Социальная стратификация: подходы к критериям вертикального деления общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 01:07, курсовая работа

Описание работы

Изучение социальной стратификации имеет долгую историю, начинающуюся с середины XIX в. (работы Карла Маркса и Джона Стюарта Милля), включающую серьезный вклад исследователей начала ХХ века – от Вильфредо Парето (который предложил теорию “циркуляции элит”) до Питирима Сорокина.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Основы стратификации в социологии…………………..4
Исторические типы стратификации……………………….7
Другие типы стратификационных систем

(по Немировскому)…………………………………………9
Слагаемые стратификации…………………………………11

ГЛАВА 2. Классовая система………………………………………….14

2.1. Типология классов………………………………………….16

ГЛАВА 3. Cтратификационный профиль и профиль

стратификации…………………………………………….19

3.1. Социальная мобильность……………………………………..21

ГЛАВА 4. Теории социальной стратификации……………………..26

4.1. Теория социальной стратификации Макса Вебера………….26

4.2. Теория социальной стратификации Карла Маркса………….29

4.3. Теория социальной стратификации Питирима Сорокина…..31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….34

Библиографический список использованной литературы………...35

Работа содержит 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

      Вертикальная  мобильность подразумевает перемещение  из одной страты в другую. В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем) и нисходящая мобильность (движение вниз).

      Горизонтальная  мобильность подразумевает переход  индивида из одной страты в другую, расположенную на одном и том же уровне (из православной в католическую религиозную группу). Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном положении.

      Разновидностью  горизонтальной мобильности является географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса.

      Если  к перемене места добавляется  перемена статуса, то географическая мобильность  превращается в миграцию. Если деревенский  житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переехал на постоянное место жительства и устроился на работу, то это уже миграция.

      На  вертикальную и горизонтальную мобильность  влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом молодые более мобильны, чем пожилые, а мужчины мобильнее женщин. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции, чем иммиграции. Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

      Для молодых свойственна профессиональная, для взрослых - экономическая, для  пожилых - политическая мобильность. Уровень  рождаемости неодинаково распределен  по классам. У низших классов, как  правило больше детей, а у высших - меньше. Существует закономерность: чем выше человек поднимается по социальной лестнице, тем меньше детей у него рождается. Даже если каждый сын богача пойдет по стопам своего отца, на верхних ступенях пирамиды образуются пустоты, которые заполняют выходцы из низших классов. Ни в одном классе люди не планируют точное количество детей, необходимых для замещения родителей. Количество вакансий и количество претендентов на занятие тех или иных социальных позиций в разных классах разное.

      Профессионалы (врачи, юристы и т.д.) и квалифицированные служащие не имеют достаточно детей, которые могли бы заполнить их рабочие места в следующем поколении. Напротив, фермеры и сельскохозяйственные рабочие, если речь идет о США, имеют на 50% больше детей, чем необходимо для самозамещения. Нетрудно рассчитать, в каком направлении должна происходить социальная мобильность в современном обществе.

      Высокая и низкая рождаемость в разных классах создает для вертикальной мобильности тот же эффект, какой  создает для горизонтальной мобильности плотность населения в разных странах. Страты, как страны, могут быть недоселены или перенаселены.

      Можно предложить классификацию социальной мобильности по другим критериям. Так, например, различают индивидуальную мобильность, когда перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других, и групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу.

      Индивидуальная и групповая мобильность определенным образом связаны с приписываемым и достигаемым статусами. Индивидуальной мобильности больше соответствует достигаемый, а групповой - приписываемый статус.

      Индивидуальная  мобильность происходит там и  тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. Октябрьская революция привела к возвышению большевиков, прежде не имевших признанного высокого положения. Брахманы стали высшей кастой в результате длительной и упорной борьбы, а раньше они находились наравне с кшатриями. В Древней Греции после принятия конституции большинство людей были освобождены от рабства и поднялись по социальной лестнице, а многие их прежние хозяева опустились.

      Переход от наследственной аристократии к плутократии (аристократии на принципах богатства) имел те же последствия. В 212 году н.э. почти все население Римской империи получило статус римского гражданства. Благодаря этому огромные массы людей, ранее считавшиеся неполноправными, повысили социальный статус. Нашествие варваров (гуннов, лобардов, готов) нарушило социальную стратификацию Римской империи: один за другим исчезали старые аристократические роды, а им на смену приходили новые. Чужестранцы основывали новые династии и новую знать.

      Мобильные индивиды начинают социализацию в одном  классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между  несхожими культурами и стилями  жизни. Они не знают, как себя вести, одеваться, разговаривать с точки  зрения стандартов другого класса. Часто приспособление к новым условиям остается весьма поверхностным. Типичным примером является мольеровский мещанин во дворянстве.

      Таковы  главные виды, типы, формы (между  этими терминами существенных различий нет) социальной мобильности. Кроме  них иногда выделяют организованную мобильность, когда перемещение человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством а) с согласия самих людей, б) без их согласия. К добровольной организованной мобильности следует отнести так называемый социалистический оргнабор, общественные призывы на комсомольские стройки и т.п. К недобровольной организованной мобильности можно отнести репатриацию (переселение) некоторых народов и раскулачивание в годы сталинизма.

      От  организованной мобильности надо отличать структурную мобильность. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Скажем, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей. В 50-70-е годы в СССР за счет сокращения малых деревень проводилось их укрупнение. 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА 4. Теории социальной стратификации 

      Существуют  следующие основные теории социальной стратификации:

      - согласно теории М. Вебера;

      - согласно теории К. Маркса;

      - согласно теории П. Сорокина 

      4.1. Теория социальной стратификации Макса Вебера 

      Знаменитый  социолог Макс Вебер, проводя многолетние  исследования, положившие начало его  теории о социальной стратификации, вывел к ней собственный, совершенно отличный от видения другими теоретиками, трехмерный подход. Основу его трех измерений социальной стратификации составляют: экономика, власть и престиж. В последствие эти три измерения им же были названы автономными.

      Согласно  теории Макса Вебера именно собственность, а точнее виды ее владения, дают возможность к возникновению экономических классов, в которых различают меры доступа к власти, образованию политических партий, а престижность отдельных из них создает статусные группировки.

      Вебер определяет класс как возможность  отдельно взятого человека получать доступ к различным благам и доход  в рыночных условиях. Проще говоря, в класс входят индивидуумы с  исходным положением, профессиями, доходами и доступом к возможностям обладания  ресурсами. Этот социолог не без основания полагал, что классы имеют место только в обществе с капиталистическим строем, так как именно этот строй определяется рыночными отношениями. Но в условиях рынка индивидуумы делятся на два вида: первые предлагают товары и услуги, а вторые только рабочую силу. В свою очередь отличаются первые от вторых только количественным обладанием собственностью.

      Как и у остальных теоретиков социологии у Макса Вебера ни в одной из работ нет четкой классификации  структуры изученного им общества, в частности капиталистического. Поэтому большинство социологов, изучающих работы этого теоретика, дают нам совершенно различные перечни в зависимости от собственной интерпретации. Наиболее близкими по всеобщему мнению считаются классификации определенные на основании трудов Вебера Радаевым и Шкаратан. Она имеет следующий вид:

      - рабочий класс;

      - мелкая буржуазия;

      - интеллигенция и инженерно-технические  работники;

      - административно-управленческий персонал;

      - собственники;

      - арендодатели;

      - предприниматели.

      Экономическая составляющая, мысленно разделенная  на две части позволяет отнести  в одну из частей собственников с  неизменно позитивным настроем и  пролетариат с его негативными  настроениями вследствие неимения собственности  и по большому счету квалификации для возможной ее реализации в условиях рынка. При таком расслоении в центре образуется средний класс, в который входят мелкие собственники и люди, имеющие определенные навыки и знания, требуемые в условиях рынка.

      Следующим делением согласно теории Вебера является деление на основе престижа и возникающую в следствие вертикаль статусных групп, а иначе говоря, иерархию. Основой, в которой служат общины, в которых складывается понятие почести, определяемое как любое из качеств оцененное большим количеством индивидуумов общины. Зачастую такого рода оценивание было связано с классовым различием, в котором нужно заметить собственность, а вернее количественное обладание ей играло не последнюю роль, а возможно и главенствующую, но в одну статусную группу могли входить как люди имеющие собственность, так и не имущие.

      Макс  Вебер представлял приобретение в статусных группах почести (престижа) возможным только путем прочного закрепления за членами группы строго исключительными видами деятельности, налагая запрет на занятие этим же других индивидуумов, иначе говоря, монополизируя любые блага. Проявлялось внутри групп это следующим образом – возможность ношения определенной одежды, украшений, знаков отличия, производство определенного продукта, отдыха отдельного и отличного от других индивидуумов группы для подчеркивания исключительности членов именно этой статусной группы и возможного упрочнения и увеличения дистанции между группами. Также для создания исключительности широкое использование получали брачные связи лиц внутри одного круга и тому подобные меры выделения путем исключительности. Все это вело к образованию прогрессирующей замкнутости статусной группы.

      Третьей основой для социального разделения Вебер считал различия власти в свою очередь порождающее возникновение партий, в которые люди объединялись согласно своим убеждениям. По утверждению Вебера, человек, принадлежащий к определенной группе имеет в равных объемах власть, богатство и престиж, которые независимы друг от друга. Партии же представляют интересы согласно статусному положению входящих в них индивидуумов и, конечно же, с возможностью пополнения своих рядов из своих же статусных групп, но необязательным условием образования партий является классовая или статусная ориентированность, а скорее лояльность по отношению к любым статусным группам в идеале.

      Единственное  выраженное согласие Вебера с остальными теоретиками, изучавшими теорию социологической  стратификации, заключается в принятии существования социальной дифференциации как аксиомы, но в понимании ее характера, внутренних взаимоотношениях его теория отличительна своим трехмерным видением.  

      4.2. Теория социальной стратификации Карла Маркса 

      Наиболее  известным ученым и деятелем, положившим начало развития теории стратификации, является К. Маркс. Именно он в числе первых социологов сформулировал в развернутой форме структуру общества как целостной системы и общественного формирования. Хотя более уместным для социологии является термин «Формация», который до К. Маркса употребляли только в отношении такой широкоизвестной науки как геология.

      Само  определение «формация» обозначает комплекс геологических пород, связанных  в горизонтальном и вертикальном отношении, где горизонталь –  для возрастных координат, а вертикаль  – для пространственных. При доскональном рассмотрении становится понятным, почему именно этот термин вошел в социологию, ведь общественная формация применима к социуму, четко определяет структуры как вертикальные, так и горизонтальные общества, с добавлением как в геологии, остаточных слоев которыми в обществе можно назвать прежние эпохи возраст и прочие подобные параметры. К. Маркс дал такое определение: «формация – это социальная система, имеющая внутреннюю взаимосвязь и находящаяся в неустойчивом равновесии». Поэтому до начала рассмотрения стратификации общества необходимо уяснить структуру всего общества в целом, имея в виду, что главенство в обществе имеет экономическая составляющая, так как «бытие определяет сознание».

      Двумя основными частями общества стоит  считать базис и дополнительные, как и основные надстройки, так как основой любого известного общества является экономическая система. В свою очередь основа для нее это принцип материальных благ, слагающийся из производства и отношений в нем, выраженные в различных формах собственности, средств производства, что дает основание к возникновению классового неравенства со всевозможными вытекающими последствиями. Это как две стороны одной монеты, являющиеся двумя частями одного целого, каждая из которых определяет, какое значение это целое будет иметь.

      Далее рассматривается способ производства, который определяет формации, создавая отдельное ответвление с входящими в него различного вида образовательными учреждениями и дополняющими их религиями, искусством и основной моралью, царящей в формации. Помимо базиса и надстройки по теории К. Маркса в формацию входят социальные классы определенных видов, группы индивидуумов, социумы с различными образами жизни и формами брака в свою очередь, относящиеся все к тому же способу производства, который неразрывно связан и напрямую зависим от производительной силы. Производительные силы состоят по определению из субъективных и вещественных наполняющих совместно образующих систему производственных отношений. Производственные отношения – это, согласно теории К. Маркса, отношение складывающиеся на производстве, которое теоретик рассматривал в широком аспекте, включая распределение и потребление. Производственные отношения не зависимо от форм собственности значительно влияют на средства производства, являются классообразующими и одновременно основными факторами появления неравенства. Оба этих составляющих тесно взаимосвязаны.

Информация о работе Социальная стратификация: подходы к критериям вертикального деления общества