Социальная работа с военнослужащими

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:19, дипломная работа

Описание работы

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Военная служба - особый вид государственной службы, заключающиеся в исполнении гражданами установленной законами воинской обязанности в составе Вооруженных Сил РФ или других войск. Военная служба является наиболее активной формой реализации долга и обязанности каждого гражданина по защите Отечества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 8
Глава 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ. 15
1.1 Анализ правовой базы в отношении военнослужащих 15
1.2 Статус военнослужащих в Российской армии. 23
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 33
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ. 33
2.1 Анализ проблем социальной сферы Вооруженных сил и путей их решения. 33
2.2 Социальная защита военнослужащих. 41
Глава 3. РАЗВИТИЕ И ПЕРСПКТИВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 52
С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ В ВОИНСКОЙ ЧАСТИ 54/64 ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ. 52
3.1 Социальные проблемы военнослужащих воинской части 54/64 Внутренних войск Министерства Внутренних дел РФ 52
3.2 Основные задачи социальной работы в военной части 54/64 ВВ МВД РФ. 64
3.3 Перспективы социальной работы в военной части 54/64 ВВ МВД Российской Федерации. 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77

Работа содержит 1 файл

diplom.doc

— 676.00 Кб (Скачать)

     Социологическим центром Вооруженных Сил Российской Федерации 3–4 апреля 2006 г. проведен экспресс-опрос  участников второго Всеармейского совещания офицеров войскового звена  по актуальным проблемам жизнедеятельности армии и флота.46

     В экспресс-опросе приняли участие около 90 процентов участников совещания. Среди респондентов 22% офицеров – участники боевых действий, принимавшие участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе и других вооруженных конфликтах на территории бывшего СССР.

     Абсолютное  большинство (61%) участников Совещания принадлежат к командному составу, 5% – к инженерно-техническому, 1% – к службам тыла и тылового обеспечения, остальные 33% – к органам воспитательной работы.

     Социологическая база данных экспресс-опроса репрезентативна, что позволило использовать обобщенное мнение участников Совещания для получения достоверных выводов по обсуждаемым вопросам.

     К  ценностям военной службы офицеры  относят:

  • воинскую честь и достоинство (42%);
  • наличие хорошего коллектива и боевых товарищей (22%);
  • воинские традиции, ритуалы и форму одежды (21%),
  • продолжение семейных традиций (21%).47

     Вместе  с тем участники Совещания, выражая  общее мнение молодых офицеров Вооруженных  Сил, считают также значимыми  такие ценности военной службы (рис. 1), как решение жилищной проблемы (25%) и достижение высокого социального положения (12%).            

           Подавляющее большинство  участников Совещания не только декларируют названные ценности военной службы, но и руководствуются ими в своей повседневной деятельности.

     По мнению офицеров, в наибольшей степени на отношение к исполнению служебных обязанностей в настоящее время оказывает влияние следующее:

  • личная добросовестность и ответственность (68%);
  • любовь к своей Родине (43%);
  • гордость за свою военную профессию (40%);
  • стремление к новой должности и воинскому званию (34%);
  • возможность получения служебного жилья (28%).

     Более половины опрошенных считают, что за последние 2–3 года произошли положительные сдвиги почти на всех основных направлениях жизнедеятельности Вооруженных Сил. 

     Положительные изменения, связанные с осуществлением мероприятий строительства и развития Вооруженных Сил, по мнению офицеров, сейчас стали все более заметны в войсках. Вместе с тем, критически оценивая достигнутые результаты, участники Совещания назвали наиболее актуальные проблемы офицерского состава Вооруженных Сил:

  • обеспечение достойного материального положения офицеров и членов их семей (72%);
  • нерешенность жилищного вопроса для большинства военнослужащих и членов их семей (12%);
  • необъективное освещение СМИ армейских проблем (4%) и другие вопросы.48

     В оценках офицеров-участников Совещания  просматривается обеспокоенность положением дел в Вооруженных Силах.

     В этой связи уровень престижа Вооруженных  Сил в современном российском обществе опрошенные офицеры оценивают невысоко. Только 4% ответили, что в настоящее время престиж армии и флота можно оценить несколько выше среднего. Как средний его оценили 44%, остальные считают, что уровень престижа Вооруженных Сил не соответствует задачам, выполняемым ими по обеспечению военной безопасности и политической стабильности государства.

     Социально-экономическое положение военнослужащих и членов их семей участники Совещания характеризуют в основном как среднее (36%) или ниже среднего (43%).

     Практически никто из участников Совещания не оценил существующий уровень материального положения военнослужащих как высокий.

     Справедливость  оценок социально-экономического положения  военнослужащих и членов их семей подтверждается участниками Совещания в данных ими характеристиках материального положения своих семей. 
 
 
 
 
 
 

     Диаграмма 1.

     Оценка  материального благосостояния семей военнослужащих по состоянию на 1 января 2007 года.

     

     Среди участников Совещания своим материальным положением удовлетворены почти 50% опрошенных; жилищными условиями – 46%; условиями для отдыха и досуга – 4%.49Социально-экономическое положение участников Совещания идентично положению большинства офицеров войскового звена. Следовательно, представители данного звена могут объективно судить о социальных процессах, протекающих в Вооруженных Силах. 

     Диаграмма 2.

     Оценка  основных социально-экономических  проблем военнослужащих.

       

           Анализ мер, предлагаемых участниками Совещания по оптимизации военного строительства, свидетельствует о высокой озабоченности офицерского состава армии и флота социальным аспектом модернизации Вооруженных Сил. 

     Диаграмма 3.

     Анализ значимости мер по оптимизации

     социально-экомического положения военнослужащих.

     

 

   Изучение  результатов опроса участников второго  Всеармейского совещания офицеров войскового звена убедительно доказывает, что офицерский состав Вооруженных Сил по своим деловым и морально-психологическим качествам по-прежнему является носителем лучших традиций российской армии, высоких ценностей военной службы.50

 

Глава 3. РАЗВИТИЕ И ПЕРСПКТИВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ В ВОИНСКОЙ ЧАСТИ 54/64 ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ.

3.1 Социальные проблемы военнослужащих воинской части 54/64 Внутренних войск Министерства Внутренних дел РФ

 

     Воинская  часть 54/64 является одним из мобильных батальонов полка Северо-Кавказского регионального управления Внутренних войск Министерства Внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающего правопорядок в регионе Кавказских Минеральных Вод. Юриди

     Внутренние  войска Министерства внутренних дел  Российской Федерации входят в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.

     Задачи  внутренних войск МВД России определены в Федеральном законе «О внутренних войсках»51:

  1. участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;
  2. охрана важных государственных объектов и специальных грузов;
  3. участие в территориальной обороне Российской Федерации;
  4. оказание содействия Пограничным войскам Федеральной пограничной службы Российской Федерации в охране Государственной границы Российской Федерации.

     Социальные  гарантии военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной  службы, членов их семей обеспечиваются в соответствии с Федеральным  законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О  статусе военнослужащих"52 и Федеральным законом "О противодействии терроризму" (ФЗ-№153, 27.06.2006г)53.

     Проводимые  в настоящее время реформы  коснулись всех структур, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, в  том числе Министерства внутренних дел Российской Федерации и Внутренних войск как его составляющей. Перспектива и мероприятия реформирования войск отражены в утвержденном Президентом Российской Федерации Плане строительства и развития Внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации на 2006–2010 годы. Замысел предусматривает создание высокоэффективных, мобильных, профессионально обученных и оснащенных войск, способных эффективно участвовать в обеспечении внутренней безопасности и обороны Российской Федерации.

     Главной целью реформирования войск является приведение их структуры состава и численности в соответствие с внешними и внутренними, социально-экономическими и военно-техническими условиями развития государства, текущими и перспективными задачами по эффективному участию в выполнении задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

     Уже с 2008 года внутренние войска изменили свое лицо. Управления округов преобразованы  в региональные командования в федеральных  округах. Воинские части оперативного назначения переведены на бригадную  основу, что повышает мобильность и управляемость этих формирований. Кроме того, войска избавляются от тяжелого вооружения, передают его в Вооруженные Силы, что более соответствует реалиям сегодняшнего дня. И, наконец, в войсках усиливается правоохранительная составляющая.54

     Вместе  с тем задачи, которые определены войскам федеральным законом, остаются без изменений. Они по-прежнему ежедневно выполняют боевые задачи: борются с терроризмом, охраняют общественный порядок и важные государственные объекты.

       В декабре 1997 года во внутренних  войсках создана социально-психологическая служба. В составе управления по воспитательной работе появилось отделение социально-правовой работы. При участии офицеров отделения в войсках издаются сборники документов и методические пособия по правовой защите военнослужащих внутренних войск и членов их семей.

     Для оценки уровня социально развития в  воинской части 54/64 ВВ МВД РФ среди  личного состава был проведен социологический опрос.

     В опросе приняли участие офицеры, прапорщики, солдаты, проходящие службу по контракту, солдаты срочной службы, гражданские служащие воинской части 54/64 ВВ МВД РФ.

                                   Диаграмма 4.

      Состав участников опроса. 
 
 
 
 

                  

           Основным целевым  ориентиром, который должен лежать в осн 
 
 

     Главным вектором социального развития Вооруженных сил участники опроса считают обеспечение в полном объеме и своевременность реализации социальных гарантий, установленных законодательством  для военнослужащих, гражданского персонала, граждан, уволенных с военной службы членов их семей (68% участников опроса). Вхождение в пятерку лучших армий мира о основным показателям социального развития в качестве целевого ориентира стратегии развития назвали 54% участников опроса. 21% опрошенных указали в качестве ориентира создание условий для развития социального потенциала Вооруженных сил в долгосрочной перспективе. Сумма результатов больше 100%, т.к. в качестве ответа можно было выбрать два варианта. 

     Диаграмма 5.

     Целевой ориентир социального развития  Вооруженных сил.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     В оценке приоритетности направлений социального развития вооруженных сил наиболее актуальными для себя большинство опрошенных посчитали  улучшение жилищных условий и повышение денежного довольствия. 

     Диаграмма 6. 

     Приоритетность  направлений социального развития. 

     1.Улучшение  культуры и досуга, физкультуры и спорта, информационного и торгово-бытового обслуживания военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. 

     

 

     55% участников опроса высоко оценивают  необходимость улучшения в сфере культуры, спорта, досуга. 32 % опрошенных оценивают данную проблему максимально высоко. 
 

Информация о работе Социальная работа с военнослужащими