Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 18:22, курсовая работа
Развитие системы социального обслуживания населения - важное направление социальной политики в современных условиях. Недостатки финансирования этой сферы, несовершенная и местами устаревшая законодательная база создают препятствия для её развития и совершенствования, а также трудности в изучении потребностей самих клиентов социальных служб для эффективной системы помощи и поддержки. Критерием эффективности социального обслуживания должна стать действенность всех видов, форм и методов социального обслуживания различных категорий населения, деятельности социальных служб, а также руководства и управления всем процессом социальной работы с населением и отдельными людьми, нуждающимися в социальном обслуживании. Поэтому встаёт вопрос разработки действенных методик управления деятельностью социальных служб, как на федеральном, так и на муниципальном уровне.
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты социального обслуживания населения. 4
1.1 Сущность социального обслуживания и его основные аспекты. 4
1.2 Современное состояние социального обслуживания в РФ. 7
Глава 2. Анализ состояния организации социального обслуживания населения в городе Рязани. 14
2.1 Виды учреждений социального обслуживания в городе Рязани. 14
2.2 Опыт развития деятельности учреждений в городе Рязани. 24
Глава 3. Предложения по совершенствованию системы социального обслуживания в городе Рязани. 31
Заключение. 36
Список литературы. 37
В законопроекте определены полномочия федеральных органов исполнительной власти, с учетом наилучшей практики работы субъектов Российской Федерации изложен перечень социальных услуг, которые должны предоставляться гражданам (семьям), содержание этих услуг и условия их предоставления – стационарные, полустационарные (нестационарные), по месту проживания (на дому). Таким образом, облегчается понимание населением своих прав в области социального обслуживания, повышается адресность обращения граждан (семей) за получением конкретных видов социальных услуг, сокращается маршрут движения граждан (семей) за социальными услугами и трудоемкость их получения.
Законопроект детализирует порядок предоставления социальных услуг, организацию и принципы регулирования социального обслуживания. Кроме того, законопроектом предполагается использование таких механизмов, как государственные стандарты социальных услуг, устанавливающие основные требования к объему и качеству социальных услуг, срокам и условиям их предоставления. Законопроектом предусматривается, что основой организации социального обслуживания населения в субъекте Российской Федерации являются региональные программы социального обслуживания населения, утверждаемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации. В Законопроекте прописаны принципы и условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе, определены категории граждан (семей), которым социальные услуги предоставляются бесплатно в рамках государственного задания. Законопроект содержит описание конкретных прав и обязанностей получателей, поставщиков социальных услуг и социальных работников. Законопроектом устанавливаются типы организаций и учреждений социального обслуживания населения. При этом в отличие от действующих законов, типология учреждений основывается на видах предоставляемых социальных услуг, что расширяет для субъектов Российской Федерации возможности принятия самостоятельных решений относительно структуры и номенклатуры указанных учреждений. В целях обеспечения персонифицированного учета получателей социальных услуг Законопроектом вводится регистр получателей социальных услуг, установлен перечень сведений, который должен в нем содержаться. Сведения, содержащиеся в регистре получателей социальных услуг, подлежат впоследствии включению в «Универсальную электронную карту гражданина» [17].
Учитывая, что нормы Законопроекта систематизируют и регламентируют фактически сложившуюся в субъектах Российской Федерации практику организации социального обслуживания населения и предоставления социальных услуг, не закрепляют дополнительных полномочий за субъектами Российской Федерации, принятие Законопроекта «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» дополнительных финансовых расходов не потребует.
В заключении хотелось бы отметить, что социальное обслуживание населения - это механизм, позволяющий практически решать сложные вопросы жизнедеятельности общества, семьи и отдельного человека. Поэтому важно, чтобы в законодательстве были прочно закреплены социальные приоритеты и гарантии. В России постепенно должна выстраивается новая модель системы социального обслуживания, отвечающая актуальным потребностям общества и экономическим возможностям государства.
Выводы:
1) Сегодня формирующаяся система социального обслуживания – это важнейшая, отрасль социальной сферы общества, облегчающая тяжелую участь миллионов людей в условиях переходного периода при помощи различных способов социально-гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию, просто выживание отдельной личности, семьи или определенной совокупности людей, попавших в трудную, подчас кризисную ситуацию.
2) Социальная работа призвана обеспечить эффективность социального обслуживания населения, которая определяется уровнем профессиональных специалистов, их умением работать с человеком – конкретной личностью или с группой людей.
3) В настоящее время в РФ наблюдается недостаточно высокий уровень эффективности социального обслуживания российских граждан. Это обусловлено, прежде всего, недостатком финансирования сферы социального обслуживания, что приводит к низкому качеству социальных услуг, их недоступности, кадровому дефициту социальных работников, плохому материально-техническому оснащению учреждений социального обслуживания, а также несовершенством законодательства, его противоречивость и разрозненность, дублирование одних актов другими. Очевидно, что в рассматриваемой сфере проблемы требуют решения по двум основным направлениям: в области социально-экономического развития и законодательного регулирования.
Социальное обслуживание
осуществляется через систему социальных
служб, под которой понимается «система
государственных и
Виды учреждений определяют в зависимости от их предназначения, номенклатуры (состава) и характера предоставляемых услуг. Данная классификация установлена на основании Федеральных законов «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» [1], положений, постановлений Правительства Российской Федерации и Минтруда (Минздравсоцразвития) России по вопросам социального обслуживания населения. Итак, система социального обслуживания представлена следующими учреждениями:
1. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних - специализированное государственное учреждение, осуществляющее профилактику безнадзорности и беспризорности, обеспечивающее временное проживание, социальную помощь и реабилитацию несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Так, например, в городе Рязани функционирует Государственное казенное учреждение Рязанской области «Рязанский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», а также «Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей».
2. Социальный приют для детей
- специализированное
3. Центр помощи детям,
4. Детский дом-интернат для
5. Детский дом-интернат для
6. Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями - государственное учреждение, осуществляющее социальную реабилитацию детей и подростков с отклонениями в умственном и физическом развитии в возрасте до 18 лет, а также семей, в которых дети воспитываются. В г. Рязани данное учреждение отсутствует, но в структуру Комплексного Центра социального обслуживания населения «Семья» входит отделение, выполняющее данные функции – Отделение «Социальной реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями».
7. Центр социальной
помощи семье и детям - государственное
учреждение, предназначенное для
оказания семьям и детям,
8. Комплексный центр социального обслуживания населения - государственное комплексное учреждение, предназначенное для оказания семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов и содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса. В Рязани функционирует Государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Комплексный центр социального обслуживания населения города Рязань», а также Государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Семья».
9. Центр психолого-
10. Центр экстренной
психологической помощи по теле
Данного Центра в Рязани нет, но на базе ГБУ РО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Семья» при финансовой поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, функционирует единый общероссийский детский «Телефон доверия» (служба экстренной психологической помощи), который взаимодействует с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Рязанской области в случае обращения абонента за специализированной помощью, выходящей за рамки телефонного консультирования [15].
11. Кризисный центр помощи женщинам - государственное учреждение, предназначенное для оказания помощи и социальной реабилитации женщин, подвергшихся физическому или психическому насилию, потерявших жилье или работу, оказавшихся в экстремальных психологических и социально-бытовых условиях. Данного учреждения в Рязани не существует, частично эти функции выполняют: Общественная организация «Рязанский гендерный центр», который оказывает практическую помощь женщинам (психологическая, юридическая, социальная) [21], а также в структуре Комплексного Центра «Семья» функционирует отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
12. Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов - государственное комплексное учреждение, осуществляющее организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг. Эту функцию выполняет ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Рязань».
13. Дом-интернат (отделение) милосердия для престарелых и инвалидов - государственное специализированное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), инвалидов первой и второй групп, находящихся на постельном режиме или передвигающихся в пределах палаты с посторонней помощью, создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, а также для организации питания, ухода и посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга. Так, в Рязани пожилых людей и инвалидов принимает в государственном стационарном учреждении социального обслуживания «Рязанский геронтологический центр им. П.А. Мальшина» («Мальшинская богодельня»).
14. Специальный дом-интернат
(специальное отделение) для
- освобождаемых из мест лишения свободы;
- ранее судимых или
- занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством;
- систематически и грубо
Информация о работе Социальная работа в сфере социального обслуживания