Социальная работа с неблагополучными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Семья - важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения, в ней человек рождается, через нее продолжается человеческий род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества.

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 63.92 Кб (Скачать)

В целом весь арсенал видов, форм, методов и технологий, используемых центрами и отделениями социальной помощи семье и детям при проведении конкретной практической социальной работы с неполными семьями, достаточно разнообразен. Как правило, их использование  зависит от местной специфики, реалий и наиболее актуальных потребностей жителей конкретных населенных пунктов.

Не меньше заботы проявляется  и о неполных семьях с детьми-инвалидами. К сожалению, дети-инвалиды часто  растут без отца, который уходит из семьи, не выдерживая трудностей воспитания ребенка-инвалида. Для них  организовываются льготные курсы лечения в различных  санаториях, при необходимости оказывается  спонсорская помощь для их выездов  на обследования в другие города, выделяется разовая материальная помощь. К детям приходят учителя-надомники, обучая их основным предметам. Для детей-инвалидов организуются различные творческие фестивали, спортивные мероприятия и пр.

 

 

 

 

 

 

 

2.2  Социальная работа с неполными семьями зарубежом

Социальная работа – это профессия, связанная с достижением и поиском социального правосудия, цель, которой также - улучшение качества жизни и развитие полного потенциала каждого индивидуума, группы и общества. Эта работа направлена на решение социальных проблем на каждом уровне общества и экономического развития, но особенно среди бедноты и больных людей. Социальные работники озабочены общественными проблемами их причинами и их решениями. Они работают с конкретными людьми, семьями, группами, организациями и обществами.

В Беларуси более 350 тыс. неполных семей, около 35 тыс. несовершеннолетних находятся в социально опасном  положении из-за несоответствующих  условий жизни и воспитания.государство взяло на себя заботу о детях, лишенных возможности жить в полноценной семье. Главой государства 24.11.2006 г. подписан Декрет № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». При патронажах к детям 1-го года жизни, вызове на дом, обращении в поликлинику, поступлении в стационар медработники выявляют семьи, в которых недостаточно внимания уделяется воспитанию и содержанию несовершеннолетних. Информация направляется в управления (отделы образования), комиссии по делам несовершеннолетних.

В США есть ряд программ льготного жилищного кредитования для малоимущих граждан. Причем эти  программы действуют на федеральном  уровне и реализуются во всех штатах. На практике этим вопросом занимаются два ведомства: Федеральная национальная ипотечная ассоциация (ФНИА) и Федеральная  корпорация по жилищному кредитованию. Надзор и контроль за их деятельностью осуществляются федеральным советом по жилищному финансированию, являющимся структурным подразделением администрации США. ФНИА с момента своего образования в 1968 году помогла обзавестись собственным жильем почти 50 миллионам американских семей. В рамках помощи малоимущим она реализует программы льготного кредитования для неполных и многодетных семей.

В Израиле для оказания помощи безработным, малообеспеченным и неполным семьям действует система  органов по социальной защите населения, в частности, новых репатриантов. Социальную защиту жителей осуществляет Служба национального страхования. Закон о национальном страховании  обязывает граждан Израиля, достигших 18-летнего возраста (за исключением  некоторых категорий), вносить часть  своих доходов в страховой  фонд. В рамках института национального  страхования выплачиваются: пособие  на детей, компенсации по обеспечению  прожиточного минимума, по безработице, оставшимся без кормильца, единовременное пособие учащимся - членам неполных семей.

В Великобритании с приходом к власти «новых лейбористов» социальная экономическая сфера общества изменилась в лучшую сторону. К их достижениям  относятся: введение минимальной оплаты труда и ее постоянный рост, активная государственная политика в области  занятости, увеличение помощи малоимущим и неполным семьям, грандиозный проект по искоренению детской бедности, вложение больших дополнительных средств  в образование и здравоохранение.

В ряде стран предоставляются  льготы по оплате за обучение для студентов  из неполных семей.

Во всем цивилизованном мире функцию защиты детей от семейного  насилия выполняют специалисты  по социальной работе. Именно социальный работник имеет полное законное право  предъявить к виновным строгие требования. В США, ФРГ, Голландии, Великобритании специалисты по социальной работе наделены широкими полномочиями.

Зарубежный опыт показывает, что наиболее эффективна временная  изоляция пострадавшего ребенка. Жертва получает некоторую передышку для  обретения чувства безопасности и уверенности в себе. Только в  том случае, когда поведение родителей  и после применения к ним санкций  остается без изменений, необходимы другие, более кардинальные, меры.

Социальная работа с несовершеннолетними  жертвами насилия за рубежом опирается  на практику оповещения. Любой человек  по собственной инициативе может  поставить в известность социальную службу, призванную заниматься защитой  детей, или полицию о случае или  подозрении на факт насилия над ребенком в семье. Такие сообщения считаются  не столько благородным намерением, сколько элементарной необходимостью. Что касается врачей, педагогов, тренеров, воспитателей, то для них это —  прямая обязанность. Сообщение можно  передать по телефону, послать по почте, оформить непосредственно в соответствующем  учреждении в течение 24 часов после  происшествия. Законом предусмотрены  неприкосновенность информирующих  лиц, сохранение анонимности и конфиденциальности, а также наказания для тех, кто эти правила нарушает. Социальные работники расследуют дело, в течение 48 часов вступают вместе с полицейским  и медработником в контакт  с семьей (если случай очень тяжелый  — немедленно). Заметим, что работают такие службы круглосуточно и  без выходных. При этом социальный работник в домашних условиях обсуждает  с родителем полученную информацию, общается с ребенком, тщательно наблюдает  за их поведением, оценивая реальные условия  жизни семьи, контактирует со специалистами, учителями, соседями, друзьями и родственниками ребенка. Расследование предусматривает  безотлагательное врачебное и психологическое  освидетельствование ребенка в  условиях социального или медицинского учреждения, госпитализацию (в приюте или медицинском стационаре) в  качестве кратковременной защитной меры. Согласия или разрешения родителя не требуется. Социальный работник вправе обратиться в суд, если его расследованию  оказывают сопротивление. Даже в  случае неподтверждения обвинений социальный работник периодически навещает ребенка.  Вмешательство определяется уже как непосредственная социальная работа с ребенком и его семьей в ситуации сильного стресса, вызванного насилием, жестоким обращением. Она включает в себя оказание конкретных услуг, психологическую и социальную поддержку, социальную терапию и психотерапию. Завершение дела предполагает, что социальная служба решает семейные проблемы в течение определенного времени, а именно от 3 месяцев до 1 года, и за этот период ее работники должны приложить максимум усилий для того, чтобы ситуация кардинально улучшилась. Только в том случае, когда доказано, что никаких улучшений не наблюдается и существует реальная угроза жизни ребенка, принимаются меры по его изоляции.

Заметим, что в соответствии с законодательством США осуществляется помощь детям и подросткам из асоциальных  семей по Программе «Самостоятельная жизнь». Программой руководит Министерство здравоохранения США. В соответствии с ней оказывается помощь подросткам в овладении навыками обыденной  жизни, в осознании ответственности  социального поведения, обучении навыкам  межличностного общения. В частности, предоставляются учителя для  подготовки к экзаменам, оказывается  помощь в поиске работы. Подростков учат писать резюме, проходить интервью при поступлении на работу, разрешать  конфликты на работе, тем самым  сохранять рабочее место. В этой Программе осуществляется контроль над подростками, т.е. что они покупают из одежды, как питаются, какое у  них поведение в общественных местах.

Согласно § 29a «Полицейского  закона» США главе семьи, применившему насилие, на две недели запрещен доступ в дом и любые контакты с детьми. Во многих штатах США, например, еще в конце 60-х годов прошлого столетия было принято законодательство, обязывающее граждан сообщать властям о каждом случае подозрения на плохое обращение с детьми.

Во Франции процент  неполных семей почти такой же высокий, как и в России. Существует Государственный институт помощи жертвам  насилия, который занимается анализом всех случаев проявления насилия  над личностью и разработкой  мер противодействия этому. По номеру телефона 119 можно связаться бесплатно круглосуточно с профессиональным работником государственной службы. Также можно обратиться к врачу Государственной службы защиты материнства и детства, к инспектору Службы социальной помощи детству в Управлении департамента по санитарным и социальным вопросам, в ювенальный суд. В случаях, требующих немедленной изоляции ребенка от семьи, у инспектора есть выбор: он может поместить ребенка в казенную атмосферу приюта либо в хорошую семейную обстановку.

Давая характеристику видам  помощи, отметим, что существует несколько  форм. Примером стационарной помощи является такая форма помощи, где ребенок  остается в семье, но ему оказывается  педагогическая и терапевтическая  помощь. О «взятии под присмотр», которое часто связано с расположением  на короткое время, указывается Законом  о помощи детям и молодежи. Оно осуществляется в тех случаях, когда дети и молодые люди сами обращаются в службу неотложной помощи, прося о «взятии под присмотр», или когда полиция находит детей и подростков в местах, опасных для жизни несовершеннолетних, и доставляет их в службы неотложной помощи. Главной причиной самообращения в такие службы и места защиты молодежи является регулярное нахождение в беде, побег из дома, насилие в семье, боязнь возвратиться домой или получение информации о ночлеге.

Каким образом выявляются семьи, которым нужна помощь? Во-первых, родитель может сам прийти в ведомство  и попросить о помощи. Во-вторых, работники школ, детских садов  и других учреждений могут позвонить  и сказать, что успеваемость у  ребенка плохая, что с ним обращаются плохо, он рано утром приходит ненакормленный или просто ученик агрессивный и  пр. Особый акцент делают на то, что  надо провести проверку, все ли дома в порядке. В-третьих, общественность (знакомые, соседи и др.) сообщает о  наличии проблем в семье.

Как видно, после того как  выявлена семья, специалисты отдела по содействию в воспитании и служба помощи семье, ведомства по делам  детей, молодежи и семьи города проводят совещание, приглашая семью. Их спрашивают, готовы ли они действительно принять помощь и доверять, инвестировать свое время и энергию.

 

 

                                            Заключение

Семья как социальная группа, в которой совершаются определенные процессы и которая осуществляет определенные функции, исторически  развивается. Неполные семьи – это  та форма семейного жизнеустройства, которая на нынешнем отрезке человеческой истории стала достаточно распространенной. Хорошо это или плохо – об этом можно судить по-разному. С точки зрения экономической безопасности государства, распространение неполных семей влечет за собой дополнительную финансовую нагрузку, поскольку значительная часть неполных семей на практике оказывается малообеспеченными и нуждающимися в мерах материальной поддержки. Существуют и другие проблемные аспекты, в частности, значительная доля асоциальных неполных семей, слабая защищенность одиноких матерей на рынке труда, теоретически (но отнюдь не всегда практически!) более низкий воспитательный потенциал семьи с одним родителем и т.д.

 Категорически заявлять  о том, что желание женщины  родить и воспитать ребенка  в одиночку, безрассудно, легкомысленно  и пагубно, нельзя. Семья имеет  право на любой образ жизни,  на любой тип семейного поведения  (кроме криминального). Кроме того, нельзя забывать о том, что не все неполные семьи образуются в результате выбора женщины. Часто это происходит в результате независимых обстоятельств – смерти супруга, развода и т.д. Еще и поэтому рассуждать и морализировать на тему о том, что неполные семьи – это признак разрушения института семьи и брака, с нашей точки зрения, некорректно. Неполные семьи сегодня – это факт жизни. Нужно думать о том, как эффективнее им помогать выживать и развиваться.

Необходимо также усиливать  меры адресной социальной поддержки  матерей, воспитывающих детей в  одиночку; разработать механизмы  воздействия на рынок труда, создать  возможности сочетать женщинам свои трудовые обязанности с воспитательными  без риска потерять работу.

Необходимо также расширять  и углублять проводимую социальную работу с неполными семьями, осуществляемую службами социальной помощи семье и  детям. На сегодня существует хорошо зарекомендовавший себя опыт, его  надо распространять во все регионы  и районы. Как показали результаты нашего опроса, зачастую это может  оказаться именно тем, что больше всего поддержит одинокую маму и  ее ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Список литературы

1.Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания: Научно-методическое пособие/ Л.С. Алексеева, В.Ю. Меновщиков. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. – 160 с.

2.Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. Заведений/ Т.С. Зубкова, Н.В.Тимошина. – М.: «Академия», 2003. – 224с.

3.Калабихина И.Е. Российская неполная семья: перспективы и   реалии/Теоретический и практический аспект экономического развития. М.: ТЕИС, 1997. - С. 5.

4.Алексеев А.С., Бобков П.В., Бурлак Г.Ю. Справочное пособие по социальной работе. Под ред. Панова А.М., Холостовой Е.И. – М.: Юристъ, 1997. – 168 с.

5.Гурко Т.А. Программа социальной работы с неполными семьями. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, Демидов A.M. Неполная семья: исследования финских социологов// СоцИС 1985. № 10.

6.Синельников А.Б. Новые тенденции структурных изменений семьи. //Семья в России. - 1996. -№2.

7.Гурко Т.А. Программа социальной работы с неполными семьями. М., Департамент проблем семьи, женщин и детей, 1992, с.15.

8.Социальная работа: теория и практика /Отв. Ред. Е.И. Холостова, А.В. Сорвина. - М., 2002.

9.Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей. - М: 1996.

10. Ярская - Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. - М., 1998.

 


Информация о работе Социальная работа с неблагополучными семьями