Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 16:00, контрольная работа
Реабилитация или восстановительное лечение - это процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Восстановительное лечение необходимо, когда у больного значительно снижены функциональные способности, способности к обучению, нарушены трудовая деятельность, социальные отношения и т. д.
Содержание
I. Реабилитация………………………………………………………………………1 стр.
1. 1. Понятие реабилитации…………………………………………………..1 стр.
1. 2. Виды реабилитации……………………………………………………...1 стр.
II. Социальная реабилитация………………………………………………………..4 стр.
2. 1. Понятие социальной реабилитации…………………………………….4 стр.
2. 2. Задача социальной реабилитации………………………………...…….5 стр.
2. 3. Факторы…………………………………………………………………..5 стр.
2. 4. Цели и средства социальной реабилитации…………………………...8 стр.
2. 5. Принципы реабилитации………………………………………………..9 стр.
2. 6. Структура в социальной реабилитации………………………………13 стр.
2. 7. Сущность и содержание социальной реабилитации инвалидов…….17 стр.
2. 8. Виды социальной реабилитации………………………………………21 стр.
2. 9. Эффективность социальной реабилитации…………………………..30 стр.
Заключение………………………………………………………………………….32 стр.
Библиография………………………………………………………………………33 стр.
При социально-средовом обучении, наряду с потребностями инвалида, учитываются требования эргономики к психофизическому статусу инвалида. (Эргономика - это научная дисциплина, комплексно изучающая человека или группу людей в конкретных условиях его/их деятельности с целью оптимизации средств, условий и процесса деятельности.)
В ходе социально-средового обучения достигается социально-средовая адаптация как результат приспособления инвалида к объектам жизнедеятельности посредством использования вспомогательных устройств и безбарьерной градостроительной среды. Итог социально-средовой адаптации инвалида - адаптированность инвалида в доступной для него среде жизнедеятельности.
Социально-средовая адаптация крайне необходима для инвалидов с нарушениями способности к двигательной активности, которая возникает вследствие отсутствия конечности и дистальных её отделов, отсутствия или нарушения произвольной подвижности конечностей, вследствие нарушения мышечной силы нижних конечностей.
В соответствии с указанными двигательными нарушениями находятся и ограничения жизнедеятельности: снижение способности передвигаться; снижение способности ходить; снижение способности преодолевать препятствия или подниматься по лестнице; снижение способности поддерживать позу; снижение способности действовать руками; снижение способности поднимать; снижение способности держать, способности фиксировать предмет, удерживая его; снижение способности доставать, способности протягивать руку и тянуться за предметами.
Социально-средовая адаптация инвалидов имеет специфические особенности в зависимости от характера среды жизнедеятельности.
В жилых помещениях обеспечивается возможность беспрепятственного перемещения инвалида за счёт устранения порогов между комнатами и при выходе на балкон, установки горизонтальных настенных поручней, облегчающих передвижение.
Для инвалидов, пользующихся кресло-колясками, предусматривается широкий дверной проём лифта, пандус при выезде из подъезда, перила и поручни при сходе с лестницы.
Градостроительная среда предусматривает для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата устранение архитектурно-строительных барьеров. Благоприятная (без архитектурно-строительных барьеров) градостроительная среда для инвалида - это: низкие бордюрные камни, пандусы в подземных переходах, оборудованные поручнями, островки безопасности на оживлённых транспортных магистралях.
При нарушениях функций нижних конечностей в умеренно выраженной степени функциональных расстройств инвалид пользуется опорной тростью, при выраженной - костылями, при значительной выраженности - креслом-коляской.
В соответствии с указанными требованиями определяется необходимость приспособления транспорта к потребностям инвалидов:
- человеку с тростью необходимы низкие ступени при входе (выходе) в транспортное средство;
- человеку с костылями для обеспечения доступности пользования транспортом необходимо оборудование транспортного средства специальными низкими ступеньками при входе/выходе, в салоне - удобное место с возможностью фиксации костылей;
- инвалиду на кресло-коляске необходимо обеспечить вход (выход) в городской транспорт специальным подъёмником, оборудовать специальную площадку в салоне автобуса, троллейбуса с фиксатором кресло-коляски.
В производственной среде в целях социально-средовой реабилитации инвалидов предусматривается компактное расположение производственных и вспомогательных помещений, указывающих путь передвижения, ближайшее к входу расположение цехов, где работают инвалиды, соблюдение безопасности движения транспорта по пути следования инвалидов, специально оборудованные рабочие места, позволяющие инвалиду с наименьшими затратами энергии осуществлять производственный процесс и производить продукцию. Производственная среда предусматривает специальную адаптацию инвалидов с учётом специфики предприятия, расположения цехов и т. д.
Основное место в реабилитационном воздействии занимает обучение инвалида жизни с инвалидностью; формирование образа нового "Я" и нового вынужденного образа жизни. Социальная реабилитация инвалидов в широком её понимании включает необходимость обучения их навыкам социального общения, социальной независимости, навыкам проведения досуга, участия в спортивных мероприятиях, обучение умению решать личные проблемы (создать семью, воспитать детей и т. п.). Важным для инвалида являются знания своих прав и льгот, гарантированных государством.
4. Социально-психологическая реабилитация
Социально-психологическая реабилитация предназначена для повышения уровня психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригрупповых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи.
5. Социально-педагогическая реабилитация
Социально-педагогическая реабилитация – направлена на решение таких задач, как преодоление состояния «педагогической запущенности» (дополнительные или индивидуальные занятия, организация специализированных классов), организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования (организация образовательного процесса в больницах и местах заключения, обучение инвалидов и детей с нестандартными интеллектуальными способностями и т.п.). При этом, предполагается определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также, соответствующих методик и программ.
Социально-педагогическая реабилитация - комплекс мер социальной поддержки и диагностико-коррекционных программ по преодолению различных форм детско-подростковой дезадаптации, по включению, интегрированию ребенка в социальную сферу, выполняющую функции институтов социализации (семья, школа, общение сверстников и т.д.).
Формы и методы психолого-педагогической и социально-педагогической реабилитации, в настоящее время, достаточно разнообразны и зависят, прежде всего, от характера детско-подростковой дезадаптации.
Как бы ни отличались между собой основные виды социальной реабилитации, тем не менее, их практическое осуществление предполагает опору на ряд основополагающих принципов:
1.Своевременность и поэтапность социально-реабилитационных мероприятий, предполагающие своевременное выявление проблемы клиента и организацию последовательной деятельности по её разрешению.
2.Дифференцированность, системность и комплексность, направленные на осуществление социально-реабилитационных мероприятий как единой, целостной системы поддержки и помощи.
3.Последовательность и непрерывность в проведении социально-реабилитационных мероприятий, реализация которого позволяет не только восстановить утраченные субъектом ресурсы, но и предвосхитить возможное возникновение проблемных ситуаций в будущем.
4.Индивидуальный подход к определению объёма, характера и направленности социально-реабилитационных мер.
5.Доступность социально-реабилитационной помощи для всех нуждающихся, независимо от их материального и имущественного положения.
Конечной и основной целью процесса социальной реабилитации является развитие в человеке стремления к самостоятельной борьбе с трудностями, способности к сопротивлению негативным влияниям среды и мобилизация своих возможностей на создание собственного «Я».
2. 9. Эффективность социальной реабилитации
Эффективность реабилитации – оценка реализации реабилитационного потенциала по завершению индивидуальной программы реабилитации.
Социальная реабилитация преследует 3 цели:
1. восстановление функций (полное или частичное);
2. восстановление социально-бытовой активности (повседневной деятельности);
3. восстановление профессиональной деятельности (у детей – способности к обучению).
Эффективность реабилитации должна оцениваться дифференцированно по отношению к достижению каждой цели. Восстановление функций в полной мере возможно далеко не всегда; тем не менее социальная и профессиональная реабилитация могут оказаться эффективными за счет использования иных путей (вспомогательные технические средства бытовой и профессиональной реабилитации, приобретение новой профессии, обустройство жилья и рабочего места).
Критерии эффективности реабилитации должны отвечать следующим требованиям: 1. Универсальность - возможность использования при разных заболеваниях и в работе разных отделений реабилитации.
2. Унификация способов оценки разных сторон реабилитации (функционального, бытового и социального восстановления).
3. Возможность сравнения данных до и после реабилитации.
4. Возможность цифрового выражения оценок.
5. Простота и доступность оценок, опыт их использования в клинической и др. практике.
Технология реабилитационного процесса на этапе медицинской реабилитации начинается и заканчивается экспертной оценкой объекта реабилитации. Это, а также общность теоретической концепции реабилитации и МСЭ, позволяют заимствовать большой практический опыт МСЭ по ранжированию степени выраженности нарушенных функций. В экспертной практике нарушения функций подразделяются на легкие, умеренно, значительно и резко выраженные. Критерии их оценок разработаны по отношению ко всем нарушениям функций, которые влияют на трудоспособность.
Заключение
Актуальной проблемой является проведение системного анализа социальной реабилитации, который требует проникновения в глубинную сущность социальных процессов, разработка инновационных технологий, а также создание перспективной и адекватной современным условиям жизнедеятельности дезадаптированных детей стратегии социальной реабилитации.
Социальная реабилитация только в последние годы получила определенное признание, Этому способствовали развивающаяся теоретико-методологическая база, с одной стороны, и подготовка высокопрофессиональных специалистов по социальной работе, реализующие научные положения на практике - с другой. Анализ степени разработанности изучаемой проблемы очевидно должен рассматриваться в контексте теоретических разработок прошлого, опыта теории и практики социальной реабилитации в современном зарубежье и решения проблем социальной реабилитации в современной России. Анализ социальной реабилитации осуществлялся в проблемном поле двух концептуальных социологических подходов: с точки зрения социоцентристких теорий и на теоретико-методологической платформе антропоцентризма. Основанием для следования нормам является рациональность, способность добиться в этом процессе эффективных результатов.
Социальная реабилитация, будучи одной из общих технологий социальной работы, направлена на восстановление не только здоровья, трудоспособности, но и социального статуса личности, его правового положения, морально-психологического равновесия, уверенности в себе. В зависимости от специфики объекта реабилитации определяются и методики реабилитационного воздействия, дополняемые соответствующими частными технологиями социальной работы.
Библиография
1. Основы социальной работы. Учебник. / Отв. ред. ПД. Павленок.— М., 1997.
2. Сборник законодательных и нормативных актов и методических документов о работе реабилитационных учреждений социальной защиты населения / Сост. А.П. Коновалов, О.С. Андреева и др. - М.,2000.
3. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов. / Под ред. А.И. Осадчих. — М., 1997.
4. Технология социальной работы. Ч. I. Учеб. пособие для вузов (материалы для практических занятий)/ Под ред. Л.Я. Циткилова. — Новочеркасск. — Ростов н/Д, 1998.
5. Кузнецова Л.П. Основы технологии социальной работы: учебное пособие. - Владивосток, 2002