Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:11, курсовая работа
Проблема данной работы выражается в трудности включенности бывших заключенных в полноценную социальную жизнь общества.
Объектом работы являются лица отбывшие наказание в виде изоляции от общества.
Предметом курсовой работы являются адаптационные проблемы лиц, освобожденных от наказания и основные аспекты социальной работы с данной категорией лиц.
Цель: изучение проблем освобожденных от наказания и условий, способствующих их возвращению к нормальной социальной жизни, а также изучение основных аспектов социальной работы с данной категорией клиентов.
Введение..................................................................................................................2
Глава 1. Подготовка заключенных к выходу на свободу….........................4
§ 1. Проблемы социальной работы с осужденными в исправительных учреждениях России...............................................................................................4
§ 2. Правовая база подготовки осужденных к освобождению…………...........7
§ 3. Подготовка отдельных категорий осужденных к освобождению….........13
Глава 2. Социальная работа с бывшими осужденными…………….........21
§ 1. Социальные проблемы бывших осужденных.............................................21
§ 2. Принципы и этические аспекты социальной работы с бывшими заключенными…...................................................................................................23
§ 3. Общественные организации и фонды помощи бывшим заключенным……………………………….....…………………………….........28
Заключение...........................................................................................................31
Каждый осужденный пожилого и старческого возраста, инвалид должен четко представлять, куда он едет после освобождения, что его ожидает, какие условия ему будут созданы и как он должен себя в них вести.
В
отношении престарелых
С согласия инвалида или престарелого, который до осуждения не имел постоянного места жительства, администрация исправительного учреждения решает вопрос о его направлении в дом инвалидов и престарелых на территории того субъекта Российской Федерации, где расположена колония. С этой целью не позднее двух месяцев до освобождения в орган социальной защиты представляются необходимые документы (личное заявление осужденного, выписка из медицинской карты по установленной форме и паспорт, характеристика за время пребывания в учреждении).13
Осужденным, являющимся инвалидами I и II группы и нуждающимся по состоянию здоровья в постороннем уходе, разрешается выезд за пределы исправительного учреждения для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства в сопровождении родственника или иного лица (социального работника).
Специальное внимание необходимо уделять психологической и практической подготовке осужденных пожилого возраста и инвалидов к освобождению из ИУ. Прежде всего, необходимо выявить среди них страдающих различными соматическими заболеваниями и психическими расстройствами, не имеющих семьи и родственников, а также не имеющих необходимого трудового стажа для получения пенсии. С этими лицами проводится подготовительная работа по направлению их в дома престарелых и инвалидов после освобождения из ИУ. Важно не только оформить надлежащим образом соответствующие документы, но и рассказать осужденным, что представляют собой эти учреждения, каков порядок жизни там. Необходимо выявить также осужденных, имеющих право на получение пенсии, и принять своевременные меры по их пенсионному обеспечению после освобождения. В отношении тех, у кого нет такого права и кого нельзя направить в дома для престарелых, при отсутствии семьи и родственников должны быть приняты меры по их бытовому устройству или установлению опеки после освобождения из ИУ. Лица немощные и дряхлые, инвалиды, не способные после освобождения самостоятельно следовать к месту своего жительства, должны сопровождаться сотрудниками медицинской службы.
Осужденные пожилого и старческого возраста, инвалиды часто оказываются в социальных приютах - учреждениях, в которых проживают одинокие старые люди, не имеющим по тем или иным причинам жилья или возможности жить самостоятельно. В учреждениях данного типа установлен постоянный контроль над порядком и передвижением подопечных со стороны руководства, врачей, дежурного сотрудника милиции. Здесь действуют специальные нормы и правила поведения, которым необходимо следовать.14
В отношении престарелых осужденных, у которых отсутствуют родственники, или же они отказываются от их приема для постоянного проживания, также направляется запрос в органы социальной защиты для решения вопросов об их помещении в дома инвалидов и престарелых.
С согласия инвалида или престарелого, который до осуждения не имел постоянного места жительства, администрация ИУ решает вопрос о его направлении в дом инвалидов и престарелых на территории того субъекта РФ, где расположена колония. В этих целях не позднее одного месяца до освобождения в орган социальной защиты представляются необходимые документы (личное заявление осужденного, выписки из медицинской карты и паспорта по установленным формам, характеристика за время пребывания в учреждении).
Беременные женщины и женщины, имеющие детей в исправительном учреждении. Подготовка к освобождению из мест отбывания лишения свободы беременных женщин, а также женщин, имеющих при себе малолетних детей, проводится сотрудниками группы социальной защиты в контексте с медицинскими работниками ИУ. Принимаются меры к установлению их родственных связей, выясняется возможность регистрации трудоустройства по месту жительства родственников. В случае, когда освобождаемых женщин не принимают родственники, к которым они могли бы поехать на жительство, направляются запросы в ОВД и управления социальной защиты населения по-прежнему месту жительства с просьбой решить вопросы их трудоустройства, обеспечения жилой площадью, определения детей в дошкольные детские учреждения или дома ребёнка.
В
отношении освобождаемых
Несовершеннолетние. Кроме особенностей подготовки к освобождению выше рассмотренных категорий осужденных, также выделяют особенности подготовки несовершеннолетних осужденных. Так несовершеннолетним осужденным предоставлено право краткосрочного выезда за пределы ИУ для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника ИУ.
Несовершеннолетние осужденные, подлежащие освобождению из ВК, направляются, как правило, к месту жительства родственников либо иных лиц, которым сообщается о дне освобождения несовершеннолетнего осужденного и предлагается прибыть в ВК для встречи и сопровождения его к месту жительства.
Если у освобождаемого несовершеннолетнего нет родственников или иных лиц, либо направление к ним нецелесообразно из педагогических и профилактических соображений, администрация колонии направляет запрос в орган опеки и попечительства, подразделения по делам несовершеннолетних ОВД и комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованную органом местного самоуправления, по его прежнему месту жительства с просьбой решить вопрос устройства такого лица на работу или учёбу и обеспечения его жилой площадью.
Если
направление
Таким
образом, можно сделать вывод, что
в учреждениях исполняющих наказания
содержатся различные категории граждан,
для которых подготовка к жизни на свободе
является жизненно необходимым мероприятием.
Глава 2. Социальная
работа с бывшими осужденными.
§1. Социальные проблемы
бывших осужденных.
Положение человека отбывшего наказание является довольно тяжелым потому, что в период лишения свободы он, повседневно подчинялся строгим правилам тюремного распорядка, утрачивая способность к самостоятельности, отвыкает от необходимости заботиться о себе, во всем полагается на «предусмотрительность» администрации. И при выходе «на волю» не всегда готов проявлять достаточно энергии для того, чтобы включиться в трудовую деятельность, подчас склонен идти по пути наименьшего сопротивления, чреватого преступным рецидивом.15 На личность преступника, отбывшего наказание, практически нельзя воздействовать эффективно, не внося коррективы в непосредственно окружающую его социальную среду, не меняя способы взаимодействия с этой средой. Следствием многолетней карательной практики государства явилось массовое убеждение в неизбежности жестоких репрессий в борьбе с преступностью. Так, согласно одному из исследований, от 30 до 55% граждан оценивают нынешнюю судебную деятельность как либеральную, 73% исходят из того, что чем суровее наказание, тем лучше соблюдается закон, 53% требуют расширения рамок санкций, предусматривающих лишение свободы. Это само по себе тревожно. Но куда тревожнее, когда обыденное сознание начинает связывать лавинообразный рост преступности с процессами демократизации, усматривая в этом источник всех бед. Не сродни ли сему и бездумное, иногда злое, нетерпимое отношение к побывавшим в заключении, часто основанное на стереотипах. Они образуют предвзятое, опирающееся не на рациональное осмысление явления, а на выведенное из стандартизированных суждений и ожиданий мнение, которое отражает установку определенных общественных групп.
Совершивший преступление и понесший за это кару человек сразу по освобождении оказывается в трудных социальных условиях. В первое же после «отсидки» время он, и без того униженный и оскорбленный самим наказанием, неизменно вынужден считаться с положением гонимого и отверженного. Ложная нравственность общества создает для него, недавнего преступника, особые нормы бытия. Таков социальный отголосок прежней судимости. В нашей стране с трудом, но все же возникают и начинают действовать центры, фонды, движения, комитеты, цель которых - не оставить без всесторонней общественной заботы наших заблудших сынов и дочерей, облегчить всем искупившим вину возвращение к нормальной жизни. Словом, появляется необходимое осознание насущной проблемы, её масштабов и возможных последствий.
Таким образом, из всего вышесказанного можно выделить следующие основные социальные проблемы бывших заключенных в современном российском обществе:
§2. Принципы и этические
аспекты социальной
работы с бывшими заключенными.
В социальной работе с бывшими заключенными важно также обращать внимание на принципы и этические аспекты.
Принципы
социальной работы являются одновременно
и элементами научной теории и основополагающими
правилами эмпирической деятельности.
Они делятся на общефилософские, общенаучные
(организационно-
Принцип законности в деятельности социальных работников с бывшими заключенными имеет глубокие моральные основания. Социальный работник должен способствовать приведению бывшего осужденного к законопослушному поведению.
Принцип справедливости содержит требование соответствия между практической ролью различных людей (социальных групп) в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, правонарушением и взысканием, заслугами людей и их признанием. Несоответствие в этих отношениях расценивается как несправедливость. В философской литературе принято усматривать в справедливости два аспекта: уравнивающий и распределяющий. Первый связан с необходимостью обеспечения равенства граждан перед законом, второй аспект гласит, что «наказание или иная мера уголовно-правового воздействия, подлежащая применению к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать тяжести преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного» (Ст. 6 УК РФ).
Если второй аспект более реализуется в социальной работе с заключенными в учреждении, исполняющем наказание, то для деятельности социальных работников в отношении бывших заключенных важен первый аспект - справедливости, т.к. человек искупивший вину имеет полные права на субъектность.
Принцип гуманизма является основополагающим в деятельности социального работника и находит своё выражение в Конституции РФ провозглашающей, что: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (Ст. 2). В соответствии с Ч. 2 Ст. 21 Основного Закона, «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию».17
Но также нельзя забывать и о профессионально-этическом Кодексе социального работника (приложение №2), т.к. как и все объекты социальной работы, бывшие заключенные требуют особого этического подхода при работе с ними. Одним из аспектов продуктивной социальной работы с заключенными является применение адекватных в каждой ситуации профессионально-этических норм и правил.
Уровень культуры общения и этика общения - близкие понятия. Они определяются не только совершенством отдельных сторон или аспектов общения, они предполагают гармоническое сочетание и развитость элементов культуры общения. Суммируя все вышесказанное, хотелось бы выделить основные этические стандарты социального работника при работе с лицами, вернувшимися из мест лишения свободы. У западных социальных работников существует этический кодекс, разработанный НАСР, положения которого вполне применимы при работе с бывшими арестантами.18 К главным его положениям относятся:
Информация о работе Социальная работа с осужденными, отбывшими наказание