Социальная работа с неблагополучными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Семья - важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения, в ней человек рождается, через нее продолжается человеческий род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества.

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 63.92 Кб (Скачать)

На территории субъектов  РФ величина прожиточного минимума устанавливается  ежеквартально главами администраций  областей и краев.

Для решения конкретных задач  социальной защиты семьи обширней стал, применятся программно-целевой метод. В частности, разработана и принята  к выполнению федеральная программа  «Дети России».

Цель программы - создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, а также государственная поддержка  детей находящихся в трудной  жизненной ситуации.

Задача программы - обеспечение  безопасного материнства и рождения здоровых детей, охрана здоровья детей  и подростков, в том числе репродуктивного  здоровья; профилактика и снижение детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности; создание государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных  детей; сохранение национального генофонда  страны; развитие интеллектуального  и творческого потенциала России. А также профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей; совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; проведение эффективной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; профилактика социального сиротства.

К участию в реализации программы привлекаются федеральные  органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации, в том числе  научные учреждения.

Новизна Программы состоит  в следующем: ориентированность как на поддержку детей, так и на профилактику семейного неблагополучия и поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в первую очередь семей с детьми-инвалидами; использование современных технологий и инноваций при решении проблем с детьми в целом и проблем детей в частности; направленность Программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых целевыми показателями и индикаторами.

Программно-целевой метод  обеспечивает достаточно высокий уровень  межведомственной координации, является инструментом налаживания взаимодействия при выработке общих подходов как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также при реализации мер по социальной поддержке и улучшению положения детей.

Изучая нормативно-правовую базу социальной работы, все же невольно приходим к выводу, что проблемы повседневной жизни одиноких матерей  и их детей не воспринимаются в  качестве особо значимых, а их решение, к сожалению, не стоит в ряду первоочередных государственных задач. Нет должного финансового обеспечения неполных семей. Нет льгот при поступлении  детей в детский сад, со стороны  школы также не обнаружено никакой  материальной помощи (неполные семьи  не освобождаются от уплаты материальных взносов в фонд школы, спортивных секций или кружков).

Чтобы получать субсидии, неполные семьи должны быть малоимущими. Сумма прожиточного минимума в большинстве регионов России мала, поэтому субсидии мало облегчают существование неполным семьям. Различные пособия гражданам, имеющим детей мизерные и не облегчают тяжелого финансового положения большинства семейных групп. Несколько существенны размеры пенсий по потере кормильца (в зависимости от трудового стажа кормильца) и пенсии семьям погибших военнослужащих, а также пенсии умственно отсталым инвалидам с детства (а такие дети могут быть в неполных семьях). Сумма единовременного пособия при рождении ребенка, по сути, невелика и тратится на необходимые продукты питания и одежду для новорожденного.

 

 

  2. Практические основы социальной работа с неполными семьями

2.1 Основные направления  социальной работы с неполными  семьями

 В России неполные семьи являются традиционным объектом социальной работы. Сегодня в Российской Федерации таких семейных социальных служб насчитывается уже более 1500. Практически в каждом российском регионе существует развитая сеть территориальных служб (центров, отделений) социальной помощи семье и детям.

Неполные семьи являются одним из основных объектов осуществляемой ими социальной работы. Анализ структуры  категорий семей, обслуживаемых  в территориальных центрах и  отделениях социальной помощи семье  и детям, показывает, что каждая пятая  семья из всех обслуживаемых в  них семей является неполной.

На сегодняшний день центрах и отделениях социальной помощи семье и детям накоплен достаточно обширный опыт социальной работы с неполными семьями. Он включает в себя деятельность по оказанию различных видов и форм социальной поддержки неполных семей, включая оказание материальной и бытовой поддержки, консультативной помощи (юридической, социально-педагогической, психологической и пр.), оказание социальной поддержки в рамках патронажа, привлечение детей и родителей из неполных семей в специально организуемые для них клубы общения, «службы знакомств» и т.д.

Суть этой широкой и  многоплановой деятельности – оказание помощи одинокому родителю и его ребенку на личностном уровне в решении любых проблем их жизнедеятельности, начиная от получения положенного по закону пособия, содействия в трудоустройстве до оказания психологических, юридических, социально-бытовых и иных услуг. Как правило, потребность в этих услугах возникает в периоды кризисного состояния, при возникновении каких-либо затруднений (в семье, школе, на работе, с ближайшим окружением), при появлении различных психологических проблем и т.д.

В целом можно выделить четыре основных направления, сложившиеся  на сегодняшний день в практике социальной работы с неполными семьями учреждений социальной защиты:

1. Оказание экстренных, неотложных мер, направленных на выживание семьи;

2.  Среднесрочные меры различного характера, направленные на поддержание стабильности неполной семьи;

3. Долгосрочные меры различного характера, направленные на социальное развитие неполной семьи и ее членов;

4.  Профилактические меры различного характера, направленные на предотвращение возникновения «случайных» неполных семей.

Экстренные меры включают в себя экстренную помощь, оказание разовой или регулярной материальной поддержки неполной семье, предоставление натуральной помощи (детская одежда, обувь, школьные принадлежности и т.п.).

Экстренные меры также  необходимы в тех ситуациях, когда  обнаруживается, что в неполной семье  дети подвергаются жестокому обращению  со стороны одинокого родителя, оставлены  им без родительского попечения  и т.п. Мерами экстренного реагирования в этих случаях должно быть немедленное  удаление детей из неблагополучной  семьи, предоставление им убежища через  помещение их на временное пребывание в социальный приют, постановка перед  органами опеки и попечительства вопроса о лишении такого одинокого  родителя родительских прав, сбор необходимых  для этого документов.

К сожалению, применение последнего вида экстренных мер происходит не так уже редко. Как уже отмечалось выше, неполные семьи входят в группу высокого социального риска. Женщины  в этих семьях часто не справляются  со своей высокой родительской нагрузкой. Многие из них постепенно просто спиваются  и, в конце концов, опускаться на самое социальное дно. Поэтому значительная часть из неполных семей находится  на специальном учете в органах  социальной защиты как семьи, находящиеся  в трудной жизненной ситуации, а их несовершеннолетние члены –  дети и подростки - как находящиеся  в социально опасном положении.

Среднесрочная социальная и  психологическая работа, ориентированная  на стабилизацию семейных отношений, на социальное развитие неполной семьи  и ее членов, включает в себя нормализацию и гармонизацию отношений между  членами семьи, взаимоотношений  всех членов семьи с окружающими. По мере достижения конкретных результатов, эта работа может вылиться в программу  более долгосрочного характера, направленную на постепенное повышение  психологической устойчивости матери и ребенка, формированию у них  навыков здорового образа жизни, выработке активной социальной позиции, навыков самодостаточности и  т.д. Мероприятия, проводимые центрами и отделениями социальной помощи семье и детям в этих случаях, включают в себя, как правило, и  «детские», и «взрослые», и совместные мероприятия, акции, групповые занятия.

Важно отметить, что социальная работа с неполными семьями имеет  ярко выраженный межведомственный характер. Социальному работнику, осуществляющему  поддержку конкретной неполной семьи, часто приходится взаимодействовать  с социальными службами различной  ведомственной подчиненности (школа, служба занятости, детская комната милиции и пр.), а также с общественными и религиозными организациями. И с самыми разными людьми - учителями, соседями и др. При этом схема действий социального работника не должна ограничиваться только организацией разовой материальной помощи, но и дополняться решением педагогических, психологических и иных проблем семьи.

Одним из значимых направлений  поддержки неполных семей в рамках среднесрочной и долгосрочной работы является оказание им психологической  помощи и поддержки. Дети и подростки, растущие в неполных семьях, особенно в неблагополучных, в большинстве случаев остро нуждаются в проведении с ними постоянной психологической работы. Как правило, острую потребность в психологической поддержке испытывают и их одинокие родители и опекуны.

Следует отметить, что оказание подобной индивидуальной психологической  помощи неполным семьям проводится в  рамках среднесрочной и долгосрочной социальной работы, через социальный патронаж и по отдельным индивидуальным запросам. В каждом центре и отделении  социальной помощи семье и детям  работают психологи. Они берут на себя основную ответственность за психологическое  состояние своих подопечных, в  числе которых дети и родители и из семей после развода, и  семей одиноких родителей, никогда  не состоявших в браке, и из многодетных  неполных семей, и из опекунских. Число проживающих в неполной семье лиц, обращающихся за психологической поддержкой из года в год растет, что говорит о большой значимости такого вида социальной работы.

 

  Кроме того, особым направлением социальной работы является профилактика возникновения «случайных» неполных семей. В свою очередь, это направление делится на две основные ветви:

1.  Проведение профилактической работы с детьми и подростками, особенно с девушками, по их половому воспитанию;

2. Семейное консультирование; психосоциальная работа с конфликтными семьями, семьями, находящимися на грани распада.

Проведение профилактической и просветительской работы с подростками, направленной на их половое воспитание, повышение сексуальной грамотности - это одна из актуальных задач современной  социальной работы. Социологические  опросы, проводящиеся среди старшеклассников, показывают, что только 22% подростков получают первые сведения об интимной жизни от родителей, в первую очередь – от матери; более 40% - от друзей и в компаниях. В половине случаев родители признаются, что их дети им никогда не задавали вопросов на эту тему. Как правило,большинство опрашиваемых подростков признаются, что практически всем им не хватает информации о контрацепции и в этом вопросе они неграмотны, при этом большинство из них отмечают, что очень хотели бы, чтобы их кто-то просвещал.

Прежде в России, по традиции, над вопросами, как предупредить самоубийства и ранние беременности и аборты, думали (и отвечали за последствия!) только медики. А в цивилизованных странах – специальные социальные службы и социальные работники. Ведь в действительности эта проблема – не медицинская, а социальная.

Сегодня для российских социальных служб это направление является одним из приоритетных. Утилитарные  задачи проведения профилактической работы с подростками, особенно с девушками, - просветить их в вопросах планирования семьи, методах предотвращения нежелательной беременности; в целом помочь им стать сексуально образованными и воспитать у них половую культуру, и, тем самым, предотвратить их риск оказаться в юношеском возрасте брошенными «мадоннами». Одновременно с предоставлением подросткам чисто утилитарных знаний о том, как лучше предохраняться от беременности, необходимо также воспитывать в них уважение к духовным началам отношений полов, пропагандировать такие понятия, как «гордость», «девичья честь», «мужское поведение» и т.п.

Эффективность подобных мероприятий  во многом зависит от того, насколько  они носят регулярный характер. Поэтому  сегодня социальные работники центров  помощи семье и детям стараются  проводить не отдельные разовые  акции, а внедрять регулярные формы  общения с подростками на эти темы.

Другим направлением профилактики является проведение семейной социально-психологической  работы с полными семьями, находящимися в группе риска распада брака. Сюда входит психологическое консультирование молодых пар, недавно вступивших или еще только вступающих в брак; семейное консультирование и психотерапия в полных конфликтных семьях, находящихся  на грани развода, в полных семьях с детьми-инвалидами и т.д.

Одной из самых эффективных форм работы с неполными семьями является клубная форма. Клуб – это своеобразное творческое пространство, объединяющее заинтересованных людей, которые соединены общими проблемами и какой-либо деятельностью. В рамках клуба можно организовать «службу знакомств» для одиноких родителей, и просто, подвигнуть их на взаимное сплочение для оказания друг другу взаимной поддержки. Дети приходят сюда самоутверждаться, здесь формируется их уважение к самим себе на основе уважения окружающих; здесь они приобретают социальные знания и умения, «оттаивают» душой, забывают про личные трагедии. Взрослые (одинокие родители, опекуны, дедушки и бабушки) могут здесь найти советы по вопросам воспитания, получить консультации специалистов центра, специалистов, приглашенных из других организаций, занимающихся проблемами семьи.

Информация о работе Социальная работа с неблагополучными семьями