Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 03:23, курсовая работа
Постоянную помощь епархиям, приходам, монастырям в делах милосердия и благотворительности оказывает Отдел церковной благотворительности и социального служения, включая и конкретную материальную помощь, и консультативное содействие. Отдел выпускает ежемесячный вестник «Диакония», рассылаемый во все епархии. В целом институт милосердия Русской православной церкви представляется организованным и упорядоченным на основе согласия по проблеме милосердия сообществом верующих, где рациональные установления определяют, не только права и обязанности членов сообщества, но и фиксируют источники финансирования и поддержки милосердно-благотворительной деятельности со стороны различных социальных институтов, спонсоров. Нормальное функционирование этого института зависит от совместимости специфических ценностей религии с фундаментальными ценностями общества, христиан с представителями других конфессий, а также неверующими.
Сложный и противоречивый вопрос о культуре взаимоотношений церкви и государства привлекал и привлекает внимание философов, историков, политологов, культурологов, религиоведов.
Цель работы – изучить социальное служение Русской Православной Церкви.
Задачи работы – изучить основные формы и методы социального служения Русской Православной Церкви; определить значение социального служения Русской Православной Церкви, перспективы его дальнейшего развития.
Предмет исследования – служение Русской Православной Церкви.
Объект исследования – Русская Православная Церковь на всех этапах своего развития.
Формами распространения знаний по профессиональному уходу могут быть:
Определенный опыт такой работы накоплен в московском Свято-Димитриевском училище сестер милосердия, созданном по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1992 г. и имеющим лицензию на образовательную, просветительскую и издательскую деятельность. Основная задача училища - дать профессиональное образование православной молодежи по специальности "сестринское дело". Вместе с тем, в училище проводится большая работа по межрегиональному сотрудничеству:
Вывод: В настоящее время, когда Русская Православная Церковь стремится использовать все свои ресурсы и возможности для возрождения и развития традиций христианского милосердия, одной из приоритетных задач, стоящих перед Отделом, является оказание помощи тем, кто обделен любовью, лаской и заботой.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что дальнейшая работа по накоплению и межрегиональному распространению знаний по вопросам медико-социальной работы, межрегиональный обмен опытом медико-социальной работы в общинах сестер милосердия и патронажных службах способствовали бы не только повышению профессионального уровня сестер милосердия в разных регионах, но и повышению авторитета этих служб Русской Православной Церкви в целом, в том числе среди государственных структур и представителей администрации на местах.
На сегодняшний день, таким образом, одной из проблем является открытие православных храмов при действующих медицинских учреждениях, обеспечение нормативных, организационных и прочих условий их деятельности.
Последние десятилетия стали для России временем отказа от государственного атеизма, возвращения к большинству человечества, легально, свободно и открыто исповедующему какую - либо религию. Теперь признается, что религия является одним из самых мощных скрепов государства и общества, что религиозная несвобода свидетельствует и о духовной, и о социальной деградации общества. Так что изменение отношения общества к религии и ее институтам, в частности к институту церкви, надо признать благотворным не только для религиозных организаций, но для общества в целом.
Нельзя однако не заметить, что легализация религиозной жизни породили новые проблемы, затрагивающие разные сферы общественной, государственной и частной жизни. К религиозным общинам были предъявлены требования участия в обновлении общества. Люди ждали интереса церкви, и прежде всего Русской православной церкви, к повседневным и насущным земным проблемам. Государство ожидало от церкви поддержки и одобрения своих действий, придания им респектабельности, особенно в глазах цивилизованного мира. Надо же было дать понять, что власть имеют не очередные большевики, мятежники и анархисты, а цивилизованные люди, с которыми можно и нужно договариваться, сотрудничать, которым не опасно давать кредиты и прочее, и прочее. И замелькали перед образами фигуры политиков со свечками в руках, в президиумах возникли непременные священники, и зазвучали в речах цитаты из Библии, и лидер коммунистов заявил, что два раза с карандашом в руках он прочитал Коран, и хлынул в страну ничем не сдерживаемый рой "проповедников слова Божьего".
В целом в последние годы религиозная жизнь в России вошла в более или менее спокойное русло, стала делом привычным, стала частью общественного и для многих личного обихода. Россия не стала страной с повышенной, экзальтированной религиозностью большинства населения и пока еще сохранила облик страны с высоким уровнем христианской культуры, подразумевающей свободу личности, в том числе и в вопросах религиозного выбора, терпимость в вопросах веры, способность к диалогу, в котором все готовы сотрудничать во имя духовных ценностей, сформулированных в свое время еще Кантом: Истины, Добра и Красоты.
Свое участие в делах
государственных Церковь может
реализовать через
Православная Церковь в России обладает правом заниматься благотворительной деятельностью. Однако масштабы церковной благотворительности несопоставимы с масштабами социальных бедствий, требующих участия Церкви. В значительной степени эта ситуация объясняется тем, что у Церкви до сих пор нет стабильной финансовой базы, которая позволяла бы ей осуществлять широкую благотворительность. Главным источником дохода для Церкви остаются, как и в советское время, добровольные пожертвования верующих. Однако на одних пожертвованиях невозможно развернуть широкую благотворительность: возможны лишь отдельные проекты, осуществляемые благодаря привлечению частных спонсоров.
Другой комплекс проблем связан с просветительской деятельностью, которой Православная Церковь в России занимается, однако, опять же, не в том масштабе, в каком могла бы.
Угодничество, сервилизм, терпение и смирение - вот силы, к которым прибегала церковь в годы советской власти, но которые привели к омертвлению ее духа. По сути дела, никакого взаимодействия в эти годы не было, а было тотальное наступление на церковь со стороны власти и стремление приспособиться и сохраниться - со стороны церкви.
Уникальной особенностью положения Русской Православной Церкви в постсоветском российском обществе является кардинальное изменение ее статуса, а, следовательно, и появление новых форм культурного взаимодействия.
Вопрос о взаимоотношениях церкви и государства в современном российском обществе обсуждается довольно активно. Зачастую проблемой отношения государства и церкви подменяется проблема отношений государства с религиозными организациями вообще. Часть российского чиновничества активно поддерживает Православную Церковь как «духовную и нравственную опору общества» и считает, что она должна пользоваться определенными преимуществами перед религиозными организациями, представляющими другие конфессии. Этот подход в какой-то степени отражен в преамбуле к Федеральному закону «О свободе совести» (1997 г.), где говорится об особой роли православия в России. Но многие видят в официальной поддержке православия опасность клерикализации и нарушение конституционных принципов отделения церкви от государства и равноправия религиозных организаций.
В самой РПЦ преобладает идея особой роли православия как «традиционной» для России конфессии и одновременно «церкви большинства», которая должна пользоваться государственной поддержкой. При этом в церкви много противников слишком тесного сближения с властью, что чревато «материализацией религии» и усилением зависимости церкви от государства. Следует, правда, отметить, что часто эти вопросы рассматриваются в связи с проблемой законодательного наделения некоторых конфессий статусом «традиционных».
В новых условиях церковь,
заявляя о своем
Церковь претендует на роль новой идеологии, на свое участие в законотворчестве, предлагает определить свое место в обществе в соответствии с решениями Поместного Собора 1917-1918 гг. и не только обращается с просьбами к власти, как это было в советский период, а вступает в полемику, лоббирует, требует. Одной из наиболее плодотворных форм «соработничества» церкви и государства в современных условиях является диалог. Церковь сегодня позволяет себе угрожать государству, в случае необходимости, гражданским неповиновением.
Характерной особенностью
церковно-государственных
Информация о работе Социальное служение Русской Православной Церкви