режим доступа: http://www.trizland.ru/trizba.php?id=39 . – Дата доступа: 17.04.2010.

Информация о работе Социальное творчество