Социальная работа с семьей ребенка-инвалида

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:14, реферат

Описание работы

По данным Пенсионного Фонда РФ на начало 2007 года в нашей стране насчитывалось примерно 575 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья [11]. Большая часть таких детей воспитывается в семьях.
Семья, имеющая ребенка - инвалида — это се­мья с особым статусом, особенности и пробле­мы которой определяются не только личност­ными чертами всех её членов и харак­тером взаимоотношений между ними, но и специфическим положением в семье ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, которое обусловлено его болезнью.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Семья как ячейка общества……………………………………………………5
2. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями…….8
3. Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в семье……………………………………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………………19
Список используемой литературы……………………………………………..20

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ Реабилитация.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

Помимо психологических проблем семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, характеризуются экономическими трудностями. Материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы с появлением ребенка с ограниченными возможностями лишь усугубляются. Как правило, квартиры не при­способлены для организации жизнедеятельности ребенка-инвалида, не хватает жилого пространства, отсутствуют специальные приспособления.

Уход за больным ребенком несовместим с занятостью вне дома, поэтому обычно мать вынуждена оставить работу либо поменять ее на более свободную по графику, ближе расположенную к дому, но нижеоплачиваемую. Поэтому мужчина в семье с больным ребенком является единственным добытчиком. Из-за необходимости боль­шего заработка он вынужден искать дополнительную работу и практически не имеет времени и сил заниматься ребенком.

Немало вопросов возникает у родителей в связи с организацией жизни и воспитания ребенка с учетом его дефекта. Неподготовленные к рождению такого ребенка, они, опираясь на опыт других семей, начинают осваивать науку воспитания.

Появление ребенка с ограниченными возможностями ставит родителей перед фактом расширения социально полезных связей с различными учреждениями и организациями. Так как им непременно потребуется помощь специалистов в организации ухода за ребенком, в его лечении и воспитании.

Значительные трудности возникают у семьи при выборе образовательного учреждения для ребенка. В ФЗ РФ «Об образовании» отмечено, что «право граждан на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ», при этом «гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья» [5]. Также в законе есть статьи, касающиеся образования детей с ограниченными возможностями, в которых указано, что государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, организует специальные образовательные учреждения, обеспечивающие лечение, содержание, воспитание и обучение, социальную адаптацию  интеграцию в общество [5]. Поэтому родители часто стоят перед выбором, куда направить ребенка на обучение – в обычную общеобразовательную школу или в специализированный интернат. И этот выбор не прост, и от него во многом зависит дальнейшая судьба ребенка.

Итак, подводя итог, следует сказать, что с рождением ребенка с ограниченными возможностями семья сталкивается с серьезными трудностями. Самостоятельно решать проблемы воспитания и развития такого ребенка, без создания социальных связей с учреждениями и специалистами, родителям крайне затруднительно. Но при этом, чтобы от этого взаимодействия была польза, нужна воля и активность самих родителей. Только при их желании и целеустремленности можно овладеть нелегкой наукой воспитания ребенка с отклонениями в развитии и создать условия для его более эффективного психического и личностного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в семье.

Ребенок с ограниченными возможностями как субъект воспитательного воздействия, независимо от вида дефекта, представляет собой развивающуюся личность и индивидуальность. И как у здорового ребенка, каждый возрастной этап жизни ребенка-инвалида характеризуется своей социальной ситуацией развития. Д.Б. Эльконин предложил следующую возрастную периодизацию [1, с. 192]:

1.      Младенчество: от рождения до одного года жизни.

2.      Раннее детство: от одного года жизни до трех лет.

3.      Дошкольное детство: от трех до семи лет.

4.      Младший школьный возраст: от семи лет до десяти-одиннадцати лет.

5.      Подростковый возраст: от десяти-одиннадцати до тринадцати-четырнадцати лет.

6.      Ранний юношеский возраст: от тринадцати-четырнадцати до шестнадцати-семнадцати лет.      

Рассмотрим особенности каждого из выделенных возрастов.

Младенчество – начало процесса развития личности. Ведущей деятельностью выступает непосредственное эмоциональное общение. К концу данного этапа жизни у малыша формируется потребность в общении с другими людьми, что необходимо для обеспечения его последующего развития. Если ребенок не желанен, не удовлетворяются его потребности в ласке, любви, эмоциональном контакте, если он переживает состояние внутреннего беспокойства, то все это задерживает развитие личности ребенка.

Важнейшей предпосылкой нормального психического развития ребенка является любовь к нему родителей, спокойная атмосфера в семье, доброжелательное отношение членов семьи друг к другу. Поэтому на данном возрастном этапе для ребенка с ограниченными возможностями так важна роль его семьи. Ведь от действий и отношения к нему родителей зависит успешность его развития в будущем. Нередко даже самые небольшие усилия членов семьи способны оказать сильное влияние на развитие ребенка.

На этапе раннего детства ведущей деятельностью ребенка является предметно-манипулятивная: ребенок в сотрудничестве с взрослыми овладевает необходимыми для жизни предметами и способами их применения. Также интенсивно развиваются вербальные формы общения, но речь используется ребенком пока только для налаживания контактов с взрослыми.

Здесь также, как и на первом этапе, важная роль отводится всем членам семьи ребенка с врожденным дефектом. Ведь именно общение с взрослым оказывается для малыша той силой, которая продвигает его психическое развитие вперед, повышает его интерес к взрослому человеку, делает его более активным. К сожалению, дети, воспитывающиеся в специализированных учреждениях, в основном лишены полноценного эмоционального и вербального контакта с взрослыми, той любви, которую могут дать ребенку только его родители, поэтому в большинстве случаев такие дети страдают задержкой психического развития. Этот факт является примером значимости семьи для ребенка с ограниченными возможностями.

В период дошкольного детства ребенок, включаясь в игровую деятельность, начинает моделировать деятельность взрослых и отношения между людьми, в результате чего у него складываются первое детское мировоззрение и этические представления.

Для ребенка с ограниченными возможностями общение с окружающими людьми, особенно со сверстниками, является серьезной проблемой. Именно на данном этапе развития ребенка контакты с другими детьми будут налаживаться наиболее эффективно. Родители не должны допускать, чтобы эти отношения складывались стихийно. Наиболее приемлемым способом для налаживания контакта ребенка, имеющего дефект развития, со сверстниками является игровая деятельность – ведущая в период дошкольного детства. Роль родителей заключается в том, чтобы организовать такие игры, в которых ребенок не будет чувствовать себя беспомощным. Также большую роль могут сыграть братья и сестры ребенка, участвуя вместе с ним в игровой деятельности, они становятся соучастниками и помощниками его вхождения в социальный мир.

В итоге участие ребенка с ограниченными возможностями в ролевых играх позволит ему обрести уверенность в себе и научиться устанавливать контакт с другими людьми, что, несомненно, пригодится ему в дальнейшей жизни.

В период младшего школьного возраста ведущей деятельностью является учение. В процессе учения активно формируется познавательная сфера ребенка, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и человеческих отношениях.

Для ребенка с ограниченными возможностями процесс учения также значим, как и для здорового. Необходимо учитывать, что дети, которые испытывали дефицит в образовании и воспитании, бывают менее приспособленными к жизни, беспомощными даже в обычных жизненных ситуациях. Поэтому, какими тяжелыми бы ни были нарушения в развитии ребенка, необходимо решать вопрос об его образовании. И здесь родители часто стоят перед выбором, куда направить ребенка на обучение. К сожалению, в деятельности многих специальных образовательных учреждений роль родителей в восстановлении жизненного потенциала ребенка во внимание не принимается. Хотя кто сможет лучше понять и поддержать ребенка в нелегком процессе обучения кроме как любящая семья. Поэтому многие родители высказываются за обучения ребенка с ограниченными возможностями в обычной общеобразовательной школе или индивидуально на дому.

Подростковый возраст характеризуется переходом от детства к взрослости, подросток включается в новую систему отношений и общения с взрослыми. В процессе взаимодействия с окружающим миром у него возникают внутренние противоречия, которые в свою очередь являются движущей силой его психического и личностного развития. В данный период у ребенка проявляется потребность быть личностью, в процессе общения со сверстниками он стремиться к самоутверждению, пытается понять себя. У подростка возникают представления о себе не как о ребенке, а как о взрослом, он стремиться быть самостоятельным.      

На данном этапе развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья роль родителей зависит от выбранной стратегии воспитания, которой они придерживаются  с момента рождения малыша. Ограничения ребёнка в развитии имеют два уровня компенсации: 1) высокий — с актив­ным преодолением дефекта и 2) низкий, заключающийся в приспособлении к дефекту [2].

При воспитании ребёнка в соответствии с первой стратегией роль родителей заключается в том, чтобы обеспечить удовлетворе­ние его потребностей в признании, в са­мостоятельности, не ограничивать его в обще­нии и взаимодействии с другими детьми и взрослыми.

Если выбрана вторая стратегия, то ре­бёнку прививается специфический статус, ко­торый становится организующим фактором всей жизни семьи.     Роль больного, инвалида существенно ограничи­вает его самостоятельность, развитие способ­ностей к социальной адаптации. Задача родителей в таком случае - удовлетворить потребность ребёнка в призна­нии, любви, заботе, чтобы он менее ощущал свое отличие от здоровых детей.

Ранний юношеский возраст – это переход от физиологической зрелости к социальной, пора формирования взглядов и убеждений, мировоззрения, усваивания тех норм и правил, которые существуют в обществе. На данном этапе молодой человек входит во взрослую жизнь, определяются его профессиональные интересы, мечты и идеалы.

Активность личности ребенка, имеющего жизненные ограничения, реализуется, в первую очередь, в той области, в которой жизненно важные функции оказались наиболее сохранными. Если у ребенка есть потенциал для получения профессионального образования и дальнейшей трудовой деятельности, то на данном этапе роль семьи заключается в том, чтобы совместно со специалистами и самим подростком выбрать сферу деятельности с учетом ограничений его здоровья.

Таким образом, семья, являясь ближайшим окружением ребенка с ограниченными воз­можностями здоровья, служит главным звеном в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, проф­ориентации. Именно в семье формируется та социальная роль, которую он будет демонстри­ровать, а это может быть роль больного или, наоборот, роль здорового человека, ведущая к отрицанию факта своей инвалидности. И та, и другая позиция негативна. С психологической точки зрения только в се­мье может быть выработана единственно пра­вильная установка — адекватно рассматривать умственное или физическое отклонение в раз­витии ребенка [4].

Воспитательная тактика родителей по отношению к ребенку, имеющему ограничения в развитии, должна быть точно такой же, как и в воспитании здорового ребенка. Наиболее распространенной ошибкой родителей является такой стиль вос­питания, как гиперопека, который проявляется в чрезмерной заботе о больном ребёнке, когда члены семьи стремятся оградить его от любых физических усилий, выполняют за него те действия, с которыми он мог бы справиться сам. Это приводит к формированию у ребёнка эгоцентрических установок, отсутствию навыков самостоятельно преодолевать трудности, отрицательно сказывается на проявлении у него ини­циативы, чувства ответственности и долга.

Особое место в развитии и воспитании ребенка занимают периоды младенчества и раннего детства. В это время ребенок полностью зависит от семьи, от ее воспитательных возможностей и условий жизни в ней. Именно в этот период усвоение ребенком общественного опыта и формирование умственных и других способностей происходит наиболее эффективно [1]. Поэтому задача родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не упустить эти возможности.

Но по мере взросления ребёнка проблем не становится меньше, они начинают приобретать социаль­ную окраску. Если роль родителей ребёнка дошкольного возраста связана с заботой о его поведен­ии, сне и обеспечении общего ухода за ним, то дальше возникают проблемы будущего ребёнка, его профессионального оп­ределения и его отношений с окружающими.

Поэтому роль семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья должна заключаться в том, чтобы понять ребёнка и помочь ему. Родители должны научиться сознавать, что, с одной сто­роны, они являются окружающей средой, в ко­торой ребёнок живет и растёт, а, с другой, они оказываются непосредственными участниками становления ребёнка в борьбе с болезнью. При этом родители, как и специалисты, работаю­щие с детьми-инвалидами, должны опираться на те функции, которые у ребёнка остаются со­хранными и лучшим образом развитыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

Заключение.

Семья - это малая группа, члены которой объединены не только совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, но и тесной эмоциональной связью и взаимными обязательствами по отношению друг к другу. Конечной целью в развитии семейных отношений является создание нормальной, крепкой семьи, способной обеспечивать полноценное физическое, психическое и личностное развитие детей.

С рождением ребенка семья переходит на новый этап своего развития. Но появление на свет ребенка с врожденным дефектом развития рассматривается родителями как жизненная катастрофа. Семья сталкивается с рядом проблем: психологических, материальных, медико-социальных. Перенесенный стресс, резкое сужение круга общения из-за необходимости все время посвящать больному ребенку, конфликты, - все это нередко приводит к распаду семьи.

Приняв решение о воспитании ребенка с ограниченными возможностями в семье, родители должны активизировать все свои внутренние и внешние ресурсы с целью создать условия для более эффективного личностного и психического развития ребенка.

Информация о работе Социальная работа с семьей ребенка-инвалида