Социальное творчество

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Задачи моей работы заключаются в следующем:
1. Рассмотреть возникновение и сущность социального творчества, его типы и уровни.
2. Выделить наиболее важные черты творческой личности в соответствии с книгой А.Матейко «Условия творческого труда».
3. Также рассмотреть воздействие научно-технического прогресса на творчество, возможные пути решения проблемы творческого характера труда.
4. Проанализировать роль социальных инноваций в современной творческой деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Понятие социального творчества…………………………………….5
1.1.Возникновение и сущность социального творчества……………………...5
1.2. Типы и уровни творчества………………………………………………....11
Глава 2. Черты творческой личности по А. Матейко………………………....15
Глава 3. Научно-технический прогресс в социальном творчестве…………..19
3.1. Пути решения проблемы творческого характера труда………………….19
3.2. Социальные инновации как генератор развития трудового
потенциала……………………………………………………………….……..21
Заключение…………………………………………………………………...….23 Список использованной литературы…………………………………….…….25

Работа содержит 1 файл

курсовая 2.doc

— 128.50 Кб (Скачать)
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ 
 
 
 
 

Социальное  творчество. 

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 

                Писаренко

                Дарьи Владимировны

                студентки 2 курса отделения

                социологии  заочной

                формы обучения 
               
               
               

                Научный руководитель:

                кандидат  социологических наук, доцент

                Курилович Н.В. 
               
               
               
               
               
               
               
               

Минск 2010

 

    ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Понятие   социального творчества…………………………………….5

1.1.Возникновение и сущность социального творчества……………………...5

1.2. Типы и  уровни творчества………………………………………………....11

Глава 2. Черты  творческой личности по А. Матейко………………………....15

Глава 3. Научно-технический прогресс в социальном творчестве…………..19

3.1. Пути решения проблемы творческого характера труда………………….19

3.2. Социальные  инновации как генератор развития  трудового

 потенциала……………………………………………………………….……..21

Заключение…………………………………………………………………...….23 Список использованной  литературы…………………………………….…….25 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

      На  сегодняшний день проблема творчества человека приобрела особую актуальность и значимость. Это продиктовано, с одной стороны, необходимостью пересмотра прежней и создания новой концепции социального прогресса, определения места и роли  в нём каждого человека и различных общественных групп; с другой – потребностями, активизации деятельности человека в качественном преобразовании всех сфер жизнедеятельности  и трансформирующихся обществ: экономической, политической и духовно-нравственной. Особую остроту проблеме творчества работников производства придаёт современная научно-техническая революция, вступившая в этап интенсивного преобразования материально-технического базиса производства переходных обществ с использованием новых технологий и сложных информационных систем, микроэлектроники. Становится всё более очевидным, что в социальном, научно-техническом и духовном прогрессе будет преуспевать то общество, которое найдёт наиболее рациональные пути творческого формирования не только отдельных личностей или социальных групп, а всего народа. Человечеству уже не достаточно полагаться только на естественную вероятность появления талантов, стихийное пополнение интеллектуального потенциала общества. Нужна стройная научная система как можно более раннего выявления и развития способностей индивидов, воспитания личностей с оригинальным мышлением, чувством обострённого восприятия действительности, готовностью к риску, смелости и самостоятельности в принятии решений и высокой социальной ответственностью.

      Задачи  моей работы заключаются в следующем:

      1.  Рассмотреть возникновение и сущность социального творчества, его типы и уровни.

      2. Выделить наиболее важные черты творческой личности в соответствии с книгой А.Матейко «Условия творческого труда».

      3. Также рассмотреть воздействие научно-технического прогресса на творчество, возможные пути решения проблемы творческого характера труда.

      4. Проанализировать роль социальных инноваций в современной творческой деятельности.

        Основной целью моей работы являлось: проанализировать развитие инновационной деятельности в социальном творчестве в ходе формирования творческого трудового потенциала современного общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

1.1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

     «Творческой является всякая деятельность, – писал Рубинштейн, – создающая нечто новое, оригинальное, что притом входит в историю развития не только самого творца, но и науки, искусства и т.д.» В сущности, такое понимание творчества закреплено в большинстве отечественных философских, социологических и психологических словарях.

     Достижения  талантливых и гениальных людей  всегда имеют огромное общественно-историческое значение для всего человечества. Гений открывает новую эпоху, создаёт новое направление в  науке, искусстве, производстве. Однако учёные посчитали, что на всю историю развития человечества приходится не более 400 гениев. А это значит, что на каждое десятилетие жизни всего мирового сообщества приходится только один гений. Определена и вероятность появления на свет незаурядных личностей. Так, среди появившихся на свет индивидов, примерно 10% имеют способность выше средних, 2% из них можно отнести к талантливым, а 0,05% – к гениальным. В этом исследовании авторы ограничили творчество рамками названных сфер общественной жизни, в центре их внимания оказались личности только гениальные, талантливые, то есть неординарные. А неординарных личностей в составе населения любого общества, как известно, меньшинство.[2, с.11]

     При подобном методологическом подходе  к трактовке творчества, во-первых, значительно сужается сфера его действия; она ограничивается только рамками науки и искусства. «Творить», получается, можно только ценности логические, этические, эстетические, духовные. Производство, социальные отношения, отношения людей к природе, наконец, совершенствование самого человека выходят за пределы творчества субъекта. Во-вторых, из творческого процесса, по существу, исключается значительная часть трудящихся, прежде всего занятых в сфере материального производства, а это противоречит реальной практике общественного развития и с нравственной точки зрения просто несправедливо. Отсюда очевидно, что с помощью такой узкой трактовки творчества невозможно понять роль в этом процессе такого важного субъекта общественного развития, как работники производства. Деятельность индивида может выступать как творчество в любой сфере: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной, политической и других – там, где создаётся, изобретается нечто новое. Исходя из этого, можно обозначить ещё одну, третью точку зрения в трактовке сущности творчества, которая в последнее время обозначилась в зарубежной и отечественной философской и социологической литературе. Творчество всё больше начинает связываться с духовными мотивами деятельности человека, удовлетворением, получаемым непосредственно от самой деятельности, возможностью самовыражения и самосовершенствования личности. По мнению В. Иноземцева, А. Маршалла и других представителей этой точки зрения, такой над элитарно мотивированный тип деятельности индивида следует рассматривать не как труд, а как творчество. Исходя из этого, творчество может быть определено как осознанная деятельность, направленная преимущественно на самореализацию и саморазвитие личности. Материальные блага при этом вполне могут становиться результатами творчества, но представляются скорее его побочными продуктами, нежели основной целью. [2, с.12]

     К сожалению, пока, на нашем этапе развития постсоциалистических обществ, такое понимание творчества мы можем рассматривать лишь как теоретически идеальное, но не реально существующее явление. Не имея, порой, элементарных материальных условий для нормального человеческого развития, человек вряд ли может сосредоточить свои усилия и социальную деятельность на собственной внутренней духовной сущности. Его помыслы, чувства и поступки сосредоточены на решении первоочередных жизненных проблем – обеспечении пищей, жильём, сохранении своего рабочего места и т.д. Творчество как процесс саморазвития и самореализации личности при таких обстоятельствах, наоборот, может выступить лишь как побочный продукт, а не основная цель его активной прагматической деятельности.

     Диалектико-материалистическое учение об общественно-историческом развитии свидетельствует, что возникновение  творчества было связано с переходом непосредственных предшественников человека от приспособления к внешней природе при помощи органов тела и предметов-посредников к деятельности, направленной на создание искусственных средств для изготовления и совершенствования орудий труда. Став целесообразной, деятельность человека утратила чисто биологический характер и обрела социальные признаки и черты. В ней возникли элементы сознательного приспособления индивидов к силам внешней природы, ростки активного, творчески-преобразующего воздействия на него. Это была уже деятельность, имеющая признаки рациональности и творчества: воображение – способность формировать альтернативные возможности и проекты; информативность – способность определять, что можно осуществить, и что нельзя; оценка – способность определять полезность тех или иных целей; отбор – способность осуществлять выбор между альтернативами; предметная деятельность – способность к достижению поставленных целей. Это была уже деятельность, при помощи которой не только усваивается и воспроизводится определённый социальный опыт, но и обогащается, развивается на качественно новой основе. В образе мышления индивида, в способах и приёмах его  труда, в продуктах социальной деятельности стало обретать своё реальное бытие творчество.[2]

     Разворачиваясь как процесс восхождения от простых форм человеческой деятельности к более сложным, творчество в своём развитии проходит ряд последовательных фаз, отражающих характер взаимодействия субъекта с окружающим миром. На первой фазе оно проявляется в виде творческого потенциала, представляющего собой способность субъекта к активным и целенаправленным созидательным действиям. Творческий потенциал выступает лишь в качестве возможности активного и результативного взаимодействия с окружающим миром. Своё реальное бытие в деятельности, имеющей признаки творчества, он получает лишь при определённых объективных и субъективных условиях. Творчество в процессе деятельности обнаруживает себя в первую очередь в особенностях перцепции индивида – необыкновенных напряжённости внимания и душевных сил, в выдумке, оригинальности действий, инициативе, высокой самоорганизации и работоспособности, в непреодолимом стремлении человека к осуществлению своих творческих замыслов.[7]

     Исходная  точка всякого творчества субъекта – это творческая фантазия, которая проявляется в лёгкости образования неожиданных ассоциаций. Сама сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося социального и личного опыта и формировании на его основе новых комбинаций. Творчество приводит к созданию чего-то нового, поскольку оно представляет собой антипод шаблонной, стереотипной деятельности, поэтому подлинным творцом является тот индивид, который своими действиями достигает чего-то нового и ценного. Чтобы увидеть перспективу развития того или иного явления, нужно уметь оторваться от существующей реальности, спрогнозировать перспективу и наметить путь движения к ней, а это, в свою очередь, предполагает наличие у индивида способности к синтезу и обобщению. Завершающей фазой социального творчества является реальный продукт деятельности субъекта. Он может быть представлен созданными как материально-вещественными элементами социального бытия, так и новыми формами человеческого общения и поведения. На социологическом уровне исследования только конечный общественно и личностно значимый результат деятельности субъекта, а не его помыслы и чувства, позволяет констатировать факт состоявшегося социального творчества. Реальность творческого субъекта, таким образом, проявляется в его творческой деятельности, приводящей к социально значимым результатам.[2, 7]

     Степень развития созидательных, творческих возможностей человека является мерилом и условием поступательного социального прогресса. Именно творческие личности определяют направленность и результаты совокупной социальной деятельности, создают те материальные и духовные ценности, которые входят в сокровищницу мировой цивилизации, двигают её вперёд. Творчество создает новый мир, который радикальным образом меняет предметную среду жизнедеятельности человека. Создание качественно новых, уникальных, иногда не имеющих аналога в прошлом, результатов деятельности, разумеется, определяющая черта творчества [2].

     Всякий труд содержит в себе  элемент творчества, ведь он является  соединением, сложением творческого, поискового труда и нетворческого, однообразного, монотонного труда, т.е. всякий труд является смешанным трудом. Но в различных  видах  труда  соотношение  творческого  элемента и  нетворческого различно. Если  взять  несколько  видов  преимущественно  творческого  труда,  то окажется, что они  насыщены  творчеством в различной степени, одни - больше, другие – меньше.     

       Если бы  удалось более или менее точно определить, измерить в различных видах  труда  соотношение творческого и  нетворческого труда,  элемента,  их действительную долю  в  совокупном, смешанном труде,  в  каждом его виде, то выяснилось бы,  что  элемент  творчества занимает  особенно большой удельный вес, долю во всем труде научных  работников, а особенно  незначительный -  в земледельческом труде, основанном на ручной и тягловой технике. Можно, очень приближенно, считать,  что  в  научном труде  творческий элемент  составляет около 80%, а нетворческий, соответственно –  около  20%.  В  земледельческом труде древнего общества, наоборот, творческий элемент составлял около 10–20% и меньше,  а  нетворческий – свыше 80%. Можно, приближенно,  считать также, что  в  труде  охотника  и  рыболова  древнего общества  творческий  элемент составлял  около  60–65%,  а  в  труде  промышленном  до  научно-технической революции – около 25-35%. Труд современных высококвалифицированных рабочих, зачастую со  средним техническим и даже  высшим образованием,  которых по  мере  развития  научно-технической революции  становится  все  больше,  труд, который  связан с использованием, применением, а  вместе  с  тем  и  творческим развитием,  совершенствованием электротехники,   электронной   техники,  компьютерной,   вычислительной   и автоматической техники, а также атомной, космической и других  видов техники по  своему  творческому  содержанию, по  удельному  весу,  доле  творческого элемента во всем труде  стоит на уровне труда древних охотников и рыболовов, т.е.  творческий   элемент   составляет   во   всем  труде   около   60–65%. Следовательно,   труд    этих   высококвалифицированных   рабочих   является преимущественно творческим трудом  [6].

     Наряду  с преобразованием природы, творчество включает в себя изменение социальных отношений, способов и приёмов человеческой деятельности, сущности самого индивида. Творчество концентрирует и отражает совокупность связей и отношений человека во всех сферах жизни как общественного существа. Оно проявляется в материально-трудовой, политической и духовной сферах жизни, в деятельности самодеятельных образований и движений, других социальных институтов, порождаемых многообразием потребностей общества и богатством действительных отношений индивида. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2.ТИПЫ  И УРОВНИ ТВОРЧЕСТВА

     Мир творчества удивительно многообразен, и классифицировать его можно  по различным параметрам. Нас интересует главный признак – новизна. А конкретнее, новизна постановки задач и новизна их решения. Решение задач тоже называют творчеством, точнее, поиск решения, его процесс. Но если путь к ответу четко обговорен, если он обрисован конкретными правилами и примечаниями, если свернуть на этом пути некуда, если задана жесткая программа действий – это не творчество. Творческий путь к решению полон неожиданностей и неопределенностей.

Информация о работе Социальное творчество