Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 18:22, курсовая работа
Развитие системы социального обслуживания населения - важное направление социальной политики в современных условиях. Недостатки финансирования этой сферы, несовершенная и местами устаревшая законодательная база создают препятствия для её развития и совершенствования, а также трудности в изучении потребностей самих клиентов социальных служб для эффективной системы помощи и поддержки. Критерием эффективности социального обслуживания должна стать действенность всех видов, форм и методов социального обслуживания различных категорий населения, деятельности социальных служб, а также руководства и управления всем процессом социальной работы с населением и отдельными людьми, нуждающимися в социальном обслуживании. Поэтому встаёт вопрос разработки действенных методик управления деятельностью социальных служб, как на федеральном, так и на муниципальном уровне.
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты социального обслуживания населения. 4
1.1 Сущность социального обслуживания и его основные аспекты. 4
1.2 Современное состояние социального обслуживания в РФ. 7
Глава 2. Анализ состояния организации социального обслуживания населения в городе Рязани. 14
2.1 Виды учреждений социального обслуживания в городе Рязани. 14
2.2 Опыт развития деятельности учреждений в городе Рязани. 24
Глава 3. Предложения по совершенствованию системы социального обслуживания в городе Рязани. 31
Заключение. 36
Список литературы. 37
Для социальной защиты малообеспеченных граждан в городе функционируют два учреждения: ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Рязань» и учреждение стационарного типа – ГСУ СО «Рязанский геронтологический центр «Мальшинская богадельня».
ГУ «Комплексный
центр социального
В сфере социальной помощи на дому: организуется выявление и учет граждан, проживающих на территории действия отделения и нуждающихся в социальном обслуживании, и определяется число граждан, обслуживаемых сотрудниками отделения, объем их работы с учетом характера предоставляемых услуг и специфики территории обслуживания, осуществляются конкретные мероприятия по предоставлению социальной помощи нуждающимся гражданам, проводится регулярный контроль качества оказания социальных услуг и их соответствием потребностям обслуживаемых граждан, осуществляется взаимодействие в вопросах обслуживания граждан с территориальными органами и учреждениями здравоохранения, культуры, образования, благотворительными, религиозными объединениями, проводятся мероприятия по привлечению сил и средств предприятий, организаций, общественных объединений и частных лиц к оказанию социальной поддержки обслуживаемым гражданам, координируется их деятельности др. В сфере психолого-педагогической помощи семье и детям осуществляется психологическое обследование личности граждан, анализ поведения, тестирование для определения оптимального варианта психолого-педагогической помощи: осуществляется психологическая коррекция нарушений общения у детей, искажений в психическом развитии ребенка, неблагоприятных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, конфликтных взаимоотношений родителей с детьми и подростками, неадекватных родительских установок воспитания ребенка, нарушений супружеских отношений, повышается психологическая устойчивость и формируется психологическая культура граждан, в первую очередь, в сферах межличностного, семейного и родительского общения, оказывается содействие гражданам в преодолении конфликтных ситуаций и иных нарушений супружеских и семейных отношений, оказывается помощь гражданам, испытывавшим трудности в воспитании детей, осуществляется знакомство с особенностями психологии детского возраста, предотвращаются возможные эмоциональные и психические кризисы у граждан, осуществляются психологические тренинги по снятию состояния тревожности, нервнопсихической напряженности у граждан, преодолению неадекватных форм поведения и другим направлениям, осуществляется организация деятельности групп взаимоподдержки, создание клубов общения, разработку и проведение циклов бесед, «круглых столов» и т.д.
Одним из перспективных направлений органов социальной защиты в интересах пожилых людей, инвалидов, детей - инвалидов стало открытие новых отделений в структуре ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Рязань». В этих отделениях население получает самую разную помощь: материальную, натуральную, психологическую, юридическую помощь, организуются культурно-досуговые мероприятия [15].
Государственное стационарное учреждение социального обслуживания - «Рязанский геронтологический центр им. П.А. Мальшина» является социально-медицинским учреждением и предназначено для постоянного и временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В учреждении организован круглосуточный медицинский пост по уходу за проживающими, которые размещены в 2-3 местных палатах, имеется отделение милосердия. В геронтологическом центре осуществляется 4-х разовое горячее питание, для проживающих с обострениями хронических заболеваний организованы диетические столы. Для оказания медицинской помощи и проведения комплекса реабилитационных мероприятий в штате учреждения имеются врачи специалисты: терапевты, невролог, физиотерапевт, окулист, квалифицированный средний медицинский персонал, в том числе инструктор по лечебной физкультуре и массажист. Учреждение располагает лабораторией, физиотерапевтическим кабинетом, палатой интенсивной терапии, перевязочной, процедурным кабинетом, кабинетом лечебной физической культуры, комнатой психологической разгрузки. В целях проведения досуга проживающих в центре работает библиотека, в актовом зале организуются культурно-массовые мероприятия, организована танцевально-двигательная терапия. При геронтологическом центре «Мальшинская богадельня» действует церковь святого великомученика и целителя Пантелеймона для проведения обрядов верующих.
Одним из перспективных направлений органов социальной защиты в интересах пожилых людей, инвалидов, детей - инвалидов стало открытие новых отделений в структуре двух комплексных центров социального обслуживания населения. В этих отделениях население получает самую разную помощь: материальную, натуральную, психологическую, юридическую помощь, организуются культурно - досуговые мероприятия. В 2011 году на базе государственного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения города Рязань» были открыты:
-служба «Мобильная бригада», приоритетным направлением деятельности которой является экстренный выезд на место и оказание социальной помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам;
- отделение срочного социального обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий - служба «Социальный патруль» для организации и проведения мероприятий по социальной адаптации лиц БОМЖ [16].
Рассмотрев развитие деятельности стационарных и комплексных учреждений в городе Рязани, можно сделать вывод о том, что комплекс предоставляемых услуг довольно широк, а, следовательно, их непосредственная фиксация, разработка, модернизация требует большого количества времени. Для эффективной работы, дальнейшего развития, а также сотрудничества между учреждениями социального обслуживания, обмен опытом необходима выработка чёткой системы контроля сбора, хранения и обработки учетно-отчетной документации в каждом учреждении.
Выводы:
1) Социальное обслуживание осуществляется через систему социальных служб. Виды учреждений определяют в зависимости от их предназначения, номенклатуры (состава) и характера предоставляемых услуг.
2) Классификация учреждений
социального обслуживания
3) Как успешно действующие
можно выделить 3 учреждения социального
обслуживания в городе Рязани
– это Государственное
4) Комплекс предоставляемых учреждениями социального обслуживания услуг довольно широк. Для эффективной работы, дальнейшего развития, а также сотрудничества между учреждениями социального обслуживания, обмен опытом необходима выработка чёткой системы контроля сбора, хранения и обработки учетно-отчетной документации в каждом учреждении.
Согласно Национальному стандарту РФ ГОСТ Р 52142-2003 "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения" одним из основных факторов, влияющим на качество социальных услуг, предоставляемых населению учреждениями, является наличие собственной и внешней систем (служб) контроля за деятельностью учреждения [6]. Внешний контроль за деятельностью таких учреждений осуществляет Министерство социальной защиты, которое имеет право организовывать и проводить проверки деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства.
Описание проблемы.
В настоящее время
в системе муниципальных
Цель и задачи проекта.
Цель проекта - создание системы внутреннего контроля и учета деятельности сотрудников и структурных подразделений учреждения по предоставлению социальных услуг населению.
Задачи проекта:
Срок выполнения проекта.
Проект является краткосрочным и должен быть реализован в течение не более 2 лет.
География проекта.
Город Рязань.
Функции проекта.
- регистрация информации о клиенте и оказанных услугах,
- введение всей информации о клиентах и оказанных услугах в программу электронного учета с дальнейшим хранением истории взаимоотношений с каждым из клиентов;
- использование информации при составлении отчетной документации;
- осуществление контроля над работой специалистов, отделений, учреждения.
Механизм и календарный план реализации проекта.
№ этапа проекта |
Мероприятия |
Сроки выполнения |
1 |
Создание дополнительного организационно-методического отделения на базе трёх учреждений социального обслуживания в виде эксперимента: Государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Семья», ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Рязань» и государственное стационарное учреждение социального обслуживания - «Рязанский геронтологический центр им. П.А. Мальшина». |
1-2 месяца |
2 |
Анализ, имеющийся в учреждениях документации для разработки специалистами организационно-методических отделений внутреннего плана по совершенствованию форм первичной учетной и отчетной документации, а также анализ всей отчетной документации в вышестоящие организации для определения необходимой подотчетной информации. |
2-3 месяца |
3 |
Выработка специалистами требований к ведению первичной документации: она должна быть удобна для обработки, т.е. максимально формализована и структурирована. |
1 месяц |
4 |
Согласование результатов первых этапов работы между тремя учреждениями социального обслуживания, как результат принятие ими единых методических рекомендаций по учету услуг и отредактированных форм первичной учетной и отчетной документации. |
2 месяца |
5 |
Создание программы электронного учета клиентов и услуг, учитывающей весь комплекс услуг, предоставляемых в экспериментальных учреждениях социального обслуживания, а также категории населения, которые являются клиентами данных учреждений. |
1 месяц |
6 |
Разработка единой инструкции пользователя электронной программы. |
2-3 недели |
7 |
Проведение обучающих семинаров специалистами организационно-методических отделений для руководителей и специалистов «Комплексного центра социального обслуживания населения «Семья», ГУ «Комплексного центра социального обслуживания населения города Рязань» и «Рязанского геронтологического центра им. П.А. Мальшина», направленных на повышение компетентности при работе с программой. |
1,5-2 месяца |
8 |
Мониторинг деятельности специалистов в разработанной программе учёта клиентов и услуг с дальнейшей корректировкой их деятельности и внесения изменений в программу. |
Каждую неделю с момента начала реализации в течение 1 года |
Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта.
Результат работы учреждений социального обслуживания, которые были выбраны для эксперимента, это:
1. Разработаны и представлены единые формы первичной отчетной документации сотрудников учреждения;
2. Разработана и внедрена
электронная унифицированная
Выводы:
1) В настоящее время
в системе муниципальных
2) Целесообразным представляется
разработка проекта «Системы
внутреннего контроля
3) Проект является краткосрочным и должен быть исполнен не более чем за 2 года. Итогом его должна стать разработка и представление единых форм первичной отчетной документации сотрудников учреждения, а также разработка и внедрение электронной унифицированной программы учета клиентов, которая позволит исключить двойной подсчет одних и тех же клиентов и автоматизировать составление отчетов в вышестоящие организации и для внутреннего использования.
Сегодня формирующаяся
система социального
Информация о работе Социальная работа в сфере социального обслуживания