Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:08, курсовая работа
Цель: проанализировать социальную реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1.Выявить содержание понятий "инвалид¬ность ", "инвалиды" "реабилитация".
2.Изучить формы и методы решения социальных проблем инвалидов.
3.Рассмотреть правовое обеспечение социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Введение…………………………………………………………………..3-6
1.Теоретическая сущность социальной работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья. 1.1. Содержание понятий "инвалидность", "инвалиды", "реабилитация"…………………………………………………………7-14
1.2. Роль социальных работников в реабилитации инвалидов……….15-20
1.3. Формы и методы решения социальных проблем инвалидов………..21-27
2. Социальная реабилитация как направление социальной работы.
2.1. Сущность, понятие, основные виды реабилитации………………....28-32
2.2.Правовое обеспечение социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья…………………..……………………………33-40
2.3. Проблема социальной реабилитации инвалидов и основные пути, и способы её решения сегодня…………………………………………….41-48
Заключение………………………………………………………………….49
Список используемой литературы……………………………………...50-51
Производство игрового инвентаря, спортивных снарядов, гончарных изделий, посуды, простых бытовых инструментов, резных деревянных изделий, ликероводочных изделий, прохладительных напитков в виде небольших партий, по народной рецептуре, печатных наборов для издания книжной продукции массового спроса, переплетение книг, работа по созданию продукции компьютеров, если последние имеют специальную клавиатуру, изготовление самой специальной клавиатуры и другие изделия могли бы стать базовыми направлениями в развитии «домашней промышленности» с участием лиц инвалидов по зрению.
Таким образом, вне зависимости от тяжести, характера (вида) инвалидности, каждой из выделенных групп людей может быть найдено место в новом виде монопольного, инвалидного, промышленного производства.
Учитывая то обстоятельство, что основными группами заболеваний, приводящими к инвалидности население Новосибирской области, чаще всего, становятся болезни системы кровообращения, злокачественные заболевания и травмы, прогрессирование которых продолжается, хотя и медленно, после получения человеком инвалидности, грозя возможными обострениями, при развертывании «домашней промышленности» необходимо предусмотреть создание подвижной медицинской коррекционно-профилактической службы, с задачей максимального снижения риска появления рецидивов перечисленных выше заболеваний и травм при работе с промышленным оборудованием в домашних условиях, тем более, что основная часть производимой всеми группами инвалидов продукции будет создаваться в их квартирах, в местах их концентрации, часто просто неприспособленных для оптимального размещения основных промышленных узлов будущих производств.
Не исключена возможность того, что в ее ведение могут быть переданы уже работающие инвалидные производства, часть пустующих площадей некоторых государственных предприятий, ряд учреждений соцкультбыта, конечно, часть жилой площади на квартире у инвалида.
Сам процесс развертывания «домашней промышленности» не потребует вложения больших денежных средств, но будет предполагать создание особой областной, муниципальной службы ее сервиса со своими складами, транспортом, местами реализации, сбыта готовой продукции, источниками пополнения расходных средств и материалов, оборудования и приборов, мест быстрого ремонта последних, опирающейся в своей деятельности на специализированные фонды, банки, страховые компании, службы системы жизнеобеспечения г. Новосибирска и наиболее крупных промышленных городов Новосибирской области. Для осуществления успешной работы по организации и запуску в работу «домашней промышленности», кроме разработки и реализации соответствующих бизнес-планов, необходимо создание профессионально-
Профессиональная квалификация названного коллектива уже сейчас достаточно велика и способна начать немедленный курс воспитания-обучения умственно сохранных инвалидов г. Новосибирска и области, с целью подготовки их к работе на «домашнем производстве». Основным содержанием подобного начального подготовительного курса станет:
1. Повышение их общего образовательного уровня;
2. Развитие умений и навыков эффективного использования своего потенциала интуитивного, ассоциативного и гипотетического мышления;
3. Развитие навыков коммуникабельности;
4. Обсуждение проблем конфликтов и способов быстрого, легкого выхода из конфликтной ситуации;
5. Развитие таланта инвалида, его гиперспособностей (включая проскопию), общего уровня духовности, здоровья;
6. Развитие всех видов памяти;
7. Развитие руки (мелкие сенсорно-кинетические движения);
8. Развитие красноречия;
9. Оказание помощи в определении социально-ролевой функции индивида на будущем производстве (учитель, педагог, воспитатель, наставник);
10. Развитие чувствования состояния другого человека;
11. Развитие знаний, навыков взаимопомощи в случае возникновения новых соматических и психических заболеваний с широким использованием средств и методов народной медицины;
12. Обучение методам адекватной оценки собственных физиологических, психических возможностей при вхождении в любые формы общественно-полезной деятельности. Каждый из приведенных разделов обучающей программы, ранее в отдельности, уже доказал свою воспитательно-педагогическую значимость для предстоящей жизни человека, а иллюстрации его эффектов неоднократно приводились в научной литературе. Об этом прямо или косвенно писали: К. К. Платонов (1986), И. В. Бушмарин (1992), Е. Ю. Ветрова (1992), В. В. Николаева (1987), А. А. Криулина (1989), Г. Е. Леевик (1989), Н. В. Рождественская (1996), В..В. Зеньковский (1995) и многие другие. Одновременно с обучением инвалидов навыкам общественно-полезного труда и развертыванием «домашней промышленности» необходимо начать создание материально-технической базы будущих инвалидных производств. Ее комплектация может осуществляться под взятие инвалидом у государства или частного лица льготной ссуды, кредита, через включение последнего в активную реализацию какого-либо инновационного проекта, под залог части его имущества, лизинговой формы использования оборудования, приборов, компьютеров или в какой-либо другой форме. Существенную помощь в этом деле инвалиду могут оказать специализированные государственные и частные учреждения, фирмы, банки, участвующие в сопровождении деятельности современной потребительской кооперации, принципы которой были подробно описаны в классических экономических работах В. С. Немчинова (1969), А. В. Чаянова (1925, 1991).
Подводя итог сказанному, можно говорить о том, что главным направлением современной работы по социальной реабилитации инвалидов становится не дальнейшее совершенствование уже существующей службы их социальной защиты, имеющейся социальной и реабилитационной медицинской помощи, хотя деятельность и в этих аспектах сохраняет свою актуальность, имея хорошую перспективу своего совершенствования в обеспечении защиты инвалида от отрицательного воздействия факторов природной и социальной среды, а развитие их социально-производственной активности, степени их вовлеченности в общественно-полезный труд, уменьшение числа инвалидов, делающих основой своей предстоящей деятельности мотив сохранения жизни любой ценой. Развитие «домашней промышленности» сегодня есть во многом ключевой момент, с использованием труда инвалидов, стабилизации российской экономики, особенно на территориях России, расположенных за Уралом.
Таким образом, рациональное трудовое устройство инвалидов на рабочее место (как это написано в сборнике методических рекомендаций под редакцией В. Н. Стрижакова «Информационно-методическое обеспечение процесса реабилитации инвалидов» в 1997 году) в различных отраслях «домашней промышленности», в условиях развития рыночной экономики правового российского государства, базирующееся на общих принципах реабилитации, с постоянным использованием для поддержки этого важного направления, как бы завершающего курс его реабилитации, уже существующей нормативно-правовой базы федерального и регионального уровней, есть важнейшая цель рационального реформирования всей существующей системы реабилитации инвалидов в России, а в ее Западно-Сибирском регионе (на примере г. Новосибирска) и их выживания.
Заключение.
В результате проделанной работы мы пришли к выводу, что социальная реабилитация инвалидов имеет программу реабилитационных мероприятий, позволяющих индивиду не только адаптироваться к своему состоянию, но в наиболее оптимальной ситуации выработать навыки самопомощи и создания сети социальных связей.
Проанализировав научную литературу о социальной реабилитации инвалидов, мы выяснили, что социальная реабилитация направлена на то, чтобы помочь инвалидам не только приспособиться к окружающей их среде, но и оказывать воздействие на их непосредственное окружение и на общество в целом, что облегчает их интеграцию в общество.
Также мы выявили, что для нашей страны проблема оказания помощи лицам с ограниченными возможностями принадлежит к числу наиболее важных и актуальных, так как рост численности инвалидов выступает в качестве устойчивой тенденции нашего социального развития, и пока нет данных, свидетельствующих о стабилизации положения или об изменении этой тенденции.
Проведя это исследование, мы выявили содержание понятий "инвалидность ", "инвалиды", "реабилитация", формы и методы решения социальных проблем инвалидов, правового обеспечения социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Поставленные нами задачи были выполнены.
Таким образом, мы приходим к итоговому выводу, что социальная реабилитация инвалидов является восстановлением способностей к социальному функционированию.
1. Башяева Т. В, Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1997. — 240с.
2. Бурланчук Л. Ф. Введение в проективную психологию. — Киев: Ника-Центр, 1997. —128с.
3. Бушмарин И. В. Роль творческого труда в современной экономике развитых капиталистических стран. — В сб.: Население и трудовые ресурсы: проблемы и решения, зарубежный опыт. — М.: Наука, 1992. — 159с.
4. Ветрова Е. Ю. Характер труда и ценностные ориентации населения промышленно развитых стран. — Сб.: Население и трудовые ресурсы: проблемы и решения, зарубежный опыт.— М.: Наука, 1992.— 139с.
5.Восстановление трудоспособности: Хроника ВОЗ. 1969. Т. 23а. — 255 с.
6. Вуджек Т. Тренировка ума. — СПб: Питер Пресс. 1996. — 228с.
7. Дементьева Н. Ф., Устинова Э. В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. Тюмень, 1995. —135с.
8. Игры — обучение, тренинг, досуг — М.: Новая школа, 1994. — 338с.
9. Жулковска Т., Ковалева А.И., Луков В.А. «Ненормальные» в обществе: Социализация людей с ограниченными интеллектуальными возможностями: Науч. монография.- Москва-Щецин: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2003. – 432 с.
10. Зеньковский В. В. Психология детства. — Екатеринбург: Деловая книга, 1995.—347с.
11.Кавокин С. Н.Указ. соч. —54с.
12. Ковалева А.И. Личность и общество: Лекции по социологии: Учебное пособие / Моск. гуманит. - социальн. академия. Кафедра социологии. – М.: Социум, 2001. – 104с.
13.Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболеваний нервной системы. Методические рекомендации. М.; СПб., 1998. Т. 2. —256 с.
14. Криулина А. А. Групповая дискуссия в учебном процессе. — В сб.: Тезисы 7-го Всесоюзного съезда общества психологов СССР. — М: Совместное издательство АН СССР. Общества психологов СССР. 1989. —126с.
15. Леевик Г. В. Методики профессиональной ориентации молодежи с ограниченной трудоспособностью.—138с.
16. Немчинов В. С. Планирование и народхозяйственные балансы. — Избранные произведения. Т. 5. — М.: Наука, 1968. — 430с.
17.Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. М., 1997. Т. 2. —285c.
18.Руководство по медико-социальной экспертизе и реабилитации / Под ред.
А. И. Осадчих. М., 1999.Т. 1. —235 с.
19.Социально-демографическое развитие в Западной Европе. М., 1992. —164с.
20.Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. ТЗЗ Е.И. Холостовой. – М.: Юрист, 2001. – 334с.
21.Трудотерапия как метод реабилитации инвалидов. М., 1998. —115 c.
22.Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г . № 181-ФЗ —248с.
23.Философия и методология социальной работы: /Учебное пособие / Смирнова Е.Р., Ярская В.Н.; Сарат. гос. техн. ун-т, Саратов, 1997. - 104с.
24.Холостова Е.И, Дементьева Н.Ф.Социальная реабилитация. Учебное пособие.2-е изд. – М: Издательско-торговая корпорация “Дашков и Ко’’, 2003 - 340с.
25. Хралыпина Л.П. Основы реабилитации инвалидов. М.,1996. —146 с.
2