Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 17:32, контрольная работа
Биологическую природу человек наследовал от животного мира. А биологическая природа от каждого животного существа неуклонно требует, чтобы оно, родившись, удовлетворяло свои биологические потребности: ело, пило, росло, мужало, созревало и - воспроизводило себе подобное, чтобы воссоздать свой род. Воссоздать свой род, - вот для чего рождается, приходит в мир, индивид животного. А для того, чтобы воссоздать свой род, родившееся животное должно есть, пить, возрастать, мужать, созревать, чтобы быть способным заниматься воспроизводством.
1. Соотношение природного и социального в человеке………………………..3
2.Роль природных факторов в формировании социальной жизни…………….5
3. Социальная жизнь…………………………………………………………….10
4. Культура и ее влияние на общественное развитие…………………………22
Список литературы………………………………………………………………27
Содержание
1. Соотношение природного и социального в человеке………………………..3
2.Роль природных факторов в формировании социальной жизни…………….5
3. Социальная жизнь…………………………………………………………….
4. Культура и ее влияние на общественное развитие…………………………22
Список литературы…………………………………
Биологическую
природу человек наследовал от животного
мира. А биологическая природа
от каждого животного существа неуклонно
требует, чтобы оно, родившись, удовлетворяло
свои биологические потребности: ело,
пило, росло, мужало, созревало и - воспроизводило
себе подобное, чтобы воссоздать свой
род. Воссоздать свой род, - вот для
чего рождается, приходит в мир, индивид
животного. А для того, чтобы воссоздать
свой род, родившееся животное должно
есть, пить, возрастать, мужать, созревать,
чтобы быть способным заниматься
воспроизводством. Осуществив заложенное
биологической природой, животное существо
должно обеспечить плодоносность своего
потомства и... умереть. Умереть, чтобы
продолжал существовать род. Животное
рождается, живёт и умирает ради
продолжения своего рода. И больше
никакого смысла жизнь животного
не имеет. Этот же смысл жизни вложен
биологической природой и в жизнь
человека. Человек, родившись, должен получить
от своих предков всё необходимое
для своего существования, роста, возмужания,
а возмужав, - воспроизвести себе
подобного, родить ребёнка. Счастье
родителей - в их детях. Смыл их жизни
- родить детей. А если они детей
иметь не будут, их счастье в этом
плане будет ущербно. Они не испытают
естественного счастья от оплодотворения,
рождения, воспитания, общения с
детьми, не испытают счастья от счастья
детей. Воспитав и пустив в свет детей,
родители со временем должны ... освободить
место для других. Должны умереть.
И никакой биологической
Социальная природа также навязывает человеку критерии для определения смысла его жизни.
Из-за
причин зоологического несовершенства
отдельный человек в отрыве от
коллектива себе подобных не может
ни поддерживать свое существования, ни
тем более завершить
Кроме
гарантий сохранения рода человеческого
общество сверх этого даёт каждому
своему члену ряд других, невиданный
в животном мире преимуществ. Так
только в обществе новорождённый
биологический кандидат на человека
становиться настоящим
Изучение человеческих обществ начинается с изучения основных условий, которые определяют их функционирование, их "жизнь". Понятие "социальная жизнь" употребляется для обозначения комплекса явлений, которые возникают в ходе взаимодействия человека и социальных общностей, а также совместного использования природных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей. Различаются биологические, географические, демографические и экономические основы общественной жизни.
При анализе основ социальной жизни следует подвергнуть анализу особенности биологии человека как социального субъекта, создающих биологические возможности человеческого труда, общения, овладения социальным опытом, накопленным предыдущими поколениями. К ним можно отнести такую анатомическую особенность человека, как прямая походка.
Она позволяет лучше охватить взглядом окружающую обстановку и использовать руки в процессе труда.
Важную роль в социальной деятельности играет такой орган человека как рука с противопоставленным большим пальцем. Человеческие руки могут выполнять сложные операции и функции и сам человек может участвовать в разнообразных видах трудовой деятельности. Сюда же следует отнести и взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех направлениях, сложный механизм голосовых связок,гортани и губ, способствующий развитию речи. Человеческий мозг и сложная нервная система дают возможность высокого развития психики и интеллекта индивида. Мозг служит биологической предпосылкой для отражения всего богатства духовной и материальной культуры и ее дальнейшего развития. Мозг ко взрослому состоянию человека увеличивается в 5-6 раз сравнительно с мозгом новорожденного (с 300 г до 1,6 кг). Нижнетеменная, височная и лобная области коры головного мозга связаны с речевой и трудовой деятельностью человека, с абстрактным мышлением, обеспечивающим специфически человеческую деятельность.
К
специфическим биологическим
Огромное значение в этом процессе приобретает непосредственное социальное взаимодействие людей, "живой опыт".Оно не потеряло своего значения и в наше время,несмотря на колоссальные достижения в области "материализации памяти человечества, прежде всего в письменности, а в последнее время и в "иашинной памяти". По этому поводу французский психолог А. Пьерон заметил, что если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой погибло бы все взрослое население и остались в живых только маленькие дети, то, хотя человеческий род не прекратил бы своего существования,культурная история человечества оказалась бы отброшенной к своим истокам. Некому было бы привести в движение культуру, приобщить к ней новые поколения людей, раскрыть им секреты ее воспроизводства.
При утверждении огромного значения биологической основы деятельности человека не следует абсолютизировать некоторые устойчивые различия в особенностях организмов, являющиеся основой деления человечества на расы, и якобы предопределяющие социальные роли и статусы индивидов. Представители антропологических школ, исходя из расовых различий, пытались обосновать деление людей на высшие, руководящие расы, и низшие, призванные служить первым. Они утверждали, что общественное положение людей соответствует их биологическим качествам и что оно есть результат естественного отбора среди биологически неравноценных людей. Эти взгляды были опровергнуты эмпирическими исследованиями. У людей разных рас, воспитанных в одинаковых культурных условиях, развиваются одинаковые взгляды, стремления, способы мышления и деятельности. Важно отметить, что одно лишь воспитание также не может произвольно сформировать воспитуемого. Врожденная одаренность (например, музыкальная) оказывает важное влияние на социальную жизнь.
Проанализируем
различные аспекты влияния
Характер
занятий, тип хозяйственной
Исследователи отмечают влияние климата на работоспособность человека. Жаркий климат сокращает время активной деятельности. Холодный климат требует от людей больших усилий для поддержания жизни.
Умеренный климат в наибольшей степени способствует активности. Такие факторы как атмосферное давление, влажность воздуха, ветры являются важными факторами, которые влияют на состояние здоровья человека, что выступает важным фактором социальной жизни.
Большую
роль в функционировании социальной
жизни играют почвы. Их плодородие в
сочетании с благоприятным
Не меньшее значение в социальной жизни имеет рельеф местности. Наличие гор, пустынь, рек может стать естественной оборонительной системой для того или иного народа. Я. Щепаньский, известный польский социолог, считал, что "демократические системы развились в странах, имеющих естественные границы (Швейцария, Исландия), что в странах, имеющих открытые границы, подверженные набегам, на ранних этапах возникла сильная, абсолютистская власть".
На этапе первоначального развития того или иного народа, географическая среда наложила свой специфический отпечаток на его культуру, как в ее хозяйственно-экономических, политических, так и в духовноэстетических аспектах. Это косвенно выражается в отдельных специфических привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются черты быта народа, связанные с условиями его проживания. Народам тропиков, например, незнакомы многие обычаи и обряды, характерные для народов умеренного пояса и связанные с сезонными циклами работ. На Руси же издавно жил цикл обрядовых праздников: весенних, летних, осенних, зимних.
Находит отражение географическая среда и в самосознании народов в виде представления о "родной земле". Некоторые ее элементы либо в виде зрительных образов (береза у русских, тополь у украинцев, дуб у англичан, лавр у испанцев, сакура у японцев и т.п.), либо в сочетании с топонимикой (реки Волга у русских, Днепр у украинцев, гора Фурзи у японцев и т.п.)становятся своего рода символами национальной принадлежности. О влиянии географической среды на самосознание народов свидетельствуют и названия самих народов.Например,береговые чукчи называют себя "ан калын" - "морские жители", а одна из групп селькупов, другого малого северного народа -"леинкум",т.е. "таежные люди".
Таким образом, географические факторы сыграли значительную роль в формировании культуры на первоначальных этапах развития того или иного народа. Впоследствии, отражаясь в культуре, они могут воспроизводиться народом уже независимо от первоначальной среды обитания (например, возведение деревянных изб русскими переселенцами в безлесных степях Казахстана).
Исходя
из вышеизложенного,следует