Социальная защита работающих

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка комплекса мероприятий, направленных на совершенствование работы по социальной защите работающих. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность социальной защиты;
- определить факторы, влияющие на социальную защищенность;
- провести анализ и выявить проблемы социальной защиты, осуществляемой государством;
- провести анализ и выявить проблемы социальной защиты, осуществляемой работодателем;
- разработка мероприятий по совершенствованию работы по социальной защите работающих на предприятии.

Работа содержит 1 файл

Социальная защита работающих.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

     Критериями  эффективности функционирования государства являются показатели материального положения населения, продолжительность жизни граждан, отсутствие массовых социальных конфликтов и проявлений социального иждивенчества.

     Необходимость гармонизации различных интересов наглядно видна при анализе трудовых отношений, в которых переплетены интересы, общие для работодателей и работников (по поводу необходимости обеспечения непрерывного процесса производства как основы их материального благополучия) и противоречащие друг другу:

     - работодатель заинтересован в повышении прибыли (за счет экономии материальных и трудовых ресурсов);

     - наемный работник - в безопасных условиях труда, достойной зарплате, приемлемой трудовой нагрузке и т.п.

     В Конституции Российской Федерации сформулированы основные положения в области социальной защиты граждан. В частности, в ст.7 сказано: "В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированная минимальная  оплата труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты".

     Таким образом, конституционное, трудовое и  социальное право представляют собой, по существу, национальную доктрину социальной защиты. Подобной точки зрения придерживается и аналитики, которые считают, что развитая система социальной защиты становится политическим содержанием массовой демократии. Политическая система не в состоянии добиться беспредельной лояльности масс и поэтому для придания легитимности своим действиям должна предлагать государственные и социальные программы, выполнение которых подлежит контролю.

      В соответствии с имеющимися базовыми положениями международных документов, отечественной законодательной базой в рассматриваемой области можно выделить важнейшие принципы социальной защиты работников:

       - социальная ответственность общества и государства за бережное отношение к личности, реализацию его прав на свободный труд, выбор профессии, места работы и обучения, обеспечение приемлемых условий труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию утраты трудоспособности;

       -   социальная справедливость в области трудовых отношений - равное вознаграждение за равный труд, право на безопасность и гигиену труда, сохранение здоровья, трудоспособности граждан, на социальные пособия в случае болезни, на высокий уровень компенсации постоянной утраты трудоспособности, обеспечение медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве,

     -  всеобщий и обязательный характер защиты работников от социальных и профессиональных рисков, обеспечение права на социальную защиту как главного ориентира социально-экономического развития общества,

     -   минимально возможный уровень  социальных и профессиональных  рисков, доступность и открытость соответствующей информации, обеспечение безопасности и достижение социального согласия в обществе по поводу установления уровней профессиональных и социальных рисков, социальных гарантий по их минимизации и компенсации;

     - многосубъектность социальной защиты, субъектами которой должны выступать государство (в лице министерств и ведомств), работодатели, профессиональные ассоциации и объединения (товарищества по страхованию), региональные органы управления;

     - государственные гарантии, связанные с социальной защитой при одновременной самостоятельности и самоуправляемости негосударственных систем и программ защиты;

     - заинтересованность всех основных субъектов защиты (государства, предпринимателей, товариществ социального страхования и широкого круга профессиональных организаций трудящихся) в формировании и совершенствовании соответствующих систем;

     -   солидарность всех субъектов социальной защиты на основе "социальных договоров", касающихся распределения финансового бремени по компенсации и минимизации социальных и профессиональных рисков;

     -  экономическая и социальная свобода работников в области труда - выбор профессии с приемлемыми уровнями профессиональных и социальных рисков, возможность получения профессионального образования, места работы, свободы ассоциации, т.е. право объединяться в профессиональные союзы, товарищества и другие подобные организации в целях защиты своих прав;

     - личная ответственность работников за сохранение своего здоровья и работоспособности, правильный выбор профессии, места работы с определенными уровнями профессионального и социального рисков;

     -  многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты - от государственных гарантий для всех трудящихся до узконаправленных мер для отдельных их категорий и профессиональных групп, что позволяет реализовать дифференцированный подход к разным категориям защищаемых;

     - многоаспектность и разнонаправленность мер социальной защиты. Объектами социальной защиты должны стать персонифицированные работник, а опосредованно - условия и оплата их труда, профессиональная подготовка, медицинское обслуживание, компенсация утраты трудоспособности и реабилитационные услуги./3/.

     Таким образом, резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод о том, что социальная защита является системой мер, осуществляемых как государством, так и предпринимателями. Для первого наличие социальной защищенности  является критерием эффективного функционирования. Поскольку, от того, на сколько защищено общество, зависит благосостояние государства, степень конфликтности и степень уязвимости со стороны внешней среды. Для предпринимателя социальная защита необходима как один из способов мотивирования труда, поскольку позволяет удовлетворить не только физиологические, но и экзистенциальные, социальные потребности.

       Но степень защищенности работающих  может существенно отличаться в зависимости от состояния экономики государства. Рассмотрим проблемы развития работы по социальной защите работающих на примере такой развивающейся страны как Россия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 2. Анализ и проблемы развития социальной защиты работников

   2.1. Анализ и проблемы  развития социальной  защиты работников, осуществляемой государством

     В России переход к рыночным отношениям чрезвычайно обострил, прежде всего, социальные проблемы и привел к снижению уровня жизни населения, тогда как именно в этой категории фокусируются все усилия и результаты деятельности государства в области социальной защиты. Россия столкнулась с рядом проблем, в том числе и в трудовых отношениях. Можно выделить некоторые из них:

     - неплатежи заработной платы, натуральная оплата труда, забастовочное движение;

     - ликвидация и банкротство предприятий, смена собственника;

     - размежевание интересов работников и работодателей. Работодатели  выдвигают более жесткие требования к исполнительской дисциплине к качеству труда, а также ратуют за облегчение процедуры увольнения работников и уменьшение социальных обязательств перед ними. Интерес же работников состоит в увеличении (либо сохранении) объема гарантий и льгот, в ограничении свободы работодателя при найме и увольнениях, в расширении государственного надзора за соблюдением прав в сфере труда;

     - увеличение (либо сохранение) объема гарантий и льгот, ограничение свободы работодателя при найме и увольнениях,  расширение государственного надзора за соблюдением прав в сфере труда;

     -  распространенность нелегальных  трудовых практик.

     В настоящий момент в России действует  новое трудовое законодательство. Но если американский рынок предусматривает низкие гарантии работникам при их неукоснительном соблюдении работодателями, европейский – высокий уровень прав при жестких санкциях за их несоблюдение, то российский рынок – множество прав в сфере труда при их безнаказанном игнорировании. Данная проблема связана с минимальной эффективностью государственного контроля в сфере труда и снижении профсоюзной роли в регулировании трудовых отношений.

     Рассмотрим  ряд основных проблем, препятствующих совершенствованию социальной защиты работников в России.

     По  нашему мнению, одной из главных  проблем для России является теневая  занятость. Наиболее распространены следующие формы нарушения трудового законодательства: прием на работу по устной договоренности, сокрытие от налогообложения части или даже всего заработка, неоплата (неодобрение) отпуска или больничных листов, а также ситуация, когда трудовая книжка находится не в том месте, где человек работает. По оценкам Экспертного фонда трудовых исследований «Эльф», не менее 30 млн. работающих, так или иначе, затронуты неоформленными трудовыми отношениями, тогда как к 2010 году число экономически активного населения составляет 82,8 млн./1/. Данный факт свидетельствует о том, что чуть меньше половины работников России не имеют гарантий в социальной защите, основания для судебных разбирательств в случаях нарушения своих прав.

       В результате социологического исследования, проведенного среди работающих (279 чел.), для выяснения позиций занятых по отношению к разного вида внеправовым практикам, респонденты поделились на «обиженных» работодателем (права работника нарушаются чаще, чем он сам нарушает трудовую дисциплину), на «обижающих» работодателя (сбои в трудовой дисциплине возникают чаще, чем нарушения трудовых прав), и на тех, кто не в обиде. Последних оказалось 21%, «обижающих работодателя» - 14%, а «обиженных работодателем» - 65%. Но наиболее интересно распределение этих групп по категориям опрошенных (таблица 2.1)./1/.

     По  данным таблицы 2.1 наибольшая доля «обиженных», чьи трудовые права ущемляются чаще, чем они сами нарушают законы и  правила в сфере труда –  среди работников бюджетной сферы (80%), рабочих промышленных предприятий (74%),  работающих по устной договоренности (63%). 

                                                                                                                     

                                                                                                                             Таблица 2.1

     Нарушение прав в сфере труда по категориям опрошенных

Группа  респондентов Работающие  по устной договоренности Работники бюджетной сферы Рабочие промышленных приватизированных  предприятий Работники малого и среднего бизнеса В целом
1 2 3 4 5 6
Обиженные работодателем 63 80 74 41 65
Не  в обиде 26 17 12 26 21
Обижающие работодателя 11 3 14 33 14
 

     Данный  факт свидетельствует, что даже на государственных предприятиях не обеспечивается соблюдение всех прав работающих, в том числе недостаточны меры по совершенствованию социальной защищенности. Причины данной ситуации мы видим в наличии теневой занятости, следствием чего является неуплаченные налоги, как со стороны работника, так и со стороны предприятия. Результатом чего является низкая оплата труда работников бюджетной сферы. Даже в самом богатом регионе России – Москве в организациях образования среднемесячная заработная плата составляет 10746 руб., здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения - 11597 руб., науки и научного и обслуживания - 13716 руб., тогда как средняя величина прожиточного минимума составляет 3209,01 руб. в месяц. Таким образом, доходы работников максимально приближены к минимуму.

Информация о работе Социальная защита работающих