Социальная жизнь

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 17:32, контрольная работа

Описание работы

Биологическую природу человек наследовал от животного мира. А биологическая природа от каждого животного существа неуклонно требует, чтобы оно, родившись, удовлетворяло свои биологические потребности: ело, пило, росло, мужало, созревало и - воспроизводило себе подобное, чтобы воссоздать свой род. Воссоздать свой род, - вот для чего рождается, приходит в мир, индивид животного. А для того, чтобы воссоздать свой род, родившееся животное должно есть, пить, возрастать, мужать, созревать, чтобы быть способным заниматься воспроизводством.

Содержание

1. Соотношение природного и социального в человеке………………………..3

2.Роль природных факторов в формировании социальной жизни…………….5

3. Социальная жизнь…………………………………………………………….10

4. Культура и ее влияние на общественное развитие…………………………22

Список литературы………………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

Социология.docx

— 49.06 Кб (Скачать)
  1. Социальная  жизнь.

            В социологии сложилось два основных подхода к анализу общества как особой категории.

      Сторонники  первого подхода ("социальный атомизм") полагают, что общество - это совокупность отдельных индивидов и взаимодействие между ними.

      Г. Зиммель полагал, что "взаимодействие частей" - это то, что мы называем обществом. П.Сорокин пришел к выводу, что "общество или коллективное единство как совокупность взаимодействующих  индивидов, существует.

      Представители другого направления в социологии ("универсализм") в противовес попыткам суммирования отдельных людей, полагают, что общество есть некая  объективная реальность, которая  не исчерпывается совокупностью  входящих в ее состав индивидов. Э.Дюркгейм придерживался мнения о том, что общество - не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность, наделенную особыми свойствами. В. Соловьев подчеркивал, что "человеческое общество не есть простая механическая совокупность отдельных лиц: оно есть самостоятельное целое, имеет сввою собственную жизнь и организацию".

      Вторая  точка зрения преобладает в социологии. Общество не мыслимо без деятельности людей, которую они осуществляют не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными  в различные социальные общности. В процессе этого взаимодействия  люди оказывают систематическое  воздействие  на других  индивидов,  формируют  новое целостное образование - общество. Общество в целом является самой большой системой. Его важнейшими подсистемами являются экономическая, политическая, социальная, духовная. В обществе выделяются и такие подсистемы как классы, этнические, демографические, территориальные и профессиональные группы,  семья и др. Каждая из названных подсистем включает в себя множество и других подсистем. Они могут  взаимно  перегруппировываться,  одни  и  те же индивиды могут быть элементами различных систем. Индивид не может не подчиняться требованиям той системы, в которую он включен.  Он в той или иной степени принимает ее нормы и ценности. Вместе  с тем  в обществе существуют одновременно различные формы  социальной  деятельности и поведения, между которыми возможен выбор.

      В социологии сложилась определенная типология обществ. Исследователями выделяется традиционное общество. Им является общество с аграрным  укладом,  с малоподвижными  структурами  и основанном на традиции способом  регулирования  отношений  между людьми.  Для него характерны крайне низкие темпы развития производства,  которые могли удовлетворить потребности лишь на минимальном уровне, большая невосприимчивость к нововведениям, обусловленная особенностями его функционирования. Поведение индивидов строго контролируется, регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Перечисленные социальные образования, освященные традицией, считаются незыблемыми, отрицается даже мысль об их возможном преобразовании. Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляли любое проявление свободы личности, являющееся необходимым условием творческого процесса в обществе.

      Любая цивилизация характеризуется не только специфической общественно-производственной технологией, но и в не меньшей степени, соответствующей ей культурой.  Ей  присущи  определенная  философия, общественно значимые ценности, обобщенный образ мира, специфический образ жизни со своим особым жизненным  принципом,  основу  которого составляет дух народа, его мораль, убежденность, обусловливающие и определенное отношение к самому себе.

      Цивилизационный подход в социологии предполагает учет и изучение того своеобразного и  самобытного, что есть в организации  социальной жизни целого региона.

      Некоторые важнейшие, выработанные определенной цивилизацией формы и достижения получают всеобщее признание распространение. Так к ценностям, зародившимся в европейской цивилизации, но приобретающим сейчас общечеловеческое значение, относят следующие.

      В сфере производственно-экономических  отношений -это достигнутый уровень  развития техники и технологии, порожденные  новым этапом научно-технической  революции, система товарно - денежных отношений, наличие рынка.

      В политической сфере в общецивилизационную  базу входит правовое государство, действующее  на основе демократических норм.

      В духовно-нравственной сфере общим  достоянием всех народов являются великие достижения науки, искусства, культуры, а также общечеловеческие моральные ценности.

      Социальная  жизнь формируется сложным комплексом сил, в котором природные явления  и процессы являются только одним  из элементов. На основе условия, созданных  природой,проявляет себя сложное  взаимодействие индивидов, которое формирует новую целостность, общество, как социальную систему. Труд, как фундаментальная форма деятельности, лежит в основе развития многообразных типов организации социальной жизни.

             Социальная жизнь может быть определена как комплекс явлений возникающих из взаимодействия индивидов, социальных групп, в некотором пространстве, и использовании находящихся в нем продуктов, необходимых для удовлетворения потребностей. Социальная жизнь возникает, воспроизводится и развивается именно ввиду наличия зависимостей между людьми. Человек для удовлетворения своих потребностей должен вступать во взаимодействие с другими индивидами, входить в социальную группу, участвовать в совместной деятельности.

      Зависимость может быть элементарной, прямой зависимостью от своего товарища, брата, коллеги. Зависимость  может быть сложной, опосредованной. Например, зависимость нашей индивидуальной жизни от уровня развития общества, результативности экономической системы, эффективности политической организации  общества,  состояния  нравов.  Имеют место зависимости между различными общностями  людей  ( между городскими и сельскими жителями, студентами и работающими и т.д.).

      Социальная  связь всегда налична, осуществляема, реально ориентирована на социальный субъект (индивид, социальную группу, социальную общность и т.д.). Основными структурными элементами социальной связи являются:

      1) субъекты связи (их может быть  двое или тысячи людей);

      2) предмет связи (т.е. по поводу  чего осуществляется связь);

      3) механизм сознательного регулирования  взаимоотношений между субъектами  или "правила игры".

      Социальные  связи могут быть устойчивыми  или случайными, непосредственными или опосредованными, носить формальный или неформальный характер, быть постоянными или спорадическими. Формирование этих связей происходит постепенно, от простых форм к сложным. Социальная связь выступает прежде всего в виде социального контакта.

      Тип кратковременных, легко прерываемых  социальных связей, вызываемых соприкосновением людей в физическом и социальном пространстве, называется социальным контактом.  В процессе контакта осуществляется взаимное оценивание индивидами друг друга, селекция и переход к более сложным и устойчивым  социальным  взаимосвязям.  Социальные контакты предшествуют всякому социальному действию.

      Среди них выделяются пространственные контакты, контакты заинтересованности и контакты обмена. Пространственный контакт - первоначальное и необходимое звено социальных связей. Зная, где находятся люди и сколько их, а тем более наблюдая их визуально, человек может выбрать объект для дальнейшего развития взаимосвязей, исходя из своих потребностей и интересов.

      Контакты  заинтересованности. Почему вы выделяете  из людей того человека или другого? Этот человек вам может быть интересен  потому, что обладает определенными  ценностями или чертами, соответствующими вашим потребностям (у него, например, интересная внешность, обладает информацией, нужной вам). Контакт заинтересованности может прерваться в зависимости от многих факторов, но прежде всего:

      1) от степени взаимности интересов;

      2) силы интереса личности;

      3) окружающей обстановки. Например, красивая  девушка может привлечь к себе внимание молодого человека, но может оказаться безразличной предпринимателю, интересующемуся, в основном, развитию собственного дела, или профессору, отыскивающему научные таланты.

      Социальная  связь есть не что иное как зависимость, которая реализуется через социальное действие и выступает в форме  социального взаимодействия. Рассмотрим более подробно такие элементы  социальной жизни как социальное действие и взаимодействие.

      Итак, не всякое столкновение людей есть социальное действие. Оно приобретает  характер такового, если предполагает прямое или опосредованное взаимодействие с другими людьми: группой своих знакомых, незнакомых (поведение в общественном транспорте) и т.д. Мы имеем дело с социальным действием в том случае, когда индивид, ориентируясь на ситуацию, принимает во внимание реакцию других людей, их потребности и цели, вырабатывает план своих действий, ориентируясь на других, строя прогноз, учитывает, будут способствовать или препятствовать его действиям другие социальные субъекты, с которыми он должен взамодействовать; кто и как себя скорее всего поведет, с учетом этого, какой вариант действия следует избрать.

      Выделяются  два вида взаимодействия: сотрудничество и соперничество. Сотрудничество  подразумевает  взаимосвязанные  действия  индивидов, направленные  на  достижение  общих  целей,  с обоюдной  выгодой для взаимодействующих  сторон.  Взаимодействие  на основе  соперничества включает в себя попытки отстранения, опережения или подавления соперника, стремящегося к идентичным целям.

      Если  на основе сотрудничества возникают  чувства благодарности, потребности  в общении, желание уступить, то при  соперничестве могут возникать  чувства страха, неприязни, злобы.

            Понимание социального действия невозможно без изучения механизма его совершенствования. В его основе лежит мотив - внутренне побуждение, толкающее индивида к действиям. Побуждение субъекта к деятельности связано с его потребностями. Проблема потребно стей, рассматриваемая в аспекте о побудительных силах человеческой деятельности, имеет важное значение в деле управления, воспитания, стимулирования труда.

      Потребность - состояние недостатка, ощущение нужды  в чем-либо необходимом для жизни. Потребность является источником деятельности и первичным звеном мотивации, исходным пунктом всей системы стимулирования.

      Потребности человека многообразны. Их сложно классифицировать. Общепризнанно, что одна из лучших классификаций  потребностей принадлежит А.Маслоу, американскому социологу и социальному  психологу.

      Он  выделил пять видов потребностей:

      1) физиологические - в воспроизводстве  людей, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе;

      2) потребности безопасности и качестве  жизни - стабильности условий  своего существования, уверенности  в завтрашнем дне, личной безопасности;

      3) социальные потребности - в привязанностях, принадлежности к коллективу, общении,  заботе о других и внимании  к себе, участии в совместной  трудовой деятельности;

      4) потребности престижа - в уважении  со стороны "значимых других", служебном росте, статусе, признании,  высокой оценке;

      5) потребности самореализации, творческого  самовыражения и т.д.

      А.Маслоу убедительно показал, что неудовлетворенная  потребность в пище может блокировать  все иные мотивы человека - свободу, любовь, ощущение общности, уважение и  т.д., голод может служить достаточно эффективным средством манипулирования  людьми. Отсюда следует, что нельзя недооценивать роль физиологических  и материальных потребностей.

      Следует отметить, что "пирамида потребностей" данного автора подвергается критике, за попытку предложить универсальную  иерархию потребностей, при которой  вышестоящая потребность во всех случаях не может стать актуальной, ведущей, пока не удовлетворена предыдущая.

      В реальных действиях человека результируются несколько потребностей: их иерархия определяется как культурой общества, так и конкретной личностной социальной ситуацией, в которую вовлечена личность, культурой, типом личности.

      Становление системы потребностей современного человека - процесс длительный. В  ходе этой эволюции через несколько  этапов происходит переход от безусловного доминирования витальных потребностей, присущих дикарю, к целостной многомерной системе потребностей нашего современника. Личность все чаще и чаще не может, да и не хочет пренебрегать ни одной из своих потребностей в угоду другой.

Информация о работе Социальная жизнь