Социальная религия М. Вебера

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:07, контрольная работа

Описание работы

В богатейшем арсенале мировой социологической мысли актуализируются идеи социальных действий как движущих факторов развития общества. Известно, что всестороннюю научную разработку и систематизацию эти идеи получили в трудах выдающегося социолога М. Вебера (1864 - 1920), которого по праву считают не только одним из родоначальников социологии, но и основоположником целого её направления.
Макс Вебер — немецкий социолог, являющийся основоположником "понимающей" социологии, в центре которой изучение социальных действий как движущих факторов всего человеческого существования в его универсальности.

Содержание

Введение
1. «Понимающая» социология М. Вебера
1.1 «Понимающая» социология М. Вебера как метод социального познания
1.2 Предмет и методы «понимающей» социологии М. Вебера. Новый взгляд на роль естественных и социальных наук
2. Теория социального действия М. Вебера
2.1 «Понимание» социальных действий
2.2 Типизация социальных действий
2.3 Основные методы понимания социальных действий
3. Социальная религия М. Вебера
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Социология. Тема №4.docx

— 52.27 Кб (Скачать)

В отличие от марксистов, ставивших в качестве центрального вопрос о происхождении религии и ее сущности, Вебер делает акцент на основных видах смыслов религиозных принципов, которые обусловливают то или иное поведение человека, наличие в нем элементов рациональности. При этом критерием для типологизации основных видов «смысла» у него опять – таки выступает целерациональное действие. Так,  анализируя различные формы религиозной жизни, Вебер путем эмпирических наблюдений и сравнений фиксирует, где преобладает ритуалистически – культовое начало, где мистически – созерцательное, а где аскетически – рациональное.

Это дало ему основание  сначала выдвинуть гипотезу, а затем сделать вывод о том, что существует связь между религиозными убеждениями и поведением (прежде всего экономическим) и что та религия, в которой преобладает рационалистическое начало, способствует становлению рационального общественного строя.

По Веберу, наиболее рельефно рационалистическое начало проявилось в конфуцианстве в Китае, индуистской религии и протестантстве. Для конфуцианства, отмечает Вебер, главное – благополучная земная жизнь,

отсутствие веры в загробную  жизнь. Порядок и гармония – основные принципы конфуцианства, применимые и к человеку, и к государственному устройству.

Однако конфуцианство  не отвергало и магию, которая  как признавалось, имеет власть над злыми духами. В этой связи Вебер показывает, что в конфуцианстве соединились два начала – этико-рациональное и иррационально – магическое. В силу данного обстоятельства в Китае не мог утвердиться формально – рациональный тип управления и сходный с западным рациональный тип хозяйства.

В Индии рационализация свершалась внутри ритуалистической религии и  в рамках представлений о переселении душ. Однако, по мысли Вебера, обрядово – ритуальный консерватизм в конечном счете не дал развития целерациональным действиям людей и стал препятствием для утверждения формально – рациональных основ хозяйствования и политической жизни. Лишь рационализм протестантской этики прямо способствует рационализации.

Анализируя конкретную деятельность протестантских сект, Вебер подчеркивает, что ими в качестве наилучшего средства для обретения внутренней уверенности в спасении рассматривается неутомимая деятельность в рамках своей профессии.

Кроме того, отмечает Вебер, рано или поздно перед каждым верующим должен был встать один и тот же вопрос, оттесняющий на задний план все остальное: избран ли я и как мне удостовериться в своем избранничестве? На него протестантская церковь отвечает в том же ключе: именно аккуратный, постоянный труд в мирской профессиональной деятельности «дает уверенность в своем избранничестве».

Наконец, Вебер указывает  на соответствие многих требований протестантской этики определенным императивам рождающегося духа капитализма: неутомимо трудиться ради получения прибыли и следовать аскетическому поведению.

Это как раз необходимое условие капиталистического развития, предполагающего использование прибыли для постоянной реинвестиции, для дальнейшего воспроизводства средств производства и т.д. Словом, прибыль важна не для того, чтобы наслаждаться прелестями бытия, а для удовлетворения потребности все больше воспроизводить.

Все это, по мнению Вебера, позволяет  сделать обобщающий вывод о том, что поведение человека зависит от его мировоззрения, а интерес, который каждый испытывает к той или иной деятельности, обусловлен системой ценностей, которой человек руководствуется.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Как видно, Макс Вебер был  ученым очень широкого социального  кругозора. Он оставил заметный след в развитии очень многих аспектов социальной науки, в частности социологии.

    Социальные теории Вебера рассматривают поведение личности в обществе и виды социальных действий, их последствия. Одно из самых характерных явлений в истории развития человечества: рационализация общества. При этом теряется духовность, культура, меняются ценности и, соответственно, отношения между людьми.

В деятельности людей стала  происходить оборачиваемость цели и средств ее достижения: что прежде казалось средством к осуществлению  цели, теперь становится целью, а бывшая цель – средством. Так, развитие личности отходит на второй план, а на первый выдвигается нечто внешнее –  престиж. Образование превратилось в декоративный атрибут. Выход из этого состояния видится в  обращении к культуре «традиционных» обществ, возвращению к прежним  идеалам.

Макс Вебер был выдающимся ученым. Его социальные идеи,

очевидно, имели опережающий  характер, если они сегодня так  востребованы

западной социологией  как науки об обществе и законах  его развития.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Вебер М. Класс, сословие, партии (фрагменты). – Личность. Культура. Общество. 2003, Вып. 1–2 (15–16). – М. 2003, – 140 с.
  2. Волков Ю.Т., Мостовая И.В. Социология – М.: Гардарики, 2007. – 432 с.

3. Вебер М. Избранные произведения. – М.: «Прогресс», 1990. – 496 с.

4. Вебер М. Избранные произведения. – М.: «Прогресс», 1990. – 623с.

5. Лавриненко В.Н., Нартов Н.А., Шабанова О.А., Лукашова Г.С. Социология: Учебник для вузов. Под ред. проф. Лавриненко В.Н. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 407 с.

6. Некрасов А.И. Социология. – Х.: Одиссей, 2007. – 304 с.

7. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. – М.: Центр, 2008. – 224 с.

 

 


Информация о работе Социальная религия М. Вебера