Социальная работа в сфере социального обслуживания

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Развитие системы социального обслуживания населения - важное направление социальной политики в современных условиях. Недостатки финансирования этой сферы, несовершенная и местами устаревшая законодательная база создают препятствия для её развития и совершенствования, а также трудности в изучении потребностей самих клиентов социальных служб для эффективной системы помощи и поддержки. Критерием эффективности социального обслуживания должна стать действенность всех видов, форм и методов социального обслуживания различных категорий населения, деятельности социальных служб, а также руководства и управления всем процессом социальной работы с населением и отдельными людьми, нуждающимися в социальном обслуживании. Поэтому встаёт вопрос разработки действенных методик управления деятельностью социальных служб, как на федеральном, так и на муниципальном уровне.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты социального обслуживания населения. 4
1.1 Сущность социального обслуживания и его основные аспекты. 4
1.2 Современное состояние социального обслуживания в РФ. 7
Глава 2. Анализ состояния организации социального обслуживания населения в городе Рязани. 14
2.1 Виды учреждений социального обслуживания в городе Рязани. 14
2.2 Опыт развития деятельности учреждений в городе Рязани. 24
Глава 3. Предложения по совершенствованию системы социального обслуживания в городе Рязани. 31
Заключение. 36
Список литературы. 37

Работа содержит 1 файл

Реферат по сферам жизнедеятельности.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

Для социальной защиты малообеспеченных граждан в городе функционируют  два учреждения:  ГУ «Комплексный центр  социального обслуживания населения города Рязань» и учреждение стационарного типа – ГСУ СО «Рязанский геронтологический центр «Мальшинская богадельня».

 ГУ «Комплексный  центр  социального обслуживания  населения города Рязань»  был создан 1 января 2008 г. для обслуживания одиноких пенсионеров и инвалидов, проживающих в сельской местности  Рязанского муниципального района Рязанской области, а также для помощи гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата. Сотрудниками центра осуществляется работа по следующим направлениям.

В сфере социальной помощи на дому: организуется выявление и учет граждан, проживающих на территории действия отделения и нуждающихся в социальном обслуживании, и определяется число граждан, обслуживаемых сотрудниками отделения, объем их работы с учетом характера предоставляемых услуг и специфики территории обслуживания, осуществляются конкретные мероприятия по предоставлению социальной помощи нуждающимся гражданам, проводится регулярный контроль качества оказания социальных услуг и их соответствием потребностям обслуживаемых граждан, осуществляется взаимодействие в вопросах обслуживания граждан с территориальными органами и учреждениями здравоохранения, культуры, образования, благотворительными, религиозными объединениями, проводятся мероприятия по привлечению сил и средств предприятий, организаций, общественных объединений и частных лиц к оказанию социальной поддержки обслуживаемым гражданам, координируется их деятельности др.  В сфере психолого-педагогической помощи семье и детям осуществляется психологическое обследование личности граждан, анализ поведения, тестирование для определения оптимального варианта психолого-педагогической помощи: осуществляется психологическая коррекция нарушений общения у детей, искажений в психическом развитии ребенка, неблагоприятных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, конфликтных взаимоотношений родителей с детьми и подростками, неадекватных родительских установок воспитания ребенка, нарушений супружеских отношений, повышается психологическая устойчивость и формируется психологическая культура граждан, в первую очередь, в сферах межличностного, семейного и родительского общения, оказывается содействие гражданам в преодолении конфликтных ситуаций и иных нарушений супружеских и семейных отношений, оказывается помощь гражданам, испытывавшим трудности в воспитании детей, осуществляется знакомство с особенностями психологии детского возраста, предотвращаются возможные эмоциональные и психические кризисы у граждан, осуществляются психологические тренинги по снятию состояния тревожности, нервнопсихической напряженности у граждан, преодолению неадекватных форм поведения и другим направлениям, осуществляется организация деятельности групп взаимоподдержки, создание клубов общения, разработку и проведение циклов бесед, «круглых столов» и т.д.

Одним из перспективных направлений органов социальной защиты в интересах пожилых людей, инвалидов, детей - инвалидов стало открытие новых отделений в структуре ГУ «Комплексный центр  социального обслуживания населения города Рязань». В этих отделениях население получает самую разную помощь: материальную, натуральную, психологическую, юридическую помощь, организуются культурно-досуговые мероприятия [15].

Государственное стационарное учреждение социального обслуживания - «Рязанский геронтологический центр им. П.А. Мальшина» является социально-медицинским учреждением и предназначено для постоянного и временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В учреждении организован круглосуточный медицинский пост по уходу за проживающими, которые размещены в 2-3 местных палатах, имеется отделение милосердия. В геронтологическом центре осуществляется 4-х разовое горячее питание, для проживающих с обострениями хронических заболеваний организованы диетические столы. Для оказания медицинской помощи и проведения комплекса реабилитационных мероприятий в штате учреждения имеются врачи специалисты: терапевты, невролог, физиотерапевт, окулист, квалифицированный  средний медицинский персонал, в том числе инструктор по лечебной физкультуре и массажист. Учреждение располагает лабораторией, физиотерапевтическим кабинетом, палатой интенсивной терапии, перевязочной, процедурным кабинетом, кабинетом лечебной физической культуры, комнатой психологической разгрузки. В целях проведения досуга проживающих в центре работает библиотека, в актовом зале организуются культурно-массовые мероприятия, организована танцевально-двигательная терапия. При геронтологическом центре «Мальшинская богадельня» действует церковь святого великомученика и целителя Пантелеймона для проведения обрядов верующих.

Одним из перспективных  направлений органов социальной защиты в интересах пожилых людей, инвалидов, детей - инвалидов стало  открытие новых отделений в структуре двух комплексных центров социального обслуживания населения.  В этих отделениях население получает самую разную помощь: материальную, натуральную, психологическую, юридическую помощь, организуются культурно - досуговые мероприятия. В 2011 году на базе государственного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения города Рязань» были открыты:

-служба «Мобильная  бригада», приоритетным направлением  деятельности которой является экстренный выезд на место и оказание социальной помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам;

- отделение срочного социального обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий - служба «Социальный патруль» для организации и проведения мероприятий по социальной адаптации лиц БОМЖ [16].

Рассмотрев развитие деятельности стационарных и комплексных учреждений в городе Рязани, можно сделать вывод о том, что комплекс предоставляемых услуг довольно широк, а, следовательно, их непосредственная фиксация, разработка, модернизация требует большого количества времени. Для эффективной работы, дальнейшего развития, а также сотрудничества между учреждениями социального обслуживания, обмен опытом необходима выработка чёткой системы контроля сбора, хранения и обработки учетно-отчетной документации в каждом учреждении.

Выводы:

1) Социальное обслуживание  осуществляется через систему социальных служб. Виды учреждений определяют в зависимости от их предназначения, номенклатуры (состава) и характера предоставляемых услуг.

2) Классификация учреждений  социального обслуживания включает  в себя 22 социальные службы. В  Рязани существуют лишь 8 из них, 4 вида учреждений есть в Рязанской области, функции отсутствующих самостоятельных учреждений частично выполняют  Отделения при уже существующих учреждениях социального обслуживания в количестве 6 единиц. 4 социальные службы отсутствуют как в Рязани, так и в Рязанской области.

3) Как успешно действующие  можно выделить 3 учреждения социального  обслуживания в городе Рязани  – это Государственное бюджетное  учреждение Рязанской области  «Комплексный центр социального  обслуживания населения «Семья», ГУ «Комплексный центр  социального обслуживания населения города Рязань» и государственное стационарное учреждение социального обслуживания - «Рязанский геронтологический центр им. П.А. Мальшина».

4) Комплекс предоставляемых учреждениями социального обслуживания услуг довольно широк. Для эффективной работы, дальнейшего развития, а также сотрудничества между учреждениями социального обслуживания, обмен опытом необходима выработка чёткой системы контроля сбора, хранения и обработки учетно-отчетной документации в каждом учреждении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Предложения по совершенствованию  системы социального обслуживания в городе Рязани.

 

Согласно Национальному стандарту РФ ГОСТ Р 52142-2003 "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения" одним из основных факторов, влияющим на качество социальных услуг, предоставляемых населению учреждениями, является наличие собственной и внешней систем (служб) контроля за деятельностью учреждения [6]. Внешний контроль за деятельностью таких учреждений осуществляет  Министерство социальной защиты, которое имеет право организовывать и проводить проверки деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства.

Описание проблемы.

В настоящее время  в системе муниципальных учреждений социального обслуживания населения не существует собственной единой технологии сбора, обработки, хранения первичной учетно-отчетной документации. Как следствие, специалисты испытывают трудности при учете услуг, а руководители трудности в определении нагрузки на каждого сотрудника и определении результатов их труда, контроле и планировании деятельности учреждения. Отсутствие единой формы учета приводит к искажению или неполноте данных, невозможности сопоставления информации, полученной от различных структурных единиц (отделений, Центров). Данное обстоятельство не позволяет в полной мере использовать инструменты внедрения принципов бюджетирования, ориентированного на результат. В связи с этим целесообразным представляется разработка проекта  «Системы внутреннего контроля учреждений социального обслуживания населения» в соответствии с государственными стандартами социального обслуживания населения.

Цель и задачи проекта.

Цель проекта - создание системы внутреннего контроля и учета деятельности сотрудников и структурных подразделений учреждения по предоставлению социальных услуг населению.

Задачи проекта:

  1. Разработка и систематизация первичной учетно-отчетной документации сотрудников учреждения.
  2. Разработка и внедрение электронной унифицированной системы учета клиентов, позволяющей исключить повторную регистрацию одних и тех же клиентов и автоматизировать составление отчетов в вышестоящие организации и для внутреннего использования.
  3. Регламентация использования информации подразделениями учреждения, стандартизация форматов данных по работе с клиентами, сведение их в единую базу.

Срок выполнения проекта.

Проект является краткосрочным и должен быть реализован в течение не более 2 лет.

География проекта.

Город Рязань.

Функции проекта.

- регистрация информации о клиенте и оказанных услугах,

- введение всей информации о клиентах и оказанных услугах в программу электронного учета с дальнейшим хранением истории взаимоотношений с каждым из клиентов;

- использование информации при составлении отчетной документации;

- осуществление контроля над работой специалистов, отделений, учреждения.

 

Механизм и календарный план реализации проекта.

№ этапа проекта

 

Мероприятия

 

Сроки выполнения

 

 

1

 

Создание дополнительного организационно-методического отделения на базе трёх учреждений социального обслуживания в виде эксперимента: Государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Семья», ГУ «Комплексный центр  социального обслуживания населения города Рязань» и государственное стационарное учреждение социального обслуживания - «Рязанский геронтологический центр им. П.А. Мальшина».

 

 

 

 

 

 

 

1-2 месяца

 

 

 

 

2

Анализ, имеющийся в учреждениях документации для разработки специалистами организационно-методических отделений внутреннего плана по совершенствованию форм первичной учетной и отчетной документации, а также анализ всей отчетной документации в вышестоящие организации для определения необходимой подотчетной информации.

 

 

 

2-3 месяца

 

 

3

Выработка специалистами требований к ведению первичной документации: она должна быть удобна для обработки, т.е. максимально формализована и структурирована.

 

1 месяц

 

 

4

Согласование результатов первых этапов работы между тремя учреждениями социального обслуживания, как результат принятие ими единых методических рекомендаций по учету услуг и отредактированных форм первичной учетной и отчетной документации.

 

 

 

2 месяца

 

 

5

Создание программы электронного учета клиентов и услуг, учитывающей весь комплекс услуг, предоставляемых в экспериментальных учреждениях социального обслуживания, а также категории населения, которые являются клиентами данных учреждений.

 

 

1 месяц

 

6

Разработка единой инструкции пользователя электронной программы.

 

2-3 недели

 

 

 

 

7

Проведение обучающих семинаров специалистами организационно-методических отделений для руководителей и специалистов «Комплексного центра социального обслуживания населения «Семья», ГУ «Комплексного центра  социального обслуживания населения города Рязань» и «Рязанского геронтологического центра им. П.А. Мальшина», направленных на повышение компетентности при работе с программой.

 

 

 

 

1,5-2 месяца

 

 

8

Мониторинг деятельности специалистов в разработанной программе учёта клиентов и услуг с дальнейшей корректировкой их деятельности и внесения изменений в программу.

 

Каждую неделю с момента начала реализации в течение 1 года


 

Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта.

Результат работы учреждений социального обслуживания, которые были выбраны для эксперимента, это:

1. Разработаны и представлены единые формы первичной отчетной документации сотрудников учреждения;

2. Разработана и внедрена  электронная унифицированная программа  учета клиентов, позволяющая исключить двойной подсчет одних и тех же клиентов и автоматизировать составление отчетов в вышестоящие организации и для внутреннего использования. Необходимо отметить, что к явным преимуществам программы электронного учета относятся удобство и оперативность поиска необходимой информации, и упорядоченное хранение данных о большом количестве клиентов и услуг.

Выводы:

1) В настоящее время  в системе муниципальных учреждений  социального обслуживания населения  не существует собственной единой  технологии сбора, обработки, хранения первичной учетно-отчетной документации. Как следствие, специалисты испытывают трудности при учете услуг, а руководители трудности в определении нагрузки на каждого сотрудника и определении результатов их труда, контроле и планировании деятельности учреждения.

2) Целесообразным представляется  разработка проекта  «Системы  внутреннего контроля учреждений  социального обслуживания населения»  в соответствии с государственными  стандартами социального обслуживания  населения. 

3) Проект является краткосрочным и должен быть исполнен не более чем за 2 года. Итогом его должна стать разработка и представление единых форм первичной отчетной документации сотрудников учреждения, а также разработка и внедрение электронной унифицированной программы учета клиентов, которая  позволит исключить двойной подсчет одних и тех же клиентов и автоматизировать составление отчетов в вышестоящие организации и для внутреннего использования.

Заключение.

 

Сегодня формирующаяся  система социального обслуживания – это важнейшая отрасль социальной сферы общества, облегчающая тяжелую участь миллионов людей в условиях переходного периода при помощи различных способов социально-гуманистической деятельности. В настоящее время в РФ наблюдается недостаточно высокий уровень эффективности социального обслуживания российских граждан. Это обусловлено, прежде всего, недостатком финансирования сферы социального обслуживания, а также несовершенством законодательства, его противоречивость и разрозненность, дублирование одних актов другими. Социальное обслуживание осуществляется через систему социальных служб. Классификация учреждений социального обслуживания включает в себя 22 социальные службы. В Рязани существуют лишь 8 из них, 4 вида учреждений есть в Рязанской области, функции отсутствующих самостоятельных учреждений частично выполняют  Отделения при уже существующих учреждениях социального обслуживания в количестве 6 единиц. 4 социальные службы отсутствуют как в Рязани, так и в Рязанской области. Комплекс предоставляемых учреждениями социального обслуживания услуг довольно широк. В настоящее время в системе муниципальных учреждений социального обслуживания населения не существует собственной единой технологии сбора, обработки, хранения первичной учетно-отчетной документации. Как следствие, специалисты испытывают трудности при учете услуг, а руководители трудности в определении нагрузки на каждого сотрудника и определении результатов их труда, контроле и планировании деятельности учреждения. Для эффективной работы, дальнейшего развития, а также сотрудничества между учреждениями социального обслуживания, обмен опытом необходима выработка чёткой системы контроля сбора, хранения и обработки учетно-отчетной документации в каждом учреждении.

Информация о работе Социальная работа в сфере социального обслуживания