Социальная реабилитация инвалидов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Цель: проанализировать социальную реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1.Выявить содержание понятий "инвалид¬ность ", "инвалиды" "реабилитация".
2.Изучить формы и методы решения социальных проблем инвалидов.
3.Рассмотреть правовое обеспечение социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3-6
1.Теоретическая сущность социальной работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья. 1.1. Содержание понятий "инвалидность", "инвалиды", "реабилитация"…………………………………………………………7-14
1.2. Роль социальных работников в реабилитации инвалидов……….15-20
1.3. Формы и методы решения социальных проблем инвалидов………..21-27
2. Социальная реабилитация как направление социальной работы.
2.1. Сущность, понятие, основные виды реабилитации………………....28-32
2.2.Правовое обеспечение социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья…………………..……………………………33-40
2.3. Проблема социальной реабилитации инвалидов и основные пути, и способы её решения сегодня…………………………………………….41-48
Заключение………………………………………………………………….49
Список используемой литературы……………………………………...50-51

Работа содержит 1 файл

Реабилитация инвалидов Курсовая.doc

— 233.50 Кб (Скачать)

В отличие от пожилых людей с относительно ограниченными потребностями, среди которых преобладают витальные и связанные с продлением активного образа жизни, молодые инвалиды имеют потребности в получении образования и трудоустройстве, в реализации желаний в области развлекательного досуга и спорта, в создании семьи и др.

В условиях  дома- интерната при отсутствии в штате специальных работников, которые могли бы изучить потребности молодых инвалидов, и при отсутствии условий для их реабилитации возникает ситуация социальной напряженности, неудовлетворенности желаний. Молодые инвалиды, по существу  находятся в условиях социальной депривации, они постоянно испытывают дефицит информации. Вместе с тем, оказалось, что повысить свое образование хотели бы только 3,9% , а получить профессию - 8,6% молодых инвалидов. Среди пожеланий доминируют запросы в отношении культурно- массовой работы (у 418% молодых инвалидов).

Роль социального работника состоит в том, чтобы создать особую среду в доме - интернате и особенно в тех отделениях, где проживают молодые инвалиды. Терапия средой занимает ведущее место в организации образа жизни инвалидов молодого возраста. Основным направлением является создание активной, действенной среды  обитания, которая побуждала бы молодых инвалидов на “самодеятельность”, самообеспечение, отход от иждивенческих настроений и гиперопеки.

Для реализации идеи активизации среды можно использовать занятость трудом, любительские занятия, общественно- полезную деятельность, спортивные мероприятия, организацию содержательно- развлекательного досуга, обучение профессиям. Такой перечень мероприятий вне должен осуществляться только лишь социальным работником. Важно, чтобы весь персонал был ориентирован на изменение стиля работы учреждения, в котором находятся молодые инвалиды. В связи с этим, социальному работнику необходимо владение методами и приемами работы с лицами, обслуживающими инвалидов в домах-интернатах. С учетом таких задач, социальный работник должен знать функциональные обязанности медицинского и вспомогательного персонала. Он должен уметь выявить общее, сходное в их деятельности и использовать это для создания терапевтической среды.

Для создания положительной терапевтической среды социальному работнику необходимы знания не только психолого-педагогического плана. Нередко приходится решать вопросы и юридические (гражданского права, трудового регулирования, имущественные и др.). Решение или содействие в решении этих вопросов будет способствовать социальной адаптации, нормализации взаимоотношений молодых инвалидов, а, возможно, и их социальной интеграции.

При работе с молодыми инвалидами важно выявление лидеров из контингента лиц с положительной социальной направленностью. Опосредованное влияние через них на группу способствует формированию общих целей, сплочению инвалидов в ходе деятельности, их полноценному общению.

Общение, как один из факторов социальной активности, реализуется в ходе трудовой занятости и проведения досуга. Длительное пребывание молодых инвалидов в своего рода социальном изоляторе, каким является дом- интернат, не способствует формированию навыков общения. Оно носит преимущественно ситуативный характер, отличается поверхностью, нестойкостью связей.

Степень социально- психологической адаптации молодых инвалидов в домах- интернатах в значительной мере определяется их отношением к своей болезни. Оно проявляется либо отрицанием болезни, либо рациональным отношением к заболеванию, либо “уходом в болезнь”. Этот последний вариант выражается в появлении отгороженности, подавленности, в постоянном самоанализе, в уходе от реальных событии и интересов. В этих случаях важна роль социального работника как психотерапевта, который использует различные методы отвлечения инвалида от пессимистической оценки своего будущего, переключает его на обыденные интересы, ориентирует на положительную перспективу.

Роль социального работника состоит в том, чтобы с учетом возрастных интересов, личностно- характерологических особенностей обеих категорий проживающих, организовать социально- бытовую и социально- психологическую адаптацию молодых инвалидов.

Оказание содействия в поступлении инвалидов в учебное заведение является одной из важных функций участия социального работника в реабилитации этой категории лиц.

Важным разделом деятельности социального работника является трудоустройство инвалида, которое может быть осуществлено (в соответствии с рекомендациями врачебно- трудовой экспертизы) либо в условиях обычного производства, либо на специализированных предприятиях, либо в надомных условиях.

При этом социальный работник должен руководствоваться нормативными актами о трудоустройстве, о перечне профессий для инвалидов и др. и оказывать им действенную помощь.

При осуществлении реабилитации инвалидов, находящихся в семьях, и тем более живущих одиноко, важную роль приобретает морально- психологическая поддержка этой категории лиц. Крах жизненных планов, разлад в семье, лишение любимой работы, разрыв привычных связей, ухудшение материального положения - вот далеко неполный перечень проблем, которые могут дезадаптировать инвалида, вызвать у него депрессивную реакцию и явиться фактором, осложняющим собственно весь процесс  реабилитации. Роль социального работника состоит в соучастии, в проникновении в сущность психогенной ситуации инвалида и в попытке устранить или хотя бы смягчить воздействие ее на психологическое состояние инвалида. Социальный работник должен, в связи с этим, обладать определенными личностными качествами и владеть основами психотерапии.

Таким образом, участие социального работника в реабилитации инвалидов носит многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее образование, осведомленность в законодательстве, но и наличие соответствующих личностных особенностей, позволяющих инвалиду доверительно относиться к этой категории работников.

 


1.3. Формы и методы решения социальных проблем инвалидов.

 

    Исторически понятия «инвалидность» и «инвалид» в  России  связывались  с понятиями «нетрудоспособность» и «больной». И нередко  методические  подходы к анализу инвалидности заимствовались  из  здравоохранения,  по  аналогии  с анализом  заболеваемости. С начала  90-х  годов традиционные принципы  государственной  политики,  направленной  на  решение проблем инвалидности и инвалидов в связи со сложной  социально-экономической ситуацией в стране утратили свою эффективность.

    В целом инвалидность  как  проблема  деятельности  человека  в  условиях

ограниченной свободы выбора, включает в себя  несколько  основных  аспектов: правовой; социально-средовой;  психологический, общественно - идеологический аспект, анатомо-функциональный аспект.

                          Правовой аспект решения проблем инвалидов.

    Правовой аспект предполагает обеспечение  прав,  свобод  и  обязанностей

инвалидов.

    Президентом России  подписан  Федеральный  закон  «О  социальной  защите

инвалидов в Российской Федерации». Тем самым  особо  уязвимой  части  нашего общества  даны  гарантии  социальной  защиты.  Безусловно,  основополагающие законодательные нормы,  регулирующие  положение  инвалида  в  обществе,  его права  и  обязанности  являются  необходимыми  атрибутами  любого  правового государства. Инвалидам предоставляются права на  определенные условия для получения образования; обеспечение средствами  передвижения;  на специализированные  жилищные  условия;  первоочередное  получение  земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения  подсобного  и дачного хозяйства и садоводства, и другие. Например, жилые  помещения  будут теперь предоставляться инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с  учетом состояния  здоровья  и  других  обстоятельств.  Инвалиды  имеют   право   на дополнительную  жилплощадь  в  виде  отдельной  комнаты  в  соответствии   с перечнем заболеваний,  утвержденным  правительством  РФ.  При  этом  она  не считается излишней  и  подлежит  оплате  в  одинарном  размере.  Или  другой пример. Вводятся особые условия для обеспечения занятости инвалидов.  Теперь для предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм  собственности, имеющих численность работников более 30 человек, устанавливается  квота  для приема на работу инвалидов  —  в  процентах  к  среднесписочной  численности работников (но не менее трех процентов).  Второе  немаловажное  положение  — это право инвалидов быть активными участниками всех тех  процессов,  которые касаются принятия решений относительно их жизнедеятельности, статуса и  т.д.

                                  Социально-средовой аспект.

    Социально-средовой включает в себя вопросы, связанные с  микросоциальной средой  (семья,  трудовой  коллектив,  жилище,  рабочее  место  и  т.д.)   и макросоциальным  окружением   (градообразующая   и   информационная   среды, социальные группы, рынок труда и т.д.).

      Особую  категорию  "объектов"  обслуживания  социальными   работниками

представляет  семья,  в  которой  имеется  инвалид,  либо  пожилой  человек,

нуждающийся в посторонней помощи. Семья такого рода является микросредой,  в которой  живет  нуждающийся  в  социальной  поддержке  человек.  Он  как  бы вовлекает  ее  в  орбиту  обостренной  потребности  в   социальной   защите. Специально проведенным исследованием[3] установлено,  что  из  200  семей  с нетрудоспособными членами в 39,6% имеются инвалиды.  Для  более  эффективной организации  социального  обслуживания  социальному  работнику  важно  знать причину инвалидности, которая  может  быть  обусловлена  общим  заболеванием (84,8%), связана с пребыванием на  фронте  (инвалиды  войны  —  6,3%),  либо являются инвалидами с детства (6,3%).  Принадлежность  инвалида  к  той  или иной группе связана  с  характером  льгот  и  привилегий.  Роль  социального работника состоит в том, чтобы, опираясь на осведомленность в этом  вопросе, способствовать   реализации   льгот   в    соответствии    с    существующим законодательством. При  подходе  к  организации  работы  с  семьей,  имеющей инвалида либо пожилого человека, для социального работника важно  определить

социальную принадлежность этой  семьи,  установить  ее  структуру,  (полная,

неполная). Значение указанных факторов очевидно,  с  ними  связана  методика

работы с семьей, от них зависит и различный характер потребностей семьи.  Из

200 обследованных семей 45,5% были полными, 28,5%  —  неполными  (в  которых преимущественно мать и дети), в 26% — одинокие,  среди  которых  преобладали женщины   (84,6%).   Оказалось,   что   роль   социального   работника   как организатора, посредника, исполнителя наиболее  значима  для  этих  семей  в таких  сферах:  морально-психологическая  поддержка,   медицинская   помощь, социально-бытовое   обслуживание.   Таким

образом, оказалось, что наибольшая  нуждаемость  в  социальной  защите  всех

обследованных семей в настоящее время группируется вокруг  социально-бытовых проблем,  наиболее  уязвимые  с  точки  зрения  социальной  защиты  одинокие нетрудоспособные граждане нуждаются в  доставке  продуктов  и  медикаментов, уборке  квартиры,   прикреплении   к   центрам   социального   обслуживания. Невостребованность  морально-психологической  поддержки  семей   объясняется несформированностью  потребностей  такого   рода,   с   одной   стороны,   и сложившимися национальными традициями в России, с другой.  Оба  эти  фактора взаимосвязаны.  Необходимо  формирование  сферы   деятельности   социального работника.  Помимо  тех  обязанностей,  которые   изложены   в   нормативных документах, квалификационной характеристике, с учетом  современной  ситуации важно  не  только  выполнение   организационных,   посреднических   функций.

         Определенную  актуальность  приобретают  иные   виды   деятельности,   среди которых:  информированность   населения   о   возможности   более   широкого пользования  услугами  социального  работника,   формирование   потребностей населения  (в  условиях  рыночной  экономики)  в  защите  прав  и  интересов нетрудоспособных  граждан,  реализация  морально-психологической   поддержки семьи и др. Таким образом, роль социального работника  во  взаимодействии  с семьей, имеющей инвалида либо пожилого  человека,  имеет  много  аспектов  и может быть представлена в виде ряда последовательных этапов.  Началу  работы с  семьей  такого  рода  должно  предшествовать  выявлений  этого  "объекта" воздействия социального работника. С целью полного охвата  семей  с  пожилым человеком  и  инвалидом,  нуждающихся  в   помощи   социального   работника, необходимо использовать специально разработанную методику.

                                             Психологический аспект.

            Психологический аспект отражает как личностно-психологическую ориентацию самого инвалида,  так  и  эмоционально-психологическое  восприятие  проблемы инвалидности обществом. Инвалиды и  пенсионеры  относятся  к  категории  так называемого  маломобильного  населения  и  являются   наименее   защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано, прежде всего, с дефектами  их физического состояния, вызванного заболеваниями, приведшими к  инвалидности, а также с имеющимся комплексом  сопутствующей  соматической  патологии  и  с пониженной   двигательной   активностью,   характерными   для    большинства представителей  старших  возрастов.  Кроме  того,  в  значительной   степени

социальная  незащищенность  этих  групп   населения   связана   с   наличием

психологического  фактора,  формирующего   их   отношение   к   обществу   и затрудняющего адекватный контакт с ним.

          Психологические  проблемы  возникают при изолированности инвалидов от внешнего  мира,  как  вследствие  имеющихся недугов,  так  и  в  результате  неприспособленности  окружающей  среды  для инвалидов на кресло-колясках, при  разрыве  привычного  общения  в  связи  с выходом на пенсию, при наступлении одиночества в результате потери  супруга, при  заострении  характерологических  особенностей  в  результате   развития склеротического процесса, характерного для пожилых людей. Все  это  ведет  к возникновению   эмоционально-волевых   расстройств,   развитию    депрессии, изменениям поведения.

 

                                    Общественно - идеологический аспект.

Информация о работе Социальная реабилитация инвалидов