Социальное обеспечение

Автор: i***********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы не вызывает сомнений. В соответствии с международным и российским правом и законодательством, обеспечение интересов детей– основополагающая задача семейного права. Дети рассматриваются как самостоятельные личности, имеющие с момента рождения определенные права. Одно из самых важных из них – право жить и воспитываться в семье – закреплено в новом Семейном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу с 1 марта 1996 года.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОПЕКЕ И

ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ 6

1.1. Опека и попечительство 6 1.2. Органы опеки и попечительства. Опекуны

и попечители 7

ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 9

2.1. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей 9

2.2. Формы устройства (воспитания) детей, оставшихся без попечения родителей 23



ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

ПРИЛОЖЕНИЯ 33

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

     Государственный банк данных о детях, оставшихся без  попечения родителей, — это совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов РФ (региональный банк данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях), а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством РФ.

     Целями  формирования и использования государственного банка, данных о детях, оставшихся без попечения родителей, являются:

     а)  осуществление учета детей, оставшихся без попечения родителей;

     б)  оказание содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан  РФ, постоянно проживающих на территории РФ;

     в)  создание условий для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, на получение полной и достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей.[4.стр.496]

     Государственный банк данных о детях, оставшихся без  попечения родителей, состоит из регионального и федерального банков соответствующих данных. Их формирование осуществляется следующим образом. В том случае, если ребенок, оставшийся без попечения родителей, не был передан в течение одного месяца со дня его первичной регистрации органом опеки и попечительства на воспитание в семью по месту его фактического нахождения, орган опеки и попечительства направляет сведения о нем (в виде анкеты) региональному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ), которым создается региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. В Москве, например, формирование регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории г. Москвы, возложено на Департамент образования, которым выполняются функции регионального оператора.

           На основании сообщений органов опеки и попечительства региональным оператором формируется региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории этого субъекта РФ. В течение месяца со дня поступления указанных сведений региональный оператор организует устройство ребенка в семью граждан, проживающих на его территории. При отсутствии такой возможности региональный оператор предоставляет сведения о ребенке федеральному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (Министерству образования и науки РФ), которым формируется федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ. [3.п. 3 ст. 122] Следует заметить, что предоставление сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, региональным операторам или федеральному оператору не освобождает органы опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов РФ от обязанности по устройству или организации устройства детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ.

     Правила ведения государственного банка  данных о детях, оставшихся без попечения  родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием утверждены постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. № 217.[4.стр.497]

     Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, включает также в себя документированные сведения о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к федеральному и региональным операторам государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Это позволяет осуществлять учет таких граждан и обеспечивать их доступ к информации о детях, оставшихся без попечения родителей. Документированная информация о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи (анкета гражданина), осуществляется на основании их заявлений в письменной форме при наличии у таких граждан установленных законом оснований быть усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями. В анкету граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, включается следующая информация:

     а)  фамилия, имя, отчество, пол, дата и место  рождения, гражданство, семейное положение, место жительства и (или) место пребывания, номер контактного телефона и реквизиты документа, удостоверяющего личность гражданина;

     б)  реквизиты заключения органа опеки и попечительства по месту жительства гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью, о его возможности быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем либо реквизиты заключения об условиях жизни и возможности иностранного гражданина быть усыновителем, соответствующего законодательству об усыновлении   государства,   гражданином которого является иностранный гражданин, желающий усыновить (удочерить) ребенка (в отношении гражданина РФ, постоянно проживающего за пределами РФ, или лица без гражданства, желающего усыновить (удочерить) ребенка,  — законодательству государства, в котором указанный гражданин или лицо имеет постоянное место жительства);

     в)   информация о ребенке, которого гражданин  желал бы принять на воспитание в семью;

     г)   информация о направлениях, выдаваемых гражданину, желающему принять ребенка  на воспитание в свою семью, для посещения  выбранного им ребенка, оставшегося  без попечения родителей, в учреждении, в котором он находится, с указанием даты выдачи направлений, фамилии, имени, отчества указанного ребенка;

     д)  информация о принятом гражданином  решении, о принятии ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в свою семью или об отказе от принятия такого решения с указанием причин отказа;

     е)  информация о прекращении (с указанием  причин) учета сведений о гражданине, желающем принять ребенка на воспитание в свою семью, в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.[4.стр.499]

     Документированная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, является конфиденциальной. Порядок и условия доступа к ней имеют особенности, определенные ст. 10—12 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

     Основанием  прекращения учета сведений о  ребенке, оставшемся без попечения родителей, в государственном банке данных о детях являются следующие юридические факты:

     а)  устройство ребенка, оставшегося без попечения родите лей, на воспитание в семью;

     б)  возвращение ребенка, оставшегося  без попечения родите лей, его  родителям или родителю;

     в) достижение ребенком, оставшимся без  попечения родин-лей, совершеннолетия  или приобретение таким ребенком пол ной дееспособности до достижения им совершеннолетия;

     г)  смерть ребенка, оставшегося без  попечения родителей.[4.стр.500]

     К юридическим фактам (основаниям), прекращающим уча сведений о гражданине, желающем принять ребенка на воспитание в свою семью, в государственном банке данных о детях, относятся:

     а) принятие гражданином ребенка на воспитание в свою семью;

     б)  заявление в письменной форме  гражданина, желающего принять ребенка  на воспитание в свою семью, о прекращении  учета сведений о нем в государственном банке данных о детях;

     в)  изменение обстоятельств, которые  предоставляли гражданину возможность принять ребенка на воспитание в свою семью;

     г)  смерть гражданина, желающего принять  ребенка на воспитание в свою семью.[4.стр.501]

     С учетом приоритета семейных форм воспитания детей на руководителей воспитательных и иных учреждений (лечебных, социальной защиты), в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, возложена обязанность в семидневный срок со дня получения известия о том, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения [3.п. 2 ст. 122]. Последующее устройство ребенка в семью на основании этих сообщений (в форме усыновления или передачи его в приемную семью, под опеку (попечительство) должно происходить в строгом соответствии с требованиями закона.

     За  неисполнение обязанностей по выявлению  и учету детей, оставшихся без  попечения родителей, и их последующему устройству или за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи в семью, руководители воспитательных и иных учреждений, в которых находятся дети, а также должностные лица органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с п. 4 ст. 122 СК могут быть привлечены к ответственности в порядке, установленном законом (в частности, к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда — ст. 5.36 КоАП).

     2.2. Формы устройства (воспитания) детей, оставшихся без попечения родителей

     Каждый  ребенок имеет право жить и  воспитываться в семье, насколько это возможно. Поэтому СК установлен приоритет форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения. Право ребенка на воспитание в семье в случае утраты родительского попечения обеспечивается органом опеки и попечительства, который при выборе форм устройства такого ребенка отдает предпочтение, прежде всего семейным формам воспитания: передаче на усыновление, под опеку (попечительство) или в приемную семью.[3.ст. 123] И только при отсутствии возможности передать ребенка в семью закон допускает его направление в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и т. п.)- Тип выбираемого учреждения зависит от возраста и состояния здоровья ребенка. Такая форма устройства ребенка не снимает с органа опеки и попечительства обязанности подыскивать для него усыновителей, опекунов (попечителей) или приемных родителей.

     Ранее между существовавшими формами  устройства детей и семью либо в специализированное детское учреждение закон (КоБС) не делал какого-либо различия. В СК же впервые реализованы предложения о необходимости законодательного признания преимущества семейных форм содержания и воспитания детей, утративших родительское попечение, и детей-сирот и отказа от монополии государства на воспитание таких детей в государственных воспитательных учреждениях. Закрепление в СК положения о приоритете семейных форм воспитания детей, безусловно, имеет принципиальный характер. Оно направлено на усиление гарантий соблюдения прав несовершеннолетних, поскольку воспитание в семье предпочтительнее с учетом как материально-бытовых условий жизни, так и иных самых разнообразных интересов ребенка. Именно семейное воспитание дает возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личностных, психических, физических, национальных и иных особенностей. Не случайно СК определено, что при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, должны учитываться его этническое происхождение, религиозная и культурная принадлежность, родной язык, возможность обеспечения преемственности воспитания.[3.ст. 123]

     Новой для семейного законодательства РФ является норма об устройстве детей  на воспитание в приемную семью. Общеизвестно, что в мировой практике передача детей-сирот в приемные семьи является наиболее распространенной формой их социального устройства и воспитания. С конца 80-х гг. определенные попытки создания детских домов семейного типа предпринимались первоначально в СССР, а затем и в Российской Федерации. Однако непосредственно в КоБС этот способ (форма) устройства детей, лишившихся попечения родителей, предусмотрен не был. С принятием СК порядок и условия образования приемной семьи получили законодательное закрепление в ст. 151 — 155 СК. В последующем более детальная регламентация правового статуса приемной семьи и порядка ее организации была дана в Положении о приемной семье, утвержденном постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829.[4.стр. 503]

     Семейным  кодексом (ст. 123), как и прежде КоБС, предусмотрена возможность передачи детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующие воспитательные и другие аналогичные учреждения. Учреждения, обеспечивающие содержание, воспитание, образование, другую социальную помощь и поддержку детей, оставшихся без попечения родителей, создаются в системе образования, в системе социальной защиты и здравоохранения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. К таким учреждениям относятся детские дома всех типов, дома детства, дома ребенка, реабилитационные центры, социальные приюты, детские дома-интернаты, школы-интернаты, коррекционные учреждения и другие подобные учреждения (ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).[4.стр.503]

     Возможность воспитания в условиях семьи детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, сохраняется при помещении  их в детский дом семейного  типа. Такой детский дом организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей (а с десятилетнего возраста только с их согласия). Причем общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек. Детский дом семейного типа в организационно-правовой форме воспитательного учреждения создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Передача ребенка на воспитание в детский дом семейного типа осуществляется с учетом его мнения (а с десятилетнего возраста только с его согласия) и с согласия администрации образовательного или лечебно-профилактического учреждения, учреждения социальной защиты населения или другого аналогичного учреждения, в котором он находится, а также с согласия воспитателей этого детского дома семейного типа в целях обеспечения психологической совместимости. Отношения между учредителем (учредителями) и детским домом семейного типа, в том числе срок пребывания ребенка в детском доме семейного типа, определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством РФ.[4.стр. 504]

Информация о работе Социальное обеспечение