Социальная значимость физической культуры и спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 07:55, курсовая работа

Описание работы

Социально-экономические преобразования в Российской Федерации последнего десятилетия, определяющие смену образовательных и научных парадигм, закономерно привели к переосмыслению роли и функций физической культуры студентов, как здоровье сберегающей системы, способствующей формированию человеческого потенциала студенческой молодежи. Функции физической культуры в новых условиях выходят за традиционные рамки формирования физических качеств и обучения двигательным действиям, становясь социальным фактором воспроизводства одного из элементов производительных сил - трудовых ресурсов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Введение в социологию физической культуры и спорта………………………………………………………………………….....6
1.1. Социология как наука. Социология ФКС…………………...……....6
1.2. История становления социологии ФКС ..……………………….…..6
Глава 2. Значение физической культуры и спорта…………...…………10
2.1. Подготовка к профессиональной деятельности, организация досуга и др……………………………………………………………....……...10
2.2. Социальное значение физической культуры и спорта……..…13
Глава 3. Физическая культура в жизнедеятельности человека……….18
3.1. Роль физической культуры в жизнедеятельности человека…18
3.2. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества………………………………………………………………………..21
3.3. Состояние человеческого ресурса в России и необходимость повышения социальной роли физической культуры и спорта……………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………..30
Библиографический список……………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 58.95 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

ГОУВПО «Пермский Государственный  Университет»

Философско-социологический факультет

 

 

 

 

 

Кафедра социологии и политологии

 

Социальная значимость физической культуры и спорта

 

                                                                            

 

 Курсовая работа

Выполнена студентом

                                                                                   1 курса дневного отделения

 Специальности «Прикладная

 Информатика в социологии»

                                                                     Ничковым Евгением

                                                                                     Научный руководитель:

    Гордеева Светлана Сергеевна

 

Пермь 2010

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3

Глава 1.  Введение в социологию физической культуры и спорта………………………………………………………………………….....6

    1.1. Социология как наука. Социология ФКС…………………...……....6

    1.2. История становления социологии ФКС ..……………………….…..6

Глава 2. Значение физической культуры и спорта…………...…………10

     2.1.  Подготовка к профессиональной деятельности, организация досуга и др……………………………………………………………....……...10

     2.2.  Социальное значение физической культуры и спорта……..…13

Глава 3. Физическая культура в жизнедеятельности человека……….18

     3.1.  Роль физической культуры в жизнедеятельности человека…18

     3.2.  Физическая культура и спорт как социальные феномены общества………………………………………………………………………..21

     3.3. Состояние человеческого ресурса в России и необходимость повышения социальной роли физической культуры и спорта……………………………………………………………………………26

Заключение……………………………………………………………………..30

Библиографический список………………………………………………….32

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Социально-экономические  преобразования в Российской Федерации  последнего десятилетия, определяющие смену образовательных и научных  парадигм, закономерно привели к  переосмыслению роли и функций физической культуры студентов, как здоровье сберегающей  системы, способствующей формированию человеческого потенциала студенческой молодежи. Функции физической культуры в новых условиях выходят за традиционные рамки формирования физических качеств  и обучения двигательным действиям, становясь социальным фактором воспроизводства  одного из элементов производительных сил - трудовых ресурсов. Ее социокультурная  структура является самоорганизующейся в рамках целого образуемого обществом  и средой функционирования, возникает  и развивается в зависимости  от целого комплекса компонентов  условий жизнедеятельности. Эти  условия, как показывает практика, могут  быть не только стабилизирующими и  развивающими, но и разрушающими основами физкультурно-спортивной деятельности студентов.1                  

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что спорт  как специализированное направление  физической культуры и как система  отношений в жизни современного общества постоянно повышает свою значимость.                                                                                                         

В настоящий момент и в  руководстве страны, и в обществе растет осознание роли человеческого  фактора в социально-экономическом  развитии. Оздоровление и формирование здорового образа жизни населения напрямую влияют на процессы социально-экономического развития общества. Сами по себе экономические показатели не имеют смысла, если в стране ухудшается здоровье населения, сокращается продолжительность жизни, а среди молодежи растут преступность и наркомания. Огромным социальным значением и потенциалом в этом плане обладает физическая культура и спорт. 

Во-вторых, спорт имеет  целый ряд важных социально-значимых функций, таких как культивирование  социально-ценных форм досуга, воспроизводство  рабочей силы, компенсация неудовлетворяющих  личность достижений в других областях жизни, углубление внутригрупповой  и межгрупповой интеграции, социализация, воспитание здорового, физически крепкого поколения и идеологическую функцию.                                                                              

В-третьих, спорт способствует воспроизводству и поддержанию  высокой работоспособности человека, что имеет непосредственный социально-экономический смысл.                                              Последние годы круто изменили нашу жизнь, но какие бы изменения не происходили в стране, одно остается неизменным в государстве — воспитание человека, личности, способной завоевать право на строительство новых основ человеческого общества.               

Человек как личность формируется  в процессе общественной жизни: в  учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад в формирование всесторонне  развитой личности.      Особо следует упомянуть публикации В.Г. Бауэра. Кандидат педагогических наук, советник председателя ГКФТ России в отставке, заслуженный работник физической культуры РФ, заслуженный тренер СССР. Его обзоры и отчеты о физической культуре м спорте являются ценными источниками по исследуемым проблемам.                           

Предметом исследования моей работы являются социальные нормы спорта, исследование физической культуры в структуре социологии.

Объектом является спорт как физическое явление и его социальная значимость.

Цель курсовой работы: углубиться и раскрыть тему социальной значимости физической культуры и спорта.

Задачи курсовой работы: 
1. Изучить историю развития спорта в нашей стране; 
2. Рассмотреть спорт как компонент физической культуры; 
3. Рассмотреть социальную сущность спортивной деятельности; 
4. Изучить специфику спортивной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Введение в социологию физической культуры и спорта.

 

 

      

    1. Социология как наука. Социология ФКС.

Социология- это наука  о закономерных тенденциях развития и функционирования личности и общества в конкретных социально-исторических условиях (от лат. «общество» и греч. «слово», «учение» и означает «наука об обществе»).

Социология учитывает, что  социальные отношения характеризуют  взаимосвязь и взаимодействие личности с обществом через какую-либо социальную организацию, формально  институциональную (т.е. имеющую установленные  правила и нормы взаимодействия членов данной организации), а также  через неформальную групповую общность.

Социология ФКС- это научная  и учебная дисциплина, которая  выясняет структуру, механизм и характер общественных отношений и взаимодействий в сфере ФКС, а также социальные взаимоотношения людей в связи  с их участием в физкультурно-спортивной деятельности(ФКСД).2

    1. История становления социологии ФКС.

 

    • 20-е – 30-е годы.

Методы: наблюдение, наблюдение и описание социологических аспектов ФКС. При освещении вопросов развития и состояния ФКС в стране делались политологические, социально-просветительные и пропагандистские акценты.

Важнейшим событием, оказавшим  существенное влияние на развитие социологии ФКС, стало создание Всеобуча и развертывание  государственной работы по массовому  использованию ФКС как средства военно-трудовой подготовки (хотя это  вызывало оппозицию многих специалистов ФКС, отстаивающих общегуманитарную направленность физического воспитания (ФВ) и считавших, что главная задача школы- подготовка гражданина, а не война), а также  решения 5 съезда РКСМ, обязавшие все  комсомольские организации принимать  активное участие в деятельности спортивных кружков, которые должны были создаваться при предприятиях и иметь материальную поддержку  профсоюзов. Тем самым была предопределена

Профессионально-отраслевая направленность деятельности физкультурных организаций (в этом было отличие от мирового спортивного движения, практикующего объединения любителей спорта по их интересам в связи с увлеченностью конкретным или несколькими видами спорта и от традиционных методов организации первичных ячеек спортивного движения по территориальному принципу).ФК должна была быть вовлечена в общий план деятельности соответствующих общественных и государственных учреждений и организаций.

    • 30-е – 60-е годы.

Характерным являлось установление и анализ взаимосвязей ФКС с различными социальными явлениями3. С жизнедеятельностью общества. Основное направление исследований и публикаций было ориентировано на обоснование и реализацию Всесоюзного физкультурного комплекса «ГТО СССР».

После Второй мировой войны  наметилось расширение связей нашей  страны с зарубежными странами, в  т.ч. и в сфере спорта. В связи с этим появилась партийная директива на «… развертывание массового физкультурного движения в стране, повышение спортивного мастерства и на этой основе завоевание советскими спортсменами в ближайшие годы мирового первенства по важнейшим видам спорта». В конце этого периода, в связи с успехами наших спортсменов на Олимпийских играх(ОИ), наметился переход от массового к «большому» спорту (хотя на словах- наоборот).

    • 60-е – 70-е годы.

Период «Хрущевской оттепели». Снят негласный запрет на социологию. В 1961 г. ЦНИИФК (Центральный научно-исследовательский  институт физической культуры) был образован сектор истории, организации и социологии физкультурного движения в стране. В 1966 г. была проведена Первая Всесоюзная конференция по социологическим проблемам ФКС, где обсуждались результаты исследования социологов.4

Впервые был проведен развернутый  социальный эксперимент: с 1963 по 1975 гг. в Северодонецке, инициатировавшем движение «город здоровья и спорта» были проведены комплексные обследования трудящихся ряда промышленных предприятий, больших групп населения, неоднократно осуществлены массовые социологические опросы(В.И. Жолдак, И.И. Переверзев, Л.Н. Нифонтова). Весной 1970 г. состоялась совместное заседание 9-й сессии северо-донецкого городского совета народных депутатов трудящихся и выездное заседание ученого совета ВНИИФК, где были обсуждены итоги исследований и принято решение «О задачах по дальнейшему развитию ФКС в Северодонецке». Тогда же, впервые на практике, не только отечественной, но и мировой, был утвержден рекомендованный исследователями перспективный ПЛАН развития ФКС в городе на 1971-1980 гг.

Затем подобные эксперименты прошли в других городах.

В 1974 г. прошла Первая Всесоюзная научно-практическая конференция «ФКС на селе». В 1975 г. – Всесоюзная конференция, посвященная ФК женщин.

В этот период были проведены  комплексные исследования социального  облика советских спортсменов –  участников ОИ 1952-1976 гг. (гармоническое  развитие личности, формирование образа жизни, направленность и типы личности, закономерности формирования спортивной карьеры).

    • 80-е – 90-е годы.

Особое внимание к олимпийским  проблемам, особенно в последние  годы, в связи с распространением общегуманистических идей и общечеловеческих ценностей.5

Проводились конференции  по проблемам организации и пропаганды массовых форм физкультурно-оздоровительных  занятий (1985 г.), по проблемам использования  ФКС как средства гармонического развития личности (1987 г.), по проблемам  ФВ в процессе перестройки высшей школы (1989 г.), по здоровому образу жизни.

 

Глава 2. Значение физической культуры и спорта

 

 

2.1. Подготовка к профессиональной деятельности, организация досуга и др.

Физические упражнения оказывают  благотворное действие на весь организм, укрепляют здоровье, делают человека закаленным, способным выдерживать  самые различные неблагоприятные  воздействия внешней среды. Занятия  физкультурой, спортом, трудом способствуют формированию и развитию скелета  и мышц. Физические упражнения, посильный  труд, активный образ жизни способствуют нормальной работе сердца. При физической работе увеличивается объем крови, протекающей через сердечную  мышцу, улучшается снабжение ее кислородом и питательными веществами. Это способствует укрепления сердечной мышцы и  ее развитию. При снижении физических нагрузок сердечная мышца слабеет. 6

Физическая активность и закаливание  организма сохраняют и укрепляют  здоровье. Они повышают работоспособность, стимулируют защитно-приспособительные  реакции организма. Физические упражнения имеют важное значение не только в  предупреждении, но и в успешном лечении различных заболеваний.

Физические упражнения позволяют  обеспечивать правильное развитие организма, повышают иммунитет, способствуют адаптации  к возрастающим нагрузкам.

В процессе многократного повторения физических упражнений совершенствуются имеющиеся, восстанавливаются утраченные и развиваются новые (например, компенсаторные) двигательные навыки и физические качества, происходят положительные изменения функции органов и систем, что в совокупности способствует восстановлению здоровья, тренированности, повышению физической работоспособности и другим сдвигам в состоянии организма. Физическая нагрузка в процессе занятий должна быть адекватна функциональным возможностям человека. Так, в пожилом возрасте удлиняется период, необходимый для адаптации к заданному уровню нагрузки, снижается толерантность к физической нагрузке, замедляются процессы восстановления.

Повышение функциональной активности внутренних органов при выполнении физических упражнений связано с  активизацией нейрогуморальных механизмов, включением дополнительных гуморальных  регуляторов метаболизма, тканевых гормонов, гормонов желез внутренней секреции, действием других биологически активных веществ. Под влиянием занятий  физической культурой повышается уравновешенность и подвижность процессов возбуждения  и торможения, улучшается деятельность двигательного, вестибулярного, слухового, зрительного, тактильного анализаторов.

Информация о работе Социальная значимость физической культуры и спорта