Социальная работа с неблагополучными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Сегодня, при переходе общества на статус демократического, а государства - на статус социального, необходима прежде всего уделять максимум влияния на то, что большой процент семей в России являет собой неблагополучные семьи. Ответственность за неблагополучие семей лежит как на государстве, социальных институтах, так и на обществе в целом, потому что социальное государство предусматривает собой грамотное в правовом аспекте, неравнодушное к общественным болезням и обладающее средствами исцеления общество, где все-таки личное начало доминирует над коллективным.

Содержание

Аннотация
Определения, обозначения, сокращения
Введение
1. Неблагополучные семьи как объект социальной работы
1.1 Определение феномена семейного неблагополучия
1.2 Классификация неблагополучных семей
1.2.1 Семьи с алкогольной зависимостью
1.2.2 Конфликтные семьи
1.2.3 "Недоверчивая" семья
1.2.4 "Легкомысленная" семья
1.2.5 "Хитрая" семья
1.2.6 Семьи, ориентированные на успех ребенка
1.2.7 Псевдовзаимные и псевдораждебные семьи
1.2.8 Семьи с десоциализирующим влиянием
2. Социальные проблемы семьи
2.1 Немного статистики социальных проблем семьи
2.2 Сущность социальных проблем современных семей
3. Социальная работа с неблагополучными семьями
3.1 Социальная защита семьи
3.2 Социальные службы семьи
3.3 Социальное обслуживание семьи
3.4 Социальная помощь в виде социальных пособий
3.4.1 Денежные выплаты в связи с материнством, отцовством и детством
3.4.2 Пособие по беременности и родам, пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 48.79 Кб (Скачать)

 Разнообразие  условий на обширной территории Российской Федерации, различие проблем и возможностей большого города или маленького населенного  пункта, культурного центра с множеством социальных ресурсов и специалистов или отдаленного поселения, где  таких профессиональных работников нет, - все это объясняет существование  различных моделей социальных центров  и служб для работы с семьей.

3.3 Социальное обслуживание  семьи

 СО  семьи - деятельность социальных служб  по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг для социальной адаптации  и реабилитации граждан, находящихся  в трудной жизненной ситуации. Система СО имеет слабую материальную базу, характеризуется неразвитостью  сети учреждений, узким спектром оказываемой  помощи, недостатком профессиональных кадров. СО осуществляется бесплатно  или за плату через систему  социальных служб, имеющих лицензию в порядке, установленном Правительством РФ.

 Виды  СО: - социальный патронаж детей и  семей, которые нуждаются в постоянном нестационарном обслуживании, в виде социально-бытовых услуг, содействия в получении медицинской и  иной помощи;

 СО  в стационарных условиях граждан, нуждающихся  в постоянном постороннем уходе; предоставление временного приюта гражданам  без определенного места жительства, безнадзорным детям, подросткам;

 организация дневного пребывания в учреждениях  СО с предоставлением социально-бытового, медицинского и иного обслуживания в дневное время детям, находящимся  в трудных жизненных ситуациях;

 консультативная помощь гражданам и семьям в социально - экономическом, медико-социальном обеспечении  жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, правовой защиты; реабилитационные услуги в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидов, несовершеннолетних, граждан с общественно  опасным поведением и др.

3.4 Социальная помощь  в виде социальных  пособий

 СП - это выплаты, производимые гражданам  в установленных законом случаях  ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью  либо частично временно утраченного  заработка или оказания материальной поддержки.

 Федеральным законом от 7 августа 2000 г. "О порядке  установления размеров стипендий и  социальных выплат в Российской Федерации" предусмотрено, что впредь размеры  пособий и других обязательных социальных выплат устанавливаются в твердых  суммах. Размеры этих выплат в соответствии с законом устанавливаются ежегодно исходя из величины прожиточного минимума в целом по стране. Законами субъектов  РФ могут устанавливаться более  высокие их размеры за счет средств  соответствующих бюджетов.

 Закон от 7 августа 2000 г. также установил, что  с 1 января 2001 г. размеры социальных выплат определяются исходя из базовой  суммы 100 руб. В связи с этим во все иные законы и подзаконные  акты были внесены изменения.

 
3.4.1 Денежные  выплаты в связи  с материнством, отцовством  и детством

 Конституция РФ предусматривает, что в РФ обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (п.2. ст.7). В ней также указано, что материнство и детство, семья  находятся под защитой государства (п.1. ст.38).

 Государственная поддержка семьи, материнства и  детства осуществляется в различных  сферах и формах, в том числе  в правовой форме. Особый статус работающей женщины, женщины-матери, а в ряде случаев при ее отсутствии отца либо других членов семьи, осуществляющих уход за детьми и их воспитание, закреплен  в трудовом законодательстве. Речь идет о ряде дополнительных трудовых прав и гарантий: о запрещении применения труда женщин на тяжелых работах  и на работах с вредными условиями  труда, а также на подземных работах (кроме некоторых нефизических работ  и работ по санитарному и бытовому обслуживанию), об ограничении труда  женщин на работах в ночное время, запрещении ночных, сверхурочных работ  и направлении в командировку беременных женщин и женщин, имеющих  детей в возрасте до трех лет; введении дополнительных оплачиваемых перерывов  для кормления ребенка и т.д.

 Богатый арсенал правовых способов поддержки  семьи, материнства, отцовства и  детства содержится в праве социального  обеспечения. К их числу относятся, в частности, пенсии на детей в  случае потери кормильца; отпуск по беременности и родам с выплатой СП, которое  возмещает в полном объеме утраченный заработок; содержание и обслуживание детей дошкольного возраста в  яслях и детских садах за небольшую  плату или бесплатно; бесплатная лекарственная помощь детям младшего возраста; дополнительные меры СЗ многодетных  семей; предоставление семьям с детьми иных социальных услуг.

 Ратификация Россией 30 октября 1999 г. Конвенции о  равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями, принятой 67-й сессией Генеральной  конференции МОТ 29 июня 1981 г., дает новый  импульс для усиления экономических  и социальных гарантий тем, кто трудится и одновременно несет семейные обязанности.

 Одной из наиболее действенных форм СЗ семьи  и детей являются комплекс денежных выплат, адресованных родителям, семье  с детьми либо непосредственно детям, лишенным родительской опеки и попечительства. Все эти выплаты неразрывно связаны  между собой.

 Единая  система государственных пособий  гражданам, имеющим детей, в связи  с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную  государственную материальную поддержку  материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом  от 19 мая 1995 г. "0 государственных  пособиях гражданам, имеющим детей" (в дальнейшем в него вносились  изменения и дополнения).

 Действие  Закона от 19 мая 1995 г. распространяется на всех граждан России, проживающих  на ее территории, а также иностранных  граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев, проживающих  на территории России. Порядок назначения и выплаты пособий устанавливается  Правительством РФ. Положение о порядке  назначения и выплаты государственных  пособий гражданам, имеющим детей, утверждено им 4 сентября 1995 г. Установлено  несколько общих правил, касающихся всех государственных пособий гражданам, имеющим детей. Получатели государственных  пособий обязаны своевременно извещать соответствующие органы, назначающие  и выплачивающие пособия, о наступлении  обстоятельств, влекущих изменение  размеров пособий или прекращение  их выплаты.

 Федеральным законом от 24 июля 1999 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" предусмотрено, в частности, установление минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей. Они включаются в  установленный минимальный объем  услуг по гарантированной выплате  государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием.

3.4.2 Пособие по беременности  и родам, пособие  женщинам, вставшим  на учет в ранние  сроки беременности

 Цель  такого пособия - возместить утраченный заработок в связи с необходимостью прекращения женщиной трудовой деятельности в период беременности и родов, обеспечить охрану здоровья женщины-матери, восстановление ее здоровья после родов и материнский  уход за ребенком в первые месяцы после  его рождения. Данное пособие рассчитано на работающих женщин.

 Право на пособие по беременности и родам  имеют женщины, которые:

 подлежат  государственному социальному страхованию, т.е. выполняют работу по найму и  некоторую иную работу (к ним приравнены женщины, уволенные в связи с  ликвидацией предприятий, учреждений и организаций в течение 12 месяцев, предшествующих дню признания их в установленном порядке безработными);

 обучаются с отрывом от производства в образовательных  учреждениях начального, среднего и  высшего профессионального образования, а также в учреждениях послевузовского  профессионального образования;

 проходят  военную службу по контракту, службу в органах внутренних дел и  некоторую иную службу;

 принадлежат к гражданскому персоналу воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств в случаях, предусмотренных международным  договором РФ.

Заключение

 Семья реализует естественные (витальные) потребности своих членов; создает  условия для непосредственных контактов; не имеет жестко структурированной  системы взаимоотношений на вертикали; социализирует своих субъектов  чувством родства, любви, привязанности  и ответственности друг за друга, накопленным социальным опытом.

 Выполняет ли сегодня семья эти и подобные ресоциализирующие функции в  обществе или нет, видно из большого процента беспризорников, сирот, бомжей, преступности, переполненности тюрем  и лагерей. Заметен также низкий рост материальной обеспеченности средней  семьи в целом, слабая защита и  защищенность неблагополучных семей. На сегодняшний день институт социальной работы особенно актуален, в связи  с вышеперечисленными проблемами и  неумением самого общества их решать. Неумение и отчасти - нежелание стремиться к благополучию как личному, так  и общему. Разочарование гражданина в своем государстве, исходившее из непрестанных тенденций манипулирования  сознанием людей с целью достижений политических целей, часто повторяющиеся  экономические кризисы, инфляционный рост, идущий на пользу разве что  биржевым игрокам и другие многочисленные проблемы, отбивающие руки человека, стремящегося к созиданию общего благосостояния страны непрестанно сравнивают активно  настроенное сознание с бездеятельностью и безответственностью массы.

 Наиболее  острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом  расслоении общества; в постоянном дефиците государственного бюджета  и невозможности социальной и  географической мобильности; в миграции; в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, проявляющейся  в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.

 Большого  внимания требует разрешение проблемы воспитания нашего будущего поколения. Социальные работники должны ясно видеть и понимать, какие члены семьи  представляют угрозу для ребенка, уметь  раскрывать творческий потенциал самого ребенка и взращивать силу и сопротивляемость социальным проблемам. Важно иметь в виду благополучие детей в длительной перспективе, а не только в ситуации жестокого обращения и единовременного вмешательства социальных служб. Это требует особой внимательности как к потребностям детей, так и к оказанию помощи родителям в надзоре и присмотре за детьми - либо через организацию доступа к таким услугам, либо через конкретные формы помощи и поддержки. Оказание помощи детям в развитии у них способности самозащиты важно для их ближайшей и будущей безопасности.

 Семья - это основа общества и от ее благополучия зависит благополучие общества в  целом, поэтому институт социальной работы сегодня просто обязан изучать  социальные проблемы неблагополучных  семей и активно их решать. В  то же время, социальная работа ориентирована  не только на решение данных проблем  семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно  значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.

 
Библиографический список

 1. Асмолов  А.Г. Психология личности: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.

 2. Глэддинг  С. Г52 Психологическое консультирование.4-е  изд. - СПб.: Питер, 2002. - 736 с.: ил. - (Серия  "Мастера психологии")

 3. Захаров  М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального  обеспечения России: Учебник. - 2-е  изд., испр. и перераб. - М.: Издательство  БЕК, 2002. - 560 с.

 4. Иванов  В.Н., Патрушев В.И. Социальные  технологии: Курс лекций. - М.: Изд-во  МГСУ "Союз", 1999. - 432 с. ISBN 5-7139-0126-2

 5. Клейберг  Ю.А. Психология девиантного поведения:  Учебное пособие для вузов. - М.: ТЦ Сфера, при участии "Юрайт-М" 2001. - 160 с.

 6. М.В.  Ромм, Т.А. Ромм. Теория социальной  работы. Учебное пособие. Новосибирск. - 1999

 7. Кроль  В.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов/В.М.  Кроль. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.; Высш. шк., 2003. - 325 с.; ил.

 8. Никитин  В.А. Социальная работа: проблемы  теории и подготовки специалистов. Учеб. пособие. - М.: Московский психолого-социальный  институт, 2002. - 236 с.

Информация о работе Социальная работа с неблагополучными семьями