Социальная религия М. Вебера

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:07, контрольная работа

Описание работы

В богатейшем арсенале мировой социологической мысли актуализируются идеи социальных действий как движущих факторов развития общества. Известно, что всестороннюю научную разработку и систематизацию эти идеи получили в трудах выдающегося социолога М. Вебера (1864 - 1920), которого по праву считают не только одним из родоначальников социологии, но и основоположником целого её направления.
Макс Вебер — немецкий социолог, являющийся основоположником "понимающей" социологии, в центре которой изучение социальных действий как движущих факторов всего человеческого существования в его универсальности.

Содержание

Введение
1. «Понимающая» социология М. Вебера
1.1 «Понимающая» социология М. Вебера как метод социального познания
1.2 Предмет и методы «понимающей» социологии М. Вебера. Новый взгляд на роль естественных и социальных наук
2. Теория социального действия М. Вебера
2.1 «Понимание» социальных действий
2.2 Типизация социальных действий
2.3 Основные методы понимания социальных действий
3. Социальная религия М. Вебера
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Социология. Тема №4.docx

— 52.27 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение                                                                                                          

1. «Понимающая» социология М. Вебера                                                      

1.1 «Понимающая» социология М. Вебера как метод социального познания 

1.2 Предмет и методы «понимающей» социологии М. Вебера. Новый взгляд на роль естественных и социальных наук                                                        

2. Теория социального действия М. Вебера                                                   

2.1 «Понимание» социальных действий                                                       

2.2 Типизация социальных действий                                                            

2.3 Основные методы понимания социальных действий                             

3. Социальная религия  М. Вебера                                                                

Заключение                                                                                                           

Список использованной литературы                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В богатейшем арсенале мировой  социологической мысли актуализируются  идеи социальных действий как движущих факторов развития общества. Известно, что всестороннюю научную разработку и систематизацию эти идеи получили в трудах выдающегося социолога  М. Вебера (1864 - 1920), которого по праву  считают не только одним из родоначальников  социологии, но и основоположником целого её направления.

Макс Вебер — немецкий социолог, являющийся основоположником "понимающей" социологии, в центре которой изучение социальных действий как движущих факторов всего человеческого  существования в его универсальности.

Он разработал основы социологии религии; экономической социологии и социологии труда; социологии города; теорию бюрократии; концепцию социальной стратификации и статусных групп; основы политологии и института власти; учение о социальной истории общества и рационализации; учение об эволюции капитализма и института собственности.

Достижения Макса Вебера просто невозможно перечислить, настолько  они огромны. В области методологии  одним из самых главных его  достижений является введение идеальных  типов. М. Вебер считал, что главная  цель социологии – сделать максимально  понятным то, что не было таковым  в самой реальности, выявить смысл  того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Идеальные типы позволяют сделать  исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был  в самом опыте реальной жизни.

Идеи Вебера пронизывают  все здание современной социологии, составляя его фундамент. Творческое наследие Вебера огромно. Он внес вклад  в теорию и методологию, заложил  основы отраслевых направлений социологии: бюрократии, религии, города и труда.

Идеи М. Вебера оказали  громадное влияние на общественно-политическую мысль своего времени, несмотря на то, что это влияние не было однозначным. Своей уникальной научной эрудицией  М. Вебер внёс существенный вклад  в становление и развитие социологии.

Идеи Вебера получили широкий  резонанс, как за рубежом, так и  в дореволюционной России. Современники Макса Вебера на Западе высоко оценили  его творчество.

«Понимающая социология»  активно развивалась в первой половине XX в. в Европе (в том числе  и в России) и в США. Ее сторонниками становятся Г. Зиммель, А. Фиркандт, Ф. Знанецкий, Г. Блумер, Э. Хьюз, Р. Мертон, Т. Парсонс, П. Струве, Н. Кареев и др.

Цель данной контрольной  работы заключается в изучении понимающей социологии М. Вебера. В связи с  целью были поставлены следующие  задачи:

- рассмотреть «понимающую» социологию как метод социального познания;

- проанализировать предмет и методы «понимающей» социологии;

- рассмотреть теорию социальных  действий М. Вебера;

- изучить социальную религию  М. Вебера.

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. «Понимающая» социология М. Вебера

 

1.1 «Понимающая» социология М. Вебера как метод социального познания

 

М. Вебер разработал концепцию  и методику "понимающей социологии". Интересами его научной деятельности являются теория и методы познания, понятие и мотивы социального  действия, вопросы социального отношения, типы социального поведения и  многое другое. Помимо этого Вебер  представляет собой достаточно редкий тип исследователя, стремящегося примирить  два противоположных мира рационального  и эмоционального, соотнеся их при  этом на уровне науки.

Максимилиан Вебер, немецкий социолог, философ и историк, внес существенный вклад в общую социологию, методологию социального познания, политическую социологию, экономическую  социологию, социологию права и др. Свою концепцию М. Вебер называл "понимающей социологией". В ней  исследователь ввел понятие "идеальный  тип" и использовал его для  анализа различных областей общественной жизни. Вебер приводит в пример процесс тренировки памяти и интеллекта, который лишь частично "доступен пониманию" - не более чем ряд психопатических проявлений. Поэтому науки, основанные на понимании, рассматривают устанавливаемую регулярность в подобных психических процессах аналогично закономерностям физической природы. Но, при этом, как отмечает Вебер, не следует на основе очевидности целерационального поведения делать вывод о том, что социологическое объяснение ставит своей целью именно рациональное толкование. Во внимание принимается немаловажная роль в поведении человека иррациональных аффектов, эмоциональных состояний, а также роль меняющихся целей, которые не всегда могут быть уже истолкованы как рациональные. Тем не менее, социология, подобно истории, дает сначала "прагматическое" истолкование, основываясь на рационально понятных связях действий. Поведение, доступное рациональному толкованию, в ходе социологического анализа понятных связей, часто позволяет конструировать наиболее подходящий "идеальный тип". Этот метод применяется в понимающей социологии. Ее специфическим объектом считается не любой вид "внутреннего состояния" или внешнего отношения, а действие. "Действием" же (включая намеренное бездействие, или нейтральность) всегда называется понятное отношение к "объектам". Это действие специфически характеризуется тем, что оно "имело" или предполагало (субъективный) смысл, независимо от степени его выраженности. Прежде всего, поведение является специфически важным для понимающей социологии. То есть его можно соотнести с поведением других людей по субъективно предполагаемому действующим лицом смыслу. Далее это поведение может быть определено также этим осмысленным соотнесением. В итоге поведение может быть понятно объяснено, исходя из этого субъективно предполагаемого смысла. Например, субъективно осмысленны и соотнесены с внешним миром такие влияющие на поведение эмоциональные состояния, как "гордость", "ревность", "зависть". Понимающая социология дифференцирует эти психофизические явления по типам смысловой, прежде всего внешней, соотнесенности действия. Поэтому целерациональность служит понимающей социологии идеальным типом именно для того, чтобы оценить степень иррациональности данного действия.

Необходимо особо отметить, что понимающая социология М. Вебера, стремившаяся расшифровать внутренний смысл социальных действий, связана с идеями неокантианства и философии жизни.

Понимающая социология, выступая против натурализации всего человеческого, делает сознание, субъективность действующего индивида главным объектом и критерием  истинности социального познания. Но при этом забывается, что само сознание, или, говоря социологическим языком, мотивационно-смысловая сфера деятельности, объективно детерминирована и познание ее требует, прежде всего, познания именно этой внешней по отношению к субъективным «смыслам» и мотивам детерминации. То, что отражается в сознании непосредственного действующего лица, а именно субъективный смысл его деятельности, всегда неполно, искажено, частично описывает реальную ситуацию.

Основные категории понимающей социологии - это поведение, действие и социальное действие. Поведение  является наиболее общей категорией деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с  ним субъективный смысл. Социальное действие возникает тогда, когда  действие соотносится с действиями других людей и ориентируется  на них. Сочетания социальных действий образуют "смысловые связи", на основе которых формируются социальные отношения и институты.

Метод социологии Вебера определяется, помимо концепции понимания, учением  об идеальном типе. Идеальный тип  по Веберу фиксирует "культурный смысл" того или иного явления, при этом идеальный тип становится эвристической  гипотезой, способной упорядочивать  многообразие материала без привязки к некоторой заданной схеме.

Вебер отмечает заслугу исследователя  Отмара Шпанна в разработке проблемы, который в ряде своих работ показывает значение для социологии предварительной функциональной постановки вопроса, называя это "универсальным методом". Так, при толковании поведения важно поставить вопрос, как возникает подобное действие, и какие мотивы его определяют. Например, сначала нужно знать, что делает "король", "чиновник", "предприниматель", то есть какое действие индивида данного типа важно для анализа и должно быть известно, прежде чем мы перейдем к такому анализу. При толковании поведения некоего сообщества, необходимо понять, какие мотивы заставляли и заставляют членов данного "сообщества" вести себя таким образом, чтобы подобное "сообщество" возникло и продолжало существовать.

Подводя краткие итоги, отметим, что Макс Вебер – выдающийся немецкий социолог, создавший "понимающую социологию", в центре которой изучение социальных действий, как движущих факторов всего человеческого существования в его универсальности. Его отправной постулат состоял в том, что структура социальной реальности создается социальными действиями индивидов.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Предмет и методы «понимающей» социологии М. Вебера. Новый взгляд на роль естественных и социальных наук

М. Вебер одним из первых стал проводить принципиальное различие между естественными и социальными науками. Если задача первых состоит в открытии детерминистских законов, то задача вторых – дать причинное объяснение и понимание социальных действий людей конкретного общества лишь в определенном культурном и историческом контексте, учитывая, что общие поведенческие ориентиры, обусловленные конкретными ценностями, всегда историчны и относительны. Раз так, то может показаться, что причинность исчезает вообще, и общество не поддается научному познанию. По Веберу, отличие естественных наук от наук социальных, прежде всего, состоит в том, что они по-разному трактуют причинность. Причинность в социальных науках означает вероятность, что событие произойдет или что одно событие зависимо от другого. В этой связи, по Веберу, человеческое общество не есть нечто «исторически неизбежное», а результат «множества возможностей». Так, ученый видел в определенном религиозном воззрении протестантской этике один из факторов возникновения духа современного капитализма, но считал «глупостью», что это был единственный социальный фактор. Чтобы разграничить причинность в естественных науках от причинности в науках социальных, он вводит понятие «адекватной причинности» применительно к социальным наукам. Отсюда социология изначально может иметь дело с вероятностными утверждениями о взаимосвязях между социальными явлениями. Её цель – установить степень того, что при событии х имеется определенная степень вероятности наступления события у. Как видно, понятия и само знание в социальных науках имеют иное содержание, – знания в естественных науках.

Принципиальное же отличие  социальных наук от естественных, по Веберу, заключается в способности первых дать понимание социальным явлениям, так или иначе имеющих отношение  к мысли, рациональности. «Социологическое объяснение, – писал он, – ставит своей целью именно рациональное толкование». Естественные науки просто не имеют дела с пониманием поведения физических тел, ибо в их движении мысль отсутствует. Вместе с тем, социальные науки, имея свою специфику, обладают общими качествами, характерными для наук вообще. Так, социология является научной дисциплиной благодаря тому факту, что люди действуют рационально, по крайней мере, значительную часть времени и это позволяет осуществлять типизацию их поведения, систематизацию собственно социальных фактов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Теория социального действия М. Вебера

 

2.1 «Понимание» социальных действий

 

В термин Verstehen Вебер вкладывает свой особый смысл. Это – рациональная процедура изучения действий социальных субъектов (микроуровень), а через них – изучение культуры конкретного общества (макроуровень). Как видно, Вебер был сторонником социального номинализма. Напомним, что это теоретическая и методологическая ориентация, предполагающая, что характер индивидов, их действий, в конечном счете, определяет суть общества.

Как считает Вебер, анализ и типизация социальных действий людей являются предметом социологии. «Социология… – писал он, – есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым  каузально объяснить его процесс  и воздействие». Однако не каждый поведенческий  акт индивида можно считать социальным действием. Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два принципиальных момента:

1) субъективная мотивация  индивида, который вкладывает в  свой акт определенный смысл;

2) ориентация на поведение  других людей.

Вебер отмечает: « «Действием»  мы называем действие человека (независимо от того, носит оно внешний или  внутренний характер, сводится ли к  невмешательству или терпеливому  принятию), если и поскольку действующий  индивид или индивиды связывают  с ним субъективный смысл. «Социальным» мы называем такое действие, которое  по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него».

Из определения следует, что действие, о котором человек  не задумывается не является социальным действием. Так, к социальному действию нельзя отнести непреднамеренное падение человека или же непроизвольный крик от боли, ибо в них просто отсутствует мыслительный процесс. Действие, в котором человек просто не видит реальной цели, не является социальным действием. Так, к социальному действию нельзя отнести непреднамеренное или неосознанное участие человека в той или иной сходке, кампании, политической акции, ибо в этом случае отсутствует мыслительный процесс и осознанная целенаправленная активность.

Социолог не считал действия социальными, если они являлись чисто  подражательными, когда индивиды ориентируются  на какое-либо природное явление (раскрытие  зонтов множеством людей во время  дождя) или когда они действуют  как атомы толпы, что характерно для реактивного поведения (поведения  как реакции на определенный стимул, например, «опасность»).

Информация о работе Социальная религия М. Вебера