Социальная реабилитация

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 16:00, контрольная работа

Описание работы

Реабилитация или восстановительное лечение - это процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Восстановительное лечение необходимо, когда у больного значительно снижены функциональные способности, способности к обучению, нарушены трудовая деятельность, социальные отношения и т. д.

Содержание

Содержание
I. Реабилитация………………………………………………………………………1 стр.
1. 1. Понятие реабилитации…………………………………………………..1 стр.
1. 2. Виды реабилитации……………………………………………………...1 стр.
II. Социальная реабилитация………………………………………………………..4 стр.
2. 1. Понятие социальной реабилитации…………………………………….4 стр.
2. 2. Задача социальной реабилитации………………………………...…….5 стр.
2. 3. Факторы…………………………………………………………………..5 стр.
2. 4. Цели и средства социальной реабилитации…………………………...8 стр.
2. 5. Принципы реабилитации………………………………………………..9 стр.
2. 6. Структура в социальной реабилитации………………………………13 стр.
2. 7. Сущность и содержание социальной реабилитации инвалидов…….17 стр.
2. 8. Виды социальной реабилитации………………………………………21 стр.
2. 9. Эффективность социальной реабилитации…………………………..30 стр.
Заключение………………………………………………………………………….32 стр.
Библиография………………………………………………………………………33 стр.

Работа содержит 1 файл

Социальная реабилитация.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

Политико-правовая модель инвалидности - исходит из признания людей, имеющих инвалидность, как социальное меньшинство, права и свободы которого ущемляются посредством внешних ограничений: недоступностью архитектурной среды, замкнутым кругом общения, ограниченным доступом к активному участию в жизни общества и т. д.

Модель культурного плюрализма - основана на принципах философии независимой жизни и характерна для общественных инвалидных движений.

Современная парадигма социокультурного отношения к инвалидам имеет разноплановый характер с преобладанием гуманистической направленности и выражается в социальной толерантности, социальной независимости, уважении и равенстве к людям с ограниченными возможностями.

Задача социального работника - не определять степень "ущербности", "дефектности" инвалида, не стремиться оказать ему помощь как компенсацию за выявленную недостаточность трудоспособности, а стимулировать его собственные возможности, направленные на изменение социального статуса, достижение социальной независимости. Основной акцент социальной защиты инвалидов переносится из сферы благотворительности различной формы в сферу реализации гарантированных мер экономического, социального, правового характера. Социальная реабилитация представляет собой активную форму социальной защиты, преследующую цель восстановления не столько трудоспособности, сколько утраченных возможностей индивидуума для социального функционирования, возвращения его к нормальной социальной жизнедеятельности, интеграции в общество.

Прежде чем определять сущность и содержание социальной реабилитации (в современной трактовке), проанализируем комплекс социальных ограничений (барьеров), которые воздвигает перед человеком инвалидность:

-физические ограничения (изоляции) требуют принятия специальных мер, устраняющих пространственную, транспортную, бытовую изоляцию инвалида, эмоциональную депривацию, и обеспечивают возможность трудовой адаптации;

-трудовая сегрегация (изоляция) инвалидов обусловлена не только (и не столько) ограниченностью их индивидуальных физических и интеллектуальных ресурсов, сколько неразвитым рынком труда для лиц с особыми потребностями. В условиях нашей страны барьер между инвалидом и продуктивным трудом может обусловливаться и отсутствием мотивации с его стороны. По данным отечественных и зарубежных экспертов, трудовая деятельность доступна 2/3 всех инвалидов, работают - не более 11 %. Это вызвано не только отсутствием специальных рабочих мест, но и ориентацией на получение льгот и пособий;

-малообеспеченность является естественным следствием социально-трудовых ограничений;

-пространственно-средовой барьер является труднопреодолимым даже для инвалида со средствами передвижения: сама организация жилой и транспортной среды является недружественной (неприспособленной) для людей с ограниченными возможностями;

-информационный барьер приводит не только к угасанию интеллектуальных способностей в познании, критической оценке окружающей действительности и в самооценке, но и провоцирует правовую безграмотность, в том числе в вопросах социальной защиты, отгораживает общество от инвалида и инвалида от общества;

-эмоциональный барьер также является двусторонним. Он складывается из непродуктивных эмоциональных реакций окружающих по поводу инвалида (любопытства, насмешки, неловкости, чувства вины, гиперопеки, страха и т. д.) и фрустрирующих эмоций самого инвалида (жалости к себе, недоброжелательства по отношению к окружающим, ожидания гиперопеки, стремления к изоляции). Этот барьер требует нормализации эмоционального фона взаимоотношений общества и инвалида;

-коммуникативный барьер обусловлен действиями всех вышеперечисленных ограничений. Расстройство общения - одна из наиболее трудных социальных проблем инвалидов, а восстановление коммуникативных связей - одна из наиболее нагруженных целей социальной реабилитации инвалида.

Сущность реабилитации инвалида - не только (или не столько) восстановление здоровья, сколько восстановление (или создание) возможностей для социального функционирования при том состоянии здоровья, которым после излечения располагает инвалид. Её цель - восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

При рассмотрении проблем инвалидности и социальной реабилитации инвалидов Н. Ф. Дементьева предлагает выделять следующие аспекты:

-клинический аспект как отражение анатомического дефекта в костно-мышечной системе, сенсорной либо нервно-психической сферах с выраженными функциональными нарушениями, приводящими к ограничению жизнедеятельности;

-социальный аспект, который проявляется в вынужденной изоляции, социальной депривации, дефиците информации, ограничении занятости, в возникновении информационного и градостроительного барьера;

-психологический аспект; отражает изменения личностного плана в виде пониженной самооценки, разбалансировки саморегуляции, дезадаптации к окружающему миру, угнетающего чувства зависимости от окружающих. Возможны более выраженные психологические изменения личности инвалида: неуверенность, безнадёжность, обречённость, тревожные опасения.

Сущность и содержание социальной реабилитации инвалида непосредственным образом связаны с социальной интеграцией, которая представляет процесс подготовки и готовность инвалида к выходу в общество, с одной стороны, и готовность общества принять инвалида - с другой.

 

 

 

 

 

2. 8. Виды социальной реабилитации

В зависимости от характера и содержания социальных или личностных проблем, в которые вовлекаются люди, как по собственному желанию, так и помимо его, и содержания задач, которые необходимо решить, применяются следующие основные виды социальной реабилитации:

1. Социально-бытовая реабилитация

Социально-бытовая реабилитация включает: социально- бытовую ориентацию, социально-бытовое образование, социально-бытовую адаптацию, социально-бытовое устройство.

Социально-бытовая ориентация - это процесс ознакомления инвалида с предметами и окружением социально-бытового назначения. В этом процессе участвует специалист, который ориентирует инвалида в социально-бытовых проблемах, раскрывает перспективу его способностей к осуществлению жизнедеятельности, показывает необходимость приложения определённых усилий. В процессе социально-бытовой ориентации достигается новое качество - социально-бытовая ориентированность инвалида.

Социально-бытовое образование призвано обучить инвалида бытовым навыкам, утраченным в результате физического либо сенсорного дефекта, а также, возможно, в результате выраженного психического заболевания.

В самой технологии обучения социально-бытовым навыкам возможны разные варианты, в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, с одной стороны, и реальных (финансовых, организационных) возможностей - с другой:

- возможность обучения или переобучения инвалидов пользованию обыденным (типовым) хозяйственно-бытовым оборудованием, кухонной утварью за счёт сохранившихся функциональных способностей;

- обучение инвалидов пользованию приспособленными, переоборудованными приборами, предметами, оснащёнными элементарными насадками, рычагами и др.;

- обучение инвалидов пользованию новыми специальными адаптивными техническими средствами, отвечающими их потребностям.

Социально-бытовая адаптация – это усвоение особенностей материально-бытовых условий, решения проблем быта в организации, специфики удовлетворения потребностей в определенном размере зарплаты, в жилье; восприятие традиций проведения досуга и т. д.
-Информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации пациента и членов его семьи;
-Обучение пациента самообслуживанию;
-Адаптационное обучение семьи пациента;
-Обучение больного и инвалида пользованию техническими средствами реабилитации
-Организация жизни пациента в быту (адаптация жилого помещения к потребностям больного и инвалида);
-Обеспечение техническими средствами реабилитации (в программе указываются необходимые мероприятия для создания бытовой независимости пациента);
-Сурдотехника - технические средства для коррекции и компенсации нарушений слуха и речи; это отрасль приборостроения, разрабатывающая сурдотехнические средства
-Тифлотехника - отрасль приборостроения специального назначения, относящаяся к разработке технических средств для обучения, политехнической, производственной подготовки, трудовой деятельности и культурно-бытового обслуживания слепых, слабовидящих и слепоглухих, а также для коррекции, развития, восстановления зрения.
-Технические средства реабилитации;

Реализация данных положений будет различной в зависимости от локализации анатомического дефекта и степени выраженности функциональных нарушений с учётом соответствия эргономических требований физическим и психофизиологическим возможностям инвалида. Основной целью социально-бытовой реабилитации является социально-бытовая адаптация. Социально-бытовая адаптация - это процесс приспособления инвалида в статусе человека, имеющего дефект в состоянии здоровья, к условиям ближайшего социума. Это процесс, в результате которого инвалид приобретает способность совершать движения и целенаправленные действия по самообслуживанию.

В одних случаях в ходе адаптации используются возможности приспособления инвалида к привычным для быта предметам, условиям, бытовому оборудованию на основе реабилитационного потенциала с использованием элементарных приспособлений. В других случаях требуются специальные вспомогательные устройства, обеспечивающие не только социально-бытовую адаптацию, но и относительно независимый образ жизни. Адаптированность инвалида в конкретных социально-бытовых условиях - результат взаимодействия инвалида и реабилитолога, социального педагога.

Социально-бытовая адаптация инвалидов реализуется в трёх категориях жилищ: специально оборудованных квартирах, специально оборудованных модифицированных домах с комплексом социально-бытовых услуг, в домах-интернатах общего и психоневрологического профиля.

Социально-бытовое устройство является важным компонентом социально-бытовой реабилитации.

Для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата особую значимость приобретает специальное оборудование, различные вспомогательные приспособления, обеспечивающие бытовую независимость, особая планировка квартиры, позволяющая передвигаться на кресле-коляске или с использованием ходунков.

Применительно к инвалидам особую важность приобретает создание условий, облегчающих доступность пользования бытовыми приборами; наличие специальных устройств, обеспечивающих возможность самообслуживания, и приспособлений, облегчающих самостоятельный приём пищи, пользование столовыми приборами; оборудование устройств для чтения, рукоделия, для самостоятельного подъёма со стула, кровати, приспособлений для поднятия предметов с пола и др.

2. Социально-средовая реабилитация

              Социально-средовая реабилитация инвалидов — это комплекс мер, направленных на создание оптимальной среды их жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления социального статуса и утраченных общественных связей. Такая реабилитационная деятельность нацелена на обеспечение инвалидов специальным оборудованием и оснащением, которое позволяет им быть относительно независимыми в бытовом плане.

Она направлена на восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды. Этот вид реабилитации включает в себя знакомство человека с основными характеристиками среды, в которой он оказался, помощь в организации новой среды жизнедеятельности и восстановление привычных моделей поведения и деятельности по организации собственной повседневной жизни.

Социально-средовая реабилитация

- Проведение социально-психологической и психологической реабилитации (психотерапия, психокоррекция, психологическое консультирование);

- Осуществление психологической помощи семье (обучение жизненным навыкам, персональной безопасности, социальному общению, социальной независимости);

- Содействие в решении личных проблем;

- Консультирование по правовым вопросам;

-Обучение навыкам проведения досуга и отдыха.

Социально-средовая реабилитация включает: социально- средовую ориентацию, социально-средовое образование, социально- средовую адаптацию.

Социально-средовая ориентация понимается как процесс формирования умения человека в статусе инвалида ориентироваться в окружающей среде - жилой, градостроительной, образовательной, производственной.

Социально-средовое образование - это процесс обучения инвалида навыкам пользования вспомогательными устройствами окружающей среды для осуществления жизнедеятельности. Этот процесс включает обучение навыкам пользования пандусом, поручнями, совмещая их с навыками пользования индивидуальными вспомогательными средствами передвижения.

Информация о работе Социальная реабилитация