Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:08, курсовая работа
Семья - важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения, в ней человек рождается, через нее продолжается человеческий род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества.
В целом весь арсенал видов, форм, методов и технологий, используемых центрами и отделениями социальной помощи семье и детям при проведении конкретной практической социальной работы с неполными семьями, достаточно разнообразен. Как правило, их использование зависит от местной специфики, реалий и наиболее актуальных потребностей жителей конкретных населенных пунктов.
Не меньше заботы проявляется и о неполных семьях с детьми-инвалидами. К сожалению, дети-инвалиды часто растут без отца, который уходит из семьи, не выдерживая трудностей воспитания ребенка-инвалида. Для них организовываются льготные курсы лечения в различных санаториях, при необходимости оказывается спонсорская помощь для их выездов на обследования в другие города, выделяется разовая материальная помощь. К детям приходят учителя-надомники, обучая их основным предметам. Для детей-инвалидов организуются различные творческие фестивали, спортивные мероприятия и пр.
2.2 Социальная работа с неполными семьями зарубежом
Социальная работа – это профессия, связанная с достижением и поиском социального правосудия, цель, которой также - улучшение качества жизни и развитие полного потенциала каждого индивидуума, группы и общества. Эта работа направлена на решение социальных проблем на каждом уровне общества и экономического развития, но особенно среди бедноты и больных людей. Социальные работники озабочены общественными проблемами их причинами и их решениями. Они работают с конкретными людьми, семьями, группами, организациями и обществами.
В Беларуси более 350 тыс. неполных
семей, около 35 тыс. несовершеннолетних
находятся в социально опасном
положении из-за несоответствующих
условий жизни и воспитания.
В США есть ряд программ
льготного жилищного
В Израиле для оказания помощи безработным, малообеспеченным и неполным семьям действует система органов по социальной защите населения, в частности, новых репатриантов. Социальную защиту жителей осуществляет Служба национального страхования. Закон о национальном страховании обязывает граждан Израиля, достигших 18-летнего возраста (за исключением некоторых категорий), вносить часть своих доходов в страховой фонд. В рамках института национального страхования выплачиваются: пособие на детей, компенсации по обеспечению прожиточного минимума, по безработице, оставшимся без кормильца, единовременное пособие учащимся - членам неполных семей.
В Великобритании с приходом
к власти «новых лейбористов» социальная
экономическая сфера общества изменилась
в лучшую сторону. К их достижениям
относятся: введение минимальной оплаты
труда и ее постоянный рост, активная
государственная политика в области
занятости, увеличение помощи малоимущим
и неполным семьям, грандиозный проект
по искоренению детской бедности,
вложение больших дополнительных средств
в образование и
В ряде стран предоставляются льготы по оплате за обучение для студентов из неполных семей.
Во всем цивилизованном мире функцию защиты детей от семейного насилия выполняют специалисты по социальной работе. Именно социальный работник имеет полное законное право предъявить к виновным строгие требования. В США, ФРГ, Голландии, Великобритании специалисты по социальной работе наделены широкими полномочиями.
Зарубежный опыт показывает, что наиболее эффективна временная изоляция пострадавшего ребенка. Жертва получает некоторую передышку для обретения чувства безопасности и уверенности в себе. Только в том случае, когда поведение родителей и после применения к ним санкций остается без изменений, необходимы другие, более кардинальные, меры.
Социальная работа с несовершеннолетними
жертвами насилия за рубежом опирается
на практику оповещения. Любой человек
по собственной инициативе может
поставить в известность
Заметим, что в соответствии
с законодательством США
Согласно § 29a «Полицейского закона» США главе семьи, применившему насилие, на две недели запрещен доступ в дом и любые контакты с детьми. Во многих штатах США, например, еще в конце 60-х годов прошлого столетия было принято законодательство, обязывающее граждан сообщать властям о каждом случае подозрения на плохое обращение с детьми.
Во Франции процент неполных семей почти такой же высокий, как и в России. Существует Государственный институт помощи жертвам насилия, который занимается анализом всех случаев проявления насилия над личностью и разработкой мер противодействия этому. По номеру телефона 119 можно связаться бесплатно круглосуточно с профессиональным работником государственной службы. Также можно обратиться к врачу Государственной службы защиты материнства и детства, к инспектору Службы социальной помощи детству в Управлении департамента по санитарным и социальным вопросам, в ювенальный суд. В случаях, требующих немедленной изоляции ребенка от семьи, у инспектора есть выбор: он может поместить ребенка в казенную атмосферу приюта либо в хорошую семейную обстановку.
Давая характеристику видам
помощи, отметим, что существует несколько
форм. Примером стационарной помощи является
такая форма помощи, где ребенок
остается в семье, но ему оказывается
педагогическая и терапевтическая
помощь. О «взятии под присмотр»,
которое часто связано с
Каким образом выявляются семьи, которым нужна помощь? Во-первых, родитель может сам прийти в ведомство и попросить о помощи. Во-вторых, работники школ, детских садов и других учреждений могут позвонить и сказать, что успеваемость у ребенка плохая, что с ним обращаются плохо, он рано утром приходит ненакормленный или просто ученик агрессивный и пр. Особый акцент делают на то, что надо провести проверку, все ли дома в порядке. В-третьих, общественность (знакомые, соседи и др.) сообщает о наличии проблем в семье.
Как видно, после того как выявлена семья, специалисты отдела по содействию в воспитании и служба помощи семье, ведомства по делам детей, молодежи и семьи города проводят совещание, приглашая семью. Их спрашивают, готовы ли они действительно принять помощь и доверять, инвестировать свое время и энергию.
Семья как социальная группа,
в которой совершаются
Категорически заявлять
о том, что желание женщины
родить и воспитать ребенка
в одиночку, безрассудно, легкомысленно
и пагубно, нельзя. Семья имеет
право на любой образ жизни,
на любой тип семейного
Необходимо также усиливать меры адресной социальной поддержки матерей, воспитывающих детей в одиночку; разработать механизмы воздействия на рынок труда, создать возможности сочетать женщинам свои трудовые обязанности с воспитательными без риска потерять работу.
Необходимо также расширять и углублять проводимую социальную работу с неполными семьями, осуществляемую службами социальной помощи семье и детям. На сегодня существует хорошо зарекомендовавший себя опыт, его надо распространять во все регионы и районы. Как показали результаты нашего опроса, зачастую это может оказаться именно тем, что больше всего поддержит одинокую маму и ее ребенка.
1.Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания: Научно-методическое пособие/ Л.С. Алексеева, В.Ю. Меновщиков. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. – 160 с.
2.Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. Заведений/ Т.С. Зубкова, Н.В.Тимошина. – М.: «Академия», 2003. – 224с.
3.Калабихина И.Е. Российская неполная семья: перспективы и реалии/Теоретический и практический аспект экономического развития. М.: ТЕИС, 1997. - С. 5.
4.Алексеев А.С., Бобков П.В., Бурлак Г.Ю. Справочное пособие по социальной работе. Под ред. Панова А.М., Холостовой Е.И. – М.: Юристъ, 1997. – 168 с.
5.Гурко Т.А. Программа социальной работы с неполными семьями. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, Демидов A.M. Неполная семья: исследования финских социологов// СоцИС 1985. № 10.
6.Синельников А.Б. Новые тенденции структурных изменений семьи. //Семья в России. - 1996. -№2.
7.Гурко Т.А. Программа социальной работы с неполными семьями. М., Департамент проблем семьи, женщин и детей, 1992, с.15.
8.Социальная работа: теория и практика /Отв. Ред. Е.И. Холостова, А.В. Сорвина. - М., 2002.
9.Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей. - М: 1996.
10. Ярская - Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. - М., 1998.
Информация о работе Социальная работа с неблагополучными семьями