Социальная жизнь

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 17:32, контрольная работа

Описание работы

Биологическую природу человек наследовал от животного мира. А биологическая природа от каждого животного существа неуклонно требует, чтобы оно, родившись, удовлетворяло свои биологические потребности: ело, пило, росло, мужало, созревало и - воспроизводило себе подобное, чтобы воссоздать свой род. Воссоздать свой род, - вот для чего рождается, приходит в мир, индивид животного. А для того, чтобы воссоздать свой род, родившееся животное должно есть, пить, возрастать, мужать, созревать, чтобы быть способным заниматься воспроизводством.

Содержание

1. Соотношение природного и социального в человеке………………………..3

2.Роль природных факторов в формировании социальной жизни…………….5

3. Социальная жизнь…………………………………………………………….10

4. Культура и ее влияние на общественное развитие…………………………22

Список литературы………………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

Социология.docx

— 49.06 Кб (Скачать)

      Потребности тесно связаны с интересами. Ни одно социальное действие - крупное событие общественной жизни, преобразование, реформа - не может быть понято, если не выяснены интересы, породившие это действие. Соответствующий данной потребности мотив актуализируется и возникает интерес - форма проявления потребности, обеспечивающий направленность личности на осознание целей деятельности.

      Если  потребность ориентирована прежде всего на предмет ее удовлетворения, то интерес направлен на те социальные отношения, институты, учреждения, от которых зависит распределение  предметов,  ценностей, благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей.

      Именно, интересы и прежде всего интересы экономические, материальные, оказывают решающее влияние на активность или пассивность больших групп населения.

      Итак, социальный объект в соединении с  актуализированным мотивом вызывает интерес. Постепенное развитие интереса ведет к появлению у субъекта цели в отношении конкретных социальных объектов. Появление цели означает осознание им ситуации и возможность  дальнейшего развития субъективной активности, которая далее приводит к формированию социальной установки, означающей предрасположенность, готовность человека действовать определенным образом в определенных ситуациях, обусловленных ценностными ориентациями.

      Ценности - объекты разного рода, способные  удовлетворять человеческие потребности (предметы, занятия, отношения, люди, группы и др.).

      В социологии ценности рассматриваются  как имеющие исторически конкретный характер и как вечные универсальные  ценности.

      В систему ценностей социального  субъекта могут входить различные  ценности:

      1) смысложизненные (представления  о добре, зле, благе,счастье);

      2) универсальные:

      а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, качество продуктов и т.д.);

      б) демократические (свобода слова, партий);

      в) общественного признания (трудолюбие,квалификация,социальное положение);

      г) межличностного общения (честность, бескорыстность, доброжелательность, любовь и др.);

      д) личного развития (чувство собственного достоинства,стремление к образованию, свобода творчества и самореализации и др.);

      3) партикулярные:

      а) традиционные ( любовь и првязанность к "малой Родине", семье, уважение к власти);

             Во всех сферах жизни общества мы можем наблюдать постоянные изменения, например, изменения в социальной структуре, социальных взаимосвязях, культуре, коллективном поведении. Социальные изменения могут включать в себя прирост населения, рост благосостояния, рост образовательного уровня и т.д. Если в некоторой системе появляются новые составные элементы либо исчезают элементы до сих пор существовавших отношений, то мы говорим эта система подвергается изменениям.

      Социальное  изменение может определить и  как изменение способа организации  общества. Изменение социальной организации  является всеобщим явлением, хотя оно  и происходит различными темпами.Например, модернизация, которая в каждой  стране имеет  свои  особенности. Под модернизацией здесь понимается сложная совокупность перемен, происходящих почти в каждой части общества в процессе его индустриализации. Модернизация включает постоянные перемены в экономике, политике, образовании, в сфере традиций и религиозной жизни общества. Некоторые из этих областей меняются раньше других, но все они в той или иной мере подвержены изменениям.

      Под социальным развитием в социологии понимаются изменения, приводящие к дифференциации и обогащению составных элементов системы. Здесь имеются в виду эмпирически доказанные факты изменений, вызывающие постоянное обогащение и дифференциацию структуры организации отношений между людьми, постоянное обогащение культурных систем, обогащение науки, техники, институтов, расширение возможностей удовлетворения личных и общественных потребностей.

      Если  развитие, происходящее в некоторой  системе, приближает ее к определенному  идеалу, оцениваемому положительно, то мы говорим, что развитие есть прогресс. Если изменения, происходящие в некоторой  системе, приводят к исчезновению и  обеднению ее составных элементов  или существующих между ними отношений, то система подвергается регрессу. В современной социологии вместо термина прогресс все больше пользуются понятием "изменение". Как считают  многие ученые термин "прогресс" выражает ценностное мнение. Прогресс означает изменение в желательном  направлении.

      Термин  же "прогресс" предлагает оставить для определения степени достижения принятого идеала.

      Социальный  идеал - это модель совершенного состояния  общества, представление о совершенных  общественных отношениях. Идеал задает конечные цели деятельности, определяет ближайшие цели и средства их осуществления. Будучи ценностным ориентиром он выполняет  тем самым регулятивную функцию, которая состоит в упорядочении и поддержании относительной  стабильности и динамичности общественных отношений, в соответствии с образом желаемой и совершенной действительности как высшей цели.

      Чаще  всего во время относительно стабильного  развития общества, идеал регулирует деятельность людей и общественные отношения не непосредственно, а  опосредованно, через систему существующих норм, выступая системным принципом  их иерархии.

      Идеал, как ценностный ориентир и критерий оценки действительности, как регулятор  общественных отношений, является воспитывающей  силой. Наряду с принципами и убеждениями  он выступает компонентом  мировоззрения, оказывает влияние на формирование жизненной позиции человека, смысла его жизни.

      Социальный  идеал вдохновляет людей на изменение  социальной системы, становится важным компонентом социальных движений.

      Другая  крайность практического мышления - отказ или недооценка идеала,видение  только сиюминутных интересов, умение схватить интересы ныне функционирующих  институтов, учреждений, социальных групп  без анализа и оценки перспектив их развития, данных в идеале. И та, и другая крайности ведут к  одному и тому же результату – волюнтаризму и субъективизму на практике, к  отказу от стороннего анализа объективных тенденций развития интересов и потребностей общества в целом, его отдельных групп.

      Традиционный  взгляд, сложившийся в нашем обществоведении, сводился к тому, что существовал  лишь один подлинный коммунистический идеал, в основе которого лежит строгая  теория научного развития. Все остальные идеалы считались утопическими.

      Как социальный идеал в современных  условиях выступает новый тип  цивилизации, призванный спасти человечество; обеспечить гармонию с природой, социальную справедливость, равноправие во всех сферах человеческой жизни.

      Таким образом, мировая социальная практика показывает, что общество не может успешно развиваться без определения основных принципов социального устройства. 

  1. Культура  и ее влияние на общественное развитие.

     На  начальных этапах своего существования  наука не оказывала сколько–нибудь заметного влияния на развитие общества. Однако с течением времени положение  изменилось. Примерно с XIX века наука  начинает играть заметную роль, опережая развитие материального производства, которое в свою очередь начинает изменяться в соответствии с логикой  развития науки. Наука становится особым видом духовного производства, продукция  которого предопределяет появление  новых отраслей материального производства (химии, радиотехники, ракетостроения, электроники, атомной промышленности и т. д.). Важнейшими социальными функциями  науки являются:

     а) познавательно–объяснительная: заключается  в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития;

     б) мировоззренческая: помогает человеку не только объяснить известные ему  знания о мире, но и выстроить  их в целостную систему, рассмотреть  явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение;

     в) прогностическая: наука позволяет  человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При  помощи научных моделей ученые могут  показать возможные опасные тенденции  развития общества и дать рекомендации по их преодолению.

      Сегодня наука является основной формой человеческого  познания.

     Другим  важнейшим видом духовного производства является искусство. Создавая художественные образы, которые, с известной долей  условности могут быть приравнены к  научным моделям, экспериментируя  с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники, писатели, скульпторы воспроизводят  часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности.

      Искусство представляет собой высшую форму  эстетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного  сознания, обеспечивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем  и направленность в будущее.

     Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Ученые выделяют следующие  виды искусств.

     1. Архитектура (зодчество) — вид  искусства, представляющий собой  систему зданий и сооружений, формирующих пространственную среду  для жизни человека.

     2. Живопись — вид искусства,  произведения которого представляют  собой отображение жизни на  определенной поверхности при  помощи цвета.

     Специфика искусства как формы художественного  познания заключается в том, что, во–первых, оно является образным и  наглядным. Предмет искусства —  жизнь людей — чрезвычайно  разнообразна и отражается в искусстве  во всем своем многообразии в форме  художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее, являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток  реально существующих предметов, событий  и явлений. Художественный образ  выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с  помощью него происходит процесс  художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

     Во–вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения  окружающей действительности, а также  средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В  литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно–пространственные формы и т. д.

     В–третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играет воображение и фантазия пoзнающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый  в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.

     Искусство включено в целостную систему  форм общeственного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмотренные  выше философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют  свои функции в eдином культурном контексте, возникающем благодаря  иx взаимосвязям.

     Что же касается религии, как вида духовного  производства, то создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую  роль в развитии общества, прежде всего  на ранних, донаучных этапах его  развития, формируя у людей абстрактное  мышление, способности вычленять  общее и особенное в окружающем мире. Однако возникающие в рамках религиозных воззрений духовные ценности и складывающиеся на их основе общественные связи до сих пор  играют важную роль в жизни многих обществ и отдельных индивидов.

Информация о работе Социальная жизнь