Социальная работа с неблагополучными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Сегодня, при переходе общества на статус демократического, а государства - на статус социального, необходима прежде всего уделять максимум влияния на то, что большой процент семей в России являет собой неблагополучные семьи. Ответственность за неблагополучие семей лежит как на государстве, социальных институтах, так и на обществе в целом, потому что социальное государство предусматривает собой грамотное в правовом аспекте, неравнодушное к общественным болезням и обладающее средствами исцеления общество, где все-таки личное начало доминирует над коллективным.

Содержание

Аннотация
Определения, обозначения, сокращения
Введение
1. Неблагополучные семьи как объект социальной работы
1.1 Определение феномена семейного неблагополучия
1.2 Классификация неблагополучных семей
1.2.1 Семьи с алкогольной зависимостью
1.2.2 Конфликтные семьи
1.2.3 "Недоверчивая" семья
1.2.4 "Легкомысленная" семья
1.2.5 "Хитрая" семья
1.2.6 Семьи, ориентированные на успех ребенка
1.2.7 Псевдовзаимные и псевдораждебные семьи
1.2.8 Семьи с десоциализирующим влиянием
2. Социальные проблемы семьи
2.1 Немного статистики социальных проблем семьи
2.2 Сущность социальных проблем современных семей
3. Социальная работа с неблагополучными семьями
3.1 Социальная защита семьи
3.2 Социальные службы семьи
3.3 Социальное обслуживание семьи
3.4 Социальная помощь в виде социальных пособий
3.4.1 Денежные выплаты в связи с материнством, отцовством и детством
3.4.2 Пособие по беременности и родам, пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 48.79 Кб (Скачать)

1.2.2 Конфликтные семьи

 В таких  семьях дети десоциализируются, влияние  на детей проявляется не прямо  через образцы аморального поведения, как это бывает в "алкогольных" семьях, а косвенно, вследствие хронически осложненных, фактически нездоровых отношений  между супругами, которые характеризуются  отсутствием взаимопонимания и  взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладание конфликтного взаимодействия. Конфликтными союзами  называются такие семьи, в которых  постоянно имеются сферы, где  сталкиваются интересы, намерения, желания  всех членов семьи (супругов, детей, других родственников, проживающих совместно), порождая сильные и продолжительные  отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь супругов друг к другу. Конфликт - хроническое  состояние такой семьи.

 Независимо  от того, является ли такая семья  шумной, скандальной или тихой, где  супружеские отношения отмечены полным отчуждением, она отрицательно влияет на формирование личности ребенка  и может стать причиной различных  асоциальных проявлений в виде отклоняющегося поведения. В конфликтных семьях часто отсутствует моральная, психологическая  поддержка. Характерной особенностью конфликтных семей является также  нарушение между ее членами общения. Как правило, за затяжными ссорами  и неразрешенными конфликтами скрывается неумение общаться.

 Своеобразным  индикатором семейного благополучия или неблагополучия оказывается  поведение ребенка. Корни неблагополучия в поведении детей разглядеть легко, если дети вырастают в семьях явно неблагополучных. Гораздо труднее  сделать это применительно к "трудным  детям" и подросткам, которые воспитывались  в семьях вполне благополучных. И  только пристальное внимание к анализу  семейной атмосферы, в которой проходила  жизнь ребенка, попавшего в "группу риска", позволяет выяснить, что  благополучие было относительным. Внешне урегулированные отношения в  семье зачастую являются своеобразным прикрытием царящего в них эмоционального отчуждения как на уровне супружеский, так и детско-родительских отношений. Дети нередко испытывают острый дефицит  ласки, любви и внимания из-за служебной  или личной занятости супругов.

 Следствием  такого семейного воспитания детей  довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности  общения со сверстниками и взрослыми.

1.2.3 "Недоверчивая" семья

 Характерная черта - повышенная недоверчивость к  окружающим (соседям, знакомым, товарищам  по работе, работникам учреждений, с  которыми представителям семьи приходится общаться). Члены семьи заведомо считают всех недоброжелательными  или просто равнодушными, а их намерения  по отношению к семье - враждебными. Такая позиция родителей формирует  и у самого ребенка недоверчиво-враждебное отношение к другим. У него развиваются  подозрительность, агрессивность, ему  все труднее вступать в дружеские  контакты со сверстниками.

 Дети  их подобных семей наиболее уязвимы  для влияния антиобщественных групп, так как им близка психология этих групп: враждебность к окружающим, агрессивность. Поэтому с ними нелегко установить душевный контакт и завоевать  их доверие, так как они заранее  не верят в искренность и ждут подвоха. 

1.2.4 "Легкомысленная" семья

 Отличается  беззаботным отношением к будущему, стремлением жить одним днем, не заботясь о том, какие последствия  сегодняшние поступки будут иметь  завтра. Члены такой семьи тяготеют к сиюминутным удовольствиям, планы  на будущее, как правило, не определены. Если кто-то и выражает неудовлетворенность  настоящим и желание жить иначе, он не задумывается об этом всерьез.

 Дети  в таких семьях вырастают слабовольными, неорганизованными, их тянет к примитивным  развлечениям. Проступки они совершают  чаще всего по причине бездумного отношения к жизни, отсутствия твердых  принципов и несформированности волевых качеств.

1.2.5 "Хитрая" семья

 В ней  прежде всего ценят предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Главным считается  умение добиваться успеха кратчайшим путем, при минимальной затрате  труда и времени. При этом, члены  такой семьи порой легко переходят  границы дозволенного. Законы и нравственные нормы членами таких семей  нарушаются при каждом удобном случае. К таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость, отношение  в подобной семье скептическое, даже пренебрежительное. В результате такого "воспитания" формируется установка: главное - не попадаться.

1.2.6 Семьи, ориентированные  на успех ребенка

 Возможная разновидность внутренне неблагополучной  семьи - кажущиеся совершенно нормальными  типичные семьи, где родители вроде  бы уделяют детям достаточно внимания и придают им значение. Весь диапазон семейных взаимоотношений разворачивается  в пространстве между возрастными  и индивидуальными особенностями  детей и предъявляемыми им со стороны  родителей ожиданиями, которые, в  конечном счете, формируют отношение  ребенка к себе и окружению. Родители внушают детям стремление к достижениям, что часто сопровождается чрезмерной боязнью неудачи. Ребенок чувствует, что все его положительные  связи с родителями зависят от его успехов, боится, что его будут  любить, лишь пока он все делает хорошо. Эта установка даже не требует  специальных формулировок: она так  ясно выражается через повседневные действия, что ребенок постоянно  находится в состоянии постоянного  повышенного эмоционального напряжения только по причине ожидания вопроса  о том, как обстоят его школьные (спортивные, музыкальные и т.п.) дела. Он заранее уверен, что его ждут "справедливые" упреки, назидания, а то и более того - серьезные  наказания, если ему не удалось добиться ожидаемых успехов.

1.2.7 Псевдовзаимные и  псевдораждебные  семьи

 Для описания нездоровых семейных отношений, которые носят скрытый, завуалированный  характер, некоторые исследователи  используют понятие гомеостаза, подразумевая под этим семейные узы, которые являются сдерживающими, обедненными, стереотипными  и почти неразрушимыми. Наиболее известными являются две формы таких  взаимоотношений - псевдовзаимность и  псевдовраждебность. В обоих случаях  речь идет о семьях, члены которых  связаны между собой бесконечно повторяющимися стереотипами эмоциональных  взаимореагирований и находятся  в фиксированных позициях по отношению  друг к другу, препятствующих личностному  и психологическому отделению членов семьи. Псевдовзаимные семьи поощряют выражение только теплых, любящих, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев, раздражение  и другие негативные чувства всячески скрывают и подавляют. В псевдовраждебных семьях, наоборот, принято выражать лишь враждебные чувства, а нежные - отвергать.

1.2.8 Семьи с десоциализирующим  влиянием

 Есть  значительное число не осознающих свои проблемы семей, условия в которых, тем не менее, столь тяжелы, что  они угрожают жизни и здоровью детей. Это, как правило, семьи с  криминогенными факторами риска, где родители из-за своего антиобщественного или преступного образа жизни не создают элементарных условий для воспитания детей, допускается жесткое обращение с детьми, женщинами, имеет место вовлечение детей, подростков в преступную и антиобщественную деятельность.

 С учетом достаточно большого количества причин, обусловливающих функциональную несостоятельность  семьи, существуют весьма разнообразные  подходы к типологии и классификации  таких семей. В данной работе не будем  подробно останавливаться на этом, охарактеризуем лишь семьи с прямым и косвенным десоциализирующим  поведением.

 Семьи с прямым десоциализирующим поведением демонстрируют асоциальное поведение  и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтами десоциализации. К ним можно отнести криминально-аморальные семьи, в которых преобладают  криминальные факторы риска, и аморально-асоциальные  семьи, которые характеризуются  антиобщественными установками  и ориентациями.

 Семьи с косвенным десоциализирующим  влиянием испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских  и детско-родительских отношений, это  так называемые конфликтные и  педагогически-несостоятельные семьи, которые чаще в силу психологических  причин утрачивают свое влияние на детей.

 Можно также отметить криминально-аморальные, асоциально-аморальные и т.п. семьи, несущие обществу фактор неблагополучия.

2. Социальные проблемы  семьи

 Увеличение  числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно  бытовых отношений и повышение  риска поврежденности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье. Также огромное влияние на неблагополучие семей  трудные материальные условия существования  в переходных экономических условиях.

2.1 Немного статистики  социальных проблем  семьи

 В трудных  материальных условиях находится большинство  семей одиноких матерей. По состоянию  на конец 1993 г. их насчитывалось около 1,5 млн. Аналогичные трудности испытывают семьи военнослужащих срочной службы с детьми (около 40 тыс. семей), а также  семьи, в которых один из родителей  уклоняется от уплаты алиментов (800 тыс. семей). Еще одна категория семей, получающих поддержку государства, - это семьи с детьми-инвалидами. В 1993 г. было около 285 тыс. семей, воспитывающих  детей-инвалидов. Следует назвать  также семьи с родителями-инвалидами. Нуждаются в поддержке, кроме  того, и семьи, взявшие детей под  опеку (попечительство). Их около 200 тыс. Следующая многочисленная категория  семей с объективно ограниченными  материальными возможностями - это  многодетные семьи. Их численность  постоянно сокращается и составляет в настоящее время 2,3 млн. Как правило, в трудных материальных условиях находятся семьи с малолетними  детьми (в возрасте до трех лет). Таких  семей около 6 млн. В особом положении  находятся студенческие семьи с  детьми. Фактически они являются иждивенцами  родителей (в большинстве случаев).

 Помимо  этого к семьям, нуждающимся в  особой поддержке государства, должны быть отнесены семьи беженцев и вынужденных  переселенцев. По данным Федеральной  миграционной службы России, на 1 мая 1994 г. в России находилось 200,2 тыс. таких  семей. Еще одна категория семей, нуждающихся в поддержке, - это  семьи безработных, имеющие несовершеннолетних детей. Особый разряд семей составляют девиантные семьи. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др. СР ориентирована не только на решение  данных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения  в России.

 Семейные  конфликты и насилие в семье, эмоциональный разлад и дезорганизация, рассогласование семейных ролей  и несправедливое распределение  семейных обязанностей, пьянство и  многие другие проблемы - все это  заботы социального работника. Необходимо помнить, что не социальный работник разрешает семейные СПр клиентов, а семья с помощью социального  работника осознает свои проблемы и  находит в себе силы их разрешать.

 Преобладающий тип семьи в стране - это простые  нуклеарные семьи, состоящие из супругов с детьми или без них (67% семей). Семьи этого типа делятся примерно поровну на три части: без детей (молодые семьи, еще не имевшие  детей, и старые, где взрослые дети живут отдельно); с одним ребенком; с двумя детьми. Еще 12% супружеских  пар живут с одним из родителей  супругов или с другими родственниками.

 Сложных семей, включающих две супружеские  пары или более, в России очень  мало - всего 3,4%, что подтверждает интенсивность  нуклеаризации семей. Значительную долю составляют неполные семьи - 13%. В  подавляющем числе случаев это  семьи одиноких матерей, разведенных  женщин и вдовцов. В большинстве  этих семей один, реже два ребенка.

 Данная  типология семей используется при  разработке материалов переписи населения. В ее основу положены такие критерии, как брачное состояние, родственные  связи и наличие детей.

 Для целей государственной семейной политики типы семей выделяются по иному основанию - объективному риску  социальной уязвимости, а значит, нуждаемости  в материальной поддержке государства, особых льготах и услугах. Поскольку  в семье один кормилец, в трудных  материальных условиях находится большинство  семей одиноких матерей. Их насчитывалось  около 1,5 млн. Аналогичные трудности  испытывают семьи военнослужащих срочной  службы с детьми (около 40 тыс. семей), а также семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов (800 тыс. семей). Еще одна категория  семей, получающих поддержку государства, - это семьи с детьми-инвалидами. Следует назвать также семьи  с родителями-инвалидами. Нуждаются  в поддержке, кроме того, и семьи, взявшие детей под опеку (попечительство). Следующая многочисленная категория  семей с объективно ограниченными  материальными возможностями - это  многодетные семьи. Их численность  постоянно сокращается и составляет в настоящее время около 2 млн.

 Как правило, в трудных материальных условиях находятся семьи с малолетними  детьми (в возрасте до трех лет). Таких  семей около 6 млн. В особом положении  находятся студенческие семьи с  детьми. Фактически они являются иждивенцами  родителей (в большинстве случаев).

Информация о работе Социальная работа с неблагополучными семьями