Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:48, курсовая работа
Задачи моей работы заключаются в следующем:
1. Рассмотреть возникновение и сущность социального творчества, его типы и уровни.
2. Выделить наиболее важные черты творческой личности в соответствии с книгой А.Матейко «Условия творческого труда».
3. Также рассмотреть воздействие научно-технического прогресса на творчество, возможные пути решения проблемы творческого характера труда.
4. Проанализировать роль социальных инноваций в современной творческой деятельности.
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Понятие социального творчества…………………………………….5
1.1.Возникновение и сущность социального творчества……………………...5
1.2. Типы и уровни творчества………………………………………………....11
Глава 2. Черты творческой личности по А. Матейко………………………....15
Глава 3. Научно-технический прогресс в социальном творчестве…………..19
3.1. Пути решения проблемы творческого характера труда………………….19
3.2. Социальные инновации как генератор развития трудового
потенциала……………………………………………………………….……..21
Заключение…………………………………………………………………...….23 Список использованной литературы…………………………………….…….25
К простейшему творчеству можно отнести применение известного решения к известной проблеме. Это творчество первого типа – наиболее благополучное, потому что оно отвечает потребностям сегодняшнего дня, дает решение сегодняшних задач. Этих решений с нетерпением ждут на производстве, а поэтому сравнительно быстро идет и их внедрение – продукты деятельности такого типа понятны, привычны, не требуют коренной перестройки производств, чрезвычайно рентабельны – сразу же начинают приносить значительную прибыль. Творчество первого типа есть и в науке, и в искусстве, и во всех других областях деятельности. Основная черта его в том, что оно не ломает привычных взглядов и традиционного отношения к окружающему миру, не выходит за рамки общепринятых методов. Именно такое творчество сформировало и продолжает поддерживать общественное представление о престижности творческого труда. В большинстве случаев это творчество действительно престижно и действительно дает надежное место в жизни. В основном, оно бесконфликтно и не вызывает трений между творцом и обществом. Общество само ставит для него задачи и само же обеспечивает внедрение их решений в нужных для производства масштабах. И все-таки даже такое творчество порою встречает на своем пути сильное сопротивление. Став чуть масштабнее, чуть шире «дозволенного», оно наталкивается на стену непонимания, неприятия. Для развития общества важен любой вид творчества. Но если творчество первого типа непосредственно реализует прогресс, то деятельность второго и третьего типа определяет его стратегические направления, ставя и решая задачи далекого завтра. Поэтому важность такого творчества намного значительней: чем больше масштаб задачи, тем важнее ее решение. И тем более обидно столь часто несправедливое отношение к «носителям» этого творчества.
Г.С. Альтшуллер, автор теории решения изобретательских задач, ввел пятиуровневую классификацию изобретательских задач по их новизне – уровни творчества [1].
Первый уровень: применены средства, которые прямо предназначены именно для данной цели; использовано готовое решение для готовой задачи. Для первого уровня творчества характерно, что задача и средства ее решения находятся в пределах одной узкой специальности. Как правило, решение не связано с устранением какого-либо явного противоречия. В общем объеме мирового патентного фонда находится примерно 32% технических решений, выполненных на первом уровне.
Второй уровень: выбран один из немногих альтернативных вариантов решения задачи, которая также выбрана из нескольких возможных. В объект вносятся мелкие изменения и дополнения, которые не меняют основной принцип действия. Для второго уровня творчества характерно, что задача и средства ее решения находятся в пределах одной науки, то есть, если задача возникла в механике, то она и решается средствами, взятыми из механики. Как правило, такие решения связаны с устранением мелких противоречий на уровне вспомогательных, подсистемных элементов. В общем объеме мирового патентного фонда находится 45% технических решений, выполненных на втором уровне творчества.
Изобретения первого и второго уровней творчества, составляют 77% мирового патентного фонда. Они нужны, они совершенствуют технику, но принципиально ее не меняют. Это обычные конструкторские решения, но если они ранее не были известны, то признаются изобретениями. Творчество на первом и втором уровне доступно любому грамотному специалисту.
Третий уровень: изменена исходная задача, изменено привычное решение.
В основной объект вносятся значительные изменения и дополнения, направленные на максимальное развитие (модернизацию) существующего принципа действия. Для третьего уровня творчества характерно, что задача и средства ее решения находятся в пределах разных наук, но смежных между собой, то есть, если задача возникла в механике, то средства для ее решения берутся, например, из гидравлики, теплотехники, и тому подобных. Как правило, решения третьего уровня связаны с устранением противоречий, возникших на уровне системных элементов. В общем объеме мирового патентного фонда находится 19% технических решений, выполненных на третьем уровне творчества.
Четвертый уровень: поставлена новая задача и найдено новое решение. В основной объект вносятся изменения, полностью меняющие принцип его действия. Для четвертого уровня творчества характерно, что задача и средства ее решения находятся в пределах разных и не смежных между собой наук. То есть, если задача возникла в механике, то средства для ее решения могут быть взяты, например, из химии, биологии, оптики и тому подобных. Как правило, такие решения связаны с устранением противоречий, возникших на уровне надсистемных элементов. В общем объеме мирового патентного фонда находится 3,7% технических решений, выполненных на четвертом уровне творчества.
Пятый уровень: найдена новая проблема, открыт новый принцип пригодный для решения не только этой, но и других задач, проблем. Создается не существующий ранее объект с новым, ранее неизвестным, принципом действия. Например, паровой двигатель, самолет, радио, лазер и тому подобные. Эти изобретения называют пионерными, так как они сами порождают новую науку, например, теплотехнику, аэродинамику, радиотехнику, квантовую оптику и т. д. Творчество на пятом уровне предоставляет человечеству новые, неизвестные ему ранее, возможности. Пятый уровень — это удел избранных. В патентном мировом фонде изобретений, выполненных на пятом уровне творчества, содержится всего 0,3%, но они являются основой цивилизации. Однако, для широкого внедрения этих изобретений в производство нужны многие годы, чтобы провести научно-исследовательские, конструкторские, технологические и иные работы с решением сотен и тысяч других задач, требующих использования всех остальных уровней творчества. [12]
Творческая деятельность первого типа включает решения первого и второго уровней; второго типа – третьего и четвертого уровней. Третий тип творчества – пятый уровень и даже не отмеченный в классификации шестой уровень, представляющий систему открытий пятого уровня.
Ступени
творчества (уровни творчества) отличаются,
однако, не только уровнем постановки
и решения проблем, но и стимулами,
инициирующими само творчество, и характерной,
типовой реакцией окружающих на результаты
творческой деятельности. Отношение к
новшествам нередко отрицательно. Причины
такой реакции на творческую деятельность
разных типов различны. В неприятии творчества
первого типа «виноваты» консерваторы,
против которых ведется непрекращающаяся
борьба. Отрицательное отношение к творчеству
второго и третьего типов принято объяснять
тем же: «нерешительные эксперты испугались
нового». Но такое объяснение – грубая
ошибка. Потому что здесь уже действуют
совсем иные закономерности. Большое открытие
«опережает» свое время и нарушает сложившуюся
иерархическую пирамиду специалистов:
оно кажется вредной, ненужной «фантазией
больного ума» [1, с. 13].
ГЛАВА 2.ЧЕРТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ПО А.МАТЕЙКО
Известны более или менее удачные попытки научно обоснованного определения личностных черт, сопутствующих творчеству. Можно заметить, что творцов характеризует большая взволнованность, активный интерес к изучаемой проблеме, исключительное упорство, готовность бороться с сомнениями, независимая интровертивная позиция, побуждающая человека стоять на своём. Исследовательские задачи требуют умелого сочетания трезвости со смелостью, отсюда готовность идти на достаточно точно рассчитанный риск является одной из существенных черт, гарантирующих творческий успех. «Созревание» к творчеству содержит в себе элементы, которые могут, хотя и не обязательно, противостоять друг другу. Чтобы свободно оперировать этими элементами и создавать новые их комбинации, надо глубоко вникнуть в данную область, срастись с нею. В то же время из самой сущности творчества вытекает необходимость как-то оторваться от реальности и отойти на некоторое расстояние, чтобы увидеть перспективу. Волей-неволей творец оказывается в известной изоляции, и он должен найти в себе достаточно сил и мужества, чтобы противостоять собственной среде, порвать с её традициями.
Как отмечает А. Матейко, у многих «пионеров новостей» (изобретателей рационализаторов и т.п.) наблюдается плохая приспособляемость к среде; возможно даже, что в этом есть какая-то закономерность: люди, предрасположенные к творчеству, обычно отходят от средней нормы поведения. У них трудные, часто с завихрениями характеры, поэтому им нелегко противостоять хорошо приспособленным людям, которые в своих интересах ради сохранения статус-кво могут не допустить реализации нового. Нередко получается, что изобретения и усовершенствования пропадают втуне только потому, что сами новаторы не в состоянии преодолеть косность, а соответствующие органы и институты, казалось бы, кровно заинтересованные в использовании нового, не идут им навстречу. Творческие личности, как правило, проявляют заметный интерес к сложным и новым проблемам. Их гораздо больше привлекают такие ситуации, которые требуют оригинальных решений, чем те, которые позволяют действовать привычным образом. Им доставляет удовольствие вводить новый порядок, по-новому подходить к той или иной конкретной задаче.[5, с.12]
Высокий уровень умственных способностей необходим для творчества в одних областях (например, в химии, биологии) и совсем не нужен в других (например, в графике). Среди людей нетворческого склада можно встретить немало таких, которые имеют выдающиеся умственные способности. Связь между умственными способностями и творчеством вовсе не проста. Правда, там, где предмет требует больших умственных способностей для овладения его сложными основами, как, например, в физике или математике, наблюдается корреляция между степенью умственных способностей и оригинальностью, проявляемой при решении задач, однако она вовсе не велика. У художников, скульпторов и графиков корреляция между качеством работы и умственными способностями нулевая или даже отрицательная. Однако, стоит заметить, что уже сам факт призвания к подобного рода занятиям предполагает, как правило высокий уровень умственных способностей.[5, с.15]
Учёба в высших учебных заведениях, которая готовит к работе в той или иной специальности, в зависимости от её характера, благоприятствует или препятствует творчеству. Она может способствовать самостоятельности, но может и подавлять её. Существует мнение, что подготовку научно-технических работников, которые будут выполнять самостоятельную творческую работу, следует отделить от подготовки инженеров, которые должны будут решать заранее определенные технологические и эксплутационные задачи, руководить обычным производственным процессом и на основе известных принципов совершенствовать его. Зачастую, будущие творцы новой техники, получают в технических вузах слишком слабую общую теоретическую подготовку, их перегружают описательными материалами, не приучают к самостоятельной работе, они плохо знают иностранные языки, сдают слишком много экзаменов, не приобретают навыков работы с литературой, занимаясь преимущественно по неполным записям, и то нередко чужим, не задумываются над проблемами, потому что их решение даётся им в готовом виде, учат несистематически, преимущественно во время экзаменационных сессий. В результате, студенты слабо, неполностью овладевают материалом и у них не вырабатывается самостоятельности ни в работе, ни в мышлении. Подготовка научных работников в отличие от «профессионального» обучения должна быть основана прежде всего на системе семинаров и лабораторных занятий.
От атмосферы, господствующей в вузе, зависит, будет ли преобладать среди мотивов, побуждающих молодого человека к выбору научной карьеры, стремление к познанию, способствующее формированию наиболее ценного из возможных типов научного работника – открывателя истины. Именно этот тип научного работника представляет наибольшую ценность, так как достижения таких учёных приводят к постановке новых теоретических проблем. Впрочем, известными достоинствами обладают и люди, любовно занимающиеся систематизацией того, что уже открыто наукой, охотно сотрудничающие с другими и способствующие тем самым умножению общих достижений, активно включающиеся в борьбу за новые научные ценности.
Исследования,
проведённые в различных
Темой ещё одного ряда исследований была связь способности и склонности к творчеству с возрастом, и её степень. Рассмотрение деятельности выдающихся людей в области химии, математики, философии, литературы, искусства, педагогики, показало, что высшего своего взлёта они достигали обычно до 45 лет, а в некоторых областях даже до 30. В то же время выдающиеся общественные деятели, как правило, достигали своего апогея после 50 лет. Дело в том, что в последнем случае накопление и «переваривание» имеющихся знаний важнее, чем добывание новых. Условия, благоприятствующие творчеству и проявлению оригинальности, появляются в жизни человека, как правило, раньше, чем умение добиться ведущего положения и признания в обществе. Признания человеку неизбежно приходится ждать до тех пор, пока общественная среда не сочтёт его выдающейся личностью.
Однако
тезис о тесной взаимосвязи между
возрастом и творчеством
ГЛАВА 3. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС В СОЦИАЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ
3.1. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА ТРУДА