Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:28, реферат
Происходящие в Республике Беларусь политические и социально-экономические преобразования, переход к многоукладной экономике могут быть успешными только в условиях социального мира, при согласовании позиций сторон коллективных трудовых отношений, представляющих интересы работников, нанимателей и государства.
Для обеспечения согласования позиций и учета во многом несовпадающих интересов сторон коллективно-трудовых отношений мировая практика выработала систему социального партнерства. Она позволяет разрешать неизбежно возникающие конфликты интересов сторон мирными средствами.
Социальное партнерство – это форма взаимодействия органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников, уполномоченных в соответствии с актами законодательства представлять их интересы, (субъектов социального партнерства) при разработке и реализации социально-экономической политики государства, основанная на учете интересов различных слоев и групп общества в социально-трудовой сфере посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов (ст.352 ТК).
Значение социального партнерства заключается в том, что оно:
а) в трудовом праве является новым методом правового регулирования труда, служащим для урегулирования противоречий интересов работников и нанимателей, органов государства;
б) призвано налаживать взаимоотношения работников и нанимателей согласно формам и принципам, предусмотренным ТК РБ.
Социальное партнерство в условиях реформирования экономики способ-ствует демократизации социально-трудовых отношений, устойчивому политическому и экономическому развитию общества.
На основе договорного регулирования оплаты и условий труда, занятости, социальных гарантий и других вопросов на национальном, отраслевом или местном уровнях система социального партнерства создает условия для выравнивания возможностей субъектов хозяйствования в их конкуренции на рынке товаров и услуг, а также снижает напряженность на рынке труда.
Система социального партнерства располагает многочисленными средствами и возможностями регулирования социально-трудовых отношений; и задача состоит в том, чтобы эффективно их использовать.
ВВЕДЕНИЕ
1. Цели, задачи и принципы социального партнерства………………………..4
2. Субъекты, уровни, объекты и предмет системы
социального партнерства…………………………………………………………5
3. Социальное партнерство и защита трудящихся……………………………...8
4. Нормативно-правовое обеспечение социального партнерства……………9
5. Органы системы социального партнерства…………………………………..10
6. Основные причины недостаточной эффективности
системы социального партнерства в республике……………………………….10
7. Совершенствование организационно-правовой основы
системы социального партнерства……………………………………………….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников…………………………………………….14
Особенность переходного
периода в республике состоит
в неустойчивости социально-
На эффективность
- недостаточно активно
- на отраслевом и местном
уровнях объединения
- в законодательстве республики не в полной мере раскрыты полномочия и функции органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также нанимателей и их объединений в области регулирования социально-трудовых отношений;
-
слабо развито коллективно-
Изучение
причин этих и других явлений,
снижающих возможности социального
партнерства, разработка методов и
путей их преодоления поможет в
ближайшее время создать действенную
систему социального партнерства.
На решение этих задач направлена
и данная Концепция.
7. Совершенствование организационно-правовой основы
системы социального партнерства.
Реализация стратегии социального
партнерства требует
В связи с этим на
- прежде всего максимально использовать в законодательстве Беларуси международный опыт и правовые нормы, принятые Международной организацией труда;
- продолжить разработку
- внести изменения и дополнения
в законодательство по
Для успешного функционирования в республике системы социального партнерства потребуется разработка многочисленных нормативно-правовых актов, регулирующих частные вопросы социально-трудовых отношений, четко определяющие "правила игры". Прежде всего, это законы, регулирующие участие трудящихся в управлении предприятием, а также законы, регулирующие общие и особые правила условий труда.
Нужен также комплект
По вопросам охраны труда и техники безопасности должны быть приняты законы: об охране труда, о страховании от несчастных случаев на производстве, об охране материнства и др.
В плане совершенствования организационных форм социального партнерства необходимо:
- разработать механизм и
- обеспечивать перемещение
- в перспективе в
республике создать трудовые
суды для рассмотрения
- установить в законодательном порядке ответственность сторон за невыполнение договорных обязательств.
Решение перечисленных выше
и других организационно-правовых
вопросов позволит повысить эффективность
системы социального партнерства,
что поможет мобилизовать имеющийся
потенциал для преодоления экономического
кризиса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальное партнерство
как правовой институт регулирует отношения,
связан-ные с разрешением конфликтов,
возникающих в трудовой сфере и реализацией
принципа равенства сторон в правовых
отношениях.
Социальное партнерство
основывается на закрепленных законом
принципах, практическая реализация
которых позволяет достичь целей правового
регулирова-ния в сфере труда.
Социальное
партнерство выполняет интегративную,
коммуникативную и орга-низаторскую функции.
Таким образом, социальное
партнерство – один из ведущих институтов
трудо- вого права, регулирующий широкий
спектр отношений, возникающих в ходе
реали- зации субъективных прав и интересов
субъектов трудового права.
Список использованных источников: