Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 16:00, контрольная работа
Реабилитация или восстановительное лечение - это процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Восстановительное лечение необходимо, когда у больного значительно снижены функциональные способности, способности к обучению, нарушены трудовая деятельность, социальные отношения и т. д.
Содержание
I. Реабилитация………………………………………………………………………1 стр.
1. 1. Понятие реабилитации…………………………………………………..1 стр.
1. 2. Виды реабилитации……………………………………………………...1 стр.
II. Социальная реабилитация………………………………………………………..4 стр.
2. 1. Понятие социальной реабилитации…………………………………….4 стр.
2. 2. Задача социальной реабилитации………………………………...…….5 стр.
2. 3. Факторы…………………………………………………………………..5 стр.
2. 4. Цели и средства социальной реабилитации…………………………...8 стр.
2. 5. Принципы реабилитации………………………………………………..9 стр.
2. 6. Структура в социальной реабилитации………………………………13 стр.
2. 7. Сущность и содержание социальной реабилитации инвалидов…….17 стр.
2. 8. Виды социальной реабилитации………………………………………21 стр.
2. 9. Эффективность социальной реабилитации…………………………..30 стр.
Заключение………………………………………………………………………….32 стр.
Библиография………………………………………………………………………33 стр.
- в чём причина конкретной кризисной ситуации, в которой оказался субъект;
- насколько актуальны и значимы для человека утраченные или разрушенные ценности и отношения;
- каковы собственные характеристики, потребности, возможности и способности субъекта, на которые можно опереться, оказывая ему социально-реабилитационную помощь.
2. 5. Принципы реабилитации
Создание в Российской Федерации государственных служб медико-социальной экспертизы и медико-социальной реабилитации инвалидов делает актуальными и имеющими большую значимость вопросы разработки принципов формирования ИПР.
Государственная политика в области реабилитации инвалидов носит приоритетный характер. Она включает в себя широкий спектр мер политического, экономического, правового, социального и организационного характера, реализация которых способствует восстановлению социального статуса инвалида, достижению им материальной независимости и его социальной адаптации.
Основными принципами реабилитации инвалидов являются:
1. принцип равных социальных прав и возможностей инвалидов, которые предоставляются каждому члену общества;
2. принцип активного участия самих инвалидов в организации работы служб помощи для них, в формировании и реализации государственной социальной политики по отношению к лицам с ограниченными возможностями;
3. принцип независимой жизни лиц с ограниченными возможностями;
4. принцип связи инвалида и социальной среды;
5. принцип изучения и сохранения семейных и социальных связей инвалида;
6. принцип комплексности и последовательности реабилитационных мероприятий;
7. принцип государственных социальных гарантий для инвалидов.
Политика в отношении лиц с ограниченными возможностями в прошлом основывалась на принципах изоляции и компенсации.
Принцип изоляции выражается в создании особых систем жизнеобеспечения инвалидов, сегрегированных от общих систем: специальных домов для постоянного проживания, особых учебных заведений, специализированных предприятий и т. д.
Принцип компенсации реализуется в мероприятиях, нацеленных на возмещение тех ущербов, которые имеются у инвалидов, в денежной или иной форме (пенсии, пособия, льготы). Будучи единственными механизмами помощи, компенсационные формы не способствовали интеграции инвалидов в общество и обеспечивали им крайне низкие стандарты существования.
При реализации принципов реабилитации инвалидов учитывается структура их потребностей, уровень притязаний, круг интересов, а также национальные, территориально-географические и социально-экономические особенности и возможности региона.
Инвалиды имеют право на все виды реабилитации (медицинскую, профессиональную и социальную). Реабилитация инвалидов осуществляется с их согласия. Инвалид или его законный представитель имеют право отказаться от того или иного вида, формы, объема, сроков проведения реабилитационных мероприятий, а также от реализации реабилитационной программы в целом. Отказ инвалида должен быть формально зарегистрирован.
Реабилитация инвалида осуществляется в соответствии с ИПР, которая учитывает индивидуальные потребности инвалида и разрабатывается с его участием.
Общими принципами формирования ИПР являются:
1. индивидуальность;
2. непрерывность;
3. последовательность;
4. преемственность;
5. комплексность.
Индивидуальность реабилитации означает необходимость учета конкретных условий возникновения, развития и возможностей исхода инвалидности у данного индивидуума.
Непрерывность предполагает организационное и методическое обеспечение неразрывности единого процесса реализации различных реабилитационных мероприятий. В противном случае происходит резкое снижение их эффективности.
В то же время необходимо соблюдать определенную последовательность в проведении реабилитации, диктуемую особенностями течения заболевания инвалида, возможностями его социально-средового окружения, организационными аспектами реабилитационного процесса.
Преемственность этапов реабилитации заключается в учете конечной цели последующего этапа при проведении мероприятий предыдущего. В основном различают следующие этапы реабилитации:
1. экспертная диагностика и прогнозирование,
2. формирование и реализация индивидуальной программы реабилитации,
3. динамический контроль за отдельными результатами реабилитации.
Комплексность реабилитационного процесса означает необходимость учета на всех его этапах многочисленных аспектов реабилитации: медицинских, психофизиологических, профессиональных, санитарно-гигиенических, социально-средовых, правовых, учебно-производственных т.д.
Формирование ИПР предусматривает проведение специалистами бюро МСЭ экспертно-реабилитационной диагностики, оценки реабилитационного потенциала (РП) и реабилитационного прогноза и определения на их основе перечня реабилитационных мероприятий.
Содержание ИПР разрабатывается путем анализа комплекса медико-биологических и социальных факторов, определения на их основе потребности инвалидов в медико-социальной реабилитации и формирования ИПР с учетом мер, услуг и технических средств, предоставляемых системой реабилитации инвалидов в России и в конкретном регионе.
Комплексная оценка клинико-функциональных, психологических и социальных данных позволят оценить вид и степень ограничений жизнедеятельности инвалида, и служит основанием для определения содержания программ его медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.
ИПР состоит из 3-х программ:
1. программы медицинской реабилитации;
2. программы профессиональной реабилитации;
3. программы социальной реабилитации.
2. 6. Структура в социальной реабилитации
Социальная реабилитация инвалидов - система и процесс восстановления способностей инвалида к самостоятельной общественной и семейно - бытовой деятельности.
Социальная реабилитация проводиться реабилитационно-социальными учреждениями, осуществляющими социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию.
Социально - бытовая адаптация - система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно - бытовой деятельности инвалидов в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним инвалидов.
Программа социальной реабилитации включает:
1. информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации инвалидов;
2. обучение инвалида самообслуживанию, включая информирование о технических средствах реабилитации, обучение технике и методическим приемам для самообслуживания, обучение правилам личной гигиены (причесывание, умывание, чистка зубов), пользования одеждой, одевания, раздевания, приема пищи и др.
Особенности обучения во многом определяются видом инвалидизирующей патологии и тяжестью ограничения жизнедеятельности. Адаптационное обучение инвалидов включает «обучение жизни с инвалидностью», в том числе вопросы диетотерапии, режима дня, информирования об особенностях течения болезни и др.;
3. адаптационное обучение семьи инвалида должно обеспечивать информирование, консультирование и обучение семьи инвалида по различным вопросам:
- характере течения заболевания инвалида, возникающих ограничениях жизнедеятельности, связанных с ними социально-психологических, физиологических и экономических проблемах;
- видах и формах социально-бытовой помощи инвалиду, видах технических средств реабилитации и особенностях их эксплуатации;
- видах реабилитационных учреждений, их местоположении и спектре оказываемых ими услуг, и т.д.;
4. обучение инвалида пользованию техническими средствами реабилитации должно обеспечить соответствие эргономических требований физическим и психофизиологическим потребностям инвалида;
5. организация жизни инвалида в быту, включая архитектурно-планировочное решение проблемы адаптации жилого помещения к потребностям инвалида, оснащение техническими средствами реабилитации, перепланировку жилых помещений;
6. обеспечение инвалида, техническими средствами реабилитации, включая подбор технических средств в соответствии с медико-социальными показаниями, доставку технического средства, его сервисное обслуживание.
Социально-средовая ориентация - система и процесс определения структуры наиболее развитых функций инвалида с целью последующего подбора на этой основе вида общественной или семейно - общественной деятельности.
Мероприятия по социально-средовой ориентации включают:
1. Психотерапию - это комплексное лечение психических, нервных и психосоматических расстройств, патопсихологических и психопатологических изменений, решающее задачи по смягчению или ликвидации имеющейся симптоматики и изменению отношений субъекта к социальному окружению и собственной личности. При направленности психотерапевтического воздействия на психосоматические компоненты заболевания она является компонентом программы медицинской реабилитации. При направленности ее на коррекцию отношений субъекта, она является частью раздела социальной реабилитации. Психотерапевтическая помощь должна оказываться в лечебных учреждениях, в центрах социальной реабилитации. Психотерапия может иметь различные формы (индивидуальную, групповую, семейную), в ней могут использоваться различные методы и техники, что определяется индивидуальными потребностями инвалида, которые уточняются самим психотерапевтом.
2. Психологическую коррекцию, включающую психологический тренинг (целенаправленное восстановление, развитие, формирование отдельных психических функций, умений, навыков и качеств личности, утраченных или ослабленных в силу заболевания или особенностей социальной среды, которые выступают в качестве препятствий для успешной самореализации личности в различных видах деятельности.);
3. Психологическое консультирование - ориентацию пациента в широком круге проблем взаимоотношений, общения и т.п., позволяющую разрешать конструктивно всевозможные психологические коллизии, препятствующие самореализации личности, развитию благоприятных семейных и других социально-психологических отношений. Это может быть однократное мероприятие, по сравнению с психотерапией и тренингом, требующими повторных встреч инвалида с психотерапевтом.
4. Обучение персональной сохранности, которое включает овладение знаниями и навыками такими видами деятельности, как пользование газом, электричеством, туалетом, ванной, транспортом, лекарствами и др.;
5. Обучение социальным навыкам, которое включает освоение знаний и навыков, позволяющих инвалиду приготавливать пищу, убирать помещение, стирать белье, осуществлять ремонт одежды, работать на приусадебном участке, пользоваться транспортом, посещать магазины, посещать предприятия бытового обслуживания;
6. Обучение социальному общению, которое включает обеспечение реализации возможности инвалида посещать друзей, кино, театры и др.;
7. Обучение социальной независимости, которое должно быть направлено на возможность самостоятельного проживания, возможность распоряжаться деньгами, пользоваться гражданскими правами, участвовать в общественной деятельности;
8. Оказание помощи в решении личных проблем, которое включает обеспечение инвалидам контроля рождаемости, получение знаний в области полового воспитания, воспитания детей и др.;
9. Консультирование по правовым вопросам, которое должно обеспечивать правовую помощь инвалиду в области социальной защиты и реабилитации;
10. Обучение навыкам проведения отдыха, досуга, занятиями физкультурой и спортом, которое включает приобретение знаний и навыков о различных видах спортивной и досуговой деятельности, обучение пользованию для этого специальными техническими средствами, информирование о соответствующих учреждениях, осуществляющих данный вид реабилитации.
2. 7. Сущность и содержание социальной реабилитации инвалидов
Сущность и содержание социальной реабилитации в значительной мере зависят от того, как понимают инвалидность ведущие субъекты реабилитационного процесса, из каких идейно-методических оснований (моделей инвалидности) они исходят.
Существует четыре модели инвалидности: медицинская, социальная, политико-правовая и модель культурного плюрализма.
Медицинская модель инвалидности - исходит из ведущей роли медицины в лечении дефекта; инвалид рассматривается как пациент, реабилитация - как процесс восстановления трудовых навыков. В этой связи понятия "инвалид" и "нетрудоспособность" в общественном сознании воспринимаются как равнозначные и взаимозаменяющие термины.
Основные положения социальной модели инвалидности: инвалидность как факт наличия и степени утраты способности к социальному функционированию привычного для данного общества характера и уровня; решение проблемы инвалидности через оказание помощи лицам с функциональными нарушениями, создание системы учреждений социального обслуживания.