Социальное партнерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:28, реферат

Описание работы

Происходящие в Республике Беларусь политические и социально-экономические преобразования, переход к многоукладной экономике могут быть успешными только в условиях социального мира, при согласовании позиций сторон коллективных трудовых отношений, представляющих интересы работников, нанимателей и государства.
Для обеспечения согласования позиций и учета во многом несовпадающих интересов сторон коллективно-трудовых отношений мировая практика выработала систему социального партнерства. Она позволяет разрешать неизбежно возникающие конфликты интересов сторон мирными средствами.
Социальное партнерство – это форма взаимодействия органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников, уполномоченных в соответствии с актами законодательства представлять их интересы, (субъектов социального партнерства) при разработке и реализации социально-экономической политики государства, основанная на учете интересов различных слоев и групп общества в социально-трудовой сфере посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов (ст.352 ТК).
Значение социального партнерства заключается в том, что оно:
а) в трудовом праве является новым методом правового регулирования труда, служащим для урегулирования противоречий интересов работников и нанимателей, органов государства;
б) призвано налаживать взаимоотношения работников и нанимателей согласно формам и принципам, предусмотренным ТК РБ.
Социальное партнерство в условиях реформирования экономики способ-ствует демократизации социально-трудовых отношений, устойчивому политическому и экономическому развитию общества.
На основе договорного регулирования оплаты и условий труда, занятости, социальных гарантий и других вопросов на национальном, отраслевом или местном уровнях система социального партнерства создает условия для выравнивания возможностей субъектов хозяйствования в их конкуренции на рынке товаров и услуг, а также снижает напряженность на рынке труда.
Система социального партнерства располагает многочисленными средствами и возможностями регулирования социально-трудовых отношений; и задача состоит в том, чтобы эффективно их использовать.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Цели, задачи и принципы социального партнерства………………………..4

2. Субъекты, уровни, объекты и предмет системы

социального партнерства…………………………………………………………5

3. Социальное партнерство и защита трудящихся……………………………...8

4. Нормативно-правовое обеспечение социального партнерства……………9

5. Органы системы социального партнерства…………………………………..10

6. Основные причины недостаточной эффективности

системы социального партнерства в республике……………………………….10

7. Совершенствование организационно-правовой основы

системы социального партнерства……………………………………………….11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Список использованных источников…………………………………………….14

Работа содержит 1 файл

Социальное партнерство.docx

— 45.52 Кб (Скачать)

  Содержание 
 

  ВВЕДЕНИЕ 

  1. Цели, задачи  и принципы социального партнерства………………………..4

  2. Субъекты, уровни, объекты и предмет системы

  социального партнерства…………………………………………………………5

  3. Социальное  партнерство и защита трудящихся……………………………...8

  4. Нормативно-правовое  обеспечение социального   партнерства……………9

  5. Органы  системы социального партнерства…………………………………..10

  6. Основные  причины недостаточной эффективности

  системы социального партнерства в республике……………………………….10

  7. Совершенствование  организационно-правовой основы

  системы социального партнерства……………………………………………….11 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   
    Список использованных  источников…………………………………………….14
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ВВЕДЕНИЕ 

    Происходящие    в    Республике Беларусь   политические   и   социально-экономические  преобразования, переход к  многоукладной  экономике могут быть успешными  только в условиях социального мира, при согласовании позиций сторон коллективных трудовых отношений, представляющих интересы работников, нанимателей и государства.

      Для  обеспечения  согласования  позиций  и  учета  во  многом  несовпадающих интересов   сторон коллективно-трудовых  отношений   мировая  практика  выработала систему социального  партнерства.  Она позволяет разрешать неизбежно возникающие конфликты интересов сторон мирными средствами.

    Социальное  партнерство – это форма взаимодействия органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов  работников, уполномоченных в соответствии с актами законодательства представлять их интересы, (субъектов социального  партнерства) при разработке и реализации социально-экономической политики государства, основанная на учете интересов  различных слоев и групп общества в социально-трудовой сфере посредством  переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов (ст.352 ТК).

    Значение  социального партнерства заключается  в том, что оно:

    а) в трудовом праве является новым  методом правового регулирования  труда, служащим для урегулирования противоречий интересов работников и нанимателей, органов государства;

    б) призвано налаживать взаимоотношения  работников и нанимателей согласно формам и принципам, предусмотренным  ТК РБ.

      Социальное партнерство  в   условиях  реформирования  экономики   способствует демократизации   социально-трудовых   отношений,  устойчивому  политическому   и  экономическому развитию общества.

      На  основе договорного регулирования   оплаты  и  условий  труда,  занятости, социальных  гарантий  и  других вопросов на национальном, отраслевом или местном уровнях  система  социального   партнерства  создает  условия  для  выравнивания возможностей субъектов хозяйствования в их конкуренции на рынке товаров и услуг, а также снижает напряженность на рынке труда.

    Система социального партнерства  располагает  многочисленными  средствами  и  возможностями  регулирования  социально-трудовых  отношений;  и задача состоит в  том,  чтобы  эффективно  их  использовать.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Цели, задачи и  принципы социального  партнерства.

    Основной  целью  социального  партнерства  в  Республике Беларусь является совместное осуществление конкретных мер, направленных на повышение  доходов  и уровня жизни населения, обеспечение занятости, создание здоровых и безопасных условий  труда.

      Важнейшей задачей социального  партнерства на данном этапе  развития экономики республики является объединение усилий сторон коллективных трудовых отношений на преодоление  кризиса и стабилизацию социально-экономической ситуации,  поэтапное повышение доходов населения на основе роста производительности труда и повышения эффективности производства.

      Одновременно должны решаться другие задачи:

  - использование  потенциала  социального   партнерства  в  интересах  развития личности, обеспечения  ее конституционных прав и  гарантий;

  - согласование интересов сторон  в решении вопросов оплаты  труда,  занятости, охраны и  безопасности труда, профессионального  обучения и других;

  -  уточнение  функций,  прав  и   обязанностей  сторон  коллективных  трудовых отношений, разработка  принципов и процедуры, повышение  культуры переговоров;

  -  урегулирование  коллективных  трудовых  споров  (конфликтов)   на  основе  принципов партнерских отношений,  уменьшение напряженности в обществе;

  -   постепенный   переход   от   командно-административного  к   коллективно-до- говорному регулированию социально-трудовых отношений на всех уровнях.

    Принципы  социального партнерства – это  основополагающие идеи, выражающие сущность, основной смысл социально-партнерских  отношений. К основным принципам  социального партнерства относятся:

  - равноправие сторон: проявляется как в инициативе переговоров, их ведении и подписании коллективных договоров и соглашений, так и в контроле за их испол-нением;

  - облюдение норм трудового права: все стороны и их представители должны соблюдать не только ТК РБ, но и другие нормы трудового законодательства;

  - полномочность принятия обязательств определяется наличием письменных документов, подтверждающих полномочность сторон вести коллективные переговоры и подписывать коллективные договоры, соглашения;

  - добровольность принятия обязательств: каждая сторона принимает на себя обязательства по коллективному договору или социально-партнерскому соглашению путем консенсуса, уступая друг другу, но добровольно, т.е. одна сторона может и не принять на себя обязательство, которое предлагает другая сторона;

  - учет реальных возможностей принятия реальных обязательств: сторона должна брать на себя обязательства по договору или соглашению не декларативные, а которые она реально способна исполнить;

  - обязанность выполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства;

  - отказ от односторонних действий, нарушающих договоренности;

  - взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации.

    Сторонами социального партнерства являются работники и наниматели в лице их представителей. Его стороной может  быть орган государственной власти или орган государственного управления, если он является нанимателем. 
 

  2. Субъекты, уровни, объекты и предмет системы

  социального партнерства.

    Представительство интересов работников – это основанная на законодательстве, уставах, положениях и других учредительных актах  деятельность уполномоченных лиц, органов, организаций работников по отстаиванию  и защите их прав и интересов в  отношениях с уполномоченными лицами, органами и организациями нанимателей  и соответствующих государственных  органов.

    Представительство интересов работников могут осуществлять соответствующие профессиональные союзы и иные представительные органы работников, действующие на основании  актов законодательства.

    На  республиканском (национальном уровне) – интересы работников представляют республиканские объединения профсоюзов;

    На  областном, городском, районном (территориальном, отраслевом) соответствующие структуры  республиканских объединений профсоюзов, областные, городские, районные, объединенные территориальные комитеты, советы председателей  профкомов, представительства, координационные  советы.

    Все они должны обладать представительностью.

    Представителями интересов нанимателей выступают  руководитель организации или лица, уполномоченные учредительными документами  организации или локальными нормативными актами этих учреждений.

    Представительство интересов нанимателей на республиканском  уровне, отраслевом, территориальном  уровнях осуществляют соответствующие  объединения нанимателей.

    Третьей стороной социального партнерства  является государство.

    Государство призвано играть различные роли в  социальном партнерстве: гаранта, контролера, арбитра, законодателя. Государство  участвует в социально-партнерских  отношениях: на переговорах и в  консультациях целей выработки  и проведения в жизнь социальной и экономической политики.

    Органами (а не сторонами) социального партнерства  являются комиссии по регулированию  социально-трудовых отношений. Эти  комиссии создаются для ведения  коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, для их заключения и контроля их выполнения на различных уровнях.

    Исходя  из ст.ст. 356, 359 ТК РБ система социального партнерства включает четыре уровня:

  • Республиканский уровень;
  • Отраслевой уровень;
  • Местный (территориальный) уровень;
  • Уровень организации.

    Основными организационно-правовыми формами  социального партнерства являются консультации и ведение коллективных переговоров.

    Консультации  проводятся по наиболее сложным социально-экономическим  вопросам с участием соответствующих  специалистов в целях достижения взаимопонимания сторон.

    Коллективные  переговоры – это основная форма  социального партнерства, которая  имеет целью сопоставить, учесть и согласовать взаимные интересы собственника средств производства в лице нанимателя и занятых у  него работников. Для этого в ходе переговоров представителям сторон необходимо приложить максимум усилий для достижения согласия по обсуждаемым  вопросам, принятия решений, удовлетворяющих  стороны(ст. 361 ТК РБ).

    Коллективные  переговоры являются начальной стадией  процедуры разработки и заключения и изменения коллективных договоров, соглашений.

    На  переговорах рассматриваются вопросы:

    1) установления, изменения социально-экономических  условий труда и быта работников;

    2) заключения, изменения, исполнения  либо прекращения коллективных  договоров, соглашений.

    Сторонами коллективных переговоров являются представительные органы работников и  нанимателей.

    При наличии на уровне отрасли, территории, организации нескольких представительных органов работников (профсоюзов), то каждый из них может самостоятельно вести коллективные переговоры (Указ Президента РБ от 15.07.1995 № 278).

    Трудовой  Кодекс Республики Беларусь содержит более 80 статей, в которых имеются  отсылки об установлении непосредственно  в коллективных договорах норм и  положений, регламентирующих трудовые отношения нанимателя и работников.

    Заключается коллективный договор между работниками, от имени которых выступает профсоюзная организация, и нанимателем в лице уполномоченного должностного лица, руководителем организации.

Информация о работе Социальное партнерство