Социальная значимость физической культуры и спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 07:55, курсовая работа

Описание работы

Социально-экономические преобразования в Российской Федерации последнего десятилетия, определяющие смену образовательных и научных парадигм, закономерно привели к переосмыслению роли и функций физической культуры студентов, как здоровье сберегающей системы, способствующей формированию человеческого потенциала студенческой молодежи. Функции физической культуры в новых условиях выходят за традиционные рамки формирования физических качеств и обучения двигательным действиям, становясь социальным фактором воспроизводства одного из элементов производительных сил - трудовых ресурсов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Введение в социологию физической культуры и спорта………………………………………………………………………….....6
1.1. Социология как наука. Социология ФКС…………………...……....6
1.2. История становления социологии ФКС ..……………………….…..6
Глава 2. Значение физической культуры и спорта…………...…………10
2.1. Подготовка к профессиональной деятельности, организация досуга и др……………………………………………………………....……...10
2.2. Социальное значение физической культуры и спорта……..…13
Глава 3. Физическая культура в жизнедеятельности человека……….18
3.1. Роль физической культуры в жизнедеятельности человека…18
3.2. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества………………………………………………………………………..21
3.3. Состояние человеческого ресурса в России и необходимость повышения социальной роли физической культуры и спорта……………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………..30
Библиографический список……………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 58.95 Кб (Скачать)

Физическая культура способствует восстановлению моторно-висцеральных рефлекторных реакций, улучшая функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, выделения. Физические упражнения вызывают активизацию  энергетических процессов, нормализацию (особенно в начальных стадиях) нарушенного  липидного и углеводного обмена.

Адаптация к физическим упражнениям  сопровождается более экономными реакциями  организма на возрастающие физические нагрузки. Одновременно физические упражнения существенно стимулируют периферическое кровообращение и микроциркуляцию, облегчая работу сердца.

Физическое воспитание является неотъемлемой составной частью комплексной системы воспитания. Недостаточная двигательная активность может вызвать множество неблагоприятных последствий: приводит к ухудшению здоровья, снижению физической и умственной работоспособности, создает предпосылки для развития различных форм патологий.7

Эффективность физической культуры зависит  не только от дозирования физической нагрузки, но и от правильного подбора  разнообразных средств физической культуры, последовательности физических упражнений. Физическим трудом, физическими  упражнениями нужно заниматься систематически, последовательно увеличивая нагрузку. В основе физической культуры лежат  дидактические принципы физической тренировки: повторность, регулярность и длительность воздействия, необходимые  для укрепления двигательного навыка; постепенность повышения физической нагрузки, помогающая избежать физического  перенапряжения; всесторонность воздействия  с помощью упражнений для разных групп мышц; доступность упражнения в соответствии с индивидуальными  особенностями больного. Выбор средств  физической культуры зависит от состояния  человека, режима двигательной активности.

 

2.2. Социальное значение физической культуры

Социальное значение физической культуры и спорта заключается в  воспроизводстве физических ресурсов общества, рациональном использовании  свободного времени, обеспечении занятости  населения. В связи с этим она  имеет социокультурную специфику, включающую корпоративный логотип, практически неизменный на протяжении многих лет устойчивый позитивный имидж  служения общественным интересам. Идеология  ее государственного регулирования  находит отражение в устранении противоречий и декларативных норм в законодательстве федерального и  регионального уровней. Ее совершенствование  предусматривает внесение поправок в новую версию Федерального закона "О физической культуре и спорте в РФ", направленных на:

1) Государственный заказ,  определяющий полномочия и конкурсные  условия в реализации государственных  кредитных программ, предоставлении  льготных и безвозмездных субсидий  на развитие инфраструктуры физической  культуры;

2) Совершенствование правовых  основ развития физической культуры, обеспечивающих условия для развития  предпринимательства, спонсорства  и спортивного фандрейзинга;

3) Консультирование по  определению прав, обязанностей  и ответственности физических  и юридических лиц в области  физической культуры;

4) Координацию работы  и разграничение полномочий государственных,  общественных и коммерческих  органов управления, обеспечивающие конституционные гарантии доступности физической культуры для учащейся молодежи.8

Следствием отсутствия научно обоснованных критериев и норм размещения государственного заказа на физическую культуру на фоне неустойчивого функционирования экономики, налоговой политики, регулирующих предпринимательскую и инвестиционную деятельность, стало нерациональное использование имеющихся ресурсов и стимулов, аберрация функциональной составляющей ее статуса, в целом  предопределивших ее кризисное состояние. На практике это привело к снижению качества учебного процесса, свертыванию  в ряде вузов спортивной работы, разрушению имеющейся инфраструктуры и сокращению преподавательского состава. Несмотря на принятые в последние годы юридические акты, Государственную программу РФ "Здоровье нации", утвержденную решением правительства № 13-127 от 7.12.1999 г.; Концепцию охраны здоровья населения РФ на период до 2005 г.; приказ Минобразования РФ "О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации" № 2715/227; комплексную целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в С.-Петербурге на 2003 - 2006 гг.", острота проблемы требует оперативного проведения разнообразных по масштабам и сложности социально-экономических, правовых и организационных реформ, внедрения эффективных программ и проектов ее антикризисного развития.

Очевидно, что совершенствование  правовой базы, связанное с упорядочением  отраслевых нормативных актов, является основой социально-экономического механизма, обеспечивающего эффективное развитие отрасли, модернизацию ее инфраструктуры и содержания учебно-воспитательного процесса. Наиболее перспективным стратегическим механизмом развития физической культуры на макроуровне является межотраслевая холистическая (holistic - с англ. "целостный") политика по реконструкции ее из затратной отрасли в равноправного партнера реального сектора экономики. Размещение государственного заказа и соответствующее финансирование физической культуры на федеральном, территориальном и отраслевом уровнях в единстве с рыночными механизмами развития, несомненно, обеспечат реализацию не только ее традиционных материально-преобразующих, профессионально -прикладных и воспитательных функций, но и урегулированных правовыми нормами корпоративных функций, характерных для молодежной субкультуры:

1) адаптивную, обеспечивающую  оперативность приспособления физической  культуры к динамично меняющимся  условиям;

2) интегративную, связанную  с повышением креативности учебно-воспитательного  процесса путем усиления взаимосвязи  социально-экономического, когнитивного  и человекотворческого процессов;

3) ценностно-ориентирующую,  определяющую личностный смысл  физкультурно-спортивной деятельности  путем оптимизации субъектно-объектных  связей;

4) программирующую, обеспечивающую  культурную преемственность высшей  школы в реализации физкультурных  традиций;9

5) дифференцирующую, определяющую  целевой отбор педагогических  средств, методов и организационных  форм физической культуры;

6) консолидирующую, объединяющую  студентов по формам и внутренним  мотивам физкультурно-спортивной  деятельности при реализации  воспитательных целей.

Несмотря на Приказ Минобразования РФ № 1025 "Об организации процесса физического воспитания в образовательных  учреждениях начального, среднего и  высшего профессионального образования", обязывающего ректоров вузов обеспечить организацию процесса физического  воспитания в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами  и предусмотреть в учебных  планах по всем направлениям и специальностям высшего образования в цикле  общих гуманитарных и социально-экономических  дисциплин выделение 408 ч на дисциплину "физическая культура", в большинстве  вузов Санкт-Петербурга вместо требуемых  Всероссийской базисной учебной  программой 8 семестров физическая культура преподается только 4 семестра, отсутствует лекционный курс и методико-практические занятия, зачастую учебная работа подменяется  проведением различных соревнований и массовых мероприятий. В результате этого, когда эволюционно сложившаяся  репродуктивная система физкультурного образования стала фактором, не только снижающим социально -психологические  риски, но и генерирующим их, в формировании культурного потенциала студентов  обострились противоречия, связанные  с переоценкой традиционных для  российской ментальности духовных и  социокультурных ценностей. С одной  стороны, благодаря достижениям  НТР, интенсификации активности студентов  существенно возрастают темпы их социализации, обусловленные повышением их самосознания, активизацией творческого, созидательного потенциала. С другой стороны, нарастающая интенсификация антропогенного и техногенного воздействия на среду их обитания, необходимость сочетания напряженной учебной деятельности с работой привели к чрезмерному нарастанию психофизического напряжения, требующего мобилизации резервных возможностей их организма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Физическая культура в жизнедеятельности человека

 

 

3.1. Роль физической культуры в жизнедеятельности человека

Физическая культура, является одной из составных частей общей  культуры, она возникает и развивается  одновременно и наряду с материальной и духовной культурой общества.

Физическая культура имеет 4 основные формы: физическое воспитание и физическую подготовку к конкретной деятельности (профессионольно-прикладная физическая подготовка); восстановление здоровья или утраченных сил средствами физической культуры - реабилитация; занятия физическими упражнениями в целях отдыха, т.н. - рекреация; высшее достижение в области спорта. Следует отметить, что уровень культуры человека проявляется в его умении рационально, в полной мере, использовать такое общественное благо, как свободное время. От того, как оно используется, зависит не только успех в трудовой деятельности, учебе и общем развитии, но и само здоровье человека, полнота его жизнедеятельности. Физическая культура и спорт здесь занимают важное место. Ибо физическая культура - это здоровье.10

Физическая культура (воспитание) предполагает соблюдение правил общественной и личной гигиены, гигиены труда  и быта, режимов труда и отдыха, т.е. это процесс окультуривания человека.

Спорт - это тоже здоровье, но это в плане выполнения утренней физической зарядки.

Спорт высших достижений и  здоровье понятия далеко не однозначны. Спорт высших достижений занял сегодня  в жизни общества место, которому нет аналогий в истории.

Физическая культура - это  специфический вид социальной деятельности, в процессе которой происходит удовлетворение физических и духовных потребностей человека посредством целенаправленных занятий физическими упражнениями, усвоения и применения соответствующих  знаний и навыков, а также участия  в спортивных мероприятиях и соревнованиях.

Физическая культура посредством  физических упражнений готовит людей  к жизни и труду, используя  естественные силы природы и весь комплекс факторов (режим труда, быт, отдых, гигиена и т.д.), определяющих состояние здоровья человека и уровень  его общей и специальной физической подготовки.

В условиях современного общества физкультурно-оздоровительная  и спортивная деятельность невозможна без специального материально-технического оснащения; научно обоснованных методик  физического воспитания и спортивной тренировки; системы подготовки, переподготовки кадров и повышения их квалификации; системы управления и развития международных  связей.

Занятия физической культурой и  спортом положительно воздействуют на укрепление здоровья, повышение  уровня физического развития, физической подготовленности и спортивного  мастерства, выполняют такие важные функции, как: образовательная и  познавательная, духовно-нравственная, социально-биологическая адаптация, снижение социальной напряженности, профилактика заболеваемости, правонарушений, борьба с наркоманией, отвлечение подростков от улицы и вредных привычек. Экономический  эффект от реализации этих функций значительно превосходит прямые затраты. Для системной оценки состояния развития массового спорта и спорта высших достижений в сопоставлении с негативными явлениями в обществе по итогам года методом регрессионного анализа автором определена зависимость удельных ( на один процент населения) уровней заболеваемости и преступности от показателей развития физической культуры и спорта и подготовки спортивного резерва, которая наглядно показывает, что уровень заболеваемости падает с возрастанием уровня развития физической культуры и спорта, а уровень преступности снижается с возрастанием уровня подготовки спортивного резерва и развития массового спорта.

В связи с этим еще больше увеличивается значение ФКС, особенно в снижении преступности и социальном поведении, а также в профилактике заболеваемости.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.  Физическая культура и спорт как социальные феномены общества

 

Поскольку молодое поколение у  нас занято в профессионально-образовательной  сфере, его самостоятельность следует  понимать особым образом, а именно как  самостоятельность действий и самостоятельность  мышления, тесно между собой связанные. Самостоятельность действий семья  и школа воспитывают постепенно приучая детей начиная с дошкольного  и младшего школьного возраста к  самостоятельному выбору и планированию труда, выполнению работ, проверке выполненной  работы и т.д. Следовательно, для  того, чтобы физические упражнения стали необходимыми в жизни, уже  с раннего возраста важно предъявлять  определенные требования к выполнению различных движений и действий с  целью улучшения своего физического  состояния. Самостоятельное выполнение заданий по физической культуре стимулирует  деятельность учащихся, повышает возбудимость определенной динамической структуры  коры больших полушарий и т.д.

Говоря о самостоятельном мышлении, следует иметь в виду, что наши познавательные процессы являются формой деятельности и как таковые отвечают принципам самостоятельной деятельности: мы планируем ее ход, реализуем ее и проверяем результаты. Самостоятельность  имеет также свой эмоциональный  характер, подвергающийся изменениям вместе с развитием личности. Первый период этого развития характеризуется  неумением и эмоциональной зависимостью ребенка от окружения, в основном от родителей, поиском доброжелательности и страхом перед новыми людьми в своем окружении, а также  перед новыми явлениями. Эта несамостоятельность  постепенно уменьшается в дошкольном возрасте и в начальных классах, особенно под влиянием доброжелательного окружения и помощи, оказываемой ребенку в преодолении трудностей.

Информация о работе Социальная значимость физической культуры и спорта