Социальное партнерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:28, реферат

Описание работы

Происходящие в Республике Беларусь политические и социально-экономические преобразования, переход к многоукладной экономике могут быть успешными только в условиях социального мира, при согласовании позиций сторон коллективных трудовых отношений, представляющих интересы работников, нанимателей и государства.
Для обеспечения согласования позиций и учета во многом несовпадающих интересов сторон коллективно-трудовых отношений мировая практика выработала систему социального партнерства. Она позволяет разрешать неизбежно возникающие конфликты интересов сторон мирными средствами.
Социальное партнерство – это форма взаимодействия органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников, уполномоченных в соответствии с актами законодательства представлять их интересы, (субъектов социального партнерства) при разработке и реализации социально-экономической политики государства, основанная на учете интересов различных слоев и групп общества в социально-трудовой сфере посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов (ст.352 ТК).
Значение социального партнерства заключается в том, что оно:
а) в трудовом праве является новым методом правового регулирования труда, служащим для урегулирования противоречий интересов работников и нанимателей, органов государства;
б) призвано налаживать взаимоотношения работников и нанимателей согласно формам и принципам, предусмотренным ТК РБ.
Социальное партнерство в условиях реформирования экономики способ-ствует демократизации социально-трудовых отношений, устойчивому политическому и экономическому развитию общества.
На основе договорного регулирования оплаты и условий труда, занятости, социальных гарантий и других вопросов на национальном, отраслевом или местном уровнях система социального партнерства создает условия для выравнивания возможностей субъектов хозяйствования в их конкуренции на рынке товаров и услуг, а также снижает напряженность на рынке труда.
Система социального партнерства располагает многочисленными средствами и возможностями регулирования социально-трудовых отношений; и задача состоит в том, чтобы эффективно их использовать.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Цели, задачи и принципы социального партнерства………………………..4

2. Субъекты, уровни, объекты и предмет системы

социального партнерства…………………………………………………………5

3. Социальное партнерство и защита трудящихся……………………………...8

4. Нормативно-правовое обеспечение социального партнерства……………9

5. Органы системы социального партнерства…………………………………..10

6. Основные причины недостаточной эффективности

системы социального партнерства в республике……………………………….10

7. Совершенствование организационно-правовой основы

системы социального партнерства……………………………………………….11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Список использованных источников…………………………………………….14

Работа содержит 1 файл

Социальное партнерство.docx

— 45.52 Кб (Скачать)

      Особенность  переходного   периода  в  республике  состоит   в  неустойчивости социально-экономической      ситуации,      неотработанности      всеобъемлющего организационно-правового обеспечения проводимых  преобразований,  неразвитости правового статуса субъектов  трудовых отношений, незавершенности организационной структуры системы социального партнерства.

      На эффективность функционирования  системы коллективно-договорных  отношений и ее дальнейшее развитие в республике существенно влияют следующие обстоятельства:

      - недостаточно активно протекает   процесс  становления субъектов  партнерских отношений.  Не  завершено   формирование  объединений   нанимателей   как  стороны социального партнерства. Органам государственного управления приходится брать на себя часть их функций;

      -   на  отраслевом  и  местном   уровнях  объединения  нанимателей   еще   не сформировались.  Профсоюзы   на  отраслевом  уровне  предпочитают  при заключении соглашений вести переговоры с отраслевыми министерствами, которые практически не связаны с предприятиями негосударственного сектора;

      -  в  законодательстве  республики  не  в полной мере раскрыты  полномочия  и функции  органов   исполнительной  власти  и   местного  самоуправления,  а   также нанимателей   и  их  объединений  в  области   регулирования   социально-трудовых  отношений;

  -  слабо  развито  коллективно-договорное  регулирование  социально-трудовых  отношений в негосударственном   секторе  экономики,  а  также   на предприятиях, в учреждениях   и организациях, финансируемых из  бюджета. 

    Изучение  причин  этих  и других  явлений,   снижающих  возможности  социального  партнерства,  разработка методов и путей их преодоления  поможет  в  ближайшее  время создать действенную систему  социального  партнерства.  На  решение этих задач направлена  и  данная Концепция. 
 

  7. Совершенствование организационно-правовой основы

  системы социального партнерства.

      Реализация  стратегии  социального  партнерства требует совершенствования  его организационной основы и  более четкого определения в  законодательстве правомочий и функций субъектов коллективных трудовых отношений.

      В связи с этим на государственном   уровне в ближайшей перспективе  необходимо решить следующие задачи:

      -  прежде  всего  максимально использовать   в   законодательстве  Беларуси международный опыт и правовые нормы, принятые Международной организацией труда;

      - продолжить разработку законодательных  и нормативных актов по регулированию социально - трудовых отношений, совершенствованию органи-зационных форм социального партнерства и механизма взаимодействия нанимателей с профсоюзами  и  органами исполнительной власти на всех уровнях;

      - внести изменения и дополнения  в законодательство по вопросам  регулирования коллективных трудовых отношений,  повышения  ответственности  должностных  лиц и сторон  за  точное  и  безусловное  соблюдение  материальных и процедурных норм, определяющих условия и механизм (порядок) взаимодействия социальных партнеров.

      Для   успешного функционирования  в  республике  системы  социального  партнерства   потребуется разработка   многочисленных   нормативно-правовых  актов,  регулирующих  частные вопросы социально-трудовых отношений,  четко определяющие "правила игры". Прежде всего, это законы, регулирующие участие трудящихся  в  управлении предприятием, а также законы, регулирующие общие и особые правила условий труда.

      Нужен также комплект законодательных  и нормативных  документов  по управлению персоналом,  в  соответствии  с  которыми  должны  быть  урегулированы   вопросы соотношения  в  оплате труда на государственных предприятиях и в государственных учреждениях, об отпусках, о регулировании рабочего времени и другие.

      По вопросам охраны  труда и  техники безопасности должны  быть приняты законы: об охране труда, о страховании  от несчастных случаев на производстве, об охране материнства и др.

      В  плане  совершенствования   организационных  форм  социального   партнерства необходимо:

      - разработать  механизм и процедуру  формирования представительства  сторон на национальном, отраслевом  и местном уровнях;

      - обеспечивать перемещение  преимущественно   на  отраслевой и местный уровни  договорного регулирования социально-трудовых  отношений;

      -  в  перспективе  в   республике  создать  трудовые  суды  для  рассмотрения индивидуальных  и коллективных трудовых споров;

      -   установить   в   законодательном   порядке  ответственность   сторон   за невыполнение договорных обязательств.

      Решение  перечисленных   выше   и  других  организационно-правовых  вопросов позволит повысить эффективность системы  социального  партнерства,  что  поможет мобилизовать имеющийся потенциал для преодоления экономического кризиса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
       Социальное партнерство как правовой институт регулирует отношения, связан-ные с разрешением конфликтов, возникающих в трудовой сфере и реализацией принципа равенства сторон в правовых отношениях. 
       Социальное партнерство основывается на закрепленных законом принципах, практическая реализация которых позволяет достичь целей правового регулирова-ния в сфере труда.

     Социальное партнерство выполняет интегративную, коммуникативную и орга-низаторскую функции. 
      Таким образом, социальное партнерство – один из ведущих институтов   трудо- вого права, регулирующий широкий спектр отношений, возникающих в ходе реали- зации субъективных прав и интересов субъектов трудового права.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников:

  1. Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика: Учеб. Для вузов. - М.: Экзамен.- 2001.
  2. Основы идеологии белорусского государства: Учеб. для вузов / под. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова.-Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь.-2004.
  3. Социальное партнерство. - М.: Издательство «Экономика».- 1999.
  4. Трудовой кодекс Республики Беларусь.- Амалфея.- 2011.

Информация о работе Социальное партнерство