Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:19, дипломная работа
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Военная служба - особый вид государственной службы, заключающиеся в исполнении гражданами установленной законами воинской обязанности в составе Вооруженных Сил РФ или других войск. Военная служба является наиболее активной формой реализации долга и обязанности каждого гражданина по защите Отечества.
ВВЕДЕНИЕ 8
Глава 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ. 15
1.1 Анализ правовой базы в отношении военнослужащих 15
1.2 Статус военнослужащих в Российской армии. 23
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 33
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ. 33
2.1 Анализ проблем социальной сферы Вооруженных сил и путей их решения. 33
2.2 Социальная защита военнослужащих. 41
Глава 3. РАЗВИТИЕ И ПЕРСПКТИВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 52
С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ В ВОИНСКОЙ ЧАСТИ 54/64 ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ. 52
3.1 Социальные проблемы военнослужащих воинской части 54/64 Внутренних войск Министерства Внутренних дел РФ 52
3.2 Основные задачи социальной работы в военной части 54/64 ВВ МВД РФ. 64
3.3 Перспективы социальной работы в военной части 54/64 ВВ МВД Российской Федерации. 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
Правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих». ФЗ - «О статусе военнослужащих» содержит статьи о правах и свободах военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и, и членов их семей. Военнослужащие и члены их семей имеют право на защиту свободы, чести и достоинства, право на свободу передвижения и выбор места жительства, право на свободу слова, право на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, право на свободу совести и вероисповедания, право на участие в управлении делами государства и общественными объединениями, право на труд, право на служебное время, право на отдых, право на продовольственное и вещевое обеспечение, торгово-бытовое обслуживание, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право собственности, льготы по налогам, право на страховые гарантии, право на возмещение вреда, право на образование и права в области культуры и т.д.32
Федеральный закон «О статусе военнослужащих» устанавливает, что обязанностью военнослужащих является защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:
Строительство и развитие Вооруженных Сил на современном этапе нацелено на достижение новых качественных показателей в области повышения боевой готовности и обеспечения обороноспособности страны, защиты ее политических и экономических интересов, а также социальной защищенности самих военнослужащих и членов их семей.
Модернизация ключевых компонентов формирования и функционирования Вооруженных Сил, включая комплектование, профессиональную подготовку личного состава, техническое оснащение и материальное обеспечение, предъявляет новые требования ко всей военно-социальной сфере и направленности социального развития Вооруженных Сил.
В последнее время государством уделяется все большее внимание вопросам социального развития Вооруженных Сил, повышению уровня социальной защищенности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Вместе с тем остаются нерешенными многие проблемы в военно-социальной сфере, в том числе вытекающие из новых задач военного строительства.34
Так, размеры денежного довольствия военнослужащих и заработной платы лиц гражданского персонала Вооруженных Сил и тенденции их изменения обусловливают усиление социальной напряженности, снижение мотивации к военной службе, отток кадров, особенно молодых специалистов. Средние темпы роста денежных доходов семей военнослужащих в 1,2 раза ниже, а доля семей военнослужащих, имеющих денежные доходы на одного члена семьи меньше прожиточного минимума, в 1,6 раза выше, чем в целом по Российской Федерации. Вследствие этого не удовлетворены своим материальным положением свыше 60 процентов военнослужащих.35
Несовершенство
существующей системы исчисления военных
пенсий ведет к увеличению разрыва
между темпами роста
Остро стоит жилищная проблема. Свыше 122 тысяч военнослужащих и членов их семей нуждаются в жилье. Почти тридцать процентов семей офицеров и прапорщиков не обеспечены служебным жильем. Около 40 процентов военнослужащих не удовлетворены своими жилищными условиями. Главная причина этого – отсутствие собственного жилья. Семьи военнослужащих находятся в очереди на получение жилья пять - шесть лет. Денежная компенсация за поднаем (найм) жилья военнослужащим не покрывает в полном объеме их фактические затраты на эти цели по всей территории дислокации воинских частей и учреждений Министерства обороны. Нерешенность жилищной проблемы военнослужащих приводит к их досрочному увольнению с военной службы и снижает привлекательность военной профессии.
Более половины военнослужащих не удовлетворены доступностью, полнотой и качеством медицинских услуг и медицинского обеспечения в целом. Свыше четверти военнослужащих отмечают изношенность материально-технической базы военно-медицинских учреждений, нехватку современного медицинского оборудования. Треть военнослужащих и более 40 процентов лиц гражданского персонала сталкиваются с отсутствием нужных медикаментов и лекарств, а также завышенными ценами на них. До сих пор не сформирована и не функционирует система медико-психологической реабилитации отдельных категорий военнослужащих после выполнения ими сложных и опасных учебных и боевых задач. Менее половины военнослужащих, оценивают свое здоровье как удовлетворительное, что свидетельствует о недостаточности мер по профилактике заболеваний и охране здоровья военнослужащих.
Условия прохождения военной службы не соответствуют государственным стандартам, нормам и требованиям безопасности, вследствие чего ежегодно в Вооруженных Силах отмечается высокий уровень гибели и травматизма военнослужащих при исполнении ими обязанностей воинской службы.
Продолжает
снижаться уровень военно-
Не
отвечает современным требованиям
и система дополнительного
В
Вооруженных Силах отмечается низкий
уровень удовлетворенности
Результаты проверок воинских частей и военно-учебных заведений Министерства обороны свидетельствуют о низком уровне физической подготовленности военнослужащих, проходящих военную службу, как по призыву, так и по контракту. Так, средний уровень физической подготовленности военнослужащих в 12 процентах управлений и воинских частей, участвовавших в данных проверках, оценивается как «неудовлетворительный», в 65.5 процентах – лишь как «удовлетворительный». Среди выпускников военных образовательных учреждений профессионального образования в 2007г. каждый пятый получил неудовлетворительные оценки, почти каждый второй был оценен лишь на «удовлетворительно». Молодые офицеры имеют не только слабые методические навыки в проведении учебных занятий, но и сами недостаточно физически подготовлены.37
На предприятиях военной торговли во многих случаях отмечаются как недостаточный ассортимент реализуемых товаров и услуг, так и превышение цен на отдельные их виды в сравнении с иными торговыми организациями. Это приводит к неудовлетворенности военнослужащих и членов их семей качеством предоставляемого торгово-бытового обслуживания.
Граждане, уволенные с военной службы, а также члены их семей испытывают трудности в социальной адаптации к условиям гражданской жизни. Не в полной мере удовлетворяется постоянно растущая потребность увольняемых военнослужащих в переподготовке по гражданским специальностям и содействии в трудоустройстве.
Сохранение негативных тенденций, сложившихся в социальной сфере Вооруженных Сил, может повлечь за собой:
Военные социологи, изучая социально-психологический настрой военнослужащих, сделали ряд выводов, которые свидетельствуют как о непростых, порой неоднозначных явлениях, происходящих в воинских коллективах, так и о процессах, вселяющих оптимизм.
Результаты социологических исследований по изучению изменения массового (коллективного) сознания личного состава Вооруженных Сил, сформированного под воздействием системы социальных факторов и условий военной службы, проявившихся в служебной деятельности военнослужащих, показали возросший уровень готовности военнослужащих к выполнению своего воинского долга по защите Отечества.
В
целом, социально-психологический
Нестабильный
уровень социально-
Дополнительные меры по обеспечению социальных гарантий и повышению денежного довольствия войсковому звену, предпринятые в марте 2005 года, способствовали нормализации морально-психологического климата в соединениях и воинских частях.
О том, что социальная напряженность в войсках идет на спад, свидетельствует изменение отношения в оценках престижа военной службы.
Как показывают исследования, большинство офицеров, прапорщиков и мичманов (53%) поддерживают правительственный курс на проведение социально-экономических реформ в стране. Уровень аналогичной поддержки среди солдат (матросов), сержантов (старшин) несколько выше (65% опрошенных военнослужащих отметили это в ходе опросов).39
Военные социологи констатируют, что рост доверия военнослужащих обусловлен некоторым улучшением их материального положения, в марте 2005 года в среднем на 25% было повышено денежное довольствие войсковому звену. Эта социальная мера несколько стабилизировала кадровую ситуацию в Вооруженных Силах Российской Федерации. В настоящее время 73% офицерского состава намерены продолжить службу в Вооруженных Силах.