Социальная работа в сфере социального обслуживания

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Развитие системы социального обслуживания населения - важное направление социальной политики в современных условиях. Недостатки финансирования этой сферы, несовершенная и местами устаревшая законодательная база создают препятствия для её развития и совершенствования, а также трудности в изучении потребностей самих клиентов социальных служб для эффективной системы помощи и поддержки. Критерием эффективности социального обслуживания должна стать действенность всех видов, форм и методов социального обслуживания различных категорий населения, деятельности социальных служб, а также руководства и управления всем процессом социальной работы с населением и отдельными людьми, нуждающимися в социальном обслуживании. Поэтому встаёт вопрос разработки действенных методик управления деятельностью социальных служб, как на федеральном, так и на муниципальном уровне.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты социального обслуживания населения. 4
1.1 Сущность социального обслуживания и его основные аспекты. 4
1.2 Современное состояние социального обслуживания в РФ. 7
Глава 2. Анализ состояния организации социального обслуживания населения в городе Рязани. 14
2.1 Виды учреждений социального обслуживания в городе Рязани. 14
2.2 Опыт развития деятельности учреждений в городе Рязани. 24
Глава 3. Предложения по совершенствованию системы социального обслуживания в городе Рязани. 31
Заключение. 36
Список литературы. 37

Работа содержит 1 файл

Реферат по сферам жизнедеятельности.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

 

 

Реферат

по дисциплине «Опыт социальной работы в различных сферах жизнедеятельности»

на  тему «Социальная работа в сфере социального обслуживания»

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Развитие системы социального обслуживания населения - важное направление социальной политики в современных условиях. Недостатки финансирования этой сферы, несовершенная и местами устаревшая законодательная база создают препятствия для её развития и совершенствования, а также трудности в изучении потребностей самих клиентов социальных служб для эффективной системы помощи и поддержки. Критерием эффективности социального обслуживания должна стать действенность всех видов, форм и методов социального обслуживания различных категорий населения, деятельности социальных служб, а также руководства и управления всем процессом социальной работы с населением и отдельными людьми, нуждающимися в социальном обслуживании. Поэтому встаёт вопрос разработки действенных методик управления деятельностью социальных служб, как на федеральном, так и на муниципальном уровне.

Цель данной работы – изучение и совершенствование системы социального обслуживания населения на муниципальном уровне.

Объектом является система учреждений социального обслуживания.

Задачами данной работы являются:

1) раскрыть сущность  и основные компоненты социального  обслуживания;

2) определить современное  состояние социального обслуживания  населения в России;

3) проанализировать состояние организации социального обслуживания населения в г. Рязани;

4) предложить пути совершенствования системы социального обслуживания в г. Рязани.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты  социального обслуживания населения.

1.1 Сущность социального обслуживания  и его основные аспекты.

 

Социальное обслуживание в настоящее время стало неотъемлемой частью государственной системы, одним из ведущих и динамично развивающихся компонентов социальной сферы. Оно уже не может рассматриваться только как компенсационная форма социальной защиты в виде различного рода услуг, только как организационная форма социальной работы, как разновидность социальных технологий, поскольку это сужает содержание этого понятия. Сегодня формирующаяся система социального обслуживания – это важнейшая, отрасль социальной сферы общества, облегчающая тяжелую участь миллионов людей в условиях переходного периода при помощи различных способов социально-гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию, просто выживание отдельной личности, семьи или определенной совокупности людей, попавших в трудную, подчас кризисную ситуацию [8, c.22]. Социальное обслуживание является относительно самостоятельным звеном в общей системе социального обеспечения и социальной защиты. Этот институт призван обеспечивать гарантии достойного развития каждого члена общества и сохранения  источника средств к существованию при наступлении соответствующих социальных рисков.

В научной литературе понятие «социальное обслуживание населения» используется сравнительно редко. По мнению ряда ученых, социальное обслуживание в современных условиях выступает в качестве одного из направлений социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или человеческого сообщества [12, c.81]. Наиболее полно значение социального обслуживания отражает Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Согласно закону, под социальным обслуживанием понимается деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации (восстановление физических и духовных сил) граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно [1].

Также в Законе утверждается то, что социальная работа призвана обеспечить эффективность социального обслуживания населения, которая определяется уровнем профессиональных специалистов, их умением работать с человеком – конкретной личностью или с группой людей. Поэтому эффективность социального обслуживания, по мнению ученых, может определяться на основе общих (служащих для оценки ее эффективности в целом), так и специфических (для оценки конкретных социальных услуг отдельных видов и методов социальной работы, работы отдельных специалистов, работников учреждений) критериев.

Социальное обслуживание базируется на следующих принципах [10, c.84-85]:

1) Адресности, т.е. предоставлении социального обслуживания персонифицировано конкретному лицу. Этот принцип требует строгого учета социально обслуживаемых лиц. Работа по выявлению и созданию банка данных лиц, нуждающихся в социальном обслуживании, ведется органами социальной защиты населения, органами образования, миграционными службами, органами внутренних дел и т.д.

2) Доступности. Этот принцип означает возможность для каждого гражданина, имеющего право на тот или иной вид социального обслуживания, получить его без каких-либо препятствий в кратчайшие сроки путем обращения в соответствующее учреждение социальной защиты-населения.

3) Добровольности. Социальное обслуживание осуществляется на условиях добровольного согласия гражданина на получение услуг. Согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14-летнего возраста, и лиц, признанных недееспособными, дается их законными представителями, а при их временном отсутствии решение о согласии принимается органом опеки и попечительства. В любое время гражданин может и отказаться от получения социальных услуг. В случае отказа от социального обслуживания гражданам, а также их законным представителям разъясняются возможные последствия принятого ими решения. Отказа граждан от социального обслуживания, который может повлечь за собой ухудшение состояния здоровья или угрозу для их жизни, оформляется письменным заявлением граждан или их законных представителей, подтверждающим получение информации о последствиях отказа.

4) Гуманности. При получении социальных услуг граждане имеют право на уважительное и гуманное отношение к себе со стороны работников учреждений социального обслуживания.

5) Приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации. Провозглашение этого принципа в законодательном порядке продиктовано социальной необходимостью защитить, прежде всего, тех, кто не может это сделать самостоятельно в силу возрастной недееспособности. Учреждения социального обслуживания осуществляют мероприятия по профилактике безнадзорности, социальную реабилитацию несовершеннолетних, обеспечивают их проживание (содержание) и т.д.

6) Конфиденциальности. Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания - при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Если работниками учреждения социального обслуживания населения был нарушен данный принцип, то они несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ;

7) Профилактической направленности. Этот принцип предполагает осуществление комплекса мер профилактического характера, направленных на предотвращение реальной угрозы трудной жизненной ситуации, а также профилактику социально-психологических отклонений и социальных последствий угрозы трудной жизненной ситуации.

Критерием эффективности  социального обслуживания должна стать  действенность всех видов, форм и методов социального обслуживания различных категорий населения, деятельности социальных служб, а также руководства и управления всем процессом социальной работы с населением и отдельными людьми, нуждающимися в социальном обслуживании.

Важное значение приобретает  роль социального обслуживания населения  как стимулятора развития общества. Работа системы социального обслуживания способствует росту «уровня нормального потребления». Это обусловлено тем, что снижение уровня потребления социально неблагополучных групп населения (в результате болезни, безработицы и т. д.) обеспечивает их привыкание к более низким стандартам жизни. Поддерживая эти группы людей, система социального обслуживания населения способствует удовлетворению потребности «общественных организмов» в повышении «уровня нормального потребления» в обществе.

1.2 Современное состояние социального  обслуживания в РФ.

 

В настоящее время в Российской Федерации наблюдается недостаточно высокий уровень эффективности социального обслуживания российских граждан, который обусловлен различными факторами, среди которых, прежде всего, экономический. Он выражен в недостатке финансирования сферы социального обслуживания, что приводит к низкому качеству социальных услуг, их недоступности, кадровому дефициту социальных работников, плохому материально-техническому оснащению учреждений социального обслуживания [13, c.121]. Следующим фактором, препятствующим успешному развитию института социального обслуживания, является несовершенство законодательства, его противоречивость и разрозненность, дублирование одних актов другими. Зачастую, отсутствуют четко сформулированные понятия того или иного вида социального обслуживания, что создает трудности в изучении потребностей клиентов и правоприменительной практике социального обслуживания населения.

В российском обществе отмечается большое число лиц с признаками ограничения жизнедеятельности. К сожалению, в последнее время в стране имеют место ухудшение состояния здоровья нации, постарение общества, малообеспеченность, безработица. Очевидно, что в рассматриваемой сфере проблемы требуют решения по двум основным направлениям: в области социально-экономического развития и законодательного регулирования. Для решения многих вопросов необходимы меры по реформированию социального обслуживания. В частности, необходим переход к накопительной системе в области социального обслуживания – социальному страхованию, когда граждане за счет личных взносов в образуемый фонд смогут получать социальные услуги при попадании в трудную жизненную ситуацию. Мерой, способной изменить финансовую ситуацию является создание государственного внебюджетного фонда социального обслуживания, что позволит сконцентрировать имеющиеся поступления (налоговые и иные), и в дальнейшем расходовать их исключительно в сфере социального обслуживания. Следующим шагом может стать развитие негосударственной системы социального обслуживания, в частности усиление роли общественных организаций (профсоюзов, религиозных организаций, общественных фондов, благотворительных организаций др.) [7, с.134].

Реформируя сферу социального  обслуживания, также необходимо проводить  политику регионального выравнивания с целью формирования равного уровня социального обслуживания на территории всей страны. Однако здесь важно не допускать уравнительного подхода и применять к различным регионам индивидуальные меры. Одной из мер по улучшению ситуации в сфере социального обслуживания является предоставление регионам возможности поиска дополнительных нестандартных решений, например, стимулирование благотворительной деятельности, разработка нетрадиционных видов социального обслуживания, таких как санаторий на дому или учреждение социального обслуживания на колесах. В области защиты инвалидов – одной из самых уязвимых категорий, необходимы[9, c.57]:

- увеличение объема  и качества, выпускаемых протезно-ортопедических  изделий, средств реабилитации;

- увеличение количества  учреждений, специализирующихся на подобном производстве;

- оборудование мест  для обучения инвалидов в общеобразовательных  учреждениях, расширение сети специализированных образовательных учреждений.

В рамках совершенствования  законодательства необходимо принять  кодифицированный акт на уровне закона, регулирующий основные вопросы в сфере социального обслуживания. Действующая в настоящее время модель организации социального обслуживания населения, базирующаяся на положениях действующего законодательства, не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества. Об этом свидетельствуют региональные различия в объемах прав граждан на социальное обслуживание, уровнях их реализации, в доступности и качестве предоставления социальных услуг, сохраняющиеся на протяжении длительного времени очереди на получение социальных услуг на дому и в стационарных условиях в субъектах Российской Федерации и пр.

В действующем законодательстве отсутствует исчерпывающий перечень конкретных оснований для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Права граждан на социальное обслуживание определяются через описания основных видов социального обслуживания, при этом содержание социальных услуг не конкретизировано. Как следствие, в субъектах Российской Федерации социальное облуживание осуществляется по различным основаниям, что, в свою очередь, приводит к неравенству прав граждан на получение социальных услуг. Положения ряда норм действующих законов не соответствует нормам современного российского законодательства по вопросам совершенствования правового положения государственных (муниципальных), социально ориентированных некоммерческих организаций, общественных объединений, организации предоставления государственных и муниципальных услуг, размещение государственного (муниципального) заказа и др. Внесение отдельных поправок, дополнений и изменений в действующие законы нецелесообразно, поскольку потребует корректировки практически каждой статьи и текстов в целом [11, с.98-100].

В начале мая 2012 года Минздравсоцразвития России разместило на своем официальном сайте Проект Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", детализирующий порядок предоставления социальных услуг и принципы регулирования социального обслуживания [14]. Проект призван заменить два ныне действующих закона:

- Федеральный закон  от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании  граждан пожилого возраста и  инвалидов" [2];

- Федеральный закон  от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального  обслуживания населения в Российской Федерации" [1].

Законопроект предусматривает  введение ряда новых базовых понятий, необходимых для унификации подходов к организации социального обслуживания населения в субъектах Российской Федерации. К числу таких понятий относятся [11, с.214]:

- «государственное задание на предоставление социальных услуг»;

- «государственный заказчик социальной услуги»;

- «поставщик социальной услуги»;

- «получатель социальной услуги»;

- «семья»;

- «социальный работник»;

- «индивидуальная нуждаемость».

Введение указанных  терминов направлено на фиксацию сторон, участвующих в социальном обслуживании населения, их прав и обязанностей, встраивание социального обслуживания населения в систему отношений, вытекающих из новых законодательных  решений относительно правового положения бюджетных, автономных и казенных учреждений, размещения государственного (муниципального) заказа, государственной поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности, добровольчества и т.д.

Информация о работе Социальная работа в сфере социального обслуживания