Социальное служение Русской Православной Церкви

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 03:23, курсовая работа

Описание работы

Постоянную помощь епархиям, приходам, монастырям в делах милосердия и благотворительности оказывает Отдел церковной благотворительности и социального служения, включая и конкретную материальную помощь, и консультативное содействие. Отдел выпускает ежемесячный вестник «Диакония», рассылаемый во все епархии. В целом институт милосердия Русской православной церкви представляется организованным и упорядоченным на основе согласия по проблеме милосердия сообществом верующих, где рациональные установления определяют, не только права и обязанности членов сообщества, но и фиксируют источники финансирования и поддержки милосердно-благотворительной деятельности со стороны различных социальных институтов, спонсоров. Нормальное функционирование этого института зависит от совместимости специфических ценностей религии с фундаментальными ценностями общества, христиан с представителями других конфессий, а также неверующими.
Сложный и противоречивый вопрос о культуре взаимоотношений церкви и государства привлекал и привлекает внимание философов, историков, политологов, культурологов, религиоведов.
Цель работы – изучить социальное служение Русской Православной Церкви.
Задачи работы – изучить основные формы и методы социального служения Русской Православной Церкви; определить значение социального служения Русской Православной Церкви, перспективы его дальнейшего развития.
Предмет исследования – служение Русской Православной Церкви.
Объект исследования – Русская Православная Церковь на всех этапах своего развития.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по методам социальной работы.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

Формами распространения  знаний по профессиональному уходу  могут быть:

  • консультирование;
  • выездные педагогические курсы;
  • тематические практические конференции;
  • семинары;
  • учебно-методическая литература [3, 317].

Определенный опыт такой  работы накоплен в московском Свято-Димитриевском  училище сестер милосердия, созданном  по благословению Святейшего Патриарха  Московского и всея Руси Алексия II в 1992 г. и имеющим лицензию на образовательную, просветительскую и издательскую деятельность. Основная задача училища - дать профессиональное образование православной молодежи по специальности "сестринское дело". Вместе с тем, в училище проводится большая работа по межрегиональному сотрудничеству:

  • консультирование представителей епархий по таким важным вопросам организации образовательной деятельности на местах, как организация училищ сестер милосердия и курсов по подготовке младших медицинских сестер по уходу за больными, преподавание предмета "Духовные основы милосердия", создание учебных планов училищ сестер милосердия и программ по медицинским предметам в православном училище и др.;
  • накопление, апробация, адаптация и распространение специальных знаний по вопросам ухода за тяжелобольными людьми, престарелыми и инвалидами;
  • разработка учебных программ выездных педагогических курсов для сестер милосердия. Одна из таких программ называется "Организация, формы и методы патронажной работы". В программе представлены такие важные вопросы, как добродетель милосердия, формы ее выражения и методы воспитания в современном мире; профессиональная подготовка патронажного работника; организация и структура патронажной службы, медицинская документация; организация ухода за лежачими больными; организация ухода за пожилыми людьми; помощь больным и престарелым в повседневной жизни;
  • проведение выездных педагогических чтений. Так, в декабре 2000 г. по просьбе Общины сестер милосердия во имя мч. Иулиании Ольшанской в г. Обухове Киевской области силами преподавателей училища был проведен пятидневный семинар "Актуальные вопросы деятельности приходской патронажной службы". Главными целями семинара было рассказать о современных формах социального служения РПЦ, дать определение понятий "патронажная служба", "патронажная работа", "патронажный работник", показать структуру и функции патронажной службы, определить обязанности патронажного работника, представить необходимый объем его знаний и умений, ознакомить участников семинара с современными методами выявления медико-социальных проблем их подопечных, правилами составления плана ухода за ними, правилами ведения медицинской документации, ознакомить участников семинара с некоторыми современными концепциями реабилитации пожилых и инвалидов, обучить их методам ухода за лежачими больными, массажа и адаптации. Занятия на семинаре проходили в виде лекций и практических занятий с отработкой элементов ухода, реабилитации и массажа друг на друге. Занятия сопровождались показом различного демонстрационного материала в виде слайдов, фотографий, схем, диаграмм, материалов из книг и периодической печати. Семинар прошел на фоне высокой активности слушателей. По данным анкетирования, проведенного в конце семинара, отмечалось изменение отношения к патронажной работе: более глубоко воспринималась личность подопечного и его медико-социальные и духовные проблемы, шире понимались его нужды, больше находилось возможностей для оказания помощи и больше путей решения проблем больных. Многими участниками было высказано пожелание проводить такие семинары регулярно, посвящая их определенной, более узкой тематике: уходу за неврологическим больным, уходу за пожилым больным и т.п.;
  • проведение практических конференций и семинаров. В августе 1999 г. в училище по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была проведена конференция "Актуальные проблемы ухода за больными на дому и в стационаре и значение патронажных служб в их решении". В конференции приняли участие 78 человек из России, Украины и Белоруссии. В резолюции было отмечено, что подобные практические конференции для сотрудников православных сестричеств и патронажных служб Русской Православной Церкви необходимо проводить регулярно, как внутри епархий, так и на межъепархиальном уровне;
  • создание учебно-методической литературы. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в училище начат выпуск серии учебно-методической литературы "Библиотека сестры милосердия" для распространения по регионам. В настоящее время в серии вышли три книги: "О пролежнях", "Основы медико-социальной реабилитации", "Очерки по истории общин сестер милосердия". Основная задача серии - распространение популярных медицинских знаний, необходимых для организации и проведения правильного ухода за больными и престарелыми. Планируется издание книг, посвященных вопросам ухода за пожилыми людьми, больными, перенесшими нарушение мозгового кровообращения, больными с прогрессирующими заболеваниями [2, 15].

Вывод: В настоящее  время, когда Русская Православная Церковь стремится использовать все свои ресурсы и возможности для возрождения и развития традиций христианского милосердия, одной из приоритетных задач, стоящих перед Отделом, является оказание помощи тем, кто обделен любовью, лаской и заботой.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что дальнейшая работа по накоплению и межрегиональному распространению знаний по вопросам медико-социальной работы, межрегиональный обмен опытом медико-социальной работы в общинах сестер милосердия и патронажных службах способствовали бы не только повышению профессионального уровня сестер милосердия в разных регионах, но и повышению авторитета этих служб Русской Православной Церкви в целом, в том числе среди государственных структур и представителей администрации на местах.

На сегодняшний день, таким образом, одной из проблем является открытие православных храмов при действующих медицинских учреждениях, обеспечение нормативных, организационных и прочих условий их деятельности.

 

Заключение

 

Последние десятилетия  стали для России временем отказа от государственного атеизма, возвращения к большинству человечества, легально, свободно и открыто исповедующему какую - либо религию. Теперь признается, что религия является одним из самых мощных скрепов государства и общества, что религиозная несвобода свидетельствует и о духовной, и о социальной деградации общества. Так что изменение отношения общества к религии и ее институтам, в частности к институту церкви, надо признать благотворным не только для религиозных организаций, но для общества в целом.

Нельзя однако не заметить, что легализация религиозной жизни породили новые проблемы, затрагивающие разные сферы общественной, государственной и частной жизни. К религиозным общинам были предъявлены требования участия в обновлении общества. Люди ждали интереса церкви, и прежде всего Русской православной церкви, к повседневным и насущным земным проблемам. Государство ожидало от церкви поддержки и одобрения своих действий, придания им респектабельности, особенно в глазах цивилизованного мира. Надо же было дать понять, что власть имеют не очередные большевики, мятежники и анархисты, а цивилизованные люди, с которыми можно и нужно договариваться, сотрудничать, которым не опасно давать кредиты и прочее, и прочее. И замелькали перед образами фигуры политиков со свечками в руках, в президиумах возникли непременные священники, и зазвучали в речах цитаты из Библии, и лидер коммунистов заявил, что два раза с карандашом в руках он прочитал Коран, и хлынул в страну ничем не сдерживаемый рой "проповедников слова Божьего".

В целом в последние годы религиозная жизнь в России вошла в более или менее спокойное русло, стала делом привычным, стала частью общественного и для многих личного обихода. Россия не стала страной с повышенной, экзальтированной религиозностью большинства населения и пока еще сохранила облик страны с высоким уровнем христианской культуры, подразумевающей свободу личности, в том числе и в вопросах религиозного выбора, терпимость в вопросах веры, способность к диалогу, в котором все готовы сотрудничать во имя духовных ценностей, сформулированных в свое время еще Кантом: Истины, Добра и Красоты.

Свое участие в делах  государственных Церковь может  реализовать через сотрудничество в тех областях, которые соприкасаются  со сферой ее интереса, и одним из важнейших являются дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ, работа по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы, поддержка института семьи, материнства и детства.

Православная Церковь  в России обладает правом заниматься благотворительной деятельностью. Однако масштабы церковной благотворительности несопоставимы с масштабами социальных бедствий, требующих участия Церкви. В значительной степени эта ситуация объясняется тем, что у Церкви до сих пор нет стабильной финансовой базы, которая позволяла бы ей осуществлять широкую благотворительность. Главным источником дохода для Церкви остаются, как и в советское время, добровольные пожертвования верующих. Однако на одних пожертвованиях невозможно развернуть широкую благотворительность: возможны лишь отдельные проекты, осуществляемые благодаря привлечению частных спонсоров.

Другой комплекс проблем  связан с просветительской деятельностью, которой Православная Церковь в  России занимается, однако, опять же, не в том масштабе, в каком могла бы.

Угодничество, сервилизм, терпение и смирение - вот силы, к  которым прибегала церковь в  годы советской власти, но которые  привели к омертвлению ее духа. По сути дела, никакого взаимодействия в эти годы не было, а было тотальное наступление на церковь со стороны власти и стремление приспособиться и сохраниться - со стороны церкви.

Уникальной особенностью положения Русской Православной Церкви в постсоветском российском обществе является кардинальное изменение  ее статуса, а, следовательно, и появление новых форм культурного взаимодействия.

Вопрос о взаимоотношениях церкви и государства в современном  российском обществе обсуждается довольно активно. Зачастую проблемой отношения  государства и церкви подменяется  проблема отношений государства с религиозными организациями вообще. Часть российского чиновничества активно поддерживает Православную Церковь как «духовную и нравственную опору общества» и считает, что она должна пользоваться определенными преимуществами перед религиозными организациями, представляющими другие конфессии. Этот подход в какой-то степени отражен в преамбуле к Федеральному закону «О свободе совести» (1997 г.), где говорится об особой роли православия в России. Но многие видят в официальной поддержке православия опасность клерикализации и нарушение конституционных принципов отделения церкви от государства и равноправия религиозных организаций.

В самой РПЦ преобладает  идея особой роли православия как  «традиционной» для России конфессии  и одновременно «церкви большинства», которая должна пользоваться государственной поддержкой. При этом в церкви много противников слишком тесного сближения с властью, что чревато «материализацией религии» и усилением зависимости церкви от государства. Следует, правда, отметить, что часто эти вопросы рассматриваются в связи с проблемой законодательного наделения некоторых конфессий статусом «традиционных».

В новых условиях церковь, заявляя о своем невмешательстве  в политические процессы, предлагает свои идеологические разработки. Таковой является документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятый на Архиерейском Соборе, где заявлено о формах взаимодействия -«соработничестве», партнерстве и обозначены сферы сотрудничества. Идеологи церкви пытаются убедить государство и общественность в том, что современному расколотому российскому обществу, лишившемуся правовых, нравственных ориентиров, не найти выхода из экономического тупика и не достигнуть духовного возрождения без участия церкви в этом процессе.

Церковь претендует на роль новой идеологии, на свое участие в законотворчестве, предлагает определить свое место в обществе в соответствии с решениями Поместного Собора 1917-1918 гг. и не только обращается с просьбами к власти, как это было в советский период, а вступает в полемику, лоббирует, требует. Одной из наиболее плодотворных форм «соработничества» церкви и государства в современных условиях является диалог. Церковь сегодня позволяет себе угрожать государству, в случае необходимости, гражданским неповиновением.

Характерной особенностью церковно-государственных отношений  в последнее десятилетие является проблема определения места в  современном российском гражданском  обществе. Назрела необходимость  и возможность выхода церкви за рамки  взаимодействия с властью, с государством и самоидентифицироваться в обществе, взаимодействуя с общественными организациями, движениями, центрами, что повлечет за собой изменение существующего законодательства и поиск новых форм социального партнерства. Принцип отделения церкви от государства не означает вытеснения ее на задворки общественной жизни и культуры, а светский характер государства не тождественен атеистическому. Церковь и государство, каждое в своей нише, должны совместно служить обществу, народу, созидая новую культуру.

 

Список литературы

 

  1. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности в благотворительных организациях", СЗ РФ от 14 августа 1995 г. N 33, ст. 3334.
  2. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", СЗ РФ от 15 января 1996 г. N 3, ст. 145
  3. Архиепископ Никодим Мир и свобода (доклад на религиозной конференции в Голландии) // Журнал Московской патриархии. – 1963. – № 1. – С. 39 – 44.
  4. Благотворительность и милосердие: Сб. науч. тр./ Федер. служба занятости России, Поволж. фил. рос. учеб. центра; Под. общ. ред. акад. В.Н. Ярской. учеб центра. Нижний новгород, 1997. – 242 с.
  5. Благотворительность и общественное призрение, -М., Русская линия. 2002.
  6. Вучетич Е. Проблема общественного служения в работах М.М. Тараева // Журнал Московской патриархии. – 1992. – № 9. – С. 45 – 46.
  7. Голубинский Е.Е. История русской церкви. – М.: 1997. – 926 с.
  8. Деятельность Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московской Патриархии Русской Православной Церкви // Православная газета "Город Золотой" №2 2004.
  9. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (18 февраля 1997 г.) // Журнал Московской патриархии. – 1997. – № 3. – С. 12 – 82.
  10. Донской юридический институт: Учёные записки. Т. 7. Римский С.В. Русская православная церковь в ХIХ в./ Ответственный редактор Е.И. Дулимов. – Ростов-н/Д.: ДЮИ. – 1997. – 384 с.
  11. Ежегодное Епархиальное собрание города Москвы. // Журнал Московской патриархии. – 1997. – № 2. – С. 16 – 33.
  12. Карташев А.В. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 1.: Очерки по истории русской церкви. – М.: Изд-во Терра, 1992. – 568 с.
  13. Петров Л. Благотворительность в древней России // Церковный Вестник, 2002, №3.
  14. Предприниматели, деятельность которых характеризуется как "социально-ответственный бизнес" // Московский Комсомолец от 21 января 2003.
  15. Проблемы координации социального служения в РПЦ // Информационный бюллетень ОЦБ РПЦ, 2004.
  16. Российская православная церковь как субъект церковной благотворительности, -М., Институт проблем гражданского общества, 2004.
  17. Церковная благотворительность беженцам и социально незащищенным людям // Православные Вести 2003 № 14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Социальное служение Русской Православной Церкви