Социальная работа с пожилыми людьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление социальных проблем пожилых людей, а также изучение форм и методов технологии социальной работы с данной категорией граждан.

Содержание

Введение. 2-3стр.
1.Социальная работа с пожилыми людьми и старыми. 4-16стр.
1.1.Социально-демографическая характеристика
1.2. Основные проблемы пожилых людей
1.3. Социально-психологические особенности пожилых людей
1.4. Социальное обслуживание пожилых людей
2. Дифференциальная характеристика пожилых и старых людей. 16-21стр.
3.Практическая часть. 21-28 стр.
Заключение 29-31стр.
Список литературы 32 стр.

Работа содержит 1 файл

Геронтология Реферат.docx

— 58.66 Кб (Скачать)

     Дифференцированный подход должен стать обязательным в социальной работе с пожилыми и старыми людьми как с личностями, членами общества, семьи, жильцами коммунальной квартиры, дома для престарелых и т. д. Так, по определению ВОЗ, «старые старые» существенно отличаются от «новых старых», тех, кто вышел на пенсию недавно. Для социальных работников важна в первую очередь исчерпывающая информация о контингенте пожилых и старых людей, которых они обслуживают. В гериатрии и геронтопсихиатрии стало аксиомой, что физические и психологические характеристики людей существенно различаются по 5-летним периодам: 60 - 64 года, 65 - 69 лет, 70 - 74 года и т. д., поэтому для получения социальной информации и создания банка данных о пожилых и старых людях важно знать не только демографические особенности того или иного района, но и картину демографических изменений в этой массе населения.

      Во многих странах доля лиц, достигших пенсионного возраста, уже приблизилась к максимальной величине и в будущем, вероятно, не возрастет. Однако среди населения пожилого и старческого возраста могут появиться важные изменения, например, увеличится число « старых старых », а число людей, постаревших не более чем на 15 лет после выхода на пенсию, снизится. Важно не смешивать все группы людей третьего возраста, а рассматривать каждую группу с разрывом не более 5-10 лет. Только тогда можно получить объективные данные, характеризующие старых людей, которые могут быть использованы для планирования социальной работы в будущем. Конечно, невозможно прогнозировать, будет ли современное население в возрасте 60 - 64 года через 10 лет похоже на группу, которой сейчас 70 - 74 года. Однако можно с большой долей вероятности утверждать, что неизбежны изменения в организации социальных служб и экономике, которые повлияют на указанные возрастные группы. Прежде всего эти данные имеют особое значение для планирования деятельности местных социальных служб и учреждений здравоохранения. Так, например, если состояние здоровья или финансово-экономической обеспеченности в какой-либо выборке обследованных старых людей окажется хуже, чем в других районах, то можно выделить конкретную проблему, имеющую непосредственное значение именно для этой местности, района, региона. Могут быть выявлены и другие, не столь неотложные, проблемы: демографические прогнозы в большинстве районов указывают на то, что в следующем десятилетии повысится доля очень старых людей в группе пожилых. Таким образом, если современная система социальной помощи и социальной работы отвечает потребностям этого контингента и такие службы сейчас используются в максимальной степени, то в будущем данная система может оказаться неадекватной новым условиям, если не запланировать ее расширения в соответствии с ростом численности данной группы населения. Еще более острой является необходимость получения объективных сведений для разумного планирования и непосредственной реорганизации социальных служб в районах или регионах, где сейчас потребности быстро растущего числа престарелых, зависимых от этих служб, не удовлетворяются в полной мере. Представляется необходимым еще раз подчеркнуть, что для прогнозирования потребностей в социальном обслуживании и социальной работе важно определение динамики роста численности лиц в возрасте от 75 лет и старше, а не общее увеличение числа людей в возрасте от 55 лет. По данным Г. Стойнева, 80% лиц старше 75 лет - это наиболее беспомощные люди и они нуждаются в полной посторонней помощи и обслуживании.

     Особого внимания заслуживает и отношение самих пожилых и старых людей к той помощи, которую им оказывают социальные работники. Практический опыт и специально проведенные исследования позволяют выделить несколько определенных стереотипов поведения пожилых и старых людей:

1) активное неприятие  социальной помощи в повседневной  жизни, недоверие к социальным  работникам, нежелание быть зависимыми  от чужих, посторонних людей;

2) явные рентные установки,  стремление и настойчивость в  получении как можно большего  количества услуг со стороны  социальных работников, возложение  на последних выполнения всех  бытовых обязанностей;

3) недовольство и неудовлетворенность  своими жизненными условиями  переносится на социальных работников, с которыми непосредственно общаются;

4) социальный работник  воспринимается как объект, который  несет ответственность за их  физическое здоровье, моральное  и материальное состояние.

      Конечно, основная часть населения старших возрастов, с которыми ведется социальная работа в различных ее видах, выражает свою искреннюю благодарность социальным работникам, высоко оценивает их труд. Однако нередким является и недоброжелательное отношение, подозрительность, недовольство оказываемыми услугами. Иногда прибегают и к чрезмерному восхищению, восхвалению социального работника, чтобы добиться от него тех услуг, которые не входят в перечень выполняемых обязанностей.

 Работа со старыми  людьми во всех странах считается  одной из самых тяжелых во  всех отношениях: велико разочарование  лиц, обеспечивающих уход за  ними; чтобы его избежать, необходимы  высокая профессиональная подготовка, понимание и знание психологических  особенностей пожилого и старческого  возраста.

    Социальным работникам нужно с самого начала готовиться к тому, что в их работе благодарностей будет значительно меньше, чем подозрительности, необоснованных обвинений, а нередко и незаслуженных оскорблений. Социальные работники должны быть подготовлены к тому, чтобы быть терпеливыми и заботливыми к любому, даже очень капризному и надоедливому старому человеку.

     Старость - это сумма всего ранее пережитого и прожитого, а также, у многих людей, нереализованных жизненных надежд и желаний. Каждый человек постоянно носит в себе и с собой успехи и поражения, заслуги и провинности, удавшиеся свершения и неудавшиеся начинания, «непрожитую жизнь», т.е. несбывшиеся желания, надежды и ожидания. В течение всей жизни человек должен был делать выбор между двумя или большим количеством возможностей, причем одна из них всегда реализовывалась, а другие оставались лишь желаниями. Однако это не означает, что те желания остались забытыми. Нет, они играют большую роль в жизни старого человека в виде воспоминаний или сожалений. По выражению известного американского психолога и психоаналитика Юнга, человек постоянно живет со своей тенью, он переполнен всем, что он не хочет осознанно воспринимать, что, будучи вытесненным, остается в подсознании и определяет его поведение до самой смерти.

       Нельзя воспринимать старого человека изолированно, вне его жизненного пути. Напротив, то, что он представляет собой сейчас, есть отражение многоаспектного и многослойного становления личности. Биография каждого старого человека представляет собой отражение удавшейся или неудавшейся судьбы, возможно, разломанной или порушенной жизни.

      Самое главное - каждый старый человек есть личность и как личность имеет самоценное значение. Личность - сердцевина человеческого бытия, его чувств, переживаний и действий. Личность определяет и поведение человека в процессе старения. Каждый человек уникален в своем «Я» и никак не может быть подменен другим человеком, и в таком виде иного человека не существует. Самоценность человека должна быть сохранена полностью, она должна быть неделимой, «индивидус» по-латыни значит неделимый.

 Неотделима от индивидуальности  человека и другая характерологическая  особенность - социабельность, т.е.  возможность открыть себя для  контактов с другими людьми. Человек  вступает в контакты с окружающими  его людьми, создает с ними  длительные или кратковременные  связи, поддерживает их или  отвергает; в ходе этих контактов  возникает приязнь или неприязнь,  доверие или недоверие.

        Каждый человек, вступая в постоянные контакты с окружающими его людьми и окружающим миром, строит на основе собственного «Я» свой индивидуальный мир, и это во многом определяет, удастся ли ему задуманное. С позиций психоанализа, детство - это период, когда человек начинает свое существование и ведет такой образ жизни, при котором внешнее и внутреннее, земля и небо, «Я» и «МИР» едины, взаимно переплетены в живой целостности. В зрелом возрасте эти полюса разделяются, сформировавшееся сознание позволяет различать свою индивидуальность и мир, дух и плотские побуждения. В постоянном метании между собственным «Я» и внешним миром появляется опасность уйти от своей сути и быть проглоченным этим миром, которому ты отдаешь себя как жертву.

    На третьем этапе, т.е. в старости, у человека появляется шанс, если он правильно преодолевает этот возрастной порог, вновь приобрести потерянную гармонию, причем на более высоком уровне.

Часть 3 Практическая часть.

    Основной социальной практикой людей являются семейная жизнь, учебная, профессиональная и досуговая деятельности. Однако для пожилых людей, ввиду возрастных ограничений, одной из главных сфер жизнедеятельности становится именно досуговая деятельность, в рамках которой им можно помочь решать многие возникающие проблемы.

     В педагогическом энциклопедическом словаре понятие «досуг» определяется как «возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Виды досуговой деятельности классифицируются по пяти группам: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество». В социологическом словаре «досуг - деятельность в сфере труда, быта или отдыха, осуществляющаяся в свободное от работы время, приносящая физическое и психологическое удовлетворение». Как видно из определений, они не противоречат друг другу, а взаимообогащаются.

      Сегодня можно констатировать, что целенаправленная деятельность наших социальных служб и общественных учреждений в организации досуга пожилых людей указывает на стремление правительства Российской Федерации достигнуть уровня международных стандартов. Именно поэтому в Федеральной Целевой программе «Старшее поколение» большое внимание уделено проблеме досуга и здоровье сбережению пожилых людей. Эта программа предусматривает разработку и внедрение системы физкультурно-оздоровительных мероприятий в досуговую деятельность, создание экспериментальных центров по апробации современных оздоровительных технологий при финансовой поддержке федеральных служб и благотворительных общественных организаций. В ней представлены меры по созданию благоприятных условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей пожилых людей, что предусматривает их активное включение в социокультурную деятельность, обеспечение выбора досуговых занятий, участие в «клубной жизни», любительском движении, самодеятельном творчестве. Также предусмотрено создание специальных региональных центров-клубов,   многопрофильных культурно-информационных центров.

Цель  исследования:

     Проанализировать основные результаты реализации программ фитнес-клубов с учетом создания позитивно развивающейся оздоровительной среды и обосновать комплекс фитнес-технологий, направленных на оздоровление и саморазвитие пожилых людей.

Материалы и методы исследования

     В исследовании включены результаты освоения программ в фитнес-клубах г. Челябинска. Ранее нами было отобрано 175 пожилых людей в возрасте от 60 до 75 лет. Результаты, полученные на данном этапе эксперимента, позволили констатировать: высокий уровень тревожности с признаками депрессии, повышенный уровень враждебности, снижение когнитивных способностей, низкий уровень рефлексии и самооценки. Все эти проявления зафиксированы на фоне снижения показателей физического здоровья и ценностных ориентаций, что неблаготворно отражается на жизненной позиции пожилых людей.

      В ходе формирующего эксперимента приняли участие 175 пожилых людей, из которых сформировали выборочные совокупности для контрольных и экспериментальных групп. Экспериментальная группа - 100 человек и контрольная группа - 75 человек. Численность групп, согласно данным математической статистики, является достаточным для обеспечения надежности результатов на уровне статистической значимости α = 0,95. Программа эксперимента рассчитана на 1-1,5 года.

       Методика поддержания жизненной позиции пожилых людей представлена тремя этапами: пропедевтический, деятельностно-поддерживающий и стабилизационный.

     На диагностическом направлении у занимающихся проводился мониторинг уровня личностных качеств.

    Организационное направление было обусловлено важной отличительной особенностью - внедрением новых форм досуговой деятельности. Были использованы инновационные и информационные технологии, расширено социальное партнерство. В проведении и организации клубных занятий привлекались специалисты из разных сфер деятельности: психолог, медицинский работник, педагог, социальный педагог. В нашей работе одной из целей организационного направления является обеспечение работников фитнес-клуба актуальной научной информацией в сфере здоровье сбережения и поддержания активной жизненной позиции пожилого человека.

     В результате организационного этапа специалистами были разработаны образовательные программы для пожилых людей, а также схематически была отображена система социально-педагогической поддержки жизненной позиции пожилого человека в образовательном пространстве фитнес-клуба.

    Осуществление третьего информационно-мотивационного направления было связано с пропагандой здорового образа жизни, направленной на мотивацию поддержания физических и духовных возможностей пожилого человека. На этом этапе реализовывались все три педагогических условия.

     Данный этап реализуется за счет спроектированных мероприятий, в процессе которых осуществлялись все три педагогических условия одновременно. Для их реализации внедрялись: метод арт-терапии и кинотерапии; методы, поддерживающие коммуникативные способности; системы упражнений (для снятия чувства тревожности и стресса, поддержания и стабилизации физических качеств); семинары по темам - «Здоровье ваших суставов», «Умеем ли мы дышать?», «Биологические активные точки скорой помощи».

      Также были запланированы и реализованы социальные мероприятия: тематические вечера, концерты, конкурсы. Приглашались коллективы детских садов, музыкальных школ, барды, люди с интересной судьбой и т.п.       Для проведения этих мероприятий привлекались финансовые средства частных лиц, предприятий и благотворительных организаций.

Информация о работе Социальная работа с пожилыми людьми