Социальная работа с осужденными, отбывшими наказание

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Проблема данной работы выражается в трудности включенности бывших заключенных в полноценную социальную жизнь общества.
Объектом работы являются лица отбывшие наказание в виде изоляции от общества.
Предметом курсовой работы являются адаптационные проблемы лиц, освобожденных от наказания и основные аспекты социальной работы с данной категорией лиц.
Цель: изучение проблем освобожденных от наказания и условий, способствующих их возвращению к нормальной социальной жизни, а также изучение основных аспектов социальной работы с данной категорией клиентов.

Содержание

Введение..................................................................................................................2

Глава 1. Подготовка заключенных к выходу на свободу….........................4

§ 1. Проблемы социальной работы с осужденными в исправительных учреждениях России...............................................................................................4

§ 2. Правовая база подготовки осужденных к освобождению…………...........7

§ 3. Подготовка отдельных категорий осужденных к освобождению….........13

Глава 2. Социальная работа с бывшими осужденными…………….........21

§ 1. Социальные проблемы бывших осужденных.............................................21

§ 2. Принципы и этические аспекты социальной работы с бывшими заключенными…...................................................................................................23

§ 3. Общественные организации и фонды помощи бывшим заключенным……………………………….....…………………………….........28

Заключение...........................................................................................................31

Работа содержит 1 файл

КурсоваяСоциальная работа с бывшими заключенными.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

     - быть образцом личного поведения, в работе руководствоваться в первую очередь интересами клиентов;

     - делать все, чтобы способствовать максимальной самостоятельности клиентов;

     - уважать частную жизнь клиента и держать в тайне всю информацию, полученную в ходе работы с ним;

     - в отношении с коллегами быть доброжелательным, уважительным;

     - в процессе работы действовать в соответствии с ценностями, моральными нормами и предназначением своей профессии;

     - служить своей профессией на благо окружающим.

     К этическим стандартам профессионального  общения социального работника можно отнести следующие:

     1. Социальный работник не должен участвовать в делах, связанных с ложью, обманом, подлогом;

     2. Социальный работник должен четко  разграничивать свои заявления  и действия как частного лица и как социального работника;

     3. Социальный работник должен стремиться  совершенствовать свои профессиональные знания и практический опыт, ставить служебный долг превыше всего;

     4. Социальный работник должен направлять  усилия на предупреждение негуманных  или дискриминационных действий, направленных против одного человека или групп людей;

     5. Социальный работник не должен использовать профессиональные отношения для достижения личных целей;

     6. Социальный работник, занимающийся  научной или исследовательской  работой, должен проанализировать  и предусмотреть ее возможные  последствия для людей, убедиться, что участники исследования добровольно участвуют в нем, информировать об этом заранее и не оказывать на них давления при этом сохранять конфиденциальность и уважать достоинство участников исследования;

     7. Социальный работник должен защищать  своих подопечных от дискомфорта, вреда, угроз, лишения каких-либо прав;

     8. Социальный работник, анализирующий  разнообразные случаи, может обсуждать  их только с профессиональной  целью и только с людьми, профессионально связанными с ними;

     9. Информация, полученная в процессе  исследовательской работы должна считаться конфиденциальной.

     Что касается непосредственных этических  обстоятельств социального работника перед клиентом, то:

  • Интересы клиента всегда должны быть на первом месте;
  • Социальный работник должен работать с клиентом доброжелательно, лояльно, упорно, максимально используя профессиональные навыки;
  • Никогда не использовать взаимоотношения с клиентом для достижения личной выгоды;
  • Никогда не проявлять, не способствовать, не участвовать в любой форме дискриминации на основе расовых предрассудков или в связи с полом, возрастом, вероисповеданием, национальностью, семейным положением, политическими убеждениями, умственными или физическими недостатками, или по какому-либо другому признаку или личностным характеристикам, условиям, статусу;
  • Социальный работник должен информировать клиента о возможном риске, правах, возможностях и обязанностях, представляемых ему социальной службой;
  • Следует советоваться с коллегами, руководителями, если это может оказаться полезным для клиента;
  • Социальный работник может прервать работу с клиентом только в особых случаях, приняв при этом меры, чтобы нанести клиенту как можно меньший ущерб;
  • Социальный работник должен стараться максимально давать возможность клиенту самоопределяться, т.е. принимать решения по поводу своих проблем, методов "лечения";
  • Социальному работнику не следует участвовать от имени клиента в действии, которое нарушает или подрывает гражданские или юридические права клиента;

     Что касается такого важного этического момента как конфиденциальность, то социальный работник должен:

  • уважать личную жизнь клиента и сохранять конфиденциальность всей полученной информации;
  • информировать клиента о границах ее конфиденциальности в каждой конкретной ситуации, целях получения информации и ее использования;
  • получить согласие клиента на печатание, запись разговоров, участие третьего лица;
  • в отношении с коллегами должен быть уважителен, справедлив, честен, корректен;
  • Следует сотрудничать с коллегами для эффективного осуществления профессиональных интересов. Относиться с уважением к мнениям, квалификации, достижениям коллег и использовать соответствующие каналы для высказывания суждений на этот счет. Если социальный работник замещает коллегу, то он должен действовать с учетом интересов, характера и репутации этого коллеги.

     Таким образом, можно сделать вывод, что реализация этических принципов в социальной работе с бывшими заключенными представляет собой необходимый аспект, который должен учитываться специалистом по социальной работе при формировании субъектности данной категории риска. 

     §3. Общественные организации и фонды помощи бывшим заключенным. 

     С 2000 года в РФ наметилась тенденция ужесточения режима содержания лиц, пребывающих в ИУ. В практику вошло коллективное наказание больших групп заключенных, избиения, пытки, незаконное заключение в штрафные изоляторы и помещения камерного типа. В России существует около 40 колоний, где жестоко обращаются с заключенными. Поэтому появляются различные общественные движения, фонды и даже центры, направленные на защиту прав осужденных и бывших осужденных, на помощь в адаптации бывших заключенных и т.д.

     Главная задача таких учреждений и благотворительных  фондов создать такие условия, чтобы бывший осужденный вернулся в общество не озлобленным, не больным, не готовым снова нарушить закон, а полноправным членом этого общества и снова научился в нем жить.  
К сожалению, когда люди отбывают наказание, тем более долгие годы, у них вырабатывается стереотип поведения. Они постоянно учатся подчиняться. Они не строят сами свою жизнь, ведь смысл исправительных учреждений в том, чтобы заставить человека подчиняться этой системе. Как утверждают психологи, женщина в таких условиях ломается через полтора года, мужчины держатся дольше, их характер изменяется года через три. Но особый тип поведения сохраняется у них потом на долгие годы. А ведь после того, как человек выходит на свободу, ему нужно отвечать за себя и жить самостоятельно. А он не может постоять за себя, ему трудно ходить по инстанциям, учреждениям, трудно вообще ходить по улицам, незнакомым местам, потому что колония – это замкнутый мир. И потом, жизнь меняется за то время, что они находятся в заключении. И, что самое важное, теряются связи с родственниками и друзьями.
19

     При многих колониях стали создавать реабилитационные центры по подготовке к освобождению и называются они по-разному, например, «Дорога к дому», «Возрождение» и т. д.

     Первым  в стране в Ярославле создали структуру помощи бывшим заключенным – «Рубеж». Она получила статус региональной общественной организации по содействию социальной адаптации и реабилитации граждан, вернувшихся из мест лишения свободы. Главными задачами организации стало содействие в трудоустройстве, регистрации и прописке бывших зэков, решении их жилищных проблем, помощь в получении образования, психологическая и юридическая поддержка.

     В г. Иваново с 1999 года действует организация «ЦЕРЛОН»- Центр реабилитации лиц, отбывших наказание. Его членами является довольно широкий круг лиц: юристы, психологи, священники, иностранцы и даже воспитатели детских садов. Активисты «ЦЕРЛОНа» занимаются трудоустройством бывших заключенных (заключен договор с центрами занятости, по которым освобождающимся предоставляется временная работа), достаются лекарства, издается газета «ЦЕРЛОН», проводятся благотворительные акции в колониях. 20

     Также существуют и фонды, например, фонд "В защиту прав заключенных". Его активисты намерены оказывать помощь заключенным, чьи права нарушаются или нарушены вне зависимости от того, кто они, в какой колонии содержатся,  является ли они жертвой судебной ошибки или несут наказание в соответствии с законом.

     «Русский общественный Фонд помощи преследуемым и их семьям»- диссидентская благотворительная организация. Основан зимой 1973- 1974 годов по договорённости между Александром Солженицыным и Александром Гинзбургом. В начале 1990-х Фонд Солженицына возобновил свою работу в России; сейчас он занимается издательской деятельностью и оказывает материальное вспомоществование нуждающимся жертвам политических репрессий прошлого.21

     Таким образом, можно сделать вывод, что  появление таких общественных организаций  стало очень большим скачком и имеет огромнейшее значение в формировании постпенитенциарной социальной работы с бывшими осужденными. 
 
 
 

 

      Заключение

     В данной работе были рассмотрены основные аспекты социальной работы с такой категорией клиентов как бывшие заключенные. К сожалению, как мы уже выяснили, система  постпенитенциарной социальной работы в РФ развита плохо, а точнее находится пока еще только  в стадии формирования. 

     Необходимость положительной социальной интеграции бывших заключенных выражается в том, что лица отбывшие наказание и вставшие на путь исправления совершают новые преступления, порождая страх, тревогу и наносят ущерб экономической жизни.

     Возвращение во внешний мир может стать  для заключенных опасным опытом. Некоторые из них являются профессиональными преступниками, но некоторые, будучи рецидивистами, полагают, что вернуться к преступной жизни их заставили обстоятельства, поскольку по-другому им было не выжить. Многие из них сталкиваются с реальными проблемами в следующих областях: безработица, злоупотребление алкоголем или наркотиками, использование свободного времени, семейные взаимоотношения, взгляды, убеждения и взаимоотношения с другими преступниками.

     При работе с лицами, отбывавшими наказание в местах лишения свободы социальному работнику необходимо руководствоваться в полной мере принципами социальной работы делая особый упор на принцип законности и также на этические принципы социальной работы.

     Таким образом, поспенитенциарная социальная работа - средство исправления, условие, мобилизующее все имеющиеся у учреждения социального обслуживания возможности для исправления и ресоциализации бывшего осужденного.

     Население не всегда заинтересовано в оказании помощи заключенным. Оно часто полагает, что люди, не совершавшие преступлений, должны иметь приоритет. Однако службы социальной адаптации могут добиться следующих желательных результатов в интересах общества: сократить тенденцию для бывших заключенных возвращаться к преступному поведению после освобождения, помочь более слабым преступникам противостоять влиянию более сильных, позволить бывшим заключенным внести положительный вклад в общественную жизнь после освобождения, сократить проблемы, которые они создают для органов власти и общества в целом, сократить потребности в расходовании средств на деятельность правоохранительных органов.

     Для того чтобы решить указанные проблемы необходимо, чтобы Управление федеральной  службы исполнения наказаний и другие социальные службы создали устойчивое партнерство: УФСИН должен работать в координации и при поддержке широкого спектра служб социальной адаптации для освобожденных заключенных. Существование внешних служб является жизненно необходимым для социальной адаптации. Служба исполнения наказаний не в состоянии предоставить такие услуги, которые могут предложить указанные службы. Здравоохранение, образование, социальная защита и услуги по трудоустройству играют жизненно важную роль. В то же время все сотрудники УФСИН, вне зависимости от своих функциональных задач, могут в той или иной мере участвовать в работе по социальной адаптации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

  1. А.М. Панова, Е.И. Холостова «Социальная работа»: - М.: Социально-технологический институт, 1997. - С. 720.
  2. В.И.Курбатова «Социальная работа». - М., Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999, С. 728.
  3. В.В. Филлипов «Реформирование пенитенциарной системы: материалы международной конференции 8 - 10 окт.» - Минск, 1998. - С. 649

Информация о работе Социальная работа с осужденными, отбывшими наказание