Социальная реабилитация инвалидов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Цель: проанализировать социальную реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1.Выявить содержание понятий "инвалид¬ность ", "инвалиды" "реабилитация".
2.Изучить формы и методы решения социальных проблем инвалидов.
3.Рассмотреть правовое обеспечение социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3-6
1.Теоретическая сущность социальной работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья. 1.1. Содержание понятий "инвалидность", "инвалиды", "реабилитация"…………………………………………………………7-14
1.2. Роль социальных работников в реабилитации инвалидов……….15-20
1.3. Формы и методы решения социальных проблем инвалидов………..21-27
2. Социальная реабилитация как направление социальной работы.
2.1. Сущность, понятие, основные виды реабилитации………………....28-32
2.2.Правовое обеспечение социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья…………………..……………………………33-40
2.3. Проблема социальной реабилитации инвалидов и основные пути, и способы её решения сегодня…………………………………………….41-48
Заключение………………………………………………………………….49
Список используемой литературы……………………………………...50-51

Работа содержит 1 файл

Реабилитация инвалидов Курсовая.doc

— 233.50 Кб (Скачать)

Производство игрового инвентаря, спортивных снарядов, гон­чарных изделий, посуды, простых бытовых инструментов, резных деревянных изделий, ликероводочных изделий, прохладительных напитков в виде небольших партий, по народной рецептуре, печат­ных наборов для издания книжной продукции массового спроса, пе­реплетение книг, работа по созданию продукции компьютеров, если последние имеют специальную клавиатуру, изготовление самой специальной клавиатуры и другие изделия могли бы стать базовы­ми направлениями в развитии «домашней промышленности» с уча­стием лиц инвалидов по зрению.

Таким образом, вне зависимости от тяжести, характера (вида) инвалидности, каждой из выделенных групп людей может быть найдено место в новом виде монопольного, инвалидного, промыш­ленного производства.

Учитывая то обстоятельство, что основными группами забо­леваний, приводящими к инвалидности население Новосибирской области, чаще всего, становятся болезни системы кровообраще­ния, злокачественные заболевания и травмы, прогрессирование которых продолжается, хотя и медленно, после получения челове­ком инвалидности, грозя возможными обострениями, при развер­тывании «домашней промышленности» необходимо предусмот­реть создание подвижной медицинской коррекционно-профилактической службы, с задачей максимального снижения риска появления рецидивов перечисленных выше заболеваний и травм при работе с промышленным оборудованием в домашних услови­ях, тем более, что основная часть производимой всеми группами инвалидов продукции будет создаваться в их квартирах, в местах их концентрации, часто просто неприспособленных для оптималь­ного размещения основных промышленных узлов будущих произ­водств.

Не исключена возможность того, что в ее ведение могут быть переданы уже работающие инвалидные производства, часть пустующих площадей некоторых государственных предприятий, ряд учреждений соцкультбыта, конечно, часть жилой площади на квартире у инвалида.

Сам процесс развертывания «домашней промышленности» не потребует вложения больших денежных средств, но будет предполагать создание особой областной, му­ниципальной службы ее сервиса со своими складами, транспортом, местами реализации, сбыта готовой продукции, источниками пополнения расходных средств и материалов, оборудования и приборов, мест быстрого ремонта последних, опирающейся в сво­ей деятельности на специализированные фонды, банки, страховые компании, службы системы жизнеобеспечения г. Новосибирска и наиболее крупных промышленных городов Новосибирской об­ласти. Для осуществления успешной работы по организации и запуску в работу «домашней промышленности», кроме разработки и реали­зации соответствующих бизнес-планов, необходимо создание про­фессионально-ориентированных программ воспитательной работы с инвалидами и творческих коллективов, способных к их выполне­нию, возбуждая этим самым у будущих рабочих «домашней промышленности» позитивную мотивацию на предстоящий труд и по­могая их быстрому приобщению к последнему. Постоянно действующим центром подобной методолого-методической, воспи­тательной работы может стать Областной центр социальной реа­билитации для инвалидов и его персонал, усиленный совместной работой с сотрудниками научно-исследовательских и учебных ин­ститутов, университетов, академий г. Новосибирска.

Профессио­нальная квалификация названного коллектива уже сейчас доста­точно велика и способна начать немедленный курс воспита­ния-обучения умственно сохранных инвалидов г. Новосибирска и области, с целью подготовки их к работе на «домашнем производ­стве». Основным содержанием подобного начального подготови­тельного курса станет:

1. Повышение их общего образовательного уровня;

2. Развитие умений и навыков эффективного использования сво­его потенциала интуитивного, ассоциативного и гипотетического мышления;

3. Развитие навыков коммуникабельности;

4.  Обсуждение проблем конфликтов и способов быстрого, лег­кого выхода из конфликтной ситуации;

5.  Развитие таланта инвалида, его гиперспособностей (включая проскопию), общего уровня духовности, здоровья;

6.  Развитие всех видов памяти;

7. Развитие руки (мелкие сенсорно-кинетические движения);

8.  Развитие красноречия;

9. Оказание помощи в определении социально-ролевой функции индивида на будущем производстве (учитель, педагог, воспитатель, наставник);

10. Развитие чувствования состояния другого человека;

11.  Развитие знаний, навыков взаимопомощи в случае возникновения новых соматических и психических заболеваний с широким использованием средств и методов народной медицины;

12.  Обучение методам адекватной оценки собственных физио­логических, психических возможностей при вхождении в любые формы общественно-полезной деятельности. Каждый из приведенных разделов обучающей программы, ра­нее в отдельности, уже доказал свою воспитательно-педагогичес­кую значимость для предстоящей жизни человека, а иллюстрации его эффектов неоднократно приводились в научной литературе. Об этом прямо или косвенно писали: К. К. Платонов (1986), И. В. Бушмарин (1992), Е. Ю. Ветрова (1992), В. В. Николаева (1987), А. А. Криулина (1989), Г. Е. Леевик (1989), Н. В. Рождественская (1996), В..В. Зеньковский (1995) и многие другие.  Одновременно с обучением инвалидов навыкам общественно-полезного труда и развертыванием «домашней промышленности» необходимо начать создание материально-технической базы буду­щих инвалидных производств. Ее комплектация может осуществ­ляться под взятие инвалидом у государства или частного лица льготной ссуды, кредита, через включение последнего в активную реализацию какого-либо инновационного проекта, под залог части его имущества, лизинговой формы использования оборудования, приборов, компьютеров или в какой-либо другой фор­ме. Существенную помощь в этом деле инвалиду могут оказать специализированные государственные и частные учреждения, фир­мы, банки, участвующие в сопровождении деятельности современ­ной потребительской кооперации, принципы которой были подробно описаны в классических экономических работах В. С. Немчинова (1969), А. В. Чаянова (1925, 1991).

Подводя итог сказанному, можно говорить о том, что главным направлением современной работы по социальной реабилитации инвалидов становится не дальнейшее совершенствование уже су­ществующей службы их социальной защиты, имеющейся соци­альной и реабилитационной медицинской помощи, хотя деятель­ность и в этих аспектах сохраняет свою актуальность, имея хорошую перспективу своего совершенствования в обеспечении защиты инвалида от отрицательного воздействия факторов при­родной и социальной среды, а развитие их социально-производ­ственной активности, степени их вовлеченности в общественно-полезный труд, уменьшение числа инвалидов, делающих основой своей предстоящей деятельности мотив сохранения жизни любой ценой. Развитие «домашней промышленности» сегодня есть во многом ключевой момент, с использованием труда инвалидов, стабилизации российской экономики, особенно на территориях России, расположенных за Уралом.

Таким образом, рациональное трудовое устройство инвалидов на рабочее место (как это написано в сборнике методических ре­комендаций под редакцией В. Н. Стрижакова «Информационно-методическое обеспечение процесса реабилитации инвалидов» в 1997 году) в различных отраслях «домашней промышленности», в условиях развития рыночной экономики правового российского го­сударства, базирующееся на общих принципах реабилитации, с постоянным использованием для поддержки этого важного на­правления, как бы завершающего курс его реабилитации, уже су­ществующей нормативно-правовой базы федерального и регио­нального уровней, есть важнейшая цель рационального реформи­рования всей существующей системы реабилитации инвалидов в России, а в ее Западно-Сибирском регионе (на примере г. Новоси­бирска) и их выживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В результате проделанной работы мы пришли к выводу, что социальная реабилитация инвалидов   имеет программу реабилитационных мероприятий, позволяющих индивиду не только адаптироваться к своему состоянию, но в наиболее оптимальной ситуации выработать навыки самопомощи и создания сети социальных связей.

  Проанализировав научную литературу о социальной  реабилитации инвалидов, мы выяснили, что социальная ре­абилитация направлена на то, чтобы помочь инвалидам  не только приспособиться к окружающей их среде, но и ока­зывать воздействие на их непосредственное окружение и на общество в целом, что облегчает их интеграцию в об­щество.

Также мы выявили, что для нашей страны проблема оказания помощи лицам с ограниченными возможностями принадле­жит к числу наиболее важных и актуальных, так как рост численности инвалидов выступает в качестве устойчивой тенденции нашего социального развития, и пока нет дан­ных, свидетельствующих о стабилизации положения или об изменении этой тенденции.

Проведя это исследование,  мы выявили содержание понятий   "инвалид­ность ", "инвалиды", "реабилитация", формы и методы решения социальных проблем инвалидов, правового обеспечения социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.  Поставленные нами задачи были выполнены.

Таким образом, мы приходим к итоговому выводу, что социальная реабилитация  инвалидов является восстановлением способ­ностей к социальному функционированию.

 

 

 

 

 

 

                                                

                                    Список литературы.

1. Башяева Т. В, Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популяр­ное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия разви­тия, 1997. — 240с.

2. Бурланчук Л. Ф. Введение в проективную психологию. — Киев: Ника-Центр, 1997. —128с.

3. Бушмарин И. В. Роль творческого труда в современной экономике разви­тых капиталистических стран. — В сб.: Население и трудовые ресурсы: проблемы и решения, зарубежный опыт. — М.: Наука, 1992. — 159с.

4. Ветрова Е. Ю. Характер труда и ценностные ориентации населения промышленно развитых стран. — Сб.: Население и трудовые ресурсы: про­блемы и решения, зарубежный опыт.— М.: Наука, 1992.— 139с.

5.Восстановление трудоспособности: Хроника ВОЗ. 1969. Т. 23а. — 255 с.

6. Вуджек Т. Тренировка ума. — СПб: Питер Пресс.  1996. — 228с.

7. Дементьева Н. Ф., Устинова Э. В. Роль и место социальных работни­ков в обслуживании инвалидов и пожилых людей. Тюмень, 1995. —135с.

8. Игры — обучение, тренинг, досуг — М.: Новая школа, 1994. — 338с.

9.   Жулковска Т., Ковалева А.И., Луков В.А. «Ненормальные» в обществе: Социализация людей с ограниченными интеллектуальными возможностями: Науч. монография.- Москва-Щецин: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2003. – 432 с.

10. Зеньковский В. В. Психология детства. — Екатеринбург: Деловая книга, 1995.—347с.

11.Кавокин С. Н.Указ. соч. —54с.

12. Ковалева А.И. Личность и общество: Лекции по социологии: Учебное пособие / Моск. гуманит. - социальн. академия. Кафедра социологии. – М.: Социум, 2001. – 104с.

13.Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболеваний нервной системы. Методические рекомендации. М.; СПб., 1998. Т. 2. —256 с.

14. Криулина А. А. Групповая дискуссия в учебном процессе. — В сб.: Тези­сы 7-го Всесоюзного съезда общества психологов СССР. — М: Совмест­ное издательство АН СССР. Общества психологов СССР. 1989. —126с.

15. Леевик Г. В. Методики профессиональной ориентации молодежи с огра­ниченной трудоспособностью.—138с.

16. Немчинов В. С. Планирование и народхозяйственные балансы. — Из­бранные произведения. Т. 5. — М.: Наука, 1968. — 430с.

17.Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. М., 1997. Т. 2. —285c.

  18.Руководство по медико-социальной экспертизе и реабилитации / Под ред.     

А. И. Осадчих. М., 1999.Т. 1. —235 с.

19.Социально-демографическое развитие в Западной Европе. М., 1992. —164с.

20.Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. ТЗЗ Е.И. Холостовой. – М.: Юрист, 2001. – 334с.

21.Трудотерапия как метод реабилитации инвалидов. М., 1998. —115 c.

22.Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября  1995 г . № 181-ФЗ —248с.

23.Философия и методология социальной работы: /Учебное пособие / Смирнова Е.Р., Ярская В.Н.; Сарат. гос. техн. ун-т, Саратов, 1997. - 104с.

24.Холостова Е.И, Дементьева Н.Ф.Социальная реабилитация. Учебное пособие.2-е изд. – М: Издательско-торговая корпорация “Дашков и Ко’’, 2003 - 340с.

25. Хралыпина Л.П. Основы реабилитации инвалидов. М.,1996. —146 с.

 

                      

 

2

 



Информация о работе Социальная реабилитация инвалидов