Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:48, курсовая работа
Задачи моей работы заключаются в следующем:
1. Рассмотреть возникновение и сущность социального творчества, его типы и уровни.
2. Выделить наиболее важные черты творческой личности в соответствии с книгой А.Матейко «Условия творческого труда».
3. Также рассмотреть воздействие научно-технического прогресса на творчество, возможные пути решения проблемы творческого характера труда.
4. Проанализировать роль социальных инноваций в современной творческой деятельности.
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Понятие социального творчества…………………………………….5
1.1.Возникновение и сущность социального творчества……………………...5
1.2. Типы и уровни творчества………………………………………………....11
Глава 2. Черты творческой личности по А. Матейко………………………....15
Глава 3. Научно-технический прогресс в социальном творчестве…………..19
3.1. Пути решения проблемы творческого характера труда………………….19
3.2. Социальные инновации как генератор развития трудового
потенциала……………………………………………………………….……..21
Заключение…………………………………………………………………...….23 Список использованной литературы…………………………………….…….25
Реальный созидательный труд выступает в единстве двух взаимодействующих процессов: процесса репродуктивности – повторения стандартов, образцов и процесса продуктивности – создания нового (новых приёмов работы, конструкторских и технологических решений, обширной сферы рационализаторства и изобретательства). А общепринятое понимание творческого труда как перманентного инновационного процесса выражает, скорее лишь его сущность, его идею. Репродуктивность отражает воспроизведение форм и стандартов трудовой деятельности, безусловное выполнение всех необходимых нормативов и регламентаций, всего того, что уже достигнуто в процессе культурно-исторического развития. Продуктивность, в свою очередь, предполагает создание нового, обогащение человеческой практики и сущностных сил самого человека. Характер взаимодействия этих процессов в условиях стабильного развития экономики позволяет говорить о возможности достижения гармонии между ними, отражающей созидательный характер труда. Мера соотношения объёмов стандартизированной и новаторской деятельности может быть различной для разных видов труда, но, чем глубже человек реализует в нём свой творческий потенциал, свои личностные качества, чем самоотверженнее он работает, тем более творческим становится его труд [9, с.207].
Инновационая деятельность начинается с осознания противоречия в системе «субъект – внешняя среда» и с формирования цели деятельности, способной его разрешить. Для ее успеха важно, чтобы целеполагание не только содержало описание цели, но и включало критерии, позволяющие оценить результаты инновационной деятельности. По существу, действию предшествует его идеальная модель. Инновационное мышление (по сравнению с научным) как форма инновационной деятельности в современной экономике характеризуется интегративностью с практикой, поскольку главный ее субъект изначально ориентируется на коммерчески эффективное решение. [11]
В отличие от других видов творческой деятельности (научная, художественная, изобретательская и др.), для которых характерен неочевидный результат и высокая значимость его эмоциональной оценки, инновационная деятельность ориентируется на рационально оцениваемые действия, позволяющие обеспечить уверенно прогнозируемый результат, реально зависящий от состояния внешней среды, в том числе от наличных ресурсов. Доминирующим субъектом инновационной деятельности в условиях рыночной экономики становится творческая личность, определяющая динамизм развития производства и выступающая как движущая сила изменений, нарушающих равновесие экономической системы. Творческий человек становится как бы персонифицированной экономической властью, вносящей элемент случайности в традиционные формы и методы производства, тогда как другие хозяйствующие субъекты, наоборот, стремятся к ее равновесию. Помимо воздействия на производственную сферу, инновационная деятельность влияет на эффективность процессов реализации продукции (новые технологии продвижения товара и предоставления коммерческих услуг). Предметом инноваций могут быть также методы и процедуры подготовки и принятия решений.
Без
осуществления государственной
политики, направленной на концентрацию
имеющегося научно-технического и технологического
потенциала страны и создание отечественной
инновационной системы, а также
включения белорусских
3.2.СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ КАК ГЕНЕРАТОР РАЗВИТИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА
Потребность в социальных инновациях возникла в конце XIX – начале XX века в связи с необходимостью осмысления методологии внедрения новых форм мотивации и стимулирования трудовой деятельности, преодоления психологического сопротивления людей нововведениям. В XXI веке инновационное развитие все чаще связывается с креативностью – способностью субъекта к инновационной деятельности, выдвижению новых идей, принципов и механизмов их реализации, имеющих полезный научно-технический, технологический или социальный эффект. Креативность составляет основу инновационного потенциала общества.
В современном обществе социальные государства ориентированы на пополнение и развитие трудового потенциала, внедрение инновационных технологий, воспроизводство социального и человеческого потенциала.
Одним из главных генераторов такого развития и могут стать социальные инновации. Именно они и формируют инновационную среду, которая способствует информационному, социальному, научно-техническому развитию всего общества. «Многие исследователи, позиция которых представляется обоснованной» - обозначил А.Б.Докторович, - «определяют и трактуют инновационную деятельность как деятельность, нацеленную на такое преобразование всего комплекса личностных средств субъекта, которое обеспечивает не только адаптацию к быстроменяющейся социальной реальности, но и возможность активного творческого воздействия на неё».
Инновационная
деятельность генерирует не только развитие
научно-технической и
Повсеместное
развитие в современном обществе
массовой культуры, конечно же, негативно
влияет на развитие творческого потенциала
индивидов, т.к. элементы и ценности
этой культуры ориентированы на удовлетворение
материальных потребностей, и не ведут
к созидательной деятельности. Но существует
и альтернативная – инновационная культура
творчества, которая и формируется инновационными
процессами, и в то же время создает инновационную
творческую среду и трудовой потенциал.[7]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современное мировое общество интенсивно переходит к инновационной модели экономики, творческий труд становится всё более актуален, так как в основе любой инновации лежит индивидуальное творчество субъекта, именно оно даёт первые плоды качественного преобразования всех сфер жизнедеятельности, а без творчества невозможна эффективная производственная деятельность.
Труд человека может выступать как творчество в любой сфере: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной, политической и других – там, где создаётся, изобретается нечто новое. Творчество невозможно без удовлетворения духовных потребностей индивида и зачастую движимо именно этими потребностями, удовлетворением, получаемым непосредственно от самой деятельности, возможностью самовыражения и самосовершенствования личности. С развитием человеческого общества и цивилизации проходило ряд последовательных фаз в своём развитии и творчество, обретая своё реальное бытие, отражая характер взаимодействия субъекта с окружающим миром.
Творческие
возможности человека являются мерилом
и условием поступательного социального
прогресса. Именно творческие личности
предоставляют человечеству новые,
неизвестные ему ранее
Творческая личность является доминирующим субъектом инновационной деятельности в условиях рыночной экономики, выступает как движущая сила изменений, нарушающих равновесие экономической системы, необходимых для дальнейшего поступательного развития общества и цивилизации.
У каждого есть способность
создавать и вносить новое,
и начать усовершенствования
нужно с исследований своих убеждений.
Ограничивающее убеждение зачастую мешает
людям развивать способы творческого
мышления – его надо менять на убеждения,
которые будут поддерживать и поощрять,
расширять свои взгляды на проблемы.
Только благодаря научно-техническому
прогрессу, общественному таланту и трудолюбию
наша страна может стать ещё более мощной,
экономически могучей и независимой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: