Социальное обслуживание пожилых граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Пожилые люди как социально-демографическая группа.Сущность социального обслуживания населения в Российской Федерации

Содержание

Глава 1.Теоретико-методические основы исследования социального обслуживания пожилых людей…………………………………………………3

1.1.Пожилые люди как социально-демографическая группа………………..8

1.2.Сущность социального обслуживания населения в Российской Федерации………………………………………………………………………..11

1.3.Нормативно-правовое обоснование системы социального обслуживания Глава 2.Технологии социального обслуживания пожилых людей

2.1.Технологии социального обслуживания в социальной работе с населением в Российской Федерации…………..…………………..…………21

2.2.Технологии социального обслуживания пожилых граждан в Бурятии….30 Заключение………………………………………………………………………36

Список литературы…………………………………………………………….40

Работа содержит 1 файл

Курсовая по технологии 25.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

       Таким образом, можно сказать, что старость  это не только ухудшение нормальных функций организма, но и изменение привычных жизненных стандартов, и болезни, и тяжелые душевные переживания. Пожилые люди оказываются на обочине жизни. Речь идет не только и не столько о материальных трудностях (хотя и они играют существенную роль), сколько о трудностях психологического характера. Уход на пенсию, потеря близких и друзей, болезни, сужение круга общения и сфер деятельности - все это ведет к обеднению жизни, уходу из нее положительных эмоций, чувству одиночества и ненужности. Ситуация, однако, такова, что с ростом продолжительности жизни и снижением рождаемости значительную часть населения составляют люди пожилого возраста и, следовательно, есть необходимость специальной организации помощи пожилому человеку. 

    1.2.Сущность  социального обслуживания  населения  в Российской Федерации 

    В демографии количественный и качественный состав населения принято было изображать в виде пирамиды, основание которой составляет новорожденные, дети; затем происходит постепенное сужение пирамиды с учетом смертности в каждом возрастном периоде; ее вершину составляют лица в возрасте от 90 лет и старше. До недавнего времени считалось, что для органов здравоохранения и социальных служб в исследованиях состояния здоровья населения эта группа старых людей не имеет большого значения. К концу XX века демографическая ситуация в корне изменилась: возрастная структура населения большинства стран мира, в том числе и России, напоминает уже не столько пирамиду, сколько колонну, характеризующуюся относительно малой численностью детей, лиц молодого и зрелого возраста и относительно высокой численностью лиц старших возрастных групп21.

    Удивителен тот факт, что постоянно увеличивается доля долгожителей, доживающих до 90 - 100 лет и более. Количество долгожителей в возрасте от 85 лет и старше в ряде стран, по переписям населения последних лет, варьирует от 12 до 68, а в возрасте 100 лет и более - от 0,5 до 1,1 на 10 000 человек населения. Предполагается, что в 2018 г. средний возраст в момент смерти будет 85,6 года22. Именно поэтому вопрос о социальном обслуживании пожилых людей становится актуальным.

    Традиционно в нашем обществе сложились три  направления деятельности органов социальной защиты пожилых людей и старых людей:

        - социальная помощь (представление  старым людям льгот и преимуществ);

        - социальное обслуживание;

        - организация пенсионного обеспечения.

    В России, как и в других странах  мира, социальная деятельность призвана обеспечить удовлетворение потребностей пожилых людей. Она должна способствовать выявлению положительного потенциала граждан «третьего возраста» и приблизить национальную политику и социальные программы к нуждам стареющего населения23.

    В Федеральном законе «Об основах  социального обслуживания населения  в Российской Федерации»24 определено, что социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    Также в законе прописано, что социальные службы – это предприятия и учреждения, независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица25.

    Социальное  обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход; организация питания; содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической помощи; натуральных видов помощи; организация досуга; содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются на дому или в учреждениях социального обслуживания не зависимо от форм собственности. В этом же законе согласно ст. 6 указанного закона социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам.

    Стандарты социального обслуживания – основные правовые документы, которые содержат социальные нормы и нормативы, критерии и показатели, единицы измерения, классификацию социальных услуг и понятия, ключевые понятия в этой сфере. Они регламентируют развитие социальных служб и применение разнообразных современных технологий социальной работы, гарантируют клиентам определенный уровень качества социальных услуг, обеспечивают их социальную безопасность. Это система реальных эталонов, своеобразных образцов в виде государственных документов, уста, порядку и условиям их оказания, обеспечению безопасности жизни и здоровья клиентов, устанавливающих основные требования к объему и качеству социальных услуг.

    В Российской Федерации идет формирование и становление 6 групп стандартов:

    - государственные минимальные социальные стандарты;

    - отраслевые социальные стандарты  социальных услуг;

    - стандарты учреждений социального  обслуживания населения;

    - социальные стандарты субъектов РФ;

    - стандарты видов социального  обслуживания;

    - стандарты профессиональной деятельности  специалистов социальных служб.

    Государственный  комитет по стандартизации и метрологии РФ 24 ноября принял 2003 г. Впервые принял два постановления о принятии и введении в действие  национальных стандартов «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг»26 и «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения»27. С 1 июля 2004г. они вошли в действие.

    В национальных стандартах в полной мере реализации нормы ранее принятых законов: «О ветеранах»28,»О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»29, «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»30, «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»31, «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также ряда постановлений правительства РФ, таких как «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальным учреждениями социального обслуживания»32, «Об утверждения примерного положения «Об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий», «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» и др.

    Основные  направления социального обслуживания населения определены так же определены этим законом:

    - предоставление материальной помощи  гражданам, находящимся в трудной  жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания и т.д., а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

    - социальное обслуживание на дому, которое осуществляется путем  предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постороннем или временном нестационарном социальном обслуживании;

    - социальное обслуживание в стационарных  учреждениях, осуществляемое путем  предоставления социальных услуг  гражданам, частично или полностью  утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;

    - предоставление временного приюта  в специализированных учреждениях  социального обслуживания детям-сиротам,  безнадзорным несовершеннолетним  детям, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства, пострадавшим от психологического или физического насилия и другим клиентам социальной службы, нуждающимся в определении временного приюта;

    - организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально – бытового, социально – медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

    - консультативная помощь по вопросам  социально – бытового и социально  – медицинского обеспечения жизнедеятельности,  психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты;

    - реабилитационные услуги лицам  с ограниченными возможностями,  несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в  трудную жизненную ситуацию и  нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации33.

    Законом выделяются следующие принципы социального обслуживания граждан:

  • адресность.
  • доступность.
  • добровольность.
  • гуманность.
  • приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.;
  • конфиденциальность
  • профилактическая направленность34.

      Таким образом, в Российской Федерации активно развивается новая социальная  инфраструктура, формируются основы для развития полноценной системы социального обслуживания населения, одного из ведущих звеньев социального блока общегосударственной политики. 

1.3. Нормативно-правовое  обоснование системы социального обслуживания 

    Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г35. определяет социальное обслуживание как «деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».

    При этом «трудная жизненная ситуация» определяется как ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Закон раскрывает также понятие «социальные услуги» как действия по оказанию помощи клиенту социальной службы, т. е. гражданину, находящемуся в трудной жизненной ситуации.

    Таким образом, с позиций законодателя субъектами социального обслуживания считаются граждане: не способные обслуживать себя в связи с возрастом, болезнью, инвалидностью и не имеющие родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, а также лица, пострадавшие от стихийных бедствий, вооруженных и межэтнических конфликтов, радиационных и техногенных катастроф36.

    Важное значение имеет установление законодателем основных видов социального обслуживания. К ним относятся: социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных условиях, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж семей, детей и отдельных граждан, социальная адаптация и реабилитация граждан с асоциальным (девиантным) поведением, лиц, вернувшихся из мест

лишения свободы, социальная помощь детям, оставшимся без попечения родителей, специальная помощь беженцам и вынужденным переселенцам37.

    Специальное законодательство определяет также условия и порядок предоставления социального обслуживания по каждой из указанных групп его субъектов. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан престарелого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. раскрывает права этих категорий лиц на социальное обслуживание38. Так, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов» от 24 ноября 1995 г. предусматривает в качестве приоритета социальной политики государства в отношении инвалидов их реабилитацию как систему мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалида, достижения им материальной независимости39.

Информация о работе Социальное обслуживание пожилых граждан