Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 01:07, курсовая работа
Изучение социальной стратификации имеет долгую историю, начинающуюся с середины XIX в. (работы Карла Маркса и Джона Стюарта Милля), включающую серьезный вклад исследователей начала ХХ века – от Вильфредо Парето (который предложил теорию “циркуляции элит”) до Питирима Сорокина.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Основы стратификации в социологии…………………..4
Исторические типы стратификации……………………….7
Другие типы стратификационных систем
(по Немировскому)…………………………………………9
Слагаемые стратификации…………………………………11
ГЛАВА 2. Классовая система………………………………………….14
2.1. Типология классов………………………………………….16
ГЛАВА 3. Cтратификационный профиль и профиль
стратификации…………………………………………….19
3.1. Социальная мобильность……………………………………..21
ГЛАВА 4. Теории социальной стратификации……………………..26
4.1. Теория социальной стратификации Макса Вебера………….26
4.2. Теория социальной стратификации Карла Маркса………….29
4.3. Теория социальной стратификации Питирима Сорокина…..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….34
Библиографический список использованной литературы………...35
Сословия – характеристика феодальных обществ, которые наблюдались в Европе в период IV-XIV столетия. Сословие является социальной группой, где закреплен обычай и юридический законы, которые передаются по наследству обязанностями и правами. Сословная система включает несколько страт и имеет иерархическую структуру, которая определяется неравенством привилегий и положения. Европа на рубеже XIV и XV веков – классический образец сословного общества. Основой распределения на сословия была земельная собственность. В каждом сословии права и обязанности фиксировались юридическим законом и подкреплялись священными узами религиозной доктрины. Наследство определяло членство в сословии. Что касается социальных барьеров, то в сословии они были очень жесткими. В каждом сословии наблюдалось большое количество рангов, профессий, уровней и чинов. Сословие, которое находилось на высшей иерархической позиции, имело более высокий статус. Был запрещен брак между представителями разных сословий. Иногда наблюдалось явление индивидуальной мобильности.
Классы.
Существует широкое и узкое понятие
класса. Класс в широком смысле
– это большая социальная группа
людей, которые владеют или же
не владеют средствами производства,
которая занимает свое место в
системе разделения труда в обществе
и характеризуется определенным способом
получения дохода. В период зарождения
государственного устоя возникает частная
собственность. Древний Восток и античная
Греция имели два класса противоположного
типа – рабы и рабовладельцы. Не исключение
тут и феодализм с капитализмом – эксплуататоры
и эксплуатируемые.
- Физико-генетическая, в основании которой лежит дифференциация социальных групп по естественным, социально-демографическим признакам. Т.е. отношение к человеку или группе определяется полом, возрастом, наличием конкретных физических качеств, например, силы, красоты, ловкости. Такая естественная стратификационная система господствовала в первобытной общине, но продолжает воспроизводиться и сегодня. Это система ранжирования по способности к физическому насилию является результатом милитаризма древних и современных обществ, и сегодня может поддерживаться военной, спортивной и др. пропагандой.
- Этократическая (основанная на государственной власти), в которой дифференциация между группами происходит прежде всего в зависимости от их положения во властных социальных иерархиях (политических, военных, хозяйственных). Иные различия, такие, например, как демографические, религиозно-этнические, культурные, экономические есть результат таких иерархий. Объём властных полномочий контролируется государственной бюрократией. При этом отсутствует автоматическое наследование властных полномочий, а иерархии могут закрепляться или не закрепляться формально, юридически.
- Социально-профессиональная, которая закрепляет деление по содержанию и условиям труда, а также в соответствии с квалификационными требованиями, обладанием опытом, умениями, навыками. Закрепляется с помощью сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов), которые фиксируют уровень квалификации и способность выполнять определённые виды деятельности.
- Культурно-символическая, закрепляющая различия доступа к социально-значимой информации и её интерпретации. Эта иерархия обуславливает возможность быть носителем «сакрального» знания, мистического или научного. Лучшим символическим капиталом обладает тот, кто может лучше доказать свои права на истинное понимание а потому обладает инструментом манипулирования.
- Культурно-нормативная, закрепляющая дифференциацию, построенную на различиях уважения и престижа. Она возникает из сравнения образов жизни и норм поведения (например, языковая стратификация).
Некоторые исследователи (В.В. Козловский) предлагают многомерную классификацию при рассмотрении стратификации. Она включает:
а) стиль жизни как специфическое качество частной и публичной жизни индивида или группы, обусловленное как субъективным выбором, так и объективной заданностью;
б) структурированное социальное действие, т.е. активное, рационально выстроенное, индивидуальное или коллективное действие, закрепляющее или отвергающее стиль жизни;
в) социальную типологию, т.е. местоположение индивидов и социальных групп с определённым стилем жизни и сложившимся характером социального действия.
Итак:
социальная стратификация, пожалуй, одна
из основных тем социологии, что дает понять
методы и способы разделения общества
на классы, определить их основные характеристики
и провести полный анализ такого раздела.
Социальная стратификация - центральная тема социологии. Она описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий. В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по доходам, уровню образования, власти, престижу. Возникли касты, затем сословия, а позже - классы. В одних обществах переход из одного социального слоя (страты) в другой запрещен; есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью разрешен. Свобода социальных перемещений (мобильность) определяет то, каким является общество - закрытым или открытым.
Каждая страта включает только тех людей, кто имеет приблизительно равные доходы, власть, образование и престиж. Неравенство расстояний между статусами - основное свойство стратификации. У нее четыре измерительных линейки или оси координат. Все они расположены вертикально и последовательно: доход, власть, образование, престиж.
Доход - количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Доходом называют сумму денег, полученную в виде зарплаты, пенсий, пособий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли. Доходы чаще всего тратятся на поддержание жизни, но если они очень высоки, то накапливаются и превращаются в богатство.
Богатство - накопленные доходы, т.е. наличных или овеществленных денег. Во втором случае они называются движимым (автомобиль, яхта, ценные бумаги и т.п.) и недвижимым (дом, произведения искусства) имуществом. Обычно богатство передается по наследству, которое могут получить как работающие, так и неработающие наследники, а доход - только работающие. Кроме них, доход есть у пенсионеров и безработных, но его нет у нищих. Богатые могут работать и не работать. В том и в другом случае они являются собственниками, поскольку обладают богатством. Главное достояние высшего класса - не доход, а накопленное имущество. У среднего и низшего классов главным источником существования является доход, так как в первом случае, если и есть богатство, то оно незначительно, а во втором его нет вовсе. Богатство позволяет не трудиться, а его отсутствие вынуждает работать ради зарплаты.
Богатства и доходы распределяются неравномерно и означают экономическое неравенство. Социологи интерпретируют его как показатель того, что разные группы населения имеют неравные жизненные шансы. Они покупают разное количество и разного качества продукты питания, одежду, жилье и т. д. Люди, имеющие больше денег, лучше питаются, живут в более комфортных домах, предпочитают личный автомобиль общественному транспорту, могут позволить себе дорогой отдых и т. д. Но кроме явных экономических преимуществ зажиточные слои имеют скрытые привилегии. У бедных короче жизнь (даже если они пользуются всеми благами медицины), менее образованные дети (даже если они ходят в те же самые общественные школы) и т. д.
Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе. Скажем, в начальной школе - 4 года, неполной средней - 9 лет, полной средней - 11. колледже - 4 года, университете - 5 лет, аспирантуре - 3 года, докторантуре - 3 года. Таким образом, профессор имеет за спиной более 20 лет формального образования, а сантехник может не иметь и восьми.
Власть измеряется количеством человек, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть - возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания). Решения Президента России распространяются на 148 миллионов человек (выполняются ли они - другой вопрос, хотя и он касается вопроса власти), а решения бригадира - на 7-10 человек.
Суть власти - в способности навязывать свою волю вопреки желанию других людей. В сложном обществе власть институционализирована, то есть охраняется законами и традицией, окружена привилегиями и широким доступом к социальным благам, позволяет принимать жизненно важные для общества решения, в том числе законы, как правило, выгодные высшему классу. Во всех обществах люди, обладающие тем или иным видом власти - политической, экономической или религиозной,- составляют институционализированную элиту. Она определяет внутреннюю и внешнюю политику государства, направляя ее в выгодное для себя русло, чего лишены другие классы.
Три шкалы стратификации - доход, образование и власть - имеют вполне объективные единицы измерения: доллары, годы, люди. Престиж стоит вне этого ряда, так как он - субъективный показатель.
Престиж - уважение, каким в общественном мнении пользуются та или иная профессия, должность, род занятия. Профессия юриста престижнее профессии сталевара или сантехника. Должность президента коммерческого банка престижнее должности кассира. Все профессии, занятия и должности, существующие в данном обществе, можно расположить графически сверху вниз на лестнице профессионального престижа. Как правило, профессиональный престиж определяется нами интуитивно, приблизительно. Но в некоторых странах, прежде всего в США, социологи измеряют его специальными методами. Они изучают общественное мнение, сравнивают различные профессии, анализируют статистику и в итоге получают точную шкалу престижа.
ГЛАВА
2. Классовая система
В социологии класс понимают в двух аспектах - широком и узком. В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.
Поскольку
частная собственность
В узком значении класс - любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем. Эта точка зрения преобладает в зарубежной социологии, а ныне приобретает права гражданства также и в отечественной.
Отсюда можно сделать очень важный вывод: в историческом смысле классы - самый молодой и самый открытый тип стратификации
Действительно,
принадлежность социальному слою в
рабовладельческом, кастовом и сословно-феодальном
обществах фиксировалось
В классовом обществе дело обстоит иначе. Никого никуда не приписывают. Государство не занимается вопросами социального закрепления своих граждан. Единственный контролер - общественное мнение людей, которое ориентируется на обычаи, сложившуюся практику, доходы, образ жизни и стандарты поведения. Поэтому точно и однозначно определить количество классов в той или иной страте, число страт или слоев, на которые они разбиваются, принадлежность людей к стратам очень сложно.
Сверху вниз в обществе расположены страты богатых, зажиточных (средний класс) и бедных людей. Крупные общественные страты именуют еще классами, внутри которых мы можем обнаружить более мелкие подразделения, собственно и называемые слоями или стратами.
Богатые
занимают самые привилегированные
должности и имеют самые
Богатые из высшего класса имеют более высокий уровень образования и большой объем власти. Бедные из низшего класса обладают незначительными властью, доходами и уровнем образования. Таким образом, к доходу как к главному критерию стратификации добавляются престиж профессии (занятия), объем власти и уровень образования.
Информация о работе Социальная стратификация: подходы к критериям вертикального деления общества