Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 13:28, курсовая работа
Целью работы является разработка комплекса мероприятий, направленных на совершенствование работы по социальной защите работающих. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность социальной защиты;
- определить факторы, влияющие на социальную защищенность;
- провести анализ и выявить проблемы социальной защиты, осуществляемой государством;
- провести анализ и выявить проблемы социальной защиты, осуществляемой работодателем;
- разработка мероприятий по совершенствованию работы по социальной защите работающих на предприятии.
Критериями эффективности функционирования государства являются показатели материального положения населения, продолжительность жизни граждан, отсутствие массовых социальных конфликтов и проявлений социального иждивенчества.
Необходимость гармонизации различных интересов наглядно видна при анализе трудовых отношений, в которых переплетены интересы, общие для работодателей и работников (по поводу необходимости обеспечения непрерывного процесса производства как основы их материального благополучия) и противоречащие друг другу:
- работодатель заинтересован в повышении прибыли (за счет экономии материальных и трудовых ресурсов);
- наемный работник - в безопасных условиях труда, достойной зарплате, приемлемой трудовой нагрузке и т.п.
В Конституции Российской Федерации сформулированы основные положения в области социальной защиты граждан. В частности, в ст.7 сказано: "В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированная минимальная оплата труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты".
Таким образом, конституционное, трудовое и социальное право представляют собой, по существу, национальную доктрину социальной защиты. Подобной точки зрения придерживается и аналитики, которые считают, что развитая система социальной защиты становится политическим содержанием массовой демократии. Политическая система не в состоянии добиться беспредельной лояльности масс и поэтому для придания легитимности своим действиям должна предлагать государственные и социальные программы, выполнение которых подлежит контролю.
В соответствии с имеющимися базовыми положениями международных документов, отечественной законодательной базой в рассматриваемой области можно выделить важнейшие принципы социальной защиты работников:
- социальная ответственность общества и государства за бережное отношение к личности, реализацию его прав на свободный труд, выбор профессии, места работы и обучения, обеспечение приемлемых условий труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию утраты трудоспособности;
- социальная справедливость в области трудовых отношений - равное вознаграждение за равный труд, право на безопасность и гигиену труда, сохранение здоровья, трудоспособности граждан, на социальные пособия в случае болезни, на высокий уровень компенсации постоянной утраты трудоспособности, обеспечение медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве,
- всеобщий и обязательный характер защиты работников от социальных и профессиональных рисков, обеспечение права на социальную защиту как главного ориентира социально-экономического развития общества,
- минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков, доступность и открытость соответствующей информации, обеспечение безопасности и достижение социального согласия в обществе по поводу установления уровней профессиональных и социальных рисков, социальных гарантий по их минимизации и компенсации;
- многосубъектность социальной защиты, субъектами которой должны выступать государство (в лице министерств и ведомств), работодатели, профессиональные ассоциации и объединения (товарищества по страхованию), региональные органы управления;
- государственные гарантии, связанные с социальной защитой при одновременной самостоятельности и самоуправляемости негосударственных систем и программ защиты;
- заинтересованность всех основных субъектов защиты (государства, предпринимателей, товариществ социального страхования и широкого круга профессиональных организаций трудящихся) в формировании и совершенствовании соответствующих систем;
- солидарность всех субъектов социальной защиты на основе "социальных договоров", касающихся распределения финансового бремени по компенсации и минимизации социальных и профессиональных рисков;
- экономическая и социальная свобода работников в области труда - выбор профессии с приемлемыми уровнями профессиональных и социальных рисков, возможность получения профессионального образования, места работы, свободы ассоциации, т.е. право объединяться в профессиональные союзы, товарищества и другие подобные организации в целях защиты своих прав;
- личная ответственность работников за сохранение своего здоровья и работоспособности, правильный выбор профессии, места работы с определенными уровнями профессионального и социального рисков;
-
многоуровневость и
-
многоаспектность и
Таким образом, резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод о том, что социальная защита является системой мер, осуществляемых как государством, так и предпринимателями. Для первого наличие социальной защищенности является критерием эффективного функционирования. Поскольку, от того, на сколько защищено общество, зависит благосостояние государства, степень конфликтности и степень уязвимости со стороны внешней среды. Для предпринимателя социальная защита необходима как один из способов мотивирования труда, поскольку позволяет удовлетворить не только физиологические, но и экзистенциальные, социальные потребности.
Но степень защищенности
Глава 2. Анализ и проблемы развития социальной защиты работников
2.1. Анализ и проблемы развития социальной защиты работников, осуществляемой государством
В России переход к рыночным отношениям чрезвычайно обострил, прежде всего, социальные проблемы и привел к снижению уровня жизни населения, тогда как именно в этой категории фокусируются все усилия и результаты деятельности государства в области социальной защиты. Россия столкнулась с рядом проблем, в том числе и в трудовых отношениях. Можно выделить некоторые из них:
-
неплатежи заработной платы,
- ликвидация и банкротство предприятий, смена собственника;
- размежевание интересов работников и работодателей. Работодатели выдвигают более жесткие требования к исполнительской дисциплине к качеству труда, а также ратуют за облегчение процедуры увольнения работников и уменьшение социальных обязательств перед ними. Интерес же работников состоит в увеличении (либо сохранении) объема гарантий и льгот, в ограничении свободы работодателя при найме и увольнениях, в расширении государственного надзора за соблюдением прав в сфере труда;
- увеличение (либо сохранение) объема гарантий и льгот, ограничение свободы работодателя при найме и увольнениях, расширение государственного надзора за соблюдением прав в сфере труда;
-
распространенность
В настоящий момент в России действует новое трудовое законодательство. Но если американский рынок предусматривает низкие гарантии работникам при их неукоснительном соблюдении работодателями, европейский – высокий уровень прав при жестких санкциях за их несоблюдение, то российский рынок – множество прав в сфере труда при их безнаказанном игнорировании. Данная проблема связана с минимальной эффективностью государственного контроля в сфере труда и снижении профсоюзной роли в регулировании трудовых отношений.
Рассмотрим ряд основных проблем, препятствующих совершенствованию социальной защиты работников в России.
По нашему мнению, одной из главных проблем для России является теневая занятость. Наиболее распространены следующие формы нарушения трудового законодательства: прием на работу по устной договоренности, сокрытие от налогообложения части или даже всего заработка, неоплата (неодобрение) отпуска или больничных листов, а также ситуация, когда трудовая книжка находится не в том месте, где человек работает. По оценкам Экспертного фонда трудовых исследований «Эльф», не менее 30 млн. работающих, так или иначе, затронуты неоформленными трудовыми отношениями, тогда как к 2010 году число экономически активного населения составляет 82,8 млн./1/. Данный факт свидетельствует о том, что чуть меньше половины работников России не имеют гарантий в социальной защите, основания для судебных разбирательств в случаях нарушения своих прав.
В результате социологического исследования, проведенного среди работающих (279 чел.), для выяснения позиций занятых по отношению к разного вида внеправовым практикам, респонденты поделились на «обиженных» работодателем (права работника нарушаются чаще, чем он сам нарушает трудовую дисциплину), на «обижающих» работодателя (сбои в трудовой дисциплине возникают чаще, чем нарушения трудовых прав), и на тех, кто не в обиде. Последних оказалось 21%, «обижающих работодателя» - 14%, а «обиженных работодателем» - 65%. Но наиболее интересно распределение этих групп по категориям опрошенных (таблица 2.1)./1/.
По
данным таблицы 2.1 наибольшая доля «обиженных»,
чьи трудовые права ущемляются чаще,
чем они сами нарушают законы и
правила в сфере труда –
среди работников бюджетной сферы
(80%), рабочих промышленных предприятий
(74%), работающих по устной договоренности
(63%).
Нарушение прав в сфере труда по категориям опрошенных
Группа респондентов | Работающие по устной договоренности | Работники бюджетной сферы | Рабочие промышленных приватизированных предприятий | Работники малого и среднего бизнеса | В целом |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Обиженные работодателем | 63 | 80 | 74 | 41 | 65 |
Не в обиде | 26 | 17 | 12 | 26 | 21 |
Обижающие работодателя | 11 | 3 | 14 | 33 | 14 |
Данный факт свидетельствует, что даже на государственных предприятиях не обеспечивается соблюдение всех прав работающих, в том числе недостаточны меры по совершенствованию социальной защищенности. Причины данной ситуации мы видим в наличии теневой занятости, следствием чего является неуплаченные налоги, как со стороны работника, так и со стороны предприятия. Результатом чего является низкая оплата труда работников бюджетной сферы. Даже в самом богатом регионе России – Москве в организациях образования среднемесячная заработная плата составляет 10746 руб., здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения - 11597 руб., науки и научного и обслуживания - 13716 руб., тогда как средняя величина прожиточного минимума составляет 3209,01 руб. в месяц. Таким образом, доходы работников максимально приближены к минимуму.