Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 18:55, курсовая работа
Пожилые люди как социально-демографическая группа.Сущность социального обслуживания населения в Российской Федерации
Глава 1.Теоретико-методические основы исследования социального обслуживания пожилых людей…………………………………………………3
1.1.Пожилые люди как социально-демографическая группа………………..8
1.2.Сущность социального обслуживания населения в Российской Федерации………………………………………………………………………..11
1.3.Нормативно-правовое обоснование системы социального обслуживания Глава 2.Технологии социального обслуживания пожилых людей
2.1.Технологии социального обслуживания в социальной работе с населением в Российской Федерации…………..…………………..…………21
2.2.Технологии социального обслуживания пожилых граждан в Бурятии….30 Заключение………………………………………………………………………36
Список литературы…………………………………………………………….40
С этой целью законодатель закрепляет специальные виды социального обслуживания инвалидов: профессиональная подготовка, трудоустройство, обеспечение транспортными средствами и средствами передвижения, протезирование, создание городской инфраструктуры, приспособленной для их нормальной жизни.
Особенности социального обслуживания детей устанавливаются Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 3 июля 1998 г. При этом подчеркивается, что социальное обслуживание для них предоставляется в случае попадания в такую трудную жизненную ситуацию, которую они не могут преодолеть самостоятельно или с помощью родителей (ст. 1).
Законодательство устанавливает специальные виды учреждений социального обслуживания для детей, социально-реабилитационые центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Социальное обслуживание оказывается в таких учреждениях детям-сиротам, детям, отобранным у родителей по решению суда, детям, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей которых не установлено, детям одиноких матерей (отцов), детям безработных, беженцев, вынужденных переселенцев и детям из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства.
Особенности социального обслуживания беженцев и вынужденных переселенцев определены специальными законами. Так, Федеральным законом «О беженцах» от 28 июня 1997г40. и Федеральным законом «О вынужденных переселенцах» от 20 декабря 1995г41. устанавливаются специальные виды социального обслуживания для таких лиц (размещение в центрах временного проживания, трудоустройство, питание и т. д.).
Законодательством устанавливаются государственные стандарты социального обслуживания, в соответствии с которыми государство гарантирует предоставление социальных услуг в определенном объеме по каждому из установленных видов обслуживания42.
Социальное обслуживание осуществляется бесплатно и на условиях ее оплаты. При этом социальной услугой (в прямом смысле этого слова) можно признать лишь такую из них, которая предоставляется бесплатно или на условиях частичной оплаты.
В этом суть ее названия — «социальная услуга». На это обстоятельство указывает E. Е. Мачульская. По ее мнению, бесплатность услуг в области социального обеспечения для индивидуальных потребителей в пределах утвержденных государственных программ или перечней либо за плату на возмездно-неэквивалентной основе, является одним из отличительных их признаков.
Платные услуги не являются социальными. В связи с этим напрашивается вывод о том, что предоставление услуг на условиях полной их оплаты не следует относить к предмету права социального обеспечения. Такие отношения составляют предмет отрасли гражданского права, даже если они оказываются лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и осуществляются органами социальной защиты. Общественные отношения по предоставлению услуг бесплатно или за неполную их рыночную стоимость (т. е. полностью либо частично за счет средств общества) составляют часть предмета права социального обеспечения43.
Таким
образом, исходя из смысла действующего
законодательства, «социальное обслуживание»
представляет собой установленную в законе
деятельность специальных организаций
по предоставлению различного рода социальных
услуг бесплатно или безэквивалентно
в соответствии с установленными государственными
стандартами по социальной адаптации
и реабилитации для лиц, находящихся по
не зависящим от них обстоятельствам в
ситуации, нарушающей их жизнедеятельность
и которую они не могут преодолеть самостоятельно
(или с помощью лиц, обязанных по закону
их содержать).
Глава 2. Технологии социального обслуживания пожилых людей
1.1.Технологии
социального обслуживания
в социальной работе
с населением в Российской
Федерации
В научной литературе понятие «социальное обслуживание населения» используется сравнительно редко. По мнению ряда ученых, социальное обслуживание в современных условиях выступает в качестве одного из направлений социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности, которая рассматривается в качестве системы определенных способов социальной гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или человеческого общества44.
Система социального обслуживания призвана решить многие проблемы, лежащие в сфере ухода за нетрудоспособными гражданами, реабилитации, организации быта, досуга. Мероприятия по социальному обслуживанию осуществляются в рамках государственной системы социальных служб. Данная система, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица45.
Учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста:
1.Комплексные центры социального обслуживания.
2.Центры социального обслуживания.
3.
Центры психолого-
4.
Центры экстренной
5. Центры (отделения) социальной помощи на дому.
6. Дома ночного пребывания.
7. Специальные дома для одиноких престарелых.
8.
Стационарные учреждения
9. Геронтологические центры, отделения медико-социальной помощи.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста представляет собой деятельность по удовлетворению их потребностей и осуществляется в следующих формах:
1.
Социальное обслуживание на
2. Полустационарное обслуживание в отделениях дневного пребывания учреждений социального обслуживания.
3.
Стационарное социальное
4.
Срочное социальное
5. Социально – консультативная помощь.
Пожилым
гражданам и инвалидам
1.Материальная помощь.
2.Социальное обслуживание на дому.
3.
Социальное обслуживание в
4. Предоставление временного приюта.
5.
Организация дневного
6. Консультативная помощь.
7. Реабилитационные услуги46.
Социальное обслуживание по желанию может осуществляться на постоянной или временной основе. Социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.
Со всех категорий граждан пожилого возраста при оказании по их просьбе дополнительных услуг, не входящих в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг, взимается плата. Ежемесячный размер частичной оплаты социальных услуг, предоставляемых на дому, не должен превышать 25% от разницы между получаемой пенсией, в том числе с учетом надбавок и прожиточным минимумом, установленным для данного региона. Размер ежемесячной оплаты социальных услуг, предоставляемых в полу стационарных условиях, не должен превышать 50% от разницы между получаемой пенсией и прожиточным минимумом47.
Тарифы
на социальные услуги устанавливаются
органами исполнительной власти субъектов
федерации. При оказании платных
услуг государственные
Социальное обслуживание на дому является приоритетной формой социального обслуживания, самой востребованной и экономически выгодной. Анализ показывает, что стоимость стационарного социального обслуживания, как правило, в несколько раз превышает стоимость затрат отделений социального обслуживания на дому. Социальное обслуживание на дому направлено на максимальное продление пребывания граждан пожилого возраста в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.
Социальное обслуживание на дому осуществляется соответствующими отделениями, создаваемые в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах защиты населения. Основные направления деятельности отделений социальной помощи на дому:
- выявление и учет нуждающихся граждан в обслуживании на дому;
- оказание социально-бытовой помощи по организации питания, быта, досуга, социально-медицинских и санитарно-гигиенических услуг, помощи в организации ритуальных услуг, погребении умерших граждан;
- содействие в предоставлении обслуживаемым людям льгот и преимуществ, установленных действующим законодательством, правовых услуг;
- на условиях полной или частичной оплаты предоставляются отдельные виды медицинской помощи, кормление ослабленных больных, проведение санитарно- просветительской работы.
Работники предоставляют традиционные социально – бытовые услуги: доставку продуктов, различных товаров, оплату коммунальных услуг, сдачу и доставку вещей в прачечную, в химчистку и в ремонт. Кроме традиционных услуг, оказывают содействие в получении медицинской помощи, помещении обслуживаемых лиц в стационарные, лечебные учреждения, организацию предоставления пенсионерам и различных услуг предприятиями и учреждениями торговли, общественного питания, нотариальных услуг. Противопоказаниями к принятию на надомное обслуживание, подтвержденными заключениями медицинского учреждения, является: наличие у пенсионера психического заболевания, хронического алкоголизма, хронических инфекционных кожных заболеваний, активных форм туберкулеза, а также тяжелых заболеваний, включая онкологические, требующие лечения в специальных стационарных лечебных учреждениях49.
Полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного пребывания учреждений социального обслуживания. Цель таких отделений – создание своеобразных центров досуга, создание условий для общения, культурного отдыха, посильной трудовой деятельности. Предусматривалось, что в такие отделения люди будут приходить утром, а вечером возвращаться домой. В течение дня они будут иметь возможность находиться в уютной обстановке, общаться, содержательно проводить время, участвовать в различных мероприятиях, получать одноразовое питание и при необходимости медицинскую помощь.
Основной задачей деятельности таких отделений является помощь пожилым людям в преодолении одиночества, замкнутого образа жизни, наполнение существования новым смыслом, формирование активного образа жизни, частично утраченного в связи с выходом на пенсию. В учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально – бытовое, социально – медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста50.
Стационарное социальное обслуживание. Характерной чертой территориальных центров социального обслуживания населения стала их многопрофильность. В их структуре предусмотрены: геронтологическое отделение, кабинет психологической разгрузки, телефон доверия, отделения социально – бытовой помощи, дневного пребывания. В центрах работают
социальная аптека, библиотека, прачечная, мастерские по ремонту обуви и одежды, бытовой техники. Организовываются банки вещей, пункты проката медицинской техники, предметов длительного пользования, подсобные хозяйства. Стационарное социальное обслуживание осуществляется в домах – интернатах для престарелых. В них принимаются граждане пенсионного возраста (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет), нуждающиеся в уходе и медицинской помощи, при условии, если у них нет трудоспособных детей, обязанных по закону их содержать. Однако в порядке исключения в них