Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:28, реферат
Происходящие в Республике Беларусь политические и социально-экономические преобразования, переход к многоукладной экономике могут быть успешными только в условиях социального мира, при согласовании позиций сторон коллективных трудовых отношений, представляющих интересы работников, нанимателей и государства.
Для обеспечения согласования позиций и учета во многом несовпадающих интересов сторон коллективно-трудовых отношений мировая практика выработала систему социального партнерства. Она позволяет разрешать неизбежно возникающие конфликты интересов сторон мирными средствами.
Социальное партнерство – это форма взаимодействия органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников, уполномоченных в соответствии с актами законодательства представлять их интересы, (субъектов социального партнерства) при разработке и реализации социально-экономической политики государства, основанная на учете интересов различных слоев и групп общества в социально-трудовой сфере посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов (ст.352 ТК).
Значение социального партнерства заключается в том, что оно:
а) в трудовом праве является новым методом правового регулирования труда, служащим для урегулирования противоречий интересов работников и нанимателей, органов государства;
б) призвано налаживать взаимоотношения работников и нанимателей согласно формам и принципам, предусмотренным ТК РБ.
Социальное партнерство в условиях реформирования экономики способ-ствует демократизации социально-трудовых отношений, устойчивому политическому и экономическому развитию общества.
На основе договорного регулирования оплаты и условий труда, занятости, социальных гарантий и других вопросов на национальном, отраслевом или местном уровнях система социального партнерства создает условия для выравнивания возможностей субъектов хозяйствования в их конкуренции на рынке товаров и услуг, а также снижает напряженность на рынке труда.
Система социального партнерства располагает многочисленными средствами и возможностями регулирования социально-трудовых отношений; и задача состоит в том, чтобы эффективно их использовать.
ВВЕДЕНИЕ
1. Цели, задачи и принципы социального партнерства………………………..4
2. Субъекты, уровни, объекты и предмет системы
социального партнерства…………………………………………………………5
3. Социальное партнерство и защита трудящихся……………………………...8
4. Нормативно-правовое обеспечение социального партнерства……………9
5. Органы системы социального партнерства…………………………………..10
6. Основные причины недостаточной эффективности
системы социального партнерства в республике……………………………….10
7. Совершенствование организационно-правовой основы
системы социального партнерства……………………………………………….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников…………………………………………….14
Коллективный
договор позволяет
В большинстве коллективных договоров закреплена и реализуется на практике норма об обязательном согласовании с профсоюзными комитетами всех вопросов установления и изменения форм, систем, размеров оплаты труда, материального стимулирования.
Значительное место в коллективных договорах уделяется вопросам обеспечения занятости. Например, в Представительстве Белгосстраха по Несвиж-скому району наниматель обязуется уведомлять профком не позднее, чем за три месяца о предстоящем сокращении рабочих мест. Увольнение работника – члена профсоюза по инициативе нанимателя и по истечению срока контракта производится только с предварительного согласия профсоюзного комитета.
В коллективных договорах организаций закреплено обязательство нанимателя перечислять профсоюзным комитетам средства для проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий. Так, в ОАО «Слуцкий сахарорафинадный комбинат» такие отчисления составляют 0,5% от фонда оплаты труда или около 36,0 млн. рублей ежемесячно.
На сегодняшний день в республике заключено и действует более 18319 коллективных договоров. Особое внимание придается такой форме социального партнерства как проведение министерством труда и социальной защиты совместных мероприятий: консультаций, семинаров, совещаний, встреч в целях обмена мнениями, выявления проблемных точек во взаимодействии сторон, поиска оптимального решения актуальных вопросов.
Только в 2010 году в республике проведено более 200 семинаров, конференций и круглых столов на местах.
В 2010 году в рамках очередного семинара для участников мероприятия было организовано посещение ЗАО «Атлант», где специалисты по социальному партнерству имели возможность ознакомиться с производством и коллективным договором предприятия, обсудить интересующие вопросы с руководством и лидерами акционерного общества.
Много внимания в организациях уделяется вопросам охраны труда, в большинстве созданы Советы по профилактике нарушений правил охраны труда и профилактике производственного травматизма.
Система
социального партнерства
На уровне республики заключено Генеральное соглашение между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов. Оно формирует основу и направления работы по коллективным переговорам на отраслевом и местном уровнях.
Кроме Генерального в республике заключены 55 республиканские отраслевые тарифные соглашения, регулирующие социально-трудовые отношения в отраслях. По территориальному признаку во всех областях и г. Минске заключены трехсторонние соглашения. Например, в Минской области заключено Соглашение между Минским областным исполнительным комитетом, Минским областным объединением профсоюзов и Республиканским союзом нанимателей на 2005-2008 годы.
На территории Минской области заключены:
- 7 областных тарифных соглашений;
-
73 районных отраслевых
- более 3,0 тысяч коллективных договоров.
Охват
работников-членов профсоюзов Минской
области коллективными
В рамках социального партнерства в Соглашении предусмотрены меры защиты профсоюзных работников:
-
не допущение наложения
-
материальное поощрение и
3. Социальное партнерство и защита трудящихся.
Обращаясь к белорусскому народу и Национальному собранию, Президент нашего государства назвал вопросы охраны труда приоритетными для деятельности профсоюзов.
Реализовывая на практике государственную политику по охране труда, профсоюзные организации области стоят на принципиальной позиции по реализации выполнения республиканской и региональной программ по улучшению условий и охраны труда.
Техническая инспекция труда, общественные инспекторы и комиссии профсоюзных организаций принимают участие в разработке нормативно правовых актов; обеспечивают эффективное взаимодействие с органами государственного надзора и контроля в профилактике нарушений; контролируют выделение нанимателями средств для осуществления мероприятий по профилактике произ-водственного травматизма и профессиональной заболеваемости; организуют проведение смотров – конкурсов на лучшую организацию работы по охране труда; проведение обучающих семинаров с общественными инспекторами по актуальным вопросам охраны труда и другое.
В Минской области избрано почти 9 тысяч общественных инспекторов труда; создано более 2 тысяч общественных комиссий, работают на областном уровне в отраслях экономики 11 технических инспекторов труда.
Основными задачами технической инспекции труда в соответствии с утвержденным Положением являются:
- осуществление общественного контроля за соблюдением нанимателем, собст-венником или уполномоченным им органом управления законодательства об охране труда в организациях и у индивидуальных предпринимателей независимо от членства их работников в профессиональных союзах;
- предупреждение нарушений законодательства об охране труда, выявление нарушений и принятие мер по их устранению;
- анализ и обобщение информации о нарушениях законодательства об охране труда;
- оказание практической помощи общественным инспекторам по охране труда в осуществлении возложенных на них задач;
- разъяснение членам профсоюза законодательства об охране труда.
Исходя из основных направлений деятельности профсоюзов области на 2008-2010 годы, направление деятельности технической инспекции выбрано в осуществлении общественного контроля:
- за соблюдением нанимателями законодательства о труде;
- соблюдения режима труда и отдыха работников в связи с внесением изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь;
-
соблюдения законодательства о
труде в организациях
-
выполнение организациями
-
оказание практической помощи
организациям АПК в период
посевных и уборочных работ по вопросам
охраны труда, контроля по созданию безопасного
и высокопроизводительного труда на фермах
и мастерских.
4. Нормативно-правовое обеспечение социального партнерства.
В настоящее время законодательство
Республики Беларусь, регулирующее вопросы
социального партнерства представлено:
- от 15 июля 1995 года № 278 «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь»;
- от 5 мая 1999 № 252 «О Национальном совете по трудовым и социальным вопросам»;
- от 19 июля 2005 года № 327 «О дополнительных мерах по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов работников»;
- от 6 мая 2010 года № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами»;
- от 29 июня 1999 года № 348 «О республиканском трудовом арбитраже»;
- от 27 августа 1999 года № 1340 «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и др.
- Конвенция 1948 года о свободе ассоциации и защите права на организацию № 87;
- Конвенция 1949 года о праве на организацию и ведение коллективных переговоров № 98;
- Конвенция 1976 года о трехсторонних консультациях (международные трудовые нормы) № 144;
- Конвенция 1981 года о содействии коллективным переговорам № 154.
Важным шагом в развитии правовой и организационной основы партнерских отношений стал Указ Президента от 15 июля 1995 г. N 278 "О развитии социального партнерства в Республике Беларусь".
Кроме этого принят ряд
Разработаны положения "О
порядке осуществления
5. Органы системы социального партнерства.
Коллективные и индивидуальные переговоры, примирение и посредничество, арбитраж и правовое регулирование спорных вопросов и конфликтов образуют систему социально-трудовых отношений в обществе. Приводится в действие система социально-трудовых отношений органами социального партнерства, которые принимают решения исключительно на основе соглашения или голосования.
Основными органами системы
социального партнерства
Не менее важное значение в системе социального партнерства имеют органы, которые выполняют функции по урегулированию коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них. Как правило, они организуют свою работу во взаимодействии с представителями нанимателей и наемных работников, органами государственной власти и местного самоуправления.
В Республике Беларусь постепенно формируются органы системы социального партнерства. Создан и функционирует Национальный совет по трудовым и социальным вопросам. В областях, отраслях, городах и районах действуют согласительные комиссии по трудовым и социальным вопросам, на предприятиях - комиссии по коллективным переговорам. Урегулированием коллективных трудовых конфликтов занимается Республиканский трудовой арбитраж. Гарантом соблюдения конституционных прав социальных партнеров является Конституционный суд Республики Беларусь.
Выполняя свои функции, эти
органы обеспечивают функционирование
системы социального партнерства в республике.
6. Основные причины недостаточной эффективности
системы социального партнерства в республике.