Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 19:21, курсовая работа
Целью работы является выявление социальных проблем пожилых людей, а также изучение форм и методов технологии социальной работы с данной категорией граждан.
Введение. 2-3стр.
1.Социальная работа с пожилыми людьми и старыми. 4-16стр.
1.1.Социально-демографическая характеристика
1.2. Основные проблемы пожилых людей
1.3. Социально-психологические особенности пожилых людей
1.4. Социальное обслуживание пожилых людей
2. Дифференциальная характеристика пожилых и старых людей. 16-21стр.
3.Практическая часть. 21-28 стр.
Заключение 29-31стр.
Список литературы 32 стр.
Кроме этого, пожилые люди вовлекались в организацию социально-культурных мероприятий фитнес-клуба, где корректно поддерживалась активность каждого субъекта в его творческом самовыражении. Пожилые люди принимали участие в организации социокультурных мероприятий.
Разработанные нами мероприятия улучшили ценностно-ориентационную, эмоционально-оценочную и когнитивно-рефлексивную сферы пожилого человека, переводя его на другой уровень реагирования, что не могло не сказаться на поведении, поступках, выборе действий и жизненной позиции пожилого человека. Для подтверждения этого факта экспертная группа с помощью «опросника жизненной позиции по Э. Берну» выявила типы жизненной позиции занимающихся.
Заслуживают отдельного внимания такие методы работы с пожилыми людьми, как биографический метод, музыкальная психотерапия, арт-терапия и т.п.
Биографический метод. На сегодняшний день этот метод один из наиболее эффективных методов индивидуального мотивирования жизненной активности пожилых людей. Он имеет несомненную коммуникативную, диагностическую и коррекционную ценности и направлен на то, чтобы дать человеку возможность осознать свое прошлое и настоящее. Главное в этом методе - научить пожилого человека воспринимать трудности творчески и повысить свою самооценку.
Музыкальная психотерапия. Как доказал В. Петрушин, музыка оказывает целенаправленное мотивирующее воздействие только тогда, когда она выражает или «содержит» эмоции, определенным образом согласованные или соотносящиеся с темпераментом или эмоциональным состоянием человека. На основании этого он предложил схему эмоциональных проявлений, которые свойственны пожилым людям при прослушивании музыкальных произведений. Возможны два подхода к организации воздействия музыки, выражающей ту или иную эмоцию, на человека того или иного темперамента или находящегося в том или ином состоянии, а именно: компенсаторный и резонансный.
Арт-терапия. Арт-терапия переводится с английского как «лечение творчеством». По мнению Я.Л. Либермана, она помогает преодолеть апатию и безынициативность, служит мощным средством сближения людей, дает позитивные результаты в ситуациях взаимоотчуждения, при затруднениях в налаживании контактов, позволяет повысить самооценку, облегчая включение пожилого человека в общественную жизнь.
Данный метод дает возможность каждому участнику группы яснее осознать себя через сравнение с другими, а также позволяет членам группы оказывать поддержку друг другу. Групповая арт-терапия с пожилыми может выстраиваться по студийному и по тематическому принципам. Студийная, или открытая группа в своей работе решает довольно локальную, хотя и важную задачу - преодолеть смущение участников, нерешительность, страх перед непривычным занятием, побудить человека к творчеству и самораскрытию. Она не имела постоянного состава, так как к ней в любой момент присоединялись новые участники.
Результаты исследования:
На констатирующем этапе большинство участвующих в эксперименте придерживались депрессивной или оборонительной позиции (это 85-87 %). И только 14-18 % имели «здоровую позицию», которой можно присвоить уровень проактивный (то есть оценивали себя и других положительно). Следовательно, большинство пожилых людей относились к себе или к другим людям со значительной долей скепсиса (отрицательно).
Следует отметить, что особой популярностью в сфере досуга среди населения крупных городов стали пользоваться фитнес-клубы. Это общественная культурно-просветительная организация, в которой образовательный процесс направлен на формирование навыков здорового образа жизни, самообразование и развитие творческих способностей личности.
Особенностью работы фитнес-клуба, по мнению С. Шлозберга и Л. Непорента, является использование системы клубных абонементов, это дает возможность неограниченного времени пребывания в клубе. Помимо физкультурно-оздоровительных занятий, клиенты могут пообедать, просмотреть видеоролики, обсудить предстоящие занятия, последние новости, сделать массаж, посетить сауну, просчитать калорийность своей диеты и т.д. Многогранность оказываемых услуг фитнес-клубом затрагивает значительную часть социальных и личностных отношений, вектор которых направлен на здоровьеподдержание человека
По данным Национального института «Здоровья» (Санкт-Петербург), недостатками большинства существующих фитнес-клубов является их низкий оздоровительно-технологический уровень. В программах отсутствует комплекс рекреационных и оздоровительных услуг, ориентация на контингент молодых людей, а также отсутствует организация семейной клубной работы. Практически отсутствует персонификация услуг. То, что в настоящее время называется клубом, по сути своей, клубом не является, поскольку отсутствует клубная форма организации как таковая: единство идеологии и культуры, качества жизни и здоровья, просветительство и образование, благотворительность и др.
В программах мало места отведено педагогической компоненте, которая является определяющей в эффективности образовательного процесса фитнес-клуба. Недостаточно внимания уделяется созданию позитивной модели развивающейся оздоровительной среды. Практически никто не предлагает специально ориентированные программы для пожилых людей по их здоровьесбережению и поддержанию активной жизненной позиции. Мало внедряются инновационные разработки, направленные на поддержание аффективно-эмоциональной сферы пожилых. Практически отсутствуют разработки по интеграции межпредметных связей в фитнес-технологии, направленные на саморазвитие личности пожилого человека. Такие методические упущения, скорее всего, обусловлены тем, что фитнес-программы в основном рассчитаны на клиентов молодого и среднего возраста, которые в отличие от пожилых людей являются платежеспособными, и для которых основная цель занятий - это «красивое тело».
Необходимо отметить, что низкая платежеспособность пожилого человека является основным ограничителем посещений фитнес-клубов. Однако, по данным наших исследований, сейчас намечается хорошая тенденция, поддерживающая пожилых людей в их желании заниматься фитнесом. Примером тому является благотворительная деятельность центров «Хесед», «Ротари», «Ани» и «Руставели», которые спонсируют досуг пожилых людей в фитнес-кулубе. Наметившиеся положительные сдвиги мотивируют работников фитнес-клубов создавать новые рекламные акции, бизнес-планы и образовательные программы, рассчитанные на возможности и потребности пожилых людей.
Досуговая деятельность пожилых людей, занимающихся в фитнес-клубах, должна отличаться высоким разнообразием проводимых мероприятий, которые позволяют обеспечить пожилого человека нужной, интересующей его информацией. Это беседы, тренинги, консультации, лекции, семинары, индивидуальные занятия, тематические вечера. Отметим содержательную сторону тематических вечеров, на которые пожилые люди могут прийти со своими друзьями, не являющимися членами клуба - это законы Российской Федерации «Об основах социального обслуживания населения», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; о развитии человека в процессе его жизнедеятельности и особенностях социального и личностного развития в пожилом возрасте; о коммуникативных и кинезиологических особенностях пожилых людей, о нормах поведения.
Мы полагаем, что необходимо активное включение занимающихся в социокультурную деятельность, что может проявляться в выборе досуговых занятий, участии в «клубной жизни», самодеятельном творчестве и т.д. Все это позволяет пожилым людям стать активными участниками проводимых мероприятий и соответственно образовательного процесса фитнес-клуба.
Психологи и педагоги фитнес-клуба включают групповые занятия с элементами тренинга, где применяются приемы ауторелаксации, упражнения на снижение тревожности, враждебности и повышения уровня социальной компетенции, а также проведение лекции: «Артпедагогика и музыкотерапия», «Конфликты и как к ним относиться?», «Основы здоровьесберегающей деятельности фитнес-клуба» и аутотренинги.
Все выше перечисленные организационные мероприятия в фитнес-клубе неизбежно сочетаются с физкультурно-оздоровительной деятельностью. Она предусматривает здоровьесберегающее образование и формирование культуры здорового образа жизни. Опыт показал, что многообразие степени и характера отклонений в состоянии здоровья занимающихся в восстановительно-коррекционной группе требует индивидуального подхода и строгого подбора упражнений. Поэтому включены упражнения общей физической подготовки и лечебной физической культуры. Система упражнений направлена на:
Кроме того, были разработаны несколько систем упражнений (для снятия чувства тревожности и стресса, поддержания и стабилизации физических и координационных качеств), демонстрируемых и проводимых после теоретической части или после психолого-педагогического тренинга. В этом случае упражнения направлены на:
Проведенный обобщающий (третий) этап экспериментальной работы показал, что организованная методика поддержания жизненной позиции пожилого человека в фитнес-клубе положительно отразилась на всех трех компонентах жизненной позиции пожилого человека (ценностно-ориентационном, эмоционально-оценочном и когнитивно-рефлексивном) и успешно ее поддерживает на активном и проактивном уровнях.
Особое место в работе фитнес-клуба занимают социально-поддерживающие мероприятия, которые создают благоприятные условия для самореализации пожилого человека с учетом его возможностей, интересов, склонностей. Эти мероприятия могут вестись по двум направлениям: 1) систематическая индивидуальная работа (поздравления с Днем рождения, христианскими праздниками, 8 Марта, 9 Мая и т.п.; вручение памятных подарков и сувениров; обмен и подборка интересующей литературы: художественной и научно-популярной, журналов; посещение с целью общения и разовой помощи и др.); 2) групповые мероприятия («Вечера по интересам», «Школа пожилых людей», «Дни здоровья», тематические вечера: «Фитотерапия для людей пожилого возраста», «Стрессы: их классификация, противострессовая профилактика общепринятыми и нетрадиционными методами», «Фитотерапия при атеросклерозе, кулинарные рецепты из овощей, рецепты пищевых добавок», «Психология как наука и ее роль в жизни пожилого человека», «Гомеопатия, понятие о гомеопатии, показания к применению гомеопатических средств»).
Накопление знаний и представлений об основах здорового образа жизни, об особенностях своего организма, о психологических приемах в принятии решений способствовало формированию устойчивой мотивации у пожилых людей к активной досуговой деятельности в фитнес-клубе. Тематически ориентированная группа предполагает большую степень интегрированности, что достигается за счет ориентации на темы, затрагивающие общие интересы и проблемы участников (например: воспоминания школьной, студенческой жизни; сюжеты природы и т.д.).
Таким образом, организация социально-культурных мероприятий будет способствовать самореализации человека в новом ведущем виде деятельности. Организация пожилыми людьми социально-культурных мероприятий преобразует досуговую деятельность в целостную систему, поскольку она активизирует реализацию социально-психологических потребностей.
Список использованной литературы: