Социальная значимость физической культуры и спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 07:55, курсовая работа

Описание работы

Социально-экономические преобразования в Российской Федерации последнего десятилетия, определяющие смену образовательных и научных парадигм, закономерно привели к переосмыслению роли и функций физической культуры студентов, как здоровье сберегающей системы, способствующей формированию человеческого потенциала студенческой молодежи. Функции физической культуры в новых условиях выходят за традиционные рамки формирования физических качеств и обучения двигательным действиям, становясь социальным фактором воспроизводства одного из элементов производительных сил - трудовых ресурсов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Введение в социологию физической культуры и спорта………………………………………………………………………….....6
1.1. Социология как наука. Социология ФКС…………………...……....6
1.2. История становления социологии ФКС ..……………………….…..6
Глава 2. Значение физической культуры и спорта…………...…………10
2.1. Подготовка к профессиональной деятельности, организация досуга и др……………………………………………………………....……...10
2.2. Социальное значение физической культуры и спорта……..…13
Глава 3. Физическая культура в жизнедеятельности человека……….18
3.1. Роль физической культуры в жизнедеятельности человека…18
3.2. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества………………………………………………………………………..21
3.3. Состояние человеческого ресурса в России и необходимость повышения социальной роли физической культуры и спорта……………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………..30
Библиографический список……………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 58.95 Кб (Скачать)

Недостатки домашнего или общественного  воспитания, постоянное навязывание  ребенку воли взрослых, особенно в  атмосфере запугивания, - это факторы, которые могут уничтожить веру в  собственные силы и укрепить недоверие  к окружающему миру, стабилизируя тем самым эмоциональную зависимость  и тормозя развитие жизненной  самостоятельности.

Физическое воспитание - это вид  воспитания, специфическим содержанием  которого является обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение  специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности  в физкультурных занятиях.

Система физического воспитания - это исторически обусловленный  тип социальной практики физического  воспитания, включающий мировоззренческие, научно-методические, программно-нормативные  и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенство людей.

Физическая подготовка в широком  смысле трактуется как процесс воспитания физических качеств и овладения  базовыми (жизненно важными) движениями. Физическая подготовка в узком смысле (в теории и практике спорта) трактуется только как процесс воспитания физических качеств.

Физическое развитие понимается как  процесс и результат изменения  биологических норм и функций  организма человека, достигнутый  под влиянием наследственности, окружающей среды и уровня двигательной активности.

Физическое совершенство - это исторически  обусловленный идеал физического  развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий  требованиям жизни.

Термин “физическая культура”  является центральным понятием всего  физкультурного образования. Термин встречается  не только в профессиональной сфере, но и в обычной жизни. В постижении смысла физической культуры происходит парадоксальная ситуация. Чем чаще на обыденном, житейском уровне мы пользуемся термином “физическая культура", тем дальше удаляемся от понимания  ее истинной сущности.

Можно ли всякую деятельность, связанную  с физическими нагрузками (бытовую, трудовую, военную и т.д.) идентифицировать с физической культурой? Такое утверждение  было бы неправильным. Культура - это, прежде всего, основной способ, а также мера человеческого развития. Не всякий труд или боевые действия развивают  человека в гуманном направлении, нередко  получается наоборот.

Когда в процессе эволюции человек  начал преобразовывать окружающую природу не грубыми невежественными  способами, а подлинно гуманными  и целесообразными, когда человек  пытается совершенствовать свою телесность, умственные и физические способности  в соответствии с объективными законами - только тогда его деятельность можно назвать по-настоящему культурной. Отсюда, в самом первом приближении, физическая культура есть способ и  мера преобразования человека, его  собственной природы и двигательных способностей.

Физическая культура - это вид  культуры, содержанием которой является оптимальная двигательная деятельность, построенная на основе материальных и духовных ценностей, специально созданных  в обществе для физического совершенствования  человек.

Большой спорт обычно считают сферой, состояние которой наиболее точно  отражает успехи социума в деле совершенствования  физической культуры.

Вопрос о том, какое место  спорт высших достижений занимает в  системе физической культуры, иногда решается очень прямолинейно. Считается, например, что спорт высших достижений в лице своих - атлетических видов - является наиболее концентрированным  выражением достижения общества современного общества в развитии физической культуры. Соответственно полагают, что спортсмен  высокого класса безоговорочно должен быть признан человеком, физическая культура которого отвечает самым высоким  стандартам. Если возможны в отношении  культурного развития спортсмена какие-то сомнения, то они, как правило, касаются его интеллектуального, эстетического  или нравственного или какого-либо иного развития, но только не физического.

За такими утверждениями стоит  ошибочная убежденность, что сами по себе функциональная подготовленность и высокие физические кондиции человека - это и есть то, что само по себе непосредственно воплощает и  выражает суть физической культуры личности.

С другой стороны широко распространено следующее мнение: спорт высших достижений (в его сегодняшнем варианте) не способствует здоровью и долголетию человека.

В отношении большинства иных видов  культурного развития человека, как  правило, даются утвердительные ответы. Вполне признано, что человек может  на протяжении практически всей своей  жизни наращивать и укреплять  свою интеллектуальную или эстетическую, а тем более нравственную культуру. Если же мы ставим под сомнение возможность  увеличивать потенциал своей  физической культуры в течение всей жизни, то мы должны рассматривать физическую культуру как не равнозначное явление  по отношению к другим видам культуры, не связанную с иными типами культуры и не обусловленную ими.

Сложность проблемы физической культуры также обусловлена тем, что часто  понятие “физкультурная деятельность", под которой понимается целенаправленное использование двигательной активности для развития физических качеств  или для решения задач рекреации, реабилитации и др. полностью отождествляется  с деятельностью по развитию физической культуры.

Рассматривая феномен физической культуры, следует прежде всего принимать  во внимание, что перед нами один из вариантов культуры как таковой, т.е. многопланового целостного феномена (нравственной, интеллектуальной, эстетической и др. видов культур), имеющего дело с человеческой телесностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Состояние человеческого ресурса в России и необходимость повышения социальной роли физической культуры и спорта

Структурные и социальные изменения последних десяти лет  привели к фундаментальным экономическим  утратам и к катастрофическому  снижению человеческого потенциала. Коэффициент жизнеспособности населения, по данным Всемирной организации  здравоохранения ЮНЕСКО, составляет в России 1,4 балла по 5-балльной шкале (в Сомали, Гаити, Бирме - 1,6). С 1992 по 2000 г. в 65 субъектах Российской Федерации  сократилась численность населения, а в 2000 г. рост числа умерших отмечался  в 78 субъектах. Депопуляция в разной степени затронула практически  всю территорию России и почти  все этнические группы.

Общая динамика смертности населения страны характеризуется  сверхсмертностью людей трудоспособного  возраста, среди которых около 80% составляют мужчины. Это создаст  резкий дисбаланс трудоспособного  и пенсионного населения, негативно  отразится на всех социально-экономических  факторах развития общества. По данным Госкомстата РФ, уже к 2016 г. численность  населения в пожилом возрасте превысит численность детей и  подростков на 12,8 млн. человек, или на 62%, что значительно ускорит процесс  старения нации.

При этом особую тревогу  вызывает ухудшение здоровья детей  и подростков, половина которых имеет  хронические заболевания, причем недостаток двигательной активности провоцирует  у них болезни сердечнососудистой и костно-мышечной систем. По причине  низкого уровня состояния здоровья около 1 млн. детей школьного возраста сегодня полностью отлучены от занятий  физической культурой. Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80%. Впервые за 40 лет врачи столкнулись с проблемой гипотрофии юношей призывного возраста, что отражается на комплектовании Вооруженных сил здоровым контингентом.

Данные Госкомстата России свидетельствуют о том, что за последние 5 лет уровень первичной  заболеваемости вырос в стране на 12%, а общей заболеваемости - на 15%. Более половины населения, особенно городских жителей, проживает в  крайне неблагоприятной экологической  обстановке, связанной с загрязнением окружающей среды выбросами промышленных предприятий и автотранспорта. На протяжении последних лет наблюдается  высокий уровень производственного  травматизма, в том числе со смертельным  исходом. Значительная часть населения  находилась в годы реформ в состоянии  затяжного психоэмоционального  и социального стресса, что привело  к росту депрессией, реактивных неврозов и суицида, алкоголизма, табакокурения, наркомании, антисоциальных вспышек, преступности. Возросло число россиян, страдающих психическими расстройствами.

В стране все более обостряется  проблема курения. За последние годы количество курящих мужчин в возрасте до 40 лет возросло с 45 до 70%. Стремительно увеличивается удельный вес курящих  подростков. Достаточно сказать, что  сегодня каждый десятый школьник зависим от табака и имеет те или  иные признаки болезней, связанных  с курением.

Распространенность в  России только бытового пьянства составляет 20%. Общая заболеваемость лиц, злоупотребляющих алкоголем, в 2 раза выше, чем лиц, не употребляющих спиртные напитки. Злоупотребление  алкоголем является причиной более 70% несчастных случаев. Угрожающие размеры  приобретает немедицинское употребление наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ. Количество больных наркоманией и токсикоманией за последние 10 лет увеличилось в 8 раз и превышает 425 тыс. человек. Число официально зарегистрированных больных наркоманией составляет более 269 тыс. человек, а по результатам экспертных исследований - их более 1,5 млн. человек. Особенно тревожна тенденция «омоложения» наркомании. За этот период времени больных наркоманией подростков стало в 17 раз больше, и сегодня их доля среди злоупотребляющих наркотиками составляет 31,2%. В ближайшие 3-5 лет следует ожидать резкого увеличения смертности среди больных наркоманией и роста преступности, связанной с наркотиками.

Все это свидетельствует  о том, что в Российской Федерации  с состоянием человеческого ресурса  назрела критическая ситуация, развитию которой способствуют высокий уровень  бедности россиян, социальная неустроенность, проблемы занятости, общее неудовлетворительное положение дел с охраной здоровья, расширение масштабов детской безнадзорности, беспризорности и социального сиротства. По физическому состоянию человеческого  потенциала Россия существенно отстает  от передовых стран. При этом массовая национальная система физического, духовного и нравственного оздоровления населения, пропаганды здорового образа жизни с выходом на индивидуальное самосознание и оперативный контроль за состоянием здоровья находится вне  фокуса государственной политической доминанты.

В сложившейся ситуации необходимо остановить ухудшение здоровья нации  и тенденцию депопуляции населения, принять радикальные меры по качественному  улучшению человеческого ресурса, формированию здорового образа жизни, новых ценностных ориентиров, включающих высокий уровень гражданственности и патриотизма и неприятие вредных привычек.

Если не реализовать эти  меры сегодня, то завтра возникнет реальная угроза национальной безопасности России.12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Физическое воспитание - организованный процесс воздействия на человека посредством физических упражнений, гигиенических мероприятий и естественных сил природы с целью формирования таких качеств и приобретения таких знаний, умений и навыков, которые отвечают требованиям общества и интересам личности.

Важно, чтобы физическая культура была частью общего здорового образа жизни. Разумный, хорошо отлаженный распорядок дня, правильное питание, активный двигательный режим вместе с систематическими закаливающими процедурами, которые  обеспечивают наибольшую мобилизацию  защитных сил организма, а, следовательно, максимальные возможности здоровья и активного долголетия. Таким  образом, здоровый образ жизни направлен  не только на охрану и укрепление здоровья, но и на гармоничное развитие личности, оптимальное сочетание физических и духовных интересов, возможностей человека, рачительное использование  его резервов.

Физическая культура и спорт  играют большую роль при решении  задач социально-экономического характера, так как являются специфической социально-культурной сферой, которая оказывает положительное влияние на важные показатели экономического благополучия страны. Спортивные достижения страны выступают показателем стабильности и устойчивости развития государства.

Данная тема является актуальной в современной России. Если не произойдет кардинальных изменений в жизненном уровне россиян, то в обозримом будущем перспектива вовлечения детей и подростков в спортивные занятия и сохранения рабочих мест тренерами станет проблематичной. Следовательно, уже сегодня нужно думать о переориентации действующих спортшкол на более массовое вовлечение детей и подростков в физкультурно -оздоровительные занятия, а это потребует переподготовки действующих тренеров и подготовки специалистов новой формации.

Выход из сложившегося положения  представляется в создании оптимальных  условий для занятий массовым спортом, в которые включить лиц  с ограниченными возможностями  по состоянию здоровья, а также  освобожденных от уроков физкультуры, инвалидов и физически слабо  подготовленных, имеющих мало шансов достичь вершин спортивного мастерства. А к специализированным тренировкам  допускать исключительно тех, у  кого не наблюдается противопоказаний по состоянию здоровья, и имеющих  перспективу достижения высоких  результатов.

Это позволит в пределах средств, выделяемых на содержание спортшкол, значительно увеличить число  занимающихся массовым оздоровительным  спортом. При этом ориентирами должны оставаться: доступность занятий, качество тренировочного процесса, индивидуальный подход к занимающимся, внедрение  инноваций и отечественного опыта  работы в этих направлениях.

Информация о работе Социальная значимость физической культуры и спорта