Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 03:23, курсовая работа
Постоянную помощь епархиям, приходам, монастырям в делах милосердия и благотворительности оказывает Отдел церковной благотворительности и социального служения, включая и конкретную материальную помощь, и консультативное содействие. Отдел выпускает ежемесячный вестник «Диакония», рассылаемый во все епархии. В целом институт милосердия Русской православной церкви представляется организованным и упорядоченным на основе согласия по проблеме милосердия сообществом верующих, где рациональные установления определяют, не только права и обязанности членов сообщества, но и фиксируют источники финансирования и поддержки милосердно-благотворительной деятельности со стороны различных социальных институтов, спонсоров. Нормальное функционирование этого института зависит от совместимости специфических ценностей религии с фундаментальными ценностями общества, христиан с представителями других конфессий, а также неверующими.
Сложный и противоречивый вопрос о культуре взаимоотношений церкви и государства привлекал и привлекает внимание философов, историков, политологов, культурологов, религиоведов.
Цель работы – изучить социальное служение Русской Православной Церкви.
Задачи работы – изучить основные формы и методы социального служения Русской Православной Церкви; определить значение социального служения Русской Православной Церкви, перспективы его дальнейшего развития.
Предмет исследования – служение Русской Православной Церкви.
Объект исследования – Русская Православная Церковь на всех этапах своего развития.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования Московской области
«Международный университет природы, общества и человека «Дубна»
(университет «Дубна»)
Факультет экономики и управления
Кафедра социальной работы
Курсовая работа по методам социальной работы
Тема: Социальное служение Русской Православной Церкви
Выполнил:
студент 2052 группы
2 курса
факультета экономики
и управления
Рыжов Даниил Сергеевич
Проверила:
Старовойтова Л. И.
Оценка:
______________________
______________________
Дубна, 2011
Оглавление
Несомненную важность представляет проблема церковно-государственных отношений в современном обществе, отсюда такое внимание со стороны как политической власти, так и общественности к процессам институциализации данных связей, в том числе к соответствующему законодательству, регулирующему эти отношения. Взаимодействие государства и церкви осуществляется в конституционных рамках и с опорой на нормы права, в частности на Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединений». Тем не менее, в современной ситуации нередки случаи выхода за конституционные рамки как со стороны государственных чиновников, так и церковных деятелей. В чем причина данного явления? Не следует ли из этого, что обеими сторонами не всегда правильно понимается сущность церкви и государства в соотношениях друг с другом, отчего и происходит искажение их культурного взаимодействия то в сторону клерикализма, когда церковь вмешивается в осуществление государственной политики, борется за присвоение ей властных полномочий, то в сторону радикального секуляризма, игнорирования социальной и культурной роли церкви? Не являются ли вышеупомянутые нарушения свидетельством того, что церковно-государственные отношения стоят на пороге институциализации новых форм и моделей взаимодействия?
Иначе говоря, проблемная ситуация состоит в том, что российское общество, пережив периоды подавления религиозности и религиозного ренессанса, стоит перед сложным осознанием сущности взаимоотношений таких феноменов бытия, как Церковь и Государство и корректировкой выбора способов церковно-государственного взаимодействия.
Вместе с тем следует
отметить существующие проблемы в организации
усилий тех лиц и организаций,
которые хотят приобщиться к
милосердно-благотворительной
Постоянную помощь епархиям,
приходам, монастырям в делах милосердия
и благотворительности
Сложный и противоречивый вопрос о культуре взаимоотношений церкви и государства привлекал и привлекает внимание философов, историков, политологов, культурологов, религиоведов.
Цель работы – изучить социальное служение Русской Православной Церкви.
Задачи работы – изучить основные формы и методы социального служения Русской Православной Церкви; определить значение социального служения Русской Православной Церкви, перспективы его дальнейшего развития.
Предмет исследования – служение Русской Православной Церкви.
Объект исследования – Русская Православная Церковь на всех этапах своего развития.
За последние годы Русская Православная Церковь значительно усилила работу в области социального служения и благотворительности. Эта работа осуществляется на общецерковном и епархиальных уровнях через Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата (ОЦБСС МП), возглавляемый архиепископом Солнечногорским Сергием, Управляющим делами Московской Патриархии. Каковы же основные направления РПЦ в наши дни?
Значительное место в деятельности Отдела занимают медицинские программы. Одним из наиболее важных направлений в социальном служении Русской православной церкви сегодня, как и прежде, является помощь страдающим людям в рамках медицинских учреждений (больниц, госпиталей). В конце 1990 г. в Санкт-Петербурге рядом с Духовной академией открылась первая в нашей стране после 1917 г. церковная благотворительная больница святой блаженной Ксении Петербургской [12, 103].
Руководство Центральной
клинической больницы Московского Патриархата во имя святителя
Алексия совместно с Отделом и Правительством
Москвы приступило к созданию на базе
больницы патронажной службы, призванной
обеспечить уход за больными и престарелыми
людьми. В настоящее время такого рода
патронажная служба уже функционирует
в Южном округе Москвы. В условиях перехода
медицинского обслуживания на коммерческую
основу больница Московского Патриархата
является одной из немногих клиник, где
обследование и лечение осуществляется
бесплатно.
При Всероссийском центре психического
здоровья Академии медицинских наук России
функционирует психиатрическая служба,
которая оказывает бесплатную помощь
лицам, направленным на лечение приходами
Москвы, Московской области и других епархий.
На постоянном диагностическом наблюдении
находятся 250 человек. В клинике одновременно
проходят лечение 20 больных – на некоммерческой
основе. В 1996 г. создана специальная реабилитационная
служба. Через Отдел по церковной благотворительности
возможна госпитализация больных в 1-ю
психиатрическую больницу им. Н.А. Алексеева
(б. Кащенко), где пастырское попечение
о душевнобольных осуществляет настоятель
больничного храма в честь иконы Божией
Матери «Всех скорбящих Радость». Силами
сотрудников клиники и Отдела на территории
этой психиатрической больницы в июле
1996 г. воздвигнута мемориальная часовня
[6, 131].
Значительным событием
явилось подписание в марте 1997 г.
Соглашения о сотрудничестве между
РПЦ и Министерством
Специфической особенностью
милосердной и
Православное духовенство полагает, что благотворительность и милосердие должны быть тесно связаны с религиозной проповедью. «Милосердие – форма христианской проповеди». Отсюда необходимость в специально подготовленных кадрах» обладающих не только необходимой профессиональной подготовкой, но и нравственными качествами. Такие кадры сегодня готовятся в сети училищ сестер милосердия, в рамках братства врачей, при некоторых больницах и др.
Уже в 50-е годы XIX столетия в России начали появляться первые приходские общества трезвости. В 1882 г. святой праведный Иоанн Кронштадтский открыл в своем приходе Дом трудолюбия, где духовно возрождались многие падшие люди. К началу XX в. практически в каждой епархии имелось общество трезвости. В 1912 г. в Москве состоялся первый всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом на религиозно-нравственной основе.
Несколько лет назад Русской православной церковью начата антиалкогольная программа. Она, и в этом ее специфика, ведется по принципу так называемых «семейных общин трезвости», где параллельно с лечением алкоголиков проводится работа с членами их семей в целях создания вокруг них атмосферы сочувствия и поддержки. В 1996 г. активно развивалась антиалкогольная программа Отдела. Сейчас в России функционирует 25 семейных клубов трезвости, еще 8 готовы к открытию. В Отделе юстиции города Москвы зарегистрировано общественное движение «На пути к трезвости», в Попечительский совет которого входят представители Русской Православной Церкви [10, 112].
Вывод: Исходя из приведенных выше определений, в Российской Федерации церковью может считаться лишь Православие, так как более половины граждан страны относят себя к православным, и РПЦ безусловно является открытой и взаимодействующей с государством организацией. Однако обратимся к истокам истории взаимодействия христианской церкви и государственной власти.
Отношения между церковью и государством в первые века христианства - это отношения церкви и Римской империи. Римская империя уже существовала, когда возникла церковь, а потому римские императоры исходили из идеи управительной.власти над миром, верховная власть была сакрализированна. В данном контексте Н.А. Бердяев писал: «Суверенная, неограниченная и самодовлеющая государственность во всех ее исторических формах, прошлых и будущих, есть результат обоготворения воли человеческого, многих или всех ... есть религия человеческого, субъективно-условного, поставленная на место религии божеского...»7. Каждый римский император считал себя не только высшим должностным лицом в государстве, но и судьей, и полководцем, и верховным жрецом; более того, они считали себя существами божественными, требовали по отношению к себе поклонения. Именно поэтому они становились гонителями христиан, поскольку те признавали иное абсолютное начало, высшее, чем императорская власть. Христиане выше государства ставили церковь и свои общины, перенося тем самым государство в разряд относительных и условных ценностей. Для первых христиан было принципиально недопустимо уподоблять земного царя Богу.
Отношение государственной власти римских императоров к распространявшемуся христианству в первые 300 лет его существования претерпевало эволюцию от безразличия к гонениям.
Развитие благотворительности в России имеет долгую многовековую традицию. Логика становления отечественной государственности привела к тому, что одну из центральных ролей в общественном призрении играла Русская Православная Церковь (далее РПЦ). Веками всечеловеческая, христианская идея любви к ближнему призывала национальное самосознание россиян к милосердию и благотворению. К сожалению, достаточно долго эти понятия отождествлялись исключительно с религиозной деятельностью РПЦ и христианской моралью. Замалчивался тот реальный вклад, который внесла РПЦ в дело помощи “сирым и убогим” на протяжении всей своей истории. Однако, по мере возрождения в конце XX – начале XXI вв. отечественной благотворительности становится очевидной необходимость изучения и практического применения опыта религиозной благотворительности РПЦ, которая с самого начала своего существования была организацией, взявшей в свои руки заботу о бедных и неимущих людях [2, 117].
Переход России, стран СНГ и Балтии к новым экономическим отношениям привел к тому, что десятки миллионов людей оказались в сложных социальных условиях: одни находятся за чертой бедности, другие потеряли работу, третьи стали вынужденными переселенцами.
Государством накоплен колоссальный опыт социальной работы, в том числе и с упомянутыми группами населения.
Вместе с тем, помимо государственных структур, курирующих социальную сферу, на местах широко развита сеть общественных и благотворительных учреждений, которые занимаются проблемами социальной помощи. Они оказывают поддержку пенсионерам, детям-сиротам, инвалидам, многодетным семьям, матерям, которые одни воспитывают своих детей, работают с подростками по месту жительства. Такого рода благотворительные организации имеют свои программы работы, свою систему финансирования, а в отдельных случаях — и производственные мощности.
Однако, несмотря на достижения и успехи социальных работников в реализации государственных проектов и программ по поддержке малоимущих, практика показывает, что часто люди сталкиваются с такими проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья, ни соседи, ни даже доброжелательные чиновники. Эти проблемы призваны решать и решают церковно — и священнослужители, а также церковные социальные работники. Помимо человеческого и психологического факторов здесь важно учесть то принципиальное отличие церковной благотворительности от социальной работы, осуществляемой государством и общественными организациями, которое касается мотивации; в Православии милосердие — это не жалость, это образ жизни целого церковного организма, в котором отсутствуют прагматические критерии [5, 55].
Информация о работе Социальное служение Русской Православной Церкви