Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:14, реферат
По данным Пенсионного Фонда РФ на начало 2007 года в нашей стране насчитывалось примерно 575 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья [11]. Большая часть таких детей воспитывается в семьях.
Семья, имеющая ребенка - инвалида — это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными чертами всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и специфическим положением в семье ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, которое обусловлено его болезнью.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Семья как ячейка общества……………………………………………………5
2. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями…….8
3. Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в семье……………………………………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………………19
Список используемой литературы……………………………………………..20
Введение…………………………………………………………
1. Семья как ячейка общества……………………………………………………5
2. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями…….8
3. Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в семье…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………..
По данным Пенсионного Фонда РФ на начало 2007 года в нашей стране насчитывалось примерно 575 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья [11]. Большая часть таких детей воспитывается в семьях.
Семья, имеющая ребенка - инвалида — это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными чертами всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и специфическим положением в семье ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, которое обусловлено его болезнью.
Для ребенка, имеющего физические или психические ограничения, семья является ближайшим, наиболее мягким типом социального окружения, главным звеном в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации.
Рассматривая семью, как первооснову, ребенок узнает свое предназначение в жизни, впервые осознает радости и горести человеческого бытия, знакомится с характером и содержанием различных видов человеческой деятельности, познает их значимость в жизни общества.
Однако семья, воспитывающая ребенка с врожденными дефектами, сталкивается с рядом психологических, экономических, медико-социальных трудностей.
Объектом анализа в данной работе являются дети с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет изучения – особенности организации жизнедеятельности и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье.
Цель данной работы - рассмотреть и проанализировать особенности организации жизнедеятельности и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в системе семейных отношений.
Для успешного выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику понятию «семья».
2. Рассмотреть проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями.
3. Раскрыть особенности воспитания в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
4. Показать роль семьи в процессе развития личности ребенка с ограниченными возможностями.
Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощи и моральной ответственности [1, с. 256].
Семья также выступает как социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть их повседневной жизни, такая как сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, бытовой уход, медицинское и образовательное обслуживание, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Кроме того семья является источником эмоциональных реакций человека, в благоприятном случае обеспечивая ее члену эмоциональную поддержку и принятие.
В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 40 миллионов семей [6, с. 500], которые отличаются друг от друга по составу, системой внутрисемейных отношений, подходами и стилями воспитания детей и т.д.
С точки зрения состава семьи наиболее распространенным (типичным) типом модели семьи является нуклеарная семья, состоящая из супругов с детьми или без детей.
Семья, включающая в себя не только родителей с детьми, но и других родственников (бабушек, дедушек, внуков, семьи братьев или сестер) носит название расширенной.
Также для определения типов семьи используется понятие элементарная семья, т.е. семья, состоящая из трех членов: муж, жена и ребенок. В настоящее время в российском обществе данный тип семьи является преобладающим.
Е.А. Личко выделил следующие типы семей [1]:
1) по структурному составу: полная семья (присутствуют оба родителя), неполная семья (есть только мать или отец), деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери);
2) по функциональным особенностям выделяются гармоничная и дисгармоничная семья.
Кроме названных типов семьи существуют и другие. Так Э. Арутюнянц предложила классификацию, описывающую психологические типы семьи [1]. Автор выделила традиционную, детоцентрическую и демократическую семьи.
В традиционной семье господствует патриархальный тип взаимоотношений, педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз, в детях воспитывается уважение к старшим, основным требованием является подчинение. Дети из таких семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности при создании собственной семьи, так как они не инициативны и робки в общении.
В детоцентрической семье все внимание родителей сосредоточено на ребенке, воздействие осуществляется, как правило, от ребенка к родителям. В результате у ребенка формируется повышенная самооценка, ощущение собственной значимости, из-за чего велика вероятность возникновения конфликта с окружающим миром за пределами семьи.
В демократической семье учитываются взаимные интересы, признается автономность ее членов. В процессе воспитания ребенок усваивает основные демократические нормы и ценности, представления о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развивается его уверенность в себе и эмоциональная устойчивость.
В зависимости от сложившегося типа семьи в ней складываются соответствующие формы межличностных отношений, распределения обязанностей, положения детей в семье и отношения к ним.
Итак, семья как ячейка общества представляет собой сложное социально-психологическое образование. Важнейшей функцией семьи является воспроизводство и воспитание детей. Однако каждая семья имеет свой неповторимый облик, проявляющейся в ее структуре, распределении обязанностей и социальных ролей, психологической близости, стилей воспитания детей. И все же конечной целью в развитии семейных отношений является создание нормальной, крепкой семьи, способной обеспечивать полноценное физическое, психическое и личностное развитие детей.
Рождение ребенка – значимое событие в жизни семьи, которое несет за собой радостные перемены, новые ощущения, чувства гордости и нежности. Появление же ребенка с ограниченными возможностями воспринимается обоими родителями как жизненная катастрофа.
Согласно Декларации о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1975 году, термин «инвалид» употребляется в отношении любого лица, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей [3]. К категории «ребенок-инвалид» относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем [2].
Рождение ребенка с ограниченными возможностями - тяжелый психологический стресс для всех членов семьи. На этой почве между супругами возникают конфликты. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребенка, чувство растерянности и подавленности являются причиной распада семьи. Количество разводов в таких семьях намного выше, чем в обычных. В большинстве случаев отцы не могут выдержать постоянные трудности и уходят из семьи.
Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, при рождении ребенка с неисправимой патологией имеют возможность отказаться от такого ребенка, оставить его в родильном доме или поместить его на постоянное обслуживание в специализированный дом-интернат.
Родители, желающие самостоятельно воспитывать ребенка с ограниченными возможностями в семье, сталкиваются с целым рядом проблем. Выделяют несколько вариантов поведения родителей на появление в семье ребенка с дефектом развития [1]:
1. Принятие ребенка и его дефекта, когда родители принимают дефект ребенка и адекватно оценивают его. У родителей не проявляются видимые чувства вины или неприязни к ребенку. Как правило, вера в способности ребенка и собственные силы придает членам семьи душевные силы и эмоциональную поддержку.
2. Реакция отрицания – родители отрицают тот факт, что ребенок имеет какой-либо дефект в развитии. Родители не принимают и не признают для своего ребенка никаких ограничений. Планы относительно образования и профориентации ребенка строятся без учета особенностей его здоровья, родители настаивают на высокой успешности его деятельности.
3. Реакция гиперопеки проявляется в том, что родители, испытывающие жалость к своему ребенку, оказывают чрезмерную заботу и любовь и стараются оградить его от любых опасностей, сделать все за него. В результате ребенок не получает возможности для развития навыков и способностей и может всю жизнь находиться на инфантильном уровне.
4. Скрытое отречение, отвержение ребенка наблюдается в тех семьях, где дефект ребенка считается позором, и отрицательное отношение к нему скрывается за чрезмерной заботой и предупредительным типом воспитания.
5. Открытое отречение, отвержение ребенка, когда родители полностью осознают свои негативные чувства по отношению к малышу. Но для преодоления чувства вины у членов семьи могут возникнуть механизмы психологической защиты, и они будут обвинять общество, врачей, педагогов в неадекватном отношении к ребенку и его дефекту.
Воспитывая ребенка с ограниченными возможностями, семья сталкивается с рядом психологических, материальных, медико-социальных проблем.
Психологический климат в семье зависит от межличностных отношений, морально-психологических ресурсов родителей и родственников, а также от материальных и жилищных условий семьи. Как правило, родители чувствуют себя подавленными, выбитыми из обычной жизненной колеи, испытывают чувство вины, тревоги за будущее ребенка. Эти чувства с годами могут закрепиться, стать доминирующими в их жизнедеятельности, привести к различным психосоматическим заболеваниям.
Ребенок с ограниченными возможностями вносит существенные коррективы в привычный быт семьи. Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, которые часто уклоняются от общения и дети с ограниченными возможностями практически не имеют полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители стараются избегать появления с ребенком в местах массового скопления людей, на мероприятиях, праздниках.
Наличие ребенка-инвалида отражается и на других детях в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга.
Психологическая напряженность в таких семьях поддерживается психологическим угнетением здоровых детей из-за негативного отношения окружающих к их семье; они редко общаются со сверстниками. Не все дети в состоянии правильно оценить и понять внимание родителей к больному ребенку, их постоянную усталость в обстановке угнетенного, тревожного семейного климата.
Все это вызвано тем, что российское общество, к сожалению, не подготовлено к нормальному восприятию таких детей. Существует своеобразная «психологическая стена» между здоровыми людьми и людьми, имеющими ограниченные возможности. От этого страдают не только больные дети, но и все общество. Также следует отметить, что не только общество не готово к принятию людей с нарушениями в развитии, но и окружающее нас пространство. Это доказывает отсутствие специальных средств (пандусов, поручней и т.д.) на улицах, в общественных местах, учреждениях образования и культуры.
Информация о работе Социальная работа с семьей ребенка-инвалида