Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 07:55, курсовая работа
Социально-экономические преобразования в Российской Федерации последнего десятилетия, определяющие смену образовательных и научных парадигм, закономерно привели к переосмыслению роли и функций физической культуры студентов, как здоровье сберегающей системы, способствующей формированию человеческого потенциала студенческой молодежи. Функции физической культуры в новых условиях выходят за традиционные рамки формирования физических качеств и обучения двигательным действиям, становясь социальным фактором воспроизводства одного из элементов производительных сил - трудовых ресурсов.
Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Введение в социологию физической культуры и спорта………………………………………………………………………….....6
1.1. Социология как наука. Социология ФКС…………………...……....6
1.2. История становления социологии ФКС ..……………………….…..6
Глава 2. Значение физической культуры и спорта…………...…………10
2.1. Подготовка к профессиональной деятельности, организация досуга и др……………………………………………………………....……...10
2.2. Социальное значение физической культуры и спорта……..…13
Глава 3. Физическая культура в жизнедеятельности человека……….18
3.1. Роль физической культуры в жизнедеятельности человека…18
3.2. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества………………………………………………………………………..21
3.3. Состояние человеческого ресурса в России и необходимость повышения социальной роли физической культуры и спорта……………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………..30
Библиографический список……………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУВПО «Пермский
Философско-социологический
Кафедра социологии и политологии
Социальная значимость физической культуры и спорта
Курсовая работа
Выполнена студентом
Специальности «Прикладная
Информатика в социологии»
Гордеева Светлана Сергеевна
Пермь 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Введение в социологию
физической культуры и спорта………………………………………………………………
1.1. Социология как наука. Социология ФКС…………………...……....6
1.2. История становления социологии ФКС ..……………………….…..6
Глава 2. Значение физической культуры и спорта…………...…………10
2.1. Подготовка
к профессиональной деятельности, организация
досуга и др……………………………………………………………....…
2.2. Социальное значение физической культуры и спорта……..…13
Глава 3. Физическая культура в жизнедеятельности человека……….18
3.1. Роль физической культуры в жизнедеятельности человека…18
3.2. Физическая культура
и спорт как социальные феномены общества…………………………………………………………
3.3. Состояние
человеческого ресурса в России и необходимость
повышения социальной роли физической
культуры и спорта………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………….32
Введение
Социально-экономические
преобразования в Российской Федерации
последнего десятилетия, определяющие
смену образовательных и
Актуальность темы курсовой
работы обусловлена тем, что спорт
как специализированное направление
физической культуры и как система
отношений в жизни современного
общества постоянно повышает свою значимость.
В настоящий момент и в
руководстве страны, и в обществе
растет осознание роли человеческого
фактора в социально-
Во-вторых, спорт имеет
целый ряд важных социально-значимых
функций, таких как культивирование
социально-ценных форм досуга, воспроизводство
рабочей силы, компенсация неудовлетворяющих
личность достижений в других областях
жизни, углубление внутригрупповой
и межгрупповой интеграции, социализация,
воспитание здорового, физически крепкого
поколения и идеологическую функцию.
В-третьих, спорт способствует
воспроизводству и поддержанию
высокой работоспособности
Человек как личность формируется
в процессе общественной жизни: в
учебе, труде, в общении с людьми.
Физическая культура и спорт вносят
свой вклад в формирование всесторонне
развитой личности. Особо
следует упомянуть публикации В.Г. Бауэра. Кандидат педагогических наук,
советник председателя ГКФТ России в отставке,
заслуженный работник физической культуры
РФ, заслуженный тренер СССР. Его обзоры
и отчеты о физической культуре м спорте
являются ценными источниками по исследуемым
проблемам.
Предметом исследования моей работы являются социальные нормы спорта, исследование физической культуры в структуре социологии.
Объектом является спорт как физическое явление и его социальная значимость.
Цель курсовой работы: углубиться и раскрыть тему социальной значимости физической культуры и спорта.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить историю развития
спорта в нашей стране;
2. Рассмотреть спорт как компонент
физической культуры;
3. Рассмотреть социальную сущность
спортивной деятельности;
4. Изучить специфику спортивной
деятельности.
Глава 1. Введение в социологию физической культуры и спорта.
Социология- это наука о закономерных тенденциях развития и функционирования личности и общества в конкретных социально-исторических условиях (от лат. «общество» и греч. «слово», «учение» и означает «наука об обществе»).
Социология учитывает, что социальные отношения характеризуют взаимосвязь и взаимодействие личности с обществом через какую-либо социальную организацию, формально институциональную (т.е. имеющую установленные правила и нормы взаимодействия членов данной организации), а также через неформальную групповую общность.
Социология ФКС- это научная и учебная дисциплина, которая выясняет структуру, механизм и характер общественных отношений и взаимодействий в сфере ФКС, а также социальные взаимоотношения людей в связи с их участием в физкультурно-спортивной деятельности(ФКСД).2
Методы: наблюдение, наблюдение и описание социологических аспектов ФКС. При освещении вопросов развития и состояния ФКС в стране делались политологические, социально-просветительные и пропагандистские акценты.
Важнейшим событием, оказавшим
существенное влияние на развитие социологии
ФКС, стало создание Всеобуча и развертывание
государственной работы по массовому
использованию ФКС как средства
военно-трудовой подготовки (хотя это
вызывало оппозицию многих специалистов
ФКС, отстаивающих общегуманитарную направленность
физического воспитания (ФВ) и считавших,
что главная задача школы- подготовка
гражданина, а не война), а также
решения 5 съезда РКСМ, обязавшие все
комсомольские организации
Профессионально-отраслевая направленность деятельности физкультурных организаций (в этом было отличие от мирового спортивного движения, практикующего объединения любителей спорта по их интересам в связи с увлеченностью конкретным или несколькими видами спорта и от традиционных методов организации первичных ячеек спортивного движения по территориальному принципу).ФК должна была быть вовлечена в общий план деятельности соответствующих общественных и государственных учреждений и организаций.
Характерным являлось установление и анализ взаимосвязей ФКС с различными социальными явлениями3. С жизнедеятельностью общества. Основное направление исследований и публикаций было ориентировано на обоснование и реализацию Всесоюзного физкультурного комплекса «ГТО СССР».
После Второй мировой войны наметилось расширение связей нашей страны с зарубежными странами, в т.ч. и в сфере спорта. В связи с этим появилась партийная директива на «… развертывание массового физкультурного движения в стране, повышение спортивного мастерства и на этой основе завоевание советскими спортсменами в ближайшие годы мирового первенства по важнейшим видам спорта». В конце этого периода, в связи с успехами наших спортсменов на Олимпийских играх(ОИ), наметился переход от массового к «большому» спорту (хотя на словах- наоборот).
Период «Хрущевской оттепели».
Снят негласный запрет на социологию.
В 1961 г. ЦНИИФК (Центральный научно-
Впервые был проведен развернутый социальный эксперимент: с 1963 по 1975 гг. в Северодонецке, инициатировавшем движение «город здоровья и спорта» были проведены комплексные обследования трудящихся ряда промышленных предприятий, больших групп населения, неоднократно осуществлены массовые социологические опросы(В.И. Жолдак, И.И. Переверзев, Л.Н. Нифонтова). Весной 1970 г. состоялась совместное заседание 9-й сессии северо-донецкого городского совета народных депутатов трудящихся и выездное заседание ученого совета ВНИИФК, где были обсуждены итоги исследований и принято решение «О задачах по дальнейшему развитию ФКС в Северодонецке». Тогда же, впервые на практике, не только отечественной, но и мировой, был утвержден рекомендованный исследователями перспективный ПЛАН развития ФКС в городе на 1971-1980 гг.
Затем подобные эксперименты прошли в других городах.
В 1974 г. прошла Первая Всесоюзная научно-практическая конференция «ФКС на селе». В 1975 г. – Всесоюзная конференция, посвященная ФК женщин.
В этот период были проведены комплексные исследования социального облика советских спортсменов – участников ОИ 1952-1976 гг. (гармоническое развитие личности, формирование образа жизни, направленность и типы личности, закономерности формирования спортивной карьеры).
Особое внимание к олимпийским проблемам, особенно в последние годы, в связи с распространением общегуманистических идей и общечеловеческих ценностей.5
Проводились конференции
по проблемам организации и
Глава 2. Значение физической культуры и спорта
2.1. Подготовка к профессиональной деятельности, организация досуга и др.
Физические упражнения оказывают
благотворное действие на весь организм,
укрепляют здоровье, делают человека
закаленным, способным выдерживать
самые различные
Физическая активность и закаливание
организма сохраняют и
Физические упражнения позволяют обеспечивать правильное развитие организма, повышают иммунитет, способствуют адаптации к возрастающим нагрузкам.
В процессе многократного повторения физических упражнений совершенствуются имеющиеся, восстанавливаются утраченные и развиваются новые (например, компенсаторные) двигательные навыки и физические качества, происходят положительные изменения функции органов и систем, что в совокупности способствует восстановлению здоровья, тренированности, повышению физической работоспособности и другим сдвигам в состоянии организма. Физическая нагрузка в процессе занятий должна быть адекватна функциональным возможностям человека. Так, в пожилом возрасте удлиняется период, необходимый для адаптации к заданному уровню нагрузки, снижается толерантность к физической нагрузке, замедляются процессы восстановления.
Повышение функциональной активности
внутренних органов при выполнении
физических упражнений связано с
активизацией нейрогуморальных механизмов,
включением дополнительных гуморальных
регуляторов метаболизма, тканевых
гормонов, гормонов желез внутренней
секреции, действием других биологически
активных веществ. Под влиянием занятий
физической культурой повышается уравновешенность
и подвижность процессов
Информация о работе Социальная значимость физической культуры и спорта