Социальная работа с неблагополучными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Семья - важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения, в ней человек рождается, через нее продолжается человеческий род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества.

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 63.92 Кб (Скачать)

В целом в наихудшем  положении чаще оказываются матери с низким собственным доходом (студентки, находящиеся в отпуске по уходу  за ребенком; женщины, имеющие низкую зарплату – по разным причинам); а  также одинокие женщины с двумя  и более детьми.

При этом следует особо  отметить, что относить к категории  материально нуждающихся все неполные семьи без исключения - неправомерно. Некоторые одинокие матери находятся на грани потери работы, а значит, и полной нищеты, а бывают случаи, когда иные матери-одиночки зарабатывают более чем хорошо. У многих одиноких матерей фактически отсутствует жилье (и перспективы его получения), в то время как другие в этой части вполне обеспечены и т.п.

Волнения по поводу денег  – это не единственная проблема, с которой сталкиваются неполные семьи и воспитывающиеся в  них дети. Еще одна острая проблема неполных семей, тесно связанная  с предыдущей – это совмещение профессиональной и родительской ролей, а также вопрос о распределении  домашних обязанностей.

В семье с одним родителем  мать обычно вынуждена работать. Кроме  того, многие одинокие матери, помимо основной работы, пытаются подрабатывать дополнительно. При этом им, так же, как и всем матерям, приходится выполнять домашние обязанности, причем не в обычном  «женском» размере, а в двойном  – за себя и за отсутствующего в  доме мужчину (если только подросшие  дети не берут часть домашних обязанностей на себя). Поэтому, в случае, если одинокая мать не получает помощи со стороны каких-либо родственников, а также со стороны отца, ей крайне трудно работать в режиме полной или даже двойной занятости и одновременно выполнять двойные домашние обязанности, а также двойные обязанности по уходу и воспитанию за ребенком (детьми).

Являясь единственным источником дохода, родитель из неполной семьи  не всегда может взять больничный лист по уходу за ребенком, и дети часто остаются недолеченными. И это происходит на том фоне, что в неполных семьях, по некоторым экспертным оценкам, дети болеют в 1,7 раза чаще и длительнее. Данные медицинских исследований показывают, что неблагоприятные показатели здоровья, уровень общей заболеваемости в неполных семьях выше в 2 раза, а хроническая патология встречается в 3-4 раза чаще, чем в полных семьях.

Зарабатывая средства для  детей, одинокая мать вынуждена также  лишать их семейного общения и  совместных занятий. Чрезмерная занятость  и нервные перегрузки матери ведут  к снижению качества семейного воспитания. При этом следует отметить, что  большинство российских мужчин почти  не участвуют в воспитании своих  брошенных детей. По данным социологических  опросов, среди подростков, проживающих  после развода родителей с  матерью, только около 34% мальчиков  и 19% девочек общаются с неживущим с ними отцом часто; 41% и 56% соответственно - видятся редко и иногда разговаривают по телефону, 23% - не видятся совсем. Среди тех, кто рожден вне брака, практически никто не общается с отцом. При этом, по мнению матерей, инициаторами встреч являются скорее дети, а бывшие мужья чаще всего «не проявляют никакого интереса».

Российских мужчин пугают не только материальные и бытовые  проблемы, но и причины социально-культурного  порядка, и прежде всего – то, как неоднозначно воспринимает одиноких родителей сегодня общество. В  современном обществе, где пока большинство  людей все таки придает браку важное значение, многие одинокие родители, зачастую чувствуют себя униженными.Многие специалисты указывают, что у неполных семей, существует серьезная проблема социокультурного порядка: при отсутствии помощи в воспитании детей со стороны другого взрослого человека многие одинокие родители чувствуют себя отчужденными, т.е. оторванными от общества и возложенная на них обязанность кажется им непосильной.

Специалисты отмечают, что  в целом и одиноких отцов, и  одиноких матерей характеризует  ряд общих особенностей: более  ограниченная социальная жизнь, несколько  более демократический стиль  семейной жизни и наличие определенных трудностей при вступлении в новый  брак. Наряду с этим у них есть свои специфические социально-психологические  трудности.

Одинокие отцы получают больше помощи со стороны друзей и родственников, зато у них сильнее, чем у матерей, сужается круг общения. Если одинокие матери испытывают трудности с выработкой в детях чувства дисциплины, то отцы озабочены нехваткой эмоциональной  близости с детьми, особенно с дочерями. Тем не менее, как отмечает известный  российский психолог и социолог И. Кон, «хотя в обоих случаях неполная семья создает разного порядка  трудности, отсутствие одного из родителей  не исключает возможности нормального  развития ребенка и какой-то компенсации  недостающего отцовского или материнского влияния».

Психологи выделяют следующие  типичные ошибки в процессе развития детско-родительских отношений в  неполной семье:

- «Гиперопека» матери, когда для оставшейся без мужа матери (или отца) ребенок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место в системе жизненных целей и ориентаций. Утрированные формы «слепой» материнской любви и чрезмерной заботы оборачиваются на практике психологическими отклонениями и задержками в интеллектуальном и эмоциональном развитии детей, формируют у них заниженную самооценку, способствуют подавлению их самостоятельности;

- Эмоциональная отстраненность  матери от собственно воспитательного  процесса и чрезмерная ориентация  на материальную заботу о ребенке («чтобы он был не хуже, чем другие»). Впоследствии такой ребенок начинает требовать от матери все большего, но поскольку она уже не в состоянии выполнять все возрастающие запросы своего чада, это становится причиной обоюдных переживаний и конфликтов;

-   Препятствие контактам  ребенка с отцом вплоть до  настойчивого «искоренения» унаследованных  от него качеств, что обусловлено  неприязнью матери к бывшему  мужу. Некоторые женщины пытаются  воспитывать у дочерей отрицательное  отношение к мужчинам вообще;

- Эмоционально двойственное  отношение к ребенку, проявляющееся  то в «приступах» чрезмерной  любви, то во вспышках раздражения,  когда на нем вымещаются собственные  беды и разочарования. Такой  стиль воспитания чреват впоследствии  развитием у ребенка невроза;

-     Стремление  матери сделать ребенка «образцовым,  несмотря на то, что у него  нет отца». В такой ситуации  мать вместо роли защитника  и друга оказывается в роли  домашнего надзирателя. Чаще всего  она бывает раздосадована результатом,  т.к. ребенок противится чрезмерному  давлению – он либо становится  пассивным, либо начинает «бунтовать»,  нередко включаясь в жизнь  уличных компаний;

- Практическая отстраненность  матери от исполнения обязанностей  по удовлетворению жизненно необходимых  потребностей ребенка (в пище, одежде, уходе и т.п.) и его воспитанию. 

Причины последней ситуации могут носить как объективный, так  и субъективный характер. К первым следует отнести хронический  алкоголизм одинокой матери (отца), ее тяжкое психическое заболевание, инвалидность, длительное пребывание на лечении, в  местах лишения свободы, в длительной командировке, экспедиции и т.п. Во всех этих случаях одинокая мать (отец) не может выполнять свой родительский долг по объективным причинам.

Другие причины могут  носить социальный характер. В этих случаях мать-одиночка забывает о  своих детях, так как бродяжничает, постоянно пьет, не хочет работать, беспорядочна в сексуальных связях, вплоть до занятий проституцией и т.п. Такое поведение женщины носит асоциальный характер, и, к сожалению, сегодня оно бывает достаточно частым.

В этом случае социальные аномалии, поразившие женщину, достигают того «порога», за которым начинается социальная деградация, фактический распад всей ее семьи. В таких случаях социальные службы совместно с органами по делам  опеки и попечительства обязаны  принять меры по защите интересов  ребенка (детей): изъять его (их) из семьи, поместить его (их) на временное проживание в приют, поставить вопрос о лишении  родительских прав, собрать и передать в суд необходимые документы  и материалы.

Факт утраты родительского  попечения устанавливается органами опеки и попечительства (его представителем) по месту обнаружения ребенка  и оформляется в виде акта, который  подписывает лицо, проводившее обследование условий жизни несовершеннолетнего. Таким образом, подводя выводы, можно сказать, что количество неполных семей с каждым годом увеличивается, растет число разводов и, что необходимы конкретные меры по решению проблем такой слабозащищенной семейной группы, как неполная семья.

1.2 Нормативно-правовые основы социальной работы с неполными семьями

Основными законодательными актами являются: Конвенция о правах ребенка, Конституция Р.Ф., кодексы, Федеральные Законы.

Конвенция о правах ребенка  направлена на защиту прав ребенка. Целью  настоящей конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия  ранее. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов, или каких-либо иных обстоятельств. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка или опекунов.

Конституция (Основной закон  государства) определяет основы общественного  строя и государственного устройства, систему государственных органов  управления, порядок их создания и  обязанности граждан.

Седьмая статья конституции  говорит о том, что Российская Федерация является социальным государством, и потому призвано помогать слабым гражданам, стремится влиять на распределение  экономических благ в духе принципа справедливости для обеспечения  каждому достойного существования, стремится к максимально возможному равномерному содействию благу всех граждан и распределению жизненных  тягот.

Основными принципами социальной работы с неполной семьей являются: приоритет прав и интересов ребенка, всестороннее развитие и уважение его  человеческого достоинства; уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны  социальных служб; соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при  работе с семьей при условии отсутствия риска насилия над детьми; обоснованное использование власти и контроля; учет неблагоприятных факторов в семье, подход с позиции риска.

Определяющее значение в  обеспечении жизнедеятельности  семей имеет государственная  политика, от которой зависят занятость  населения в сферах общественного  труда, благосостояния и доходы семей. В настоящее время семейная политика в РФ носит лишь краткосрочный  характер социальной защиты в условиях массовой бедности российских семей. Она  направлена на выживание семей и  включает социальную помощь и социальное обслуживание семей.

К настоящему времени сложилось  четыре основные формы государственной  помощи семьям, имеющим детей: денежные выплаты семье на детей и всвязи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии); трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям; бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь и др.); социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование и т.д.).

Права и свободы граждан  неотделимы от их обязанностей: обязанности, обеспечивающие развитие экономической  основы общества (добросовестный труд, соблюдение трудовой дисциплины, борьба с хищениями, охрана окружающей среды  и т.д.); обязанности по укреплению государственного строя (защита отечества, укрепление его могущества и т.д.); обязанности, обеспечивающие социально-культурное развитие общества (забота об охране исторических памятников и других культурных ценностей); обязанностей общегражданского характера (соблюдение Конституции РФ и других законов, содействие охране общественного порядка и т.д.).

Правовую основу социальной работы с различными социальными  слоями и группами составляют конституциональные права, свободы и обязанности  через реализацию функций социальной защиты в каждых конкретных условиях, в различных жизненных ситуациях.

Личные права регулируются Основами гражданского законодательства, гражданским кодексом, Семейным кодексом, Трудовым кодексом, Уголовным кодексом.

Также в нормативно - правовую базу социальной работы с семьей включены :

Федеральный закон «О прожиточном  минимуме в Российской Федерации» от 24 октября 1997г. №134- ФЗ состоит из 8 статей ;

Федеральный закон «О потребительской  корзине» от 20 ноября 1999г. №201- ФЗ ; Федеральный закон «О государственной социальной помощи»;

Конституция РФ.

В основные законодательные  акты, положения включены :

Федеральный закон «О государственных  пособиях гражданам, имеющих детей» от 19 мая 1995г. № 81, который устанавливает  единую систему пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства отцовства  и детства.

Постановлением правительства  РФ «Об утверждении положения  о порядке назначения и выплаты  государственных пособий гражданам, имеющим детей» от 4 сентября 1995г. №883 предусмотрены следующие виды пособий: по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное  пособие на период отпуска по уходу  за ребенком до достижения им 1,5 лет; ежемесячное пособие на ребенка.

Информация о работе Социальная работа с неблагополучными семьями